Последние статьи
Домой / Новостройка / Биржа труда. Что нужно знать, если вы остались без работы

Биржа труда. Что нужно знать, если вы остались без работы

В жизни каждого из нас бывают сложные ситуации, когда приходиться прощаться с нашей старой работой и искать новую. Причины тому могут быть самые различные: уход по собственному желанию из-за конфликта с начальством или из-за неудовлетворительных условий труда, по семейным обстоятельствам. После решения всех проблем ваше место уже оказалось занято, кто-то вынужден искать новый способ заработка после увольнения или сокращения и т. д.

Жизненные ситуации бывают самыми различными, но исход их только один: нужно искать новую работу. Пока такой возможности нет, можно встать на биржу труда, которая поможет вам найти новый вариант и временно обеспечит пособием. Как это сделать в Москве, и какие документы необходимы для постановки на учет в 2019 году.

Кто может встать на биржу труда?

Прежде всего, необходимо четко понимать, при каких условиях человек имеет возможность встать на биржу труда. Согласно ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», безработным является гражданин, который является трудоспособным и находится на учете Центре занятости, при этом, не являясь где-либо официально трудоустроенным. Как только лицо завершает процедуру постановки на учет, оно получает статус безработного, и по закону оно должно получать соответствующие выплаты.

Однако также следует понимать, что отдельные категории граждан не имеют права встать на биржу труда, о которых также указано в части 3 ст. 3 Федерального Закона «О занятости населения». Кому бессмысленно посещать Центр занятости?

  • пенсионеру по возрасту;
  • лицу, которое еще не достигло 16-летнего возраста;
  • человеку, которому решением суда были присуждены исправительные работы;
  • ранее официально не работавшему и не имеющему образования. При этом служба занятости обязана предложить такому человеку минимум 2 варианта обучения. В случае отказа, встать на биржу труда гражданин не сможет.

Распространенной проблемой является ситуация, когда необходима постановка на учет беременной женщине. Это возможно, однако только в тех случаях, когда женщина не достигла срока беременности в 30 недель. Именно тогда наступает время для декретного отпуска и после тридцатой недели, возможности стать встать на биржу труда уже не будет.

Что необходимо для постановки на учет

Для того чтобы встать на биржу труда и получить полный комплект услуг, включая предложения нового места трудоустройства, а также пособие по безработице, вам необходимо прийти в отделение Центра занятости по месту прописки в Москве или в другом городе, составить заявление и приложить к нему определенный пакет документов. В 2019 году список бумаг для постановки на учет является следующим:

  • паспорт;
  • трудовая книжка (если человек ранее был официально трудоустроен);
  • документ, подтверждающий постановку на учет в налоговой службе;
  • справка о доходах за предыдущие 3 месяца (если гражданин попал под сокращение или был уволен с предыдущего места работы);
  • документы, подтверждающие ваше образование: диплом из школы, из среднего или высшего учебного заведения, где вы обучались, а также документы о прохождении каких-либо курсов (если есть);
  • для оформления пособия также могут потребовать выписку с индивидуального счета застрахованных лиц.

После того как вы официально зарегистрировались и были поставлены на учет, вам придется выполнять некоторые правила. В частности:

  1. Дважды в месяц в указанный сотрудником Центра занятости срок лицо обязано являться и отмечаться. Если безработный игнорирует подобное требование, размер пособия будет уменьшаться. Более того, при регулярной неявке в указанный срок, выплата пособия может быть прекращена целиком.
  2. Сотрудники службы будут постоянно предлагать безработному какие-либо варианты трудоустройства, согласно вашему образованию и квалификации. Если человек был оповещен о той или иной вакансии, он должен прибыть по указанному адресу для прохождения собеседования в срок, не превышающий трех суток.
  3. Если безработный в течение года не находит для себя работу, отвечающую его образованию, квалификации и опыту, Центр занятости может предлагать ему и другие вакансии, не требующие навыков, которыми обладает лицо, состоящее на учете.

Размер пособия по безработице в 2019 году

Если человек вынужден встать на биржу труда, значит, временно его обеспечение перекладывается на плечи государства. Сумма выплат зависит от многих факторов, однако она не может выходить за рамки установленных законодательством сумм. Находясь на учете по безработице, вы станете получать самые различные суммы, минимальная из которых в 2019 году составляет 850 рублей, а максимальная – 4900 единиц национальной валюты.

По последним данным Росстата, уровень безработицы в России в марте 2014 года сократился на 0,2 % и составил 5,4 % от экономически активного населения. Общее количество безработных соотечественников составляет 4,024 млн человек. В 2012-2013 гг. средний уровень безработицы в РФ составлял 5,5 %, что является самым низким показателем за последние тринадцать лет. Для сравнения: в кризисный 2009 год безработными считались 6 млн граждан (8,3 %). Впрочем, по оценкам некоторых экспертов, данные Росстата не полностью отражают картину занятости, и общий уровень безработицы может превышать официальную статистику в полтора - два раза.

Что делать, если вы остались без работы? Какое пособие полагается безработным? Сколько времени можно стоять на бирже труда? Эти и другие вопросы АиФ.ru задал экспертам.

Что делать, если вы остались без работы?

Если вы остались без работы, прежде всего вам необходимо зарегистрироваться в органах занятости населения (на бирже труда) по месту своей прописки. Там вам не только помогут подобрать работу, но и направят на профессиональное обучение, курсы повышения квалификации, причём совершенно бесплатно.

Регистрация в органах занятости не запрещает искать работу своими силами: размещать резюме на профильных сайтах или обращаться в кадровые агентства.

Какие документы нужны для того, чтобы встать на биржу труда?

Чтобы зарегистрироваться в качестве безработного, вам необходимо предоставить в центр занятости населения паспорт (или документ, его заменяющий). Гражданам, относящимся к категории инвалидов, надо предоставить индивидуальную программу реабилитации.

«Также вам понадобятся документы об образовании и профессиональной квалификации (аттестат, диплом), трудовая книжка, справка о среднем окладе за три месяца с последнего места работы, справка о среднем окладе за три месяца с последнего места работы. Стоит отметить, что это не . Эта справка заполняется по специальной форме, образец которой можно взять в Центре занятости или скачать с сайта Департамента труда и занятости населения города Москвы: trud.mos.ru», — объясняет главный редактор рекрутингового портала Rabota.ru Андрей Елисеев .

Непосредственно на бирже труда вам надо будет заполнить анкету-заявление.

Какое пособие кому полагается?

Размер пособия по безработице зависит от того, сколько времени прошло с момента увольнения и как долго до ухода с работы вы трудились в условиях полного рабочего дня. Встать на биржу труда следует в течение 14 календарных дней со дня увольнения.

В 2014 году минимальный размер пособия установлен на уровне 850 рублей, максимальный — 4900 рублей.

«В теории размер пособия высчитывается исходя из процентного отношения к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. В первый год нахождения на бирже безработный соискатель может претендовать: в первые три месяца — 75 % от средней зарплаты, в последующие четыре — 60 %, оставшиеся пять месяцев — 45 % от средней зарплаты. Но поскольку в любом случае его пособие должно укладываться в границы между минимальным и максимальным, то больше отведённых 4900 кандидат не получит, даже если на последней работе его зарплата была под сто тысяч рублей», — подчёркивает Александра Гросс.

На минимальный размер пособия могут рассчитывать ранее не работавшие граждане, а также соискатели, которые хотят выйти на работу после более чем годового перерыва трудовой деятельности. Кроме того, пособие в 850 рублей полагается уволенным за нарушение трудовой дисциплины, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев до начала безработицы и имевшим оплачиваемую работу менее 26 недель.

«Размер пособия по безработице может быть сокращён на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трёх дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение)», — подчёркивает генеральный директор НОЧУ «Институт профессионального кадровика» Валентина Митрофанова.

Сколько месяцев можно стоять на бирже труда?

Согласно российскому законодательству, находиться на учёте в органах занятости можно сколько угодно. Ограничен только период выплаты пособия. Каждый период выплаты не может быть больше 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

С учёта безработный снимается в следующих случаях: при трудоустройстве; после прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (по направлению службы занятости) с выплатой стипендии; длительной неявки (более месяца) на биржу труда без уважительных причин; переезда в другой регион. При попытке получить пособие обманным путём гражданин также снимается с биржи труда. «Кроме того, снятие с учёта возможно в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы. А также назначения пенсии, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости», — рассказывает Митрофанова.

Если вы два раза откажетесь от предлагаемой органами занятости работы, вам могут приостановить выплату пособия на 3 месяца.

Чего не стоит делать безработному?

Некоторые действия гражданина, зарегистрированного в качестве безработного, могут привести к тому, что выплата пособия по безработице будет приостановлена на срок до трёх месяцев. Если вы стоите на учёте в органах занятности населения, вам нельзя:

  • отказываться по истечении трёхмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  • являться на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
  • нарушать без уважительных причин условия и сроки перерегистрации в качестве безработного.

Какие привилегии даёт официальный статус безработного?

Помимо содействия в поиске работы и получения пособия, безработный гражданин имеет право на:

  • бесплатные консультации,
  • бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства,
  • бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства,
  • психологическую поддержку,
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.

Занятость населения - это не только одна из важнейших экономических характеристик. По данной категории можно судить о благосостоянии народа любого государства. При этом оценивается уровень занятости населения, который является важным макроэкономическим показателем.

Определение термина

Занятость населения - это явление социально-экономического плана. Оно представляет собой общественно полезную деятельность населения, цель которой кроется в удовлетворении общественных и личных потребностей, а также в получении заработка (дохода). Данное определение дает Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот важнейший документ принят 19.04.1991 г. под № 1032-1.

Занятость населения - это категория еще и экономическая. Она является совокупностью отношений, которые касаются трудовой деятельности граждан. Данная экономическая категория выражает степень включения населения страны в общественно полезную деятельность. Также она указывает на меру потребности предприятий в работниках, на наличие вакансий, необходимых для получения дохода. Все эти позиции позволяют считать занятость населения одной из важнейших характеристик рынка труда.

Некоторые авторы дают и другое определение данного термина. По их мнению, занятость населения - это главный параметр, необходимый для функционирования рынка трудовых ресурсов. При этом он является определенным видом отношений между людьми экономического и правового характера. И это не удивительно, ведь человек приобретает рабочее место, включаясь в ту или иную кооперацию труда. И до того момента, пока сотрудник остается в выбранной им подсистеме хозяйственного сектора экономики, эти отношения продолжают иметь место.

Категории работников

Закон «О занятости населения в Российской Федерации» дает разъяснение того, кого из граждан страны можно считать включенными в общественно полезную деятельность.

Это люди:
- работающие по трудовым договорам, а также имеющие иную службу или работу, за которую они получают вознаграждение;
- имеющие регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;
- занимающиеся подсобными промыслами и продающие продукцию по заключенным договорам;
- избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемые должности;
- выполняющие различные виды работ согласно договорам гражданско-правового характера или авторским;
- являющиеся членами артелей (производственных кооперативов);
- находящиеся на службе военной, гражданской альтернативной, в органах МВД;
- обучающиеся на очных отделениях учреждений образования;
- временно отсутствующие на своем рабочем месте в связи с болезнью, отпуском, призывом на военную службу и т. д.;
- являющиеся участниками (учредителями) организаций и обладающие в отношении последних имущественными правами.

Требования рыночной экономики

Начиная с девяностых годов прошлого столетия, Россия отказалась от административно-командного вида хозяйствования. Ее экономика стала переходить на рыночные рельсы, что потребовало проведения различных реформ. Не минуло это и сферу занятости. В ней также были проведены многочисленные изменения. Разработка нововведений основывалась на уже полученном развитыми странами опыте. Результатом проделанной работы стал законодательный акт «О занятости населения Российской Федерации», отразивший основные принципы государства по данному вопросу. Первый из них закреплен в Конституции России. Он гласит о добровольности труда и наличии права граждан на свободное распоряжение своими способностями к творческому и производительному труду.

Второй из изложенных в законе принципов касается ответственности государства за создание необходимых условий занятости и свободного выбора гражданами рабочего места. На страну также возлагается обязанность обеспечения и учета долговременных интересов нации. Это третий принцип занятости населения. Органы власти всех уровней должны прилагать усилия для запуска в действие механизмов государственного регулирования, а также не препятствовать рыночному саморегулированию данной сферы. При этом должны быть использованы финансовые возможности внебюджетных фондов, бюджета, общественных объединений, предприятий и самих граждан в целях достижения социальной и экономической эффективности принимаемых правительством программ. Это является четвертым принципом политики государства в сфере занятости населения.

Методы и способы трудоустройства

В любом государстве политика занятости населения определяется, прежде всего, поставленными обществом задачами и целями. При этом каждая страна может использовать собственные способы решения проблем в данной сфере. Так, выделяют американскую модель. Она предполагает создание большого количества рабочих мест, где от людей не требуется высокая производительность, а получаемые ими доходы находятся на низком уровне. Такой рынок труда устраивает значительную часть экономически активных граждан. Формально безработица находится на низком уровне. Однако количество людей с небольшими доходами значительно увеличивается.

При применении скандинавской модели практически все трудоспособное население будет иметь рабочие места с удовлетворительными условиями оплаты. Такое возможно при создании большого количества вакансий в государственном секторе экономики. Однако проведение данной политики чревато появлением инфляционного давления и истощением казны.

При создании европейской модели количество занятого населения сокращается с ростом производительности труда и доходов работающих. Ведение такой политики должно поддерживаться дорогостоящей системой пособий для постоянно увеличивающегося количества безработных.

Виды политики занятости

В сфере трудоустройства своих граждан государство может проводить как активную, так и пассивную деятельность. Первая из них предполагает принятие ряда мер, направленных на содействие занятости населения. Активная политика включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение увольнений работников и сохранение рабочих мест, повышение квалификации населения и его профессиональное обучение, организацию различных общественных работ, поддержку частного предпринимательства и т. д. Все это содействует снижению уровня безработицы в стране.

При проведении пассивной политики государство не принимает меры к содействию занятости. Оно лишь прослеживает те негативные последствия, которые имеют место при высоком уровне безработицы. При этом государство выплачивает пособия нетрудоустроенным гражданам и предоставляет услуги по подбору рабочего места. С этой целью в стране организуется служба занятости населения. Кроме того, при проведении пассивной политики государство оформляет досрочный выход на пенсию. Также оно оказывает материальную или неденежную поддержку безработным.

Развитые страны, имеющие социально ориентированную рыночную экономику, ведут, как правило, активную политику в области занятости граждан. При этом государство стремится к тому, чтобы:
- работа была для всех, кто ее ищет;
- трудовая деятельность находилась на максимально эффективном уровне;
- существовала свобода выбора рабочего места.

Достижение намеченных целей

Для того чтобы намечать действенные меры в реализации политики в области занятости граждан, необходимо учитывать уровень и стадию экономического развития всей страны. Немаловажным фактором решения проблем трудоустройства явится слияние этого направления с решением различных экономических и социальных задач.

Каким образом должен подниматься уровень, характеризующий занятость населения? Работа по улучшению данного показателя осуществляется с помощью методов, которые соответствовали бы практике и национальным условиям.

Предварительно разработанные методы должны постоянно координироваться в рамках проведения социальной и экономической политики. При этом все решения в сфере занятости требуют активных действий не только со стороны государства. Шаги в этом направлении нужны от работодателей, а также от наемных работников.

Органы содействия трудоустройству

В 1991 году в РФ была создана Федеральная служба занятости населения. На сегодняшний день комплексным регулированием трудоустройства граждан страны занимается Министерство труда и социального развития России. Его создали в 1996 г., упразднив при этом сразу три социальных ведомства:

Министерство соц. защиты населения.
- Министерство труда.
- Федеральную службу занятости.

При этом вновь образованное ведомство стало отвечать за выработку Помимо этого, Министерство труда и социального развития осуществляет управление всей системой служб занятости через региональные отделения.

Основной функцией данного руководящего органа является разработка и дальнейшее финансирование программ в сфере трудоустройства, стандартов и выполнение задач при тесном взаимодействии с региональными отделениями. Такая деятельность направлена на защиту населения от безработицы.

В непосредственном подчинении Министерства труда и социального развития находятся региональные службы. Они руководят работой органов данного ведомства, расположенными непосредственно на местах. При этом в обязанности региональных служб входят:
- планирование;
- инструктирование;
- финансирование;
- осуществление контроля.

Местные же службы занятости, которыми руководят региональные органы этой сферы, проводят непосредственную работу с населением. В этом и заключена их повседневная деятельность.

Задачи СЗН

Граждане, желающие найти для себя подходящую работу, должны обращаться в Центр занятости населения своего города или поселка. Это Министерства труда и социального развития, предоставит консультацию и проинформирует об имеющихся вакансиях. Кроме того, Центр занятости населения окажет и ряд других услуг. Среди них:

Выплата денежного пособия по безработице;
- оказание материальной и психологической помощи безработным, а также находящимся на их иждивении членам семей.

СЗН решают четыре основные задачи. Это:
- социальная защита нетрудоустроенных граждан;
- обучение профессиональным навыкам;
- облегчение трудоустройства;
- о наличии вакансий.

Направления деятельности СЗН

Государство любой страны организует и регулирует трудовую занятость своих граждан. Российская Федеральная служба занятости осуществляет деятельность, направленную на:

Составление прогнозов развития и анализ уровня занятости;
- разработку и дальнейшее осуществление целевых программ федерального и территориального уровней, цель которых - содействовать занятости тех граждан, которые находятся под риском увольнения и испытывают трудности в поисках работы;
- организацию профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных граждан.

Данная работа организуется и проводится под непосредственным руководством соответствующего федерального органа, каковым является Департамент занятости населения. Он в рамках своих полномочий создает и курирует территориальные службы.

Департамент занятости населения призван:
- анализировать ситуацию, сложившуюся на территориальных рынках труда, и вырабатывать различные меры, направленные на предупреждение или сокращение негативных последствий массового увольнения работников;
- организовывать работу по регистрации безработных и содействовать им в дальнейшем трудоустройстве;
- назначать и выплачивать пособия по безработице зарегистрированным им гражданам;
- обеспечивать гражданам государственные гарантии;
- организовывать работу любого входящего в эту систему территориального органа, такого, как городское управление занятости населения и районный отдел ЗН;
- заключать договора с учреждениями образования на профобучение безработных;
- содействовать развитию малого бизнеса.

Совершенствование работы с населением

Территориальные органы службы занятости работают в соответствии с Федеральной программой, предусматривающей содействие в трудоустройстве граждан. Основной их задачей при этом является смягчение в регионах РФ. Эта цель достигается при развитии гибкого рынка трудовых ресурсов, приведении к балансу предложений вакантных мест и нетрудоустроенных работников, повышении уровня занятости и т. д. При этом происходит постоянное совершенствование методов и форм работы с населением.

К примеру, занятость населения Москвы и некоторых других городов пытаются направить в русло активизации самостоятельного поиска работы гражданами, обратившимися в Центры СЗН. Для этого работники данной службы внедряют в практику проведение групповых консультационных бесед.

Кроме того, трудоустройству граждан содействуют проводимые «Ярмарки вакансий», «Банки резюме клиентов», «Клубы ищущих работу» и многие другие программы.

Биржа труда создана для подбора работы тем, кто ее не имеет. Здесь имеется множество вакансий по специальностям, на которые потенциальные работодатели подают заявки. При потере работы, сокращении, беременности можно стоять на бирже труда. Любой стоящий на бирже получает установленное законом пособие, если он пока не трудоустроен и активно занимается поиском работы.

Есть ли смысл вставать на учет на биржу труда

Вставать ли на биржу труда? Несомненно, да, так как при поиске работы, если гражданин не встал на учет, ему никто не будет выплачивать пособие по безработице. В случае постановки на учет биржей занятости выплачивается пособие, которое зависит от того, уволился ли человек по собственному желанию или попал под сокращение и т. д. То есть на бирже труда могут встать на учет все трудоспособные граждане, на данный момент не имеющие работы по какой-либо причине.

Даже самое минимальное пособие поможет человеку иметь средства на питание, квартплату и пользование общественным транспортом, пока он подыскивает себе работу. При трудоустройстве гражданин снимается с учета, и пособие ему перестает выплачиваться.

Даже если человек был уволен с то ему все равно полагается минимальное пособие. Но при условии, что он так и не смог за две недели после регистрации на бирже труда.

Как можно встать на учет на биржу труда

Как вставать на биржу труда? На учет ставятся безработные лица. Ими могут считаться только люди трудоспособного возраста, которые не имеют постоянного заработка и работы. При этом безработный гражданин должен быть зарегистрирован в службе занятости как неработающий на данный момент.

Через какое время после увольнения можно встать на биржу труда? Желательно это сделать в течение двух первых недель. Регистрация происходит в день обращения, при наличии всех подтверждающих документов. Но статус безработного может быть присвоен лишь по истечении 11 дней после подачи бумаг. За это время вам обязаны предложить:

  • несколько вариантов работы (постоянной или временной);
  • варианты общественных работ, если нет подходящей вакансии;
  • переподготовку по специальности или курсы для повышения своей квалификации.

При этом работники биржи не могут предлагать работу, если до нее невозможно добраться общественным транспортом (например, за городом). Также недействительно будет и выданное ими направление, которое не подтверждено работодателем. Сотрудники биржи труда не могут приглашать граждан прийти за направлением чаще, чем один раз в две недели, если не имеется подходящей вакансии.

Когда регистрация на бирже труда невозможна

Не могут поставить на учет на биржу занятости гражданина в качестве безработного, если:

  • он работает;
  • учится;
  • на военной службе;
  • не достиг 16-летнего возраста;
  • пенсионер;
  • осужден и приговорен к лишению свободы или находится на ;
  • предоставил ложные документы.

Документы для постановки на учет

Документы на биржу трудадля постановки на учет:

  • паспорт;
  • страховое свидетельство;
  • трудовая книжка;
  • документы о законченном образовании, в том числе и об окончании курсов;
  • справка 2-НДФЛ;
  • заявление.

Заявление заполняется непосредственно на бирже труда, на специально предусмотренном бланке, который выдается на месте.

Подходящая работа

Как вставать на биржу труда для поиска подходящей работы? Такая работа по законодательству РФ - это та, которая пригодна для определенного человека. Она должна быть равна предыдущей по условиям, которые действовали на последнем месте, где работал гражданин. Исключение составляют лишь общественные работы. К тому же вакансия должна подходить и по состоянию здоровья. Также необходимо, чтобы до нее можно было добраться общественным транспортом. Допустимая максимальная удаленность работы от дома - 50 км.

Причем вышеперечисленные условия учитываются, даже если гражданин:

Пособие по безработице

На период и размер выплат влияют стаж, причины увольнения и условия предыдущей работы. В основном пособие рассчитывается по среднему заработку. Но имеются и некоторые исключения.

Минимальное пособие получают те, кто трудоустраивается впервые, не работал более года или уволен с нарушениями. Но при этом, если они проживают в любом районе Крайнего Севера, то имеют дополнительный коэффициент начисления. Также дополнительные средства начисляются чернобыльцам.

Установленные выплаты производятся в течение года. Для тех, кто уволен за нарушения или заново начинает трудовую деятельность после долгого перерыва, - полгода. Если за первый период выплат гражданин не устроился на работу, срок выплат продлевается на второй период, но не может превысить двух лет. Выплата производится два раза в месяц.

Как вставать на биржу труда на второй срок? Для этого проходят перерегистрацию, при которой также нужно появляться на бирже два раза в месяц с необходимыми документами. В случае непосещения учреждения выплата прекращается или останавливается на 3 месяца.

Размеры, приостановление и отказ в выплате пособия

Потерявшим работу первые 3 месяца выплачивается по 75% от средней трехмесячной зарплаты. Последующие четыре месяца - по 60%. Оставшиеся - по 45%, но не меньше минимального пособия.

Прекращаются выплаты при:

  • трудоустройстве;
  • переподготовке или повышении квалификации;
  • неявке на биржу занятости свыше месяца;
  • получении пособия по ложным документам;
  • лишении свободы;
  • назначении пенсии;
  • отказе гражданина от пособия по личному заявлению;
  • смерти гражданина, получающего пособие.

Приостановление выплат на 3 месяца происходит при:

  • двух самостоятельных отказах от предложенной работы;
  • отказе от общественных работ или направления на обучение профессии;
  • появлении на перерегистрации в состоянии алкогольного опьянения;
  • за нарушение дисциплины;
  • нарушении сроков перерегистрации;
  • прекращении обучения по направлению биржи труда в самовольном порядке.

Как встать на учет при сокращении

Как вставать на биржу труда, если гражданин попал под сокращение? Для этого ему потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • справка 2-НДФЛ за последние 3 месяца.

Справку получают в отделе кадров бывшей работы. При этом сообщается, для каких целей она потребовалась. Обратиться на биржу нужно в течение 2 недель после увольнения. Непосредственно на бирже труда пишется заявление на признание гражданина безработным на специальном бланке. Все документы фиксируются, а копии остаются на бирже труда. Через 10 дней дается ответ. Инспектор, который курирует данного гражданина, предложит вакансии по специальности. Выдаются направления к работодателю, который может и отказать в работе. В таком случае через две недели инспектор должен выдать новые направления, по которым необходимо получить согласие или отказ работодателя.

Какие выплаты положены сокращенному работнику

При сокращении и последующей постановке гражданина на учет на биржу занятости ему полагаются выплаты, равные среднему месячному заработку, до тех пор, пока он не устроится на работу. Но оплачиваемый период не может быть более двух месяцев с момента увольнения. В исключительных случаях по решению биржи труда за работником может сохраниться выплата и на 3-й месяц.

Возможен указанный выше вариант, только если после увольнения гражданина поставили на учет на биржу занятости в течение 2-х недель, но он так и не был трудоустроен. Но пособие выплачиваться не будет, если на период поиска работы гражданин все еще числится на каком-нибудь предприятии.

Какие документы на биржу труда нужно предоставить сокращенному человеку? Это трудовая книжка, которая должна быть выдана ему в течение трех дней, паспорт и справка 2-НДФЛ за последние 6 месяцев. Если гражданин встанет на учет в течение 2 недель после сокращения, то он сможет целый год получать пособие на бирже занятости.

Как встать на учет на биржу занятости при беременности

Если гражданку уволили, то необходимо подойти на биржу труда для постановки на учет в течение 2 недель сразу после увольнения. Если ранее женщина не работала, то она может встать на учет до достижения 30 недель беременности. До этого срока пособие на бирже труда выплачивается согласно общим условиям. Регистрация проходит в день обращения.

Также на общих условиях в двухнедельный срок ей будет предложено два варианта вакансий или общественные работы. Если во время беременности не стоит цель найти работу, то можно бесплатно выучиться на другую специальность. В данном случае это будет идеальный вариант для женщины. Но в это время не выплачивается, так как для данного варианта предусмотрена стипендия. Но если вакансию женщине так и не подобрали, то ее поставят на учет как безработную, с выплатой пособия.

Нужно помнить, что постановка на биржу труда по безработице возможна только до 30 недель беременности. Позже этого срока необходимо предоставить инспектору на биржу справку из женской консультации. Далее женщину снимают с учета, и она уходит в декрет. В период беременности и родов пособие по безработице не предусмотрено, поэтому, возможно, не стоит говорить об «интересном положении» до крайнего срока. Для получения пособия после 30 недель необходимо уже обращаться в органы соцзащиты.

Что такое биржа труда?

Биржа труда – это территориальный орган службы занятости, в который работник вправе обратиться после своего увольнения.

Законодательство РФ не обязывает гражданина, который остался без работы, вставать на биржу труда. Но в некоторых случаях сделать это необходимо. Например, в ст. 178 Трудового кодекса РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику:

а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

б) а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2-х месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия);

в) а также в течение 3-го месяца со дня увольнения за ним сохраняется средний месячный заработок (в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в 2-х недельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Именно обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой является основанием для сохранения ему среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обратим внимание на особенность применения ст. 318 Трудового кодекса РФ в отношении пенсионеров, уволенных с работы. Суды приходят к выводу, что назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, - невозможность признания его в качестве безработного. Но при этом признаются несостоятельными доводы о том, что положения ст. 318 Трудового кодекса РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Таким образом, пенсионеры, уволенные в связи с ликвидацией организации, сокращением численности (штатов) могут обратиться на биржу труда в целях сохранения среднего месячного заработка за 4-ый, 5-ый и 6-ой месяцы со дня увольнения.

Обращение безработного гражданина в территориальный центр занятости населения приведет к следующим последствиям:

во-первых, гражданин будет признан безработным;

во-вторых, ему будет назначено пособие по безработице (п. 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1)).

При этом целью биржи труда является содействие гражданам в поиске работы. В этих целях органы службы занятости должны предлагать лицам подходящую им работу (ст. 4 Закона N 1032-1).

Закон N 1032-1 перечисляет лиц, которые не могут обратиться на биржу труда в целях признании их безработными. К ним относятся граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством РФ назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона N 1032-1, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

4) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

5) осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

6) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

7) занятые лица, к которым относятся лица:

а) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ.

б) индивидуальные предприниматели

в) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей)

г) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

е) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

ж) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

к) являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.