Последние статьи
Домой / Жкх / Большая энциклопедия нефти и газа. Философия о путях развития общества

Большая энциклопедия нефти и газа. Философия о путях развития общества

Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс .

Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта.

Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер.

Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом .

Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом .

Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества.

Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность и др..

Революцией называют коренные качественные изменения, скачкообразные перехода от одного состояния к другому.

При рассмотрении исторического процесса, важное значение имеет выяснение того – в чем смысл истории? В этом представляет интерес концепция американского историка Фукуямы. (Конец истории). С его точки зрения – конец подходит к концу, что “Я”человеческое достигло таких форм в социальном развитии, которое оно не сможет преодолеть. Говоря о конце истории Фукуяма имел ввиду, что якобы рыночная экономика и западная демократия символизируют венец человеческой истории.

Какова логика исторического развития?

Этот итог можно выразить следующим образом – это единая, равноправная и конкретная история любой страны – многовариантный.

Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов.

Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития

Источником любого развития являются противоречия .

Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективны е и субъективные.

К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д.

К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом.


Основные формы общественного развития:

эволюция – процесс постепенных, в основном количественных , изменений;

революция – коренные, качественные изменения, скачкообразный переход от одного состояния к другому.

Гражданское общество и правовое государство.

Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.

Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».

К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.

Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.

Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.

Формационное и цивилизационное концепции

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

Те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности;

Те, кто видит определенную логику в истории. Считая историю целенаправленным, закономерным процессом.

Среди подходов к истории наиболее распространены:

Формационный;

Цивилизационный;

Культурологический и др..

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

В целом Маркс выделил пять формаций :

Первобытно-общинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Капиталистическая;

Коммунистическая (социалистическая);

Достоинства формационного подхода -: понимание истории как закономерного объективного процесса. Глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

Недостатки : неучет других факторов (культурных, национальных..), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975)

Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.

Согласно Тойнби цивилизации бывают основными и локальными .

К основным цивилизациям относятся::

Шумерская;

Вавилонская;

Минойская;

Эллинская;

Китайская;

Индусская;

Исламская;

Христианская и некоторые др..

Локальных цивилизаций, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и др.).

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит 4 стадии:

Зарождение;

Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936).

Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение.

Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Шпенглер выделил 8 культур:

Индийская;

Китайская;

Вавилонская;

Египетская;

Античная;

Арабская;

Западно-европейская.

Вопросы для самопроверки

1.Какое определение общества дается в социальной философии?

2. В чем заключаются основные принципы системного подхода к изучению общества?

3. Что такое общественно-исторический процесс?

4. Какова позиция по вопросу о направленности исторического развития? Аргументируйте её.

Гипотезы происхождения человека
Прежде чем ответить на вопрос о происхождении человека (антропогенез), необходимо задуматься о происхождении живой материи, клетки вообще. Эта проблема чрезвычайно сложна. Уже И. Кант отмечал, что проще объяснить происхождение и развитие Вселенной, чем бабочки или гусеницы. Вместе с тем он выражал надежду, что когда-либо наука сможет ответить на этот вопрос. Прошло более двух столетий, однако "воз и ныне там" - наука продолжает довольствоваться гипотезой о естественном происхождении жизни, но экспериментально и фактически доказать ее пока не может. Никто точно не знает, когда и как именно возникла первая живая клетка. Но по приблизительным подсчетам это могло произойти около 3 млрд. 600 млн. лет назад. В дальнейшем мог вступить в действие эволюционный процесс, который и привел к появлению человека. Но в силу того, что строго научным образом гипотеза эволюционного происхождения жизни и человека еще в полной мере не доказана, существует несколько версий: внеестественная, неестественная (или противоестественная), естественная и сверхъестественная . Рассмотрим их подробнее.
Инопланетная , или гипотеза внеземного (внеестественного) происхождения жизни и человека (палеовизит ). Что касается происхождения жизни, то эта гипотеза проверяется, ибо в космосе возможно обнаружение живого вещества, а значит теоретически и гипотетически оно могло быть занесено на Землю. Правда, невозможно представить, как бы это могло произойти, разве что при помощи инопланетян, но тогда мы одно неизвестное объясняем через другое, еще более неизвестное. Но вот что касается человека как такового, то эта гипотеза выглядит уж совершенно абсурдной, ибо по данным многих наук человек, безусловно, является продуктом естественного развития жизни на Земле: он приспособлен именно и исключительно к земным условиям существования, его молекулы и клетки имеют ту же органическую структуру, что и животный мир. И, напротив, нет ни одного фактического подтверждения того, что человек может иметь внеземное происхождение. На Земле существует много загадок, однако то, что наука не может их сейчас объяснить, вовсе не означает, что без инопланетян тут не обошлось. Как в Средние века все непонятное объясняли божественным вмешательством, так сейчас - инопланетянами. Даже если их нет, то их надо придумать, чтобы обывателю было интересно. Но на самом деле эта гипотеза очень банальна и не несет в себе ничего достойного внимания.
Противоестественная (аномальная, неестественная, радиационная) гипотеза. Согласно ей 15-5 млн. лет назад в результате высокой тектонической и вулканической активности произошло вскрытие урановых залежей, что привело к резкому увеличению радиации, оказавшей, в свою очередь, влияние на изменение генетической структуры обезьян. У них стало появляться потомство с врожденными дефектами: меньшей физической силой, увеличенным черепом и т. д. Такое существо уже не смогло бы выжить, приспосабливаясь к окружающей среде, как это делают животные, и поэтому само было вынуждено приспосабливать, изменять окружающий мир (прямохождение, изготовление орудий и труд). Стали возникать зародыши общественных связей. Переход к трудовой деятельности занял около 2 млн. лет и принес спасение возникшему человеку. Однако эта новомодная гипотеза не выдерживает даже логической проверки, не говоря уже о фактическом подтверждении. Всем известно, что радиация не способна позитивно воздействовать на какую бы то ни было материю, а тем более на клетку. Ее потенциал - чисто разрушительный. Правда, радиацию можно использовать в медицинских целях, но лишь для разрушения злокачественных опухолей (рака), тем самым способствуя выздоровлению организма. Поэтому на основе радиации невозможно осуществление мутации, приводящей к совершенствованию, а тем более к появлению нового вида. Став уродом, обезьяна, наоборот, утратила бы всякую способность не только к продолжению рода, но и к выживанию. Если мы все же согласимся с выдвинутой гипотезой, то должны будем признать человека вывихом природы, а разум - способностью, которой могут быть наделены лишь уроды. Облучившаяся обезьяна может превратиться, в лучшем случае, в лысую обезьяну, но никак не человека.
Таким образом, абсурдна гипотеза не только "радиационного", но и любого аномального или природно-неестественного происхождения человека. Эта точка зрения близка к географическому детерминизму, устанавливающему полную зависимость человека от природы. Такую зависимость невозможно отрицать, но не следует и преувеличивать. Изменения в географической среде могли лишь способствовать, но не определять происхождение человека. Вообще все, что связано с биологией и географией, может рассматриваться лишь как предпосылка, пусть даже необходимая, происхождения человека, но никак не причина. Условия среды обитания могут лишь замедлить или ускорить процесс становления человека, но никак не определить его. Иначе мы вынуждены будем признать сущность человека не социальной, а биологической, и сказать, что человек отличается от животного лишь количественно - набором биологических характеристик, но не качественно - наличием общественных отношений. Мы уже убедились, что это не так. Похоже, что критикуемая точка зрения могла возникнуть в научных кругах у тех ученых, которые, обнаружив трудности эволюционной теории, попытались подменить ее новым видом "естественного" происхождения человека. Однако это "естественное" на деле оказывается более фантастическим и невозможным, чем даже "сверхъестественное".
Подводя итог двум рассматриваемым точкам зрения на происхождение человека, можно сказать, что они не заслуживают даже названия гипотезы, ибо для последней, чтобы выдвинуть ее в качестве научного предположения, необходимо наличие хотя бы одного факта, который можно было бы неопровержимо истолковывать в данном аспекте. Однако кроме вымыслов или фантастических и мифологических объяснений человечество ничем иным пока не располагает. Тем не менее, эти "гипотезы" сегодня активно распространяются средствами массовой информации именно для того, чтобы привлечь обывателя к экрану телевизора или газетной публикации. Такая информация не имеет объективной ценности, зато дезориентирует людей, насаждает суеверия в обществе, что не является безобидным.
Остаются нерассмотренными еще две точки зрения - естественного и сверхъестественного происхождения человека. Проанализируем их.
Эволюционная (естественная) гипотеза. Понятие "эволюция" (от лат. evolutio - "развертывание") впервые предложил в 1762 г. швейцарский ученый Шарль Бонне и развил английский ученый-натуралист Ч. Дарвин. Эволюция рассматривалась им как необратимый процесс изменения живого во времени, связанный с постепенным совершенствованием, развитием от простого к сложному, от менее развитого к более развитому. Однако в чем состоит движущая причина эволюции? Философы и ученые спорят по этому поводу уже не одно столетие, но пока убедительных доводов, в полной мере подтверждающих ту или иную версию, не найдено.
Согласно эволюционной гипотезе жизнь возникла благодаря стечению определенных обстоятельств. Миллиарды факторов должны были совпасть, чтобы возник человек, однако современная наука в основном придерживается именно этой гипотезы, выискивая все новые и новые ее доказательства. Обществознание также признает ее наиболее приемлемой, несмотря на множество противоречий и отсутствие необходимых фактических доказательств. В связи с этим подробно остановимся на ней, но после того, как определим следующую, четвертую, гипотезу происхождения человека.
Инволюционная (религиозная или сверхъестественная) гипотеза. На первый взгляд, она полностью противоречит эволюционной. Согласно ей человек был сотворен Богом. Существует много версий этой гипотезы, хотя все они основываются на вере, которую наука не может ни доказать, ни опровергнуть. Наука ищет естественные причины, а вера носит сверхъестественный характер, поэтому они "друг друга не понимают". Это непонимание существует до сих пор. Так, считается, что эволюционная теория несовместима с креационизмом (творением), однако все зависит от того, как понимать последний. Он может носить грубый натуралистический характер, представляя Бога в качестве антропоморфного существа с бородой, лепящего Адама из праха земного и затем берущего ребро у него, чтобы создать Еву, - в этом случае он противостоит не только науке, но и здравому смыслу, а также и самой религии, ибо превращает ее в суеверие. Но креационизм может толковаться умозрительно-символически, когда все противоречия снимаются. Выскажем два таких толкования: Бог мог создать человека не непосредственно, а создав сам мир и запустив тем самым эволюционный процесс (тогда все открытия эволюционной теории будут только подтверждать сверхъестественную); биологическая эволюция, на признании которой основывается эволюционная теория, может породить только биологический организм в качестве человека, но не его как разумное, общественное существо. Иными словами, эволюция, создав тело человека, никак не может создать его душу, творцом которой в рассматриваемой концепции и утверждается Бог.
Таким образом, две последние концепции, т. е. эволюционная и инволюционная, вполне могут сосуществовать одновременно и параллельно, не противореча друг другу, о чем говорил уже средневековый мыслитель Фома Аквинский , но только в том случае, если они, - по утверждению русского философа начала XX в. В.И. Несмелова , не будут вторгаться в сферу друг друга, но признавать обоюдную суверенность. Однако эта философская точка зрения никак не может проникнуть в сознание ни многих ученых-атеистов, ни многих верующих, в связи с чем они продолжают бессмысленную мировоззренческую войну друг с другом. Хотя по существу, конечно, и по определению, без сомнения, эти две концепции логически противоположны: инволюционная говорит о ниспадении человека из божественного состояния и необходимости восстановления своего совершенного образа, а эволюционная рассматривает его происхождение через процесс непосредственной борьбы за выживание. Но дело в том, что эта логическая противоположность носит умозрительный характер и отнюдь не мешает научно-эмпирическому изучению происхождения человека. Инволюция - это умозрительная духовная идея, а эволюция - это научно-эмпирический метод классифицирования множества фактических данных.
Таким образом, науке противостоит не вера, а суеверия, и науке необходимо бороться не с верой (тем более, что это бесполезно), а с суевериями. Однако часто бывает так, что вера обрастает толстым слоем суеверий, а наука, отрицая веру, сама начинает использовать мифы в качестве гипотез.



Становление и развитие эволюционной теории
История понимания антропосоциогенеза имеет свои этапы:

  • первый - происхождение человека и общества рассматривается в рамках тотемизма - от животных;
  • второй - от природных богов - в язычестве;
  • третий - от высшего Бога - в монотеизме;
  • четвертый - естественное, эволюционное происхождение.

Так как современное обществознание придерживается эволюционной концепции происхождения человека, необходимо рассмотреть ее подробнее. При исследовании этой проблемы обществознание использует данные биологии, антропологии, археологии, генетики и других специальных наук. В целом развитие представлений об эволюционном происхождении человека прошло несколько этапов.
1. Уже Карл Линней (1707-1778), шведский натуралист, объединил в один отряд приматов (обезьян) и человека ("Система природы" , 1735). Он ввел понятие вида, считая его вечным и неизменным, и разложил виды согласно иерархии (виды, роды, отряды, классы). Тем не менее, он не считал, что человек произошел от приматов. Он впервые назвал человека homo sapiens (человек разумный).
2. Французский ученый Жан Батист Ламарк (1744-1829) ввел термин "биология" (1802), а самым важным его трудом стала "Философия зоологии" (1809), в которой он изложил свою теорию эволюции живого мира. Он считал, что всему живому свойственно развитие от простого к сложному и высшему. Так осуществляется эволюция ("природа не делает скачков" ). Ламарк пришел к выводу, что видов в природе не существует, а есть только отдельные особи.
3. Мнение, что человек произошел от обезьяны, не вполне обоснованно приписывают Чарльзу Дарвину (1809-1882), сумевшему соединить понятие вида с идее развития. Его последователем стал Томас Гексли (1825-1895), поставивший проблему "промежуточного звена" между человекообразными (антропоморфными) обезьянами и человеком.
4. В XX в. возникает интеграционная, или синтетическая, теория эволюции (СТЭ), основанная как на гипотезе Дарвина, так и на новых данных археологии, биологии, генетики и т. д. Современная наука, изучающая проблему происхождения человека, называется эволюционной антропологией. Количество установленных сейчас движущих факторов эволюции значительно больше, чем в дарвинизме.
Подробнее остановимся на гипотезе Дарвина. Первоначально он хотел стать медиком, затем священником, но в результате длительного морского путешествия стал ученым-натуралистом, хотя и не получил полного биологического образования. Считается, что он совершил революцию в понимании возникновения человека, подобную той, которую осуществил Коперник в отношении понимания мироздания. Его не устраивал механизм изменчивости, предложенный Ламарком, а прочитав книгу Томаса Мальтуса "Опыт о законе народонаселения..." (1798), он пришел к идее естественного отбора. Признается, что это открытие Дарвин обосновал в книге "Происхождение видов путем естественного отбора или выживание благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь" (1859). Сразу же после выхода книги в свет его начали обвинять в том, что он отрицает божественное сотворение человека. Биограф Дарвина И. Стоун указывает, что он тяжело переносил такие обвинения и что ни слова не говорил конкретно о происхождении человека из обезьян. Дарвин пояснял: "Я сознательно не касался этого аспекта. В своих рассуждениях я всего лишь писал, что в далеком будущем откроются необозримые горизонты новых исследований. И что они прольют свет на происхождение человека и его развитие" 1 . Утверждал же он лишь следующее: "... я рассматриваю живые существа не как особые творения, а скорее как прямых потомков немногочисленных существ, живших давно..." 2 .
Упомянутая книга Дарвина, однако, больше поставила вопросов относительно естественно-биологического происхождения человека, чем решила. Но в следующей работе, посвященной данной теме и опубликованной в 1871 г. ("Происхождение человека и половой отбор" ), Дарвин назвал первую главу "Доказательства происхождения человека от какой-то низшей формы". Он подчеркивал внешнее сходство человека с "антропоморфными обезьянами", которые даже могут "с наслаждением курить табак". "Человек и прямоходящие животные, - писал он, - сложены по общей модели, прошли те же примитивные стадии развития, сохранили общие черты. Поэтому мы легко можем говорить об общем происхождении. Только естественный предрассудок и высокомерие заставляют нас искать родство с полубогами" 3 . Главный вывод данного сочинения Дарвина таков: "Человек происходит от менее совершенной органической формы". Он считал невозможным отрицать, что человек произошел от дикарей, и родство с обезьянами его не пугало.
Некоторые биографы Дарвина пишут, что отрицательное отношение теологов ученого огорчало, ибо он, по его же словам, не имел богоборческих мыслей, а лишь считал, что в мире и эволюционном процессе действуют и природные законы, которые необходимо познавать 4 . Критика теологов носила именно теологический, а не научный характер. Хотя среди них были такие, которые поддержали естественный взгляд на происхождение человека, считая, что религия и наука не могут противоречить друг другу, а тем более отрицать друг друга: они сосуществуют параллельно, отвечая на различные духовные запросы. Наука может противоречить лишь суеверию, но не вере, если она основывается на умозрительной метафизике, не зависящей от эмпирических подтверждений или опровержений.
Считается, что сам Дарвин не находил коренного противоречия между своими научными взглядами и религиозными представлениями. Он полагал, что Творец первоначально вдохнул жизнь "в одну или ограниченное число форм". Таким образом, теория Дарвина о естественном отборе в целом не отрицала гипотезу о божественном сотворении человека, она лишь разрушала непосредственно-натуралистические, невежественные представления о возможном акте такого творения. Идеи Дарвина разрушали также теорию неизменяемости видов как непосредственно сотворенных божественной волей. Объективно происходило следующее: его идеи помогли религии освободиться от некоторых устаревших естественнонаучных представлений, например, Карла Линнея, т. е. от невежества. Тем самым они способствовали углублению религиозных представлений, придавая им более умозрительный характер. Дарвин сделал эволюционизм неотъемлемой частью биологии, однако это не отменяет креационизм в его не непосредственном, а изначальном варианте. Бог может рассматриваться творцом человека не в его готовом виде, а в качестве творца живой жизни, или, идя еще дальше, материи и всего мироздания. Кроме того, так как Дарвин изучал лишь сферу биологического происхождения человека, то его гипотеза в принципе не была способна объяснить происхождение человека как духовного существа, т. е. объяснить происхождение его сознания, разума и т.д.
В своих работах Дарвин очень близко подошел к суждению относительно происхождения человека из обезьяны, однако он был осторожен в выводах. Но за него их сделали другие, в частности, Фридрих Энгельс в наброске "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" . Эта работа, оставшись незаконченной, была написана примерно в 1876 г. и опубликована впервые в 1896 г., являлась скорее идеологическим, чем научным продуктом. Она представляла собой материал для его "Диалектики природы". Энгельс, не имевший никакого биологического образования, примитивизировал гипотезу Дарвина, стремясь всеми силами сделать из нее атеистические выводы. Недостающие в его гипотезах факты он домысливал. По Энгельсу, человек произошел от "необычайно высокоразвитой породы человекообразных обезьян", "сплошь покрытых волосами, имеющих бороды и остроконечные уши", жили они "стадами на деревьях" 5 . Вместе с тем Энгельс разрабатывал "трудовую" гипотезу происхождения человека, отмечая важнейшую роль труда. В этой связи можно согласиться с тем, что "труд создал человека".
Но уже Гегель еще до Дарвина и Энгельса отмечал, что способность стоять вертикально "служит выражением человека", а его рука представляет собой "абсолютное орудие". Вертикальное положение человека Гегель называет "абсолютным жестом", на который способен только человек. Рассуждения философа на эту тему весьма оригинальны и глубоки, были высказаны впервые в истории обществознания: "Человек не является от природы, с самого начала своей жизни, поставленным в прямое положение, но сам выпрямляется энергией своей воли; и хотя эта его манера держаться стоя, превратившись в привычку, уже не требует более никакого нового напряжения деятельности воли, но все же состояние это должно быть постоянно проникнуто нашей волей, так как иначе мы тотчас же должны были бы упасть. Рука и в особенности кисть руки человека есть точно так же нечто, только ему свойственное; ни одно животное не имеет такого подвижного орудия деятельности, направленного вовне. Рука человека, это орудие орудий , способна служить выражением бесконечного множества проявлений воли" 6 . Язык является более совершенным выражением духа, у образованного человека он заменяет собой жесты и мимику.
В обществознании XIX - начала XX в., в связи с примитивизацией идей Дарвина и перенесением их на жизнь общества, возник так называемый социальный дарвинизм (вытекающий из мальтузианства), которому свойственно сведение закономерностей общественной жизни к биологическим механизмам естественного отбора, борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных. Предшественником социального дарвинизма был Т. Мальтус, а непосредственным его основателем - Г. Спенсер. Социальный дарвинизм крайне отрицательно сказывается на возможности построения гуманистического мировоззрения. Он переносит принципы извращенно устроенного общества (где человек человеку враг) на животный мир, а затем стремится внедрить их в науку в качестве объективных.
А теперь, для объективности, остановимся на противоречиях в теории эволюции .
Одним из противоречий является фактическое отсутствие межвидовых звеньев в природе. За всю историю человечества, за тысячелетия еще ни разу не удалось наблюдать превращение животного или растения в существенно иные формы. Не найдено ни одной переходной формы от одного вида к другому. Предполагалось, что Археоптерикс - "мозаичная" форма, имеющая признаки рептилий и птиц. Но сейчас установлено, что это не переходная форма, а самостоятельный вид, существовавший параллельно с птицами. У него нет рудиментарных органов.
Теория рекапитуляции Эрнста Геккеля (1834-1919), выдвинутая в 1860 г., говорила о том, что любой зародыш в своем развитии проходит целый ряд стадий, повторяя весь эволюционный путь данного вида. Ключом к познанию филогенеза, по Геккелю, служит онтогенез. Однако развитие эмбриологии опровергло его теорию, в связи с чем он вынужден был в 1907 г. признать, что намеренно преувеличил данные, подгоняя их под свою схему. За эти подтасовки Геккель был осужден университетским судом города Йены.
Существующее многообразие видов находится в явном противоречии с "деятельностью" естественного отбора. Российский философ первой половины XX в. С. Л. Франк отмечал, что крыса, ворона и таракан - самые выносливые. Тогда зачем еще природе понадобилось создавать новые виды, зачастую экзотические и слабые? Сами эволюционисты большей частью уже не держатся чисто дарвиновского учения о накоплении мелких эволюционных изменений, "фильтруемых" естественным отбором, и выдвигают видоизмененные теории, ибо в процессе "отбора" очень часто закрепляются не те качества, которые способствуют приспособляемости к среде и выживанию в ней, а напротив, вредные. Что касается человека, то это безволосость, отсутствие когтей и клыков, неудобство прямохождения, долгий период детства и т. д.
Существует точка зрения, что естественное возникновение жизни в результате необходимого набора условий столь же неправдоподобно, как сборка самолета в результате урагана, пронесшегося над свалкой мусора. Поэтому ряд философов полагает, что "истинность" эволюционной теории означает вовсе не действительное существование эволюционного процесса, а только то, что эта гипотеза представляет собой такого рода схему, которая весьма простым образом позволяет привести в единство факты, видимо, ничего общего между собою не имеющие.. А наличность непримиряемых пока споров между "неодарвинистами", "неоламаркианцами", "менделистами" и другими говорит о том, что "для деталей схемы еще не найдена та форма, которая бы хорошо обхватывала соответствующий фактический материал" 7 .
Тем не менее, современная наука позаимствовала у Дарвина две основополагающие идеи: то, что жизнь на земле эволюционирует, и то, что основным ее механизмом является естественный отбор. Современная наука добавляет, что эволюция не лишена скачков и может производить мутации не только в зависимости от приспособляемости к внешней среде, но и по внутренним причинам организма, социальной и духовной среды (Тейяр де Шарден).
Ответить на вопрос, как происходят видовые изменения, попыталась новая наука XX столетия - генетика. Были открыты механизмы наследования и изменения на молекулярном уровне (молекулы ДНК и РНК), которые стали изучаться молекулярной биологией. В 1960-х гг. был открыт генетический код человека, состоящий из 64 элементов (триплетов), что позволило объяснить феномены наследования, вариаций и мутаций. Это позволило также найти совершенно новый способ определения степени родства любых живых организмов по степени совпадения строения ДНК. По этим сравнениям человек отличается от шимпанзе на 2,5%. Но это может доказывать лишь то, что у человека с этими обезьянами имеется общий предок. То, что было выяснено на молекулярном уровне, должно быть прояснено и на уровне собственно биологическом, видовом. А здесь успехи со времен Дарвина невелики, т.е. не носят принципиального значения. В XX в. возникла социобиология, исследующая возможности обнаружения у животных предпосылок поведенческих форм, свойственных человеку. Однако социобиологи не сумели осуществить провозглашенный ими синтез биологического и социогуманитарного знания. Характерный для социобиологии генетический детерминизм обусловлен неадекватным использованием и трактовкой результатов современной генетики и эволюционной теории, а также недооценкой роли социальных факторов человеческой жизнедеятельности.
Тем не менее, на сегодняшний день концепция естественного происхождения человека остается наиболее приемлемой, а ее недостатки говорят не столько о ложности данной точки зрения, сколько о недостаточном развитии современной науки, ее примитивных представлениях о происхождении человека. Эволюционный процесс мог происходить гораздо сложнее и противоречивее, чем это представлялось ранее.

Этапы биологического становления человека
Рассмотрим вначале становление человека с точки зрения использования орудий труда. Попробуем суммировать то, что известно археологии о происхождении человека.
С самого начала своей истории человек создавал вокруг себя искусственную среду обитания, используя при этом орудия труда, древнейшие из которых изготавливались из природных материалов: камня, вулканического стекла, кости, дерева, растительного волокна. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три "века":
1) Каменный век - продолжался от 2,5 млн. лет до н.э. до III тысячелетия до н.э. Он делится на несколько эпох:

  • палеолит (от греч. "палайос" - древний и "лuтос" - камень) - 2,5-10 тыс. лет до н.э., древний каменный век. Возраст древнейших каменных орудий труда - 2,9 млн. лет (стоянка Хадар в Эфиопии) и 2,5 млн. лет (в Кении и Танзании). Древнейшим деревянным находкам не более 400 тыс. лет (Европа);
  • мезолит (от греч. "мезос" - средний) - XII-V тысячелетия до н.э., средний каменный век, период распространения мелких каменных орудий (микролитов). Отступление ледника, всеобщее потепление (вымирание мамонтов) произошло в конце X-IX тысячелетия до н.э. - начало современной геологической эпохи;
  • неолит ("новый камень") - VIII-III тысячелетия до н.э.), последний послеледниковый период. Возникает культурный цикл "кочующих пастухов" (номадов), который, распространяясь от центральной Азии до Северной Африки, создает великие ранние цивилизации: Месопотамскую (Двуречье), Египетскую, Китая и долины Инда. Начинается создание керамических изделий, совершенствуются земледелие и скотоводство. Керамика - первый искусственный материал - был впервые изобретен 26 тыс. лет назад, а посуда из керамики стала изготавливаться лишь 13-12 тыс. лет назад. Гончарный круг появился в г. Урук в IV тысячелетии до н.э.;
  • халколит (от греч. "хaлкос" - "медь") - медно-каменный век (IV-III тысячелетия до н.э.;

2) бронзовый век продолжался с III по II тысячелетие до н.э.
3) железный век - начался во II тысячелетии до н.э., длится до сих пор.
Теперь обратимся к анализу этапов становления человека.
Считается, что первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн. лет назад. Предполагается, что эволюция была мозаичной, т. е. имела различную скорость и многовидовое различие. Попробуем представить то, как видится сегодня происхождение человека, какие этапы он проходил.
I. Отдаленные предшественники человека. К ним иногда относят антропоморфных обезьян, но являются ли они таковыми? Предков первобытного человека еще называютпреантропами . Рамапитек - сейчас установлено, что это скорее вымершая обезьяна, чем предшественник человека (жили 14 млн. лет назад). От рамапитеков произошли орангутанги - человекообразные обезьяны, живущие в лесах островов Калимантан и Суматра. Предполагают, что общими предками человека и обезьяны были дриопитеки ("древесная обезьяна"), обитавшие на деревьях, от которых произошли шимпанзе, горилла и человек)). Затем изменение климата заставило дриопитеков спуститься на землю. Скелет этого существа был найден в 1856 г. во Франции.
Австралопитеки (от лат. australis - "южный" и греч. pithekos - "обезьяны") - жили от 5,5 до 1,8 млн. лет назад. Их скелеты были обнаружены в 1922 г. английским археологом Раймондом Дартом в Южной Африке. Удивительно то, что австралопитеки были прямоходящими. Это порождало массу неудобств, но способствовало высвобождению рук и использованию в качестве орудий естественные продукты природы (камни, палки и т. д.). Однако австралопитеки не умели изготавливать каменные орудия труда. Ими была утрачена густая шерсть. Рост их был около 1,5 м, а вес - 40-50 кг. Некоторые ученые считают, что один из видов австралопитеков стал настоящим предком человека и должен относиться к гоминидам, другие не относят австралопитека к прямым предкам человека, считая его более близким к обезьяне.
II. Вид homo. Вообще слово гоминиды произошло от латинского homo - "человек", и под таким термином понимают семейство отряда приматов, включая ископаемых людей и человека современного типа.
Homo habilis - "человек умелый" (существовал около 2,5 млн. лет назад), считается первым представителем человеческого рода. Он создал самые древние в мире первые искусственные каменные орудия из отколотой и заостренной гальки (ранний палеолит).
Другая ветвь эволюции homo - homo erectus ("человек выпрямленный", или "прямоходящий"). Время существования - начало ледникового периода. Он уже владел примитивной членоТемаьной речью, разводил огонь. Просуществовал без изменений около 1 млн. лет. К этой ветви относят:
- питекантропа ("обезьяночеловек") - был обнаружен на о. Ява. Правда, позднее Эжен Дюбуа признал, что человеческая бедренная кость была им найдена за 15 м от черепа (напоминавшего череп гиббона) и притом год спустя, о чем вначале удачливый исследователь умолчал;
- синантропа ("китайский человек", от лат. Sina - "Китай") - останки были найдены во время раскопок в 1928-1937 гг. в Северном Китае, жил примерно 460-230 тыс. лет назад, добывал огонь и изготавливал примитивные орудия труда (возможна некорректная интерпретация данных).
III. "Человек разумный" (homo sapiens), к которому относят неандертальцев и кроманьонцев.
Неандерталец (по названию германской долины Неандерталь близ города Дюссельдорф, где впервые были обнаружены его останки, жили около 200-30 тыс. лет назад) - вид, к которому принадлежит и современный человек. Мозг неандертальца по объему нередко превышал средний для современного человека (1500-1600 см3). Он носил одежду из шкур и умел строить простые жилища, а около 60 тыс. лет назад научился добывать огонь, хоронил своих сородичей, сохранял стариков и кормил больных (зачатки морали?), совершал простейшие обряды, что свидетельствует о возникновении тотемизма. Появляются зачатки искусства - наскальная живопись, изображения женщин. Примерно 30 тыс. лет назад неандертальцы вымерли в результате экологической катастрофы, или были истреблены "человеком разумным разумным" ("дваждыразумным", кроманьонцем), или смешались с ним. Первоначально считалось, что неандертальцы - потомки питекантропов, останки которых были обнаружены голландским антропологом Эженом Дюбуа на острове Ява в 1891-1893 гг. Однако сегодня большинство исследователей склоняются к мнению, что неандертальцы - боковая ветвь развития гоминидов .
Кроманьонец - другой подвид человека разумного. Это человек современного типа (homo sapiens sapiens), внезапно сменивший неандертальца в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке и Палестине (30-40 тыс. лет назад, неолит). Он расселился по всем континентам, пройдя по дну Берингова пролива.
Современная биология утверждает, что человек разумный (Homo sapiens) относится к семейству людей, подотряду человекообразных обезьян отряда приматов. К человекообразным обезьянам относят орангутангов ("лесной человек"), горилл ("вегетарианцы") и шимпанзе. Однако помимо перечисленных основных ветвей в эволюции человека существовали и второстепенные, "слепые", "тупиковые" ответвления эволюционного развития (гигантопитеки и мегантропы). Предполагается, что за последние 2 млн. лет возникло и вымерло несколько видов людей. Но до сих пор нет четкого ответа на вопрос о непосредственном предшественнике человека, - данная эволюция пока не выстроена в непогрешимой линейной последовательности. Однако существующие противоречия и недостаток фактического материала в эволюционной гипотезе все же не разрушают ее, а лишь указывают на то, что она не носит примитивный прямолинейный характер. Эволюционная концепция признается как биологией, так и современным общественным мнением как наиболее приемлемая.

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода - пар - вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений :

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика . Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития , выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики : универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция . Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII -XIX вв., стала промышленная револю­ция , в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существует несколько подходов к определению общей направленности исторического процесса˸ линейный (стадиальный) и нелинейный .

Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на базе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм и прогрессизм . Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущей к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является социальный регресс – процесс упрощения, деградации общества.

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций . Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер ᴇᴦο противоречий. К. Маркс определил пять формаций˸ первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа. Коммунизм как общество социальной справедливости и равенства является целью исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой формационного подхода к истории.

Э. Тоффлер выделил 3 волны в развитии общества˸ аграрную, индустриальную и постиндустриальную, переход к которым осуществляется посредством научно-технической революции.

Во второй половине ХIХ в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма - направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. Сорокина.

История – это движение общества во времени. Динамическое единство прошлого, настоящего и будущего раскрывает историю как направленный процесс. Существует несколько подходов к определению общей направленности исторического процесса: линейный (стадиальный) и нелинейный .

Линейный подход оценивает историю как поступательное восхождение общества к более совершенным состояниям на основе преемственности накопленного опыта, знаний, а также как нисхождение общества к более простым состояниям. В рамках линейного подхода выделяют такие интерпретации истории, как регрессизм и прогрессизм . Понятие общественного прогресса отражает процесс поступательного движения общества по восходящей линии, ведущей к усложнению системно-структурной организации общества. Противоположным прогрессу является социальный регресс – процесс упрощения, деградации общества.

Наиболее развитой вариант прогрессистского подхода представлен в марксистской концепции общественно-экономических формаций . Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории. Закон перехода от одной формации к другой определяет специфика способа производства, на котором базируется общество, и характер его противоречий. К. Маркс определил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа. Коммунизм как общество социальной справедливости и равенства является целью исторического развития. Концепция К. Маркса стала основой формационного подхода к истории.

Э. Тоффлер выделил 3 волны в развитии общества: аграрную, индустриальную и постиндустриальную, переход к которым осуществляется посредством научно-технической революции.

Во второй половине ХIХ в. социальный и экономический кризис Западной Европы развеял претензии европоцентризма - направления в философии истории, согласно которому история Европы является идеальной моделью развития в целом. Обществознание этого времени сориентировалось не только на общее и универсальное, но и особое, неповторимое в истории. Эта сторона исторического процесса получила свое развитие в нелинейных концепциях истории, в рамках которых история предстала как множество цивилизаций, культур, а также глобальных самостоятельных циклов, состояний. Наиболее авторитетны концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция локальных культур О. Шпенглера, концепция цивилизаций А. Тойнби, теория культурных суперсистем П. Сорокина.

Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого типа движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человечес­кой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальности, изменения которой выступают в качестве ведущего факто­ра истории. Переход от культуры одного типа к культуре дру­гого осуществляется через культуру промежуточного типа.

Линейный (формационный) и нелинейный подходы одновременно и альтернативны, и дополняют друг друга. В рамках формационного подхода история предстает как единый, закономерный, направленный к более совершенным состояниям общества процесс социодинамики. Однако в концепции К. Маркса история безальтернативна, экономически детерминирована, а поэтому упрощена и схематизирована. Нелинейные концепции социодинамики подчеркивают своеобразие, уникальность судеб различных этносов. Не отрицая повторяемости в истории, они утверждают цикличность и нелинейность ее развертывания, подчеркивают духовное, культурное единство людей. В то же время нелинейные концепции зачастую используют биологические, морфологические аналогии при оценке динамики общества; утверждают обособленность исторических судеб народов.

Основными формами социальной динамики являются эволюционные (постепенные) изменения и революционные (коренные) преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения происходят в рамках устоявшегося социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя. При этом происходит изменение социальной системы, политических институтов, системы социальных ценностей и отношений.

В конце XX в. Ф. Фукуяма выдвинул представление о «конце истории» как следствии ухода с исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств. Другие исследователи полагают, что мировая история сейчас находится в точке бифуркации, где соотношение порядка и хаоса меняется и на­ступает ситуация непредсказуемости.