Последние статьи
Домой / Аренда / Церковь в правление императоров фоки и ираклия. Значение фока, император в энциклопедическом словаре брокгауза и евфрона

Церковь в правление императоров фоки и ираклия. Значение фока, император в энциклопедическом словаре брокгауза и евфрона

Старший сын императора Маврикия Феодосий родился в столице летом или осенью 585 г. 25 марта 595 г. отец сделал его соправителем. Около 597 г. Маврикий, тяжело заболев, составил на всякий случай завещание, согласно которому империя разделялась между его сыновьями, причем Феодосию предназначались Константинополь и большая часть Малой Азии.

Осенью 602 г. часть армии потребовала передать власть юному Феодосию или его тестю Герману, однако Маврикий, еще надеясь подавить мятеж, отказался. После бегства императора из столицы Феодосий был послан к персам за подмогой, но еще в Никее его догнал приказ возвратиться назад. Он вернулся уже после казни отца и своих братьев. Фока задержал его и приказал уничтожить. Однако голова Феодосия не была вместе с другими предъявлена на ипподроме, и появился слух, что он спасся и бежал в Иран. Это стало более правдоподобным после того, как Фока казнил того человека, которому поручалось убийство последнего сына Маврикия. Вскоре в Персии появился некто, называвший себя Феодосием. Хосров II короновал его по монофиситскому обряду и поручил командовать частью отрядов, вторгшихся в Византию. До 607 г. Феодосии, или Лжефеодосий, воевал в Армении, а после, видимо, погиб, так как в дальнейшем историками не упоминается.

Фока (? - 610, имп. с 602)

До своего стремительного взлета на трон Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае. Обладая среди солдат известным влиянием, он входил в одно из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с василевсом настолько непочтительно, что присутствовавший там некий сенатор, возмутившись, ударил его по лицу и оттаскал за бороду. Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим («экзархом») и пошли на столицу.

После бегства Маврикия на престол, кроме Фоки, мог претендовать Герман, авторитетный как среди солдат, так и среди простого народа. Но Герман колебался слишком долго, а когда решился принять власть, прасины воспротивились его избранию.

23 ноября 602 г. патриарх возложил на голову Фоке императорскую диадему, а через два дня новый правитель под ликование членов цирковых партий и простых горожан вступил в Константинополь. «Так как димы прославляли узурпатора и все страстно хотели перемен, это чудовище было провозглашено императором, узурпатор стал владыкой императорского скипетра, горе взяло верх над счастьем и с этого времени начались великие и, можно сказать, прославленные бедствия ромеев» (Ф.Сим., ).

Фока, по обычаю, раздал донатив солдатам, и 25 декабря отметил играми свое консульство. Однако грубый, свирепый и невоздержанный тиран вскоре заставил граждан с плачем вспоминать о временах свергнутого Маврикия. Фока стал одним из тех немногих императоров, чье правление получило однозначную и единодушную негативную оценку историков.

Свой приход к власти он, и в пурпуре оставшийся солдатом, ознаменовал целой серией казней среди аристократии, которую сам, будучи низкого происхождения и не имея никаких заслуг, ненавидел и боялся. Кроме Маврикия, его сыновей и фаворитов (Диоклетиона и Коментиола), он велел убить многих других знатных людей, в том числе и того сенатора, который выдрал его за бороду на приеме у покойного василевса. Террор вскоре перешел на простых граждан. Скорбь и ужас охватили византийцев «с тех пор, как во дворец вторгся этот калидонский тиран, закованный в железо, этот полуварвар из племени киклопов, этот распутный кентавр , для которого царский престол был лишь ареной для пьянства» (Ф.Сим., ). Даже внешностью -низкорослый, рыжий, с густой бородой и широкой грудью, с обезображенным шрамом лицом, Фока скорее напоминал какого-нибудь варварского царя, чем императора ромеев.

Уже в 603 г. против Фоки в столице вспыхнуло восстание. Зачинщик евнух Схоластик и многие другие участники были казнены, а те из родичей Маврикия, кто еще оставался жив (его вдова Константина с дочерьми, Филиппик и Герман),оказались в монастырях.

Внешнюю политику государства новый император начал проводить самую неудачную. Будучи чужд традициям политической верхушки империи и постоянно чувствуя ее скрытую оппозицию, Фока обратился за поддержкой на Запад, к папе Григорию Великому. В 603 г. император заключил союз против лангобардов с королевой австразийских франков Брунгильдой, а экзархом в Италию назначил угодного папе Смарагда, который сумел добиться перемирия с лангобардами. Василевс подтвердил главенство пап в делах церкви и впоследствии, при папе Бонифации III, запретил константинопольскому патриарху именоваться «вселенским» (607). Григорий I (ум. 604) приветствовал Фоку как избавителя от «тирании Маврикия», а в 608 г. Смарагд воздвиг в Риме колонну в его честь, с золоченой бронзовой статуей императора наверху. Эта колонна, но уже без статуи и со стертым именем Фоки, и поныне стоит на Форуме близ триумфальной арки Септимия Севера.

К делам на Востоке Фока относился с пренебрежением, что не замедлило принести соответствующие плоды. Он долго медлил с отправкой в Ктесифон традиционного посольства, извещавшего персидский двор о воцарении нового правителя ромеев. Сделав это лишь в середине 603 г., он додумался поставить во главе делегации Лелия, убийцу Маврикия. Хосров II немедленно воспользовался подобной бестактностью как предлогом к войне, тем более что в Персию бежал человек, выдававший себя за законного наследника престола Феодосия. В том же 603 г. Хосров Парвиз и (независимо от него) не признавший узурпатора Нерсес начали с ним войну. Но коварный император обещаниями склонил Нерсеса, перед военными способностями которого те же персы трепетали, прекратить боевые действия, захватил его и, презрев собственные клятвы, казнил. Годом позже он направил на Восток армию под командованием Леонтия, своего приближенного и соратника. Персы разгромили эти войска, и Фока, не знавший границ в своем гневе, распорядился заковать Леонтия в цепи.

К 607 г. Византия потеряла Армению, персы овладели Феодосиополем и Дарой, стены которой были ими срыты. Две армии Хосрова, во главе с Ша-хином и Шахрваразом, успешно действовали в Малой Азии - первый дошел до Халкидона (!), а второй взял Эдессу. Иудеи, населявшие палестинскую Кесарию, возмутились и сами сдали город персам.

В Константинополе, несмотря на атмосферу жесточайших репрессий, зрело недовольство. В 605 г. в высших эшелонах столичной знати возник заговор против автократора - его решено было ослепить и убить на ипподроме во время праздников. Но женщина, носившая письма организаторов в монастырь опальной Константине, выдала заговорщиков, и Фока учинил над ними расправу с присущим ему садизмом: Анастасий, комит дворцовых щедрот, и Феодор, префект претория, были обезглавлены, еще одного участника использовали как мишень для лучников на загородном стрельбище, а начальника арсенала Елпидия с отрубленными конечностями, выколотыми глазами и отрезанным языком посадили в лодку и, пустив в море, сожгли живьем. Вскоре настал черед Константины и трех ее дочерей: их убили там же, где и остальных членов семьи Маврикия, на молу Евтропия в Халкидоне.

В 607 г. самодержец выдал дочь за бывшего своего начальника, комита экскувитов Приска, человека весьма почтенного. Портреты молодых, как это было принято, цирковые партии выставили на ипподроме вместе с императорскими. Фока, невоспитанный и не знавший этикета, усмотрел в этом тайный намек на желание народа видеть Приска императором и, рассвирепев, приказал обезглавить димархов. Лишь заступничество горожан спасло жизнь несчастным. После этого события Приск, опасаясь за свою судьбу, сам начал интриговать против звероподобного тестя.

В 609 г. на ристаниях прасины кричали Фоке, известному чрезмерным пристрастием к спиртному: «Опять засовывал свой нос в кувшин, [пил вино,] опять разум потерял!» (Феоф., ) Император отреагировал как обычно: эпарх города по его приказу отрубал виновным головы или, зашитыми в мешки, бросал их живыми в море. Прасинам было запрещено занимать государственные должности. В ответ жители подожгли преторий, тюрьмы и канцелярии.

Тогда же иудеи, возмущенные нелепым распоряжением Фоки подвергнуть их насильственному крещению, подняли восстание и убили многих христиан, в том числе антиохийского патриарха Анастасия. Ставленник василевса, комит Востока Вон, отлично усвоивший методы своего патрона, устрашал Сирию зверствами - вешал, жег, топил и бросал на растерзание диким животным всех подозреваемых в причастности к мятежу. «Таким образом, персы свирепствовали извне, а Фока еще хуже свирепствовал внутри отечества и убийствами, и заточениями» (Феоф., ).

Беззакония, творимые императором, отвратили от него даже бывших соратников, ибо никто уже не мог чувствовать себя в безопасности вблизи этого необузданного владыки. Государственные дела пришли в состояние полного упадка, поэтому когда появился человек, с оружием в руках возглавивший борьбу против узурпатора, он нашел себе повсеместное сочувствие и поддержку. Этим человеком оказался Ираклий, экзарх Африки, родом армянин, прославленный военачальник времен Маврикия. В 609 г. он отказался послать в столицу хлеб. В ответ Фока запер в темницу его жену и невесту его сына, тоже Ираклия (женщин позже освободили прасины). Следующим летом Ираклий-отец, обеспечив себе поддержку ряда должностных лиц не входившего в экзархат Египта, начал готовить войска. Августал Египта известил об этом Фоку и сумел увести в столицу александрийский флот. Пока василевс собирал силы, из Карфагена отплыла эскадра под началом Ираклия-младшего, а по суше отправился корпус во главе с племянником экзарха, сыном его брата Никитой.

Император приказал направиться в Египет Бону, одно имя которого наводило ужас. Сначала ему удалось разгромить часть войск повстанцев, но под стенами Александрии правительственные отряды потерпели неудачу. Никита, умело расставив на укреплениях города боевые машины, сорвал попытку штурма, а на следующий день сам организовал вылазку и одержал над Воном решительную победу. Последнему ничего не оставалось делать, как убраться в Константинополь.

В конце сентября 610 г. Ираклий-сын высадился в Авидосе, на малоазиатском берегу Дарданелл. Митрополит Кизика поднес ему венец, снятый с иконы Богоматери. Не теряя времени даром, 3 октября Ираклий вытянул корабли с боевыми башнями на палубах в линию вдоль берега от столицы до Евдома. Фока верхом проскакал от Константинополя до Евдома, мрачно полюбовался на неприятельский флот и вернулся обратно. Император, которого стремительно покинули почти все его бывшие сторонники, свои силы - димотов, экскувитов и букеллариев Приска - сосредоточил в районе гавани Юлиана (Софиевой) и отдал приказ укрепить Софийский дворец. В гавани, перетянутой цепью, стоял александрийский флот, но без матросов - недоверчивый василевс запер их в темнице.

4 октября, по заранее установленному сигналу, прасины распустили цепь и зажгли дворец. Солдаты Ираклия практически без сопротивления захватили последнее убежище тирана. Раненый Вон упал в море и захлебнулся, его воины разбежались, а прасины незамедлительно стали избивать венетов. Сам Фока укрылся в храме Архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: «Так-то ты управлял государством!», на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: «Попробуй лучше!» (Никифор, ) Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. Фоке отрубили правую руку и голову, а труп вместе с телами хранителя казны Леонтия и выловленного из воды Вона утром 5 октября 610 г. сожгли там, где обычно жгли преступников, - на столичной площади Быка.

Говорят, что перед падением дворца Фока, уже не надеясь на успех, в припадке бессильной злобы распорядился утопить в море государственную казну.

Года доместик схол, прославил себя успехами на полях сражений.

Облик и характер

Лев Диакон, с уважением отзывавшийся об императоре, дал следующий его портрет:

"Цвет лица [его] более приближался к темному, чем к светлому; волосы густые и черные; глаза черные, озабоченные размышлением, прятались под мохнатыми бровями; нос не тонкий и не толстый; борода правильной формы, с редкой сединой по бокам. Стан у него был округлый и плотный, грудь и плечи очень широкие, а мужеством и силой он напоминал прославленного Геракла. Разумом, целомудрием и способностью принимать безошибочные решения он превосходил всех людей, рожденных в его время " .

Лиутпранд, епископ Кремонский, приехавший с дипломатическим поручением от германского императора Оттона I и принятый из-за ряда разногласий между державами весьма неласково, описывал Никифора как:

"Совершенное чудовище, пигмей с тучной головой, с небольшими глазами, как у крота; он обезображен короткой, широкой, разросшейся полуседой бородой, его уродует тонкая, как палец, шея; весь он оброс густыми волосами, лицом он темный, как эфиоп, которого не захочешь встретить ночью! У него торчащий живот, сухие ягодицы, бедра применительно к его короткой фигуре очень долги, голени коротки... Одет Никифор в виссон, но очень бесцветный, от долгого ношения ветхий и вонючий, со стертыми украшениями. Речь у него бесстыдная, по уму он - лисица, по вероломству и лживости подобен Улиссу " .

Императору была присуща воинская суровость. Ромейские придворные жаловались Лиутпранду что "Никифор - человек скорый на руку, он предан военному делу и бежит от дворца, как от заразы... С ним трудно ладить, он не подарками привлекает в дружбу, а подчиняет себе страхом и железом " . Василевс обладал большой физической силой, превосходно владел оружием и до самой смерти не гнушался воинскими упражнениями, сам обучал солдат.

Православный самодержец Никифор отличался склонностью к религиозным подвигам. Царь носил под своими облачениями власяницу, спал на расстеленных на полу шкурах и воздерживался от мяса. Император выражал желание сойти с престола и стать монахом . Лев Диакон писал что "никогда не становился он рабом наслаждений и... никто не мог сказать, что видел его хотя бы в юности предававшимся разврату " .

Борьбе против иноверцев он стремился придать характер священного дела. От своих воинов он требовал молиться утром и вечером, а при появлении неприятеля взывать о помощи ко Христу . Примечателен его почин прославить в лике мучеников всех воинов павших в борьбе с неверными. Однако, так как это начинание встретило сопротивление патриарха и епископов, император уступил.

Военные походы

Придя к власти, Никифор посвятил себя в первую очередь военным делам, в которых добился впечатляющих успехов для империи. В первые два года его правления он утвердил власть империи над Тарсом , Аданой , Мопсуестией и Кипром . Лишь дважды византийцы понесли поражение, и оба раза на Западе, когда они были разбиты арабами во время сицилийских экспедиций на суше и в Мессинском проливе в и годах, вследствие чего остров полностью подпал под власть мусульман.

Весной следующего года император затеял новый поход на Сирию , но, получив тревожные известия о враждебных намерениях Святослава, спешно возвратился в столицу, поручив начавшуюся осаду Антиохии стратопедарху евнуху Петру и магистру Михаилу Вурце. Последний, проигнорировав распоряжение Никифора не совершать активных действий, подкупил начальника одной из крепостных башен и 28 октября года после яростного ночного приступа овладел этим одним из богатейших городов Востока. Говорили, что василевс разгневался на победителя и подверг его опале, так как знал о предсказании, что после того, как ромеи возьмут Антиохию, император будет убит.

Внутренняя политика

Все силы государства император Никифор направил на походы. Армия была его любимым детищем. Фока приписал многих крестьян к ведомству логофета дрома, ранее приписанных к этому ведомству перевел в моряки, бывших ранее моряками - в пешие стратиоты, пеших - в легкую конницу, а последних - в катафракты, существенно увеличив их земельные наделы. Не только катафракты, но и их слуги освобождались от налогов - император сказал, что "налога крови" с них довольно. Если стратиот требовал у монастыря возврата ранее перешедших в собственность обители земли, его просьба удовлетворялась. Василевс также пошел на ряд уступок знати, отменив ряд новелл против динатов.

Ради военных успехов император шел на многие жертвы. На ведение войн василевс вводил все новые и новые налоги, за счет чего и содержал армию, не тратя, по выражению арабского историка Ибн-Хаукаля "ни единого дирхема из своей казны ." Император урезал ругу синклитикам, чем сильно их уязвил.

Император не оставлял своей помощью монахов-подвижников. В частности, он помог преподобному Афанасию Афонскому в постройке первого монастыря на Афоне . При этом он стремился ограничить чрезмерные церковные доходы. В году вышла известная новелла императора, запрещавшая основание новых монастырей и расширение имений старых:

Долгие войны тяжким бременем легли на все население державы от простых крестьян до высших сановников. Случившиеся несколько лет подряд неурожаи привели в году к подорожанию хлеба в восемь раз. Вдобавок, Никифор произвел монетную реформу и ввел в оборот две номисмы - эталонную, сохранившую прежний вес (гистаменон) и облегченную примерно на десятую часть (тетартерон). При этом вносить подати нужно было гистаменонами, а сама казна рассчитывалась тетартеронами. Брат царя куропалат Лев Фока и Василий Ноф с молчаливого одобрения государя спекулировали государственным хлебом, наживая баснословные состояния, за что народ поносил братьев Фок. В итоге, к концу 960-х годов Никифор потерял свою немалую прежде популярность. Страшась заговоров или народного бунта, император перестроил ту часть Большого дворца, где он жил, превратив ее в неприступную, окруженную глубоким рвом крепость в центре города.

Кончина

Весной года император решил дать жителям зрелище учебного боя на ипподроме, не предупредив горожан заранее. Когда на арене, обнажив мечи, показались гвардейцы василевса, перепуганные зрители, решив, что сейчас начнется резня (накануне в уличной схватке погибло несколько солдат), в панике повалили к выходам, давя друг друга. Торжество обернулось массовыми жертвами, и лишь выдержка императора, показавшегося на кафисме ипподрома, остановила безумие. Однако случившееся переполнило чашу терпения горожан. Месяц спустя в Никифора, шествовавшего по улице в церковь, полетели камни, сопровождаемые яростной бранью. Император, не боявшийся и вражеских стрел, остался внешне невозмутим, но выводы сделал. На стенах дворца встала усиленная стража, а город затих в тревожном ожидании.Феофано в собственных покоях, спустили со стены дворца на веревке вместительную корзину. Один за другим отправлялись в ней наверх вооруженные люди. Последним в корзине поднялся Иоанн Цимисхий. Заговорщики с обнаженными мечами ворвались в спальню императора, но Никифора в постели не оказалось. Охваченные ужасом, они, решив, что василевса успели предупредить, собрались бежать, как вдруг кто-то заметил царя спящим на полу у камина. После недолгих издевательств Цимисхий приказал зарубить безоружного василевса. Заподозрив неладное, гвардейцы попытались выбить двери спальни, но, когда им сквозь решетку показали отрезанную голову господина, посовещавшись, провозгласили Цимисхия императором.

Память

За свою полезную для государства и Церкви деятельность, император Никифор Фока был причислен к лику святых . Один из димов Крита в своё время носил имя "Никифор Фока" в честь отвоевавшего остров императора.

[отв. ред. Е. А. Косминский], М., 1951, 211.

Лев Диакон, История [пер. М. П. Копыленко], М., 1988, 44.

Плефр - 1269,1 кв. м.

Сборник документов по социально-политический истории Византии [отв. ред. Е. А. Косминский], М., 1951, 181 сл.

ФОКА, ИМПЕРАТОР

византийский император (602—610). Когда среди армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло в 602 г. восстание против имп. Маврикия, возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, буйные солдаты избрали главнокомандующим простого сотника Ф., человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь. Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Ф. во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зеленых. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Ф. вступил в столицу; Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (27-го ноября 602 г.). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии мучительно погибла и жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми, по обвинению в заговоре. Правление Ф., видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточенная борьба с Хозроем II, который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Сасанидами была сначала весьма несчастлива для византийского оружия. Опасность со стороны Персии заставила Ф. заключить с аварами унизительный мир, увеличив платимую им контрибуцию, и двинуть все силы на азиатский театр войны. Эта мера привела лишь к тому, что задунайские варвары получили свободный доступ в империю от Дуная до Пелопоннеса; население Балканского полуо-ва подверглось крупным изменениям вследствие иммиграции славян, густыми массами оседавших в Далмации и Мизии. На Востоке дела империи шли худо. Лучший из генералов, Нарзес, ранее внушавший страх персам, поднял в Эдессе знамя восстания и искал союза с Хозроем. Правда, ложными обещаниями удалось склонить Нарзеса к сдаче (он был изменнически казнен), но расстроенная и недисциплинированная византийская армия стала проигрывать одно сражение за другим. В 606 г. пала крепкая Дара; та же участь постигла Амиду и Эдессу. Вытеснив греков из Месопотамии, Хозрой проник в Малую Азию, предал ее опустошению и дошел до Халкидона (609). Та же участь постигла Финикию и Палестину. Население восточных провинций, часть которого находилась под гнетом религиозных преследований, не было расположено противиться нашествию персов. Так же дурно шли дела греков в Испании и Италии. Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий, приветствовал воцарение свирепого?. как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что "милостивый и благочестивый государь достиг престола"; "да возрадуются небеса, да возликует земля" и т. д. — вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Ф., Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582—595), принявшего вопреки протестам Папы титул "вселенского" (????????????), а Ф. предпочел не ссориться с Римом и отменил этот титул. Бедствия, обрушившиеся на империю после убиения Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Ф.; но престарелый африканский экзарх Гераклий открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Ф., талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Гераклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Гераклия Младшего, будущего императора. В то время как Никита шел через Египет, сын экзарха вступил в начале октября 610 г. в воды Босфора. Трусливый Ф. не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближенные. История Ф. рассказана у Феофилакта Симокатты в "Пасхальной хронике", в хронике Феофана, у Зонары и Кедрина.А. Г—б.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОКА, ИМПЕРАТОР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИМПЕРАТОР в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    оператор при ДСП …
  • ИМПЕРАТОР в Однотомном большом юридическом словаре:
    (лат. imperator - повелитель) - высший монархический титул, принадлежит обычно (но не всегда) главам империй. впервые возник в римской …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре экономических терминов:
    (лат. imperator - повелитель) - монархический титул. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную) , …
  • ФОКА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Византийский император в 602- 610 гг. Умер 4 окт. 610 г. Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил …
  • ФОКА в биографиях Монархов:
    Византийский император в 602— 610 гг. Умер 4 окт. 610 г. Происхождение Фоки неизвестно. До своего стремительного взлета он служил …
  • ФОКА
    (?-610) византийский император с 602. Будучи центурионом (сотником), возглавил восстание 602 византийских войск на Дунае и занял престол. Проводил политику …
  • ИМПЕРАТОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (лат. imperator - повелитель) титул некоторых …
  • ФОКА
    (Phokas) (г. и место рождения неизвестны v умер октябрь 610, Константинополь), византийский император с 602. Будучи центурионом (сотником) византийского войска …
  • ИМПЕРАТОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. imperator - повелитель), монархический титул. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали …
  • ИМПЕРАТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Imperator) — уже в древнейшие времена римского государства так называли главнокомандующего римской армией, т. е. того, кому принадлежало над ней …
  • ИМПЕРАТОР в Современном энциклопедическом словаре:
    (латинское imperator - повелитель), титул единоличных глав некоторых монархических государств. В России принят Петром I в 1721 в ознаменование Ништадтского …
  • ИМПЕРАТОР
    [от латинского imperator повелитель, полководец] почетный титул полководца ("повелитель") в республиканском риме; со времен августа титул главы государства; впоследствии титул …
  • ИМПЕРАТОР в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. Титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул. Императрица - 1) женщина-и.; 2) жена императора. Императорский …
  • ИМПЕРАТОР в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. Титул нек-рых монархов, а также лицо, носящее этот титул [пер-вонач. в Древнем Риме почетный титул полководцев]. II ж. …
  • ФОКА
    Ф́ОКА (?-610), визант. император с 602. Будучи центурионом (сотником), возглавил восст. 602 визант. войск на Дунае и занял престол. Проводил …
  • ИМПЕРАТОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИМПЕР́АТОР (лат. imperator - повелитель), титул нек-рых монархов; в России - в …
  • ИМПЕРАТОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Imperator) ? уже в древнейшие времена римского государства так называли главнокомандующего римской армией, т. е. того, кому принадлежало над ней …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре Кольера:
    (лат. imperator), почетное обращение, которым чествовали в Древнем Риме солдаты своего полководца после значительной победы, причем он сохранял этот титул …
  • ИМПЕРАТОР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    импера"тор, импера"торы, импера"тора, импера"торов, импера"тору, импера"торам, импера"тора, импера"торов, импера"тором, импера"торами, импера"торе, …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре великорусского языка делового общения:
    ж.-д. оператор при дежурном по станции. (Железнодорожный …
  • ИМПЕРАТОР в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул. Езерские явились в великой силе при дворце, при императоре …
  • ИМПЕРАТОР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ИМПЕРАТОР в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. imperator повелитель; полководец) почетный титул полководца в республиканском Риме; со времен Августа - титул главы государства; впоследствии титул …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре иностранных выражений:
    [ почетный титул полководца в республиканском риме; со времен августа - титул главы государства; впоследствии титул императора присваивался государям нек-рых …
  • ИМПЕРАТОР в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ФОКА в словаре Синонимов русского языка.
  • ИМПЕРАТОР в словаре Синонимов русского языка:
    басилевс, богдыхан, дзимму, микадо, монарх, негус, повелитель, титул, царь, …
  • ИМПЕРАТОР в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Высший титул монархов. б) Лицо, имеющее такой титул. 2) а) Верховный начальник войск (в Древнем Риме). б) …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре русского языка Лопатина:
    импер`атор, …
  • ФОКА
    Фока, (Фокич, …
  • ИМПЕРАТОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    император, …
  • ИМПЕРАТОР в Орфографическом словаре:
    импер`атор, …
  • ИМПЕРАТОР в Словаре русского языка Ожегова:
    титул лицо, носящее этот титул император а также первонач. в Древнем Риме почетный титул полководцев император! титул некоторых …
  • ФОКА
    (?-610) , византийский император с 602. Будучи центурионом (сотником), возглавил восстание 602 византийских войск на Дунае и занял престол. Проводил …
  • ИМПЕРАТОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (лат. imperator - повелитель), титул некоторых …
  • ИМПЕРАТОР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    императора, м. (латин. imperator, букв. повелитель). 1. Высший титул монархов; монарх, носящий этот титул. Император Наполеон. 2. В древнем Риме …
  • ИМПЕРАТОР в Толковом словаре Ефремовой:
    император м. 1) а) Высший титул монархов. б) Лицо, имеющее такой титул. 2) а) Верховный начальник войск (в Древнем Риме). …
  • ИМПЕРАТОР в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Высший титул монархов. отт. Лицо, имеющее такой титул. 2. Верховный начальник войск (в Древнем Риме). отт. Лицо, имевшее …
  • ИМПЕРАТОР в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Высший титул монархов (в Российском государстве в 1721 - 1917 гг.) . отт. Лицо, имевшее такой …
  • ФОКА СИНОПСКИЙ, ЕПИСКОП
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фока Синопский (+ 117), священномученик. Память 22 июля, 22 сентября. Священномученик Фока …
  • ФОКА СИНОПСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фока Синопский, имя нескольких лиц. Сщмч. Фока Синопский, епископ (+ 117). Мч. Фока Вертоградарь …
  • ФОКА МЕСУКЕВИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фока Месукевийский (+ 100 - 130), мученик. Память 15 апреля. Пострадал за веру …
  • ФОКА ВЕРТОГРАДАРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фока Вертоградарь (Садовник), Синопский (+ ок. 320), мученик. Память 22 сентября. Святой мученик …
Предшественник: Маврикий Преемник: Ираклий Вероисповедание: Христианство Рождение:
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Смерть: (0610 )
Константинополь Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Когда в 602 г. в византийской армии, стоявшей лагерем за Дунаем, вспыхнуло восстание против императора Маврикия , возбудившего неудовольствие своей бережливостью и попыткой ввести строгие военные преобразования, взбунтовавшиеся солдаты избрали главнокомандующим центуриона Фоку, человека отвратительной наружности и жестокого нрава, и двинулись на Константинополь . Маврикий попытался удержаться в столице, вооружив, между прочим, партии цирка; но когда мятежники с Фокой во главе приблизились к городу, то и здесь вспыхнула революция, руководимая партией зелёных. Маврикий бежал с семьей на азиатский берег и отправил из Халкидона своего старшего сына и наследника Феодосия за помощью к персам. Между тем Фока вступил в столицу: 27 ноября 602 года Маврикий был убит, после того как перед его глазами были умерщвлены его пятеро сыновей (включая Тиберия). Феодосий был настигнут в Никее и разделил участь отца. Впоследствии, обвинённые в заговоре, мучительно погибли жена Маврикия, Константина, вместе с тремя дочерьми.

Правление Фоки, видевшего в царской власти только средство для насыщения своих диких страстей и жестокости, было ознаменовано длинным рядом свирепых казней, часто без предварительного следствия и суда. Дела империи пришли в полное расстройство. На Востоке возгорелась ожесточённая борьба с Хосровом II , который под предлогом мести за убийство Маврикия, своего друга и опекуна, напал на византийские владения. Эта война с Персией была сначала весьма безуспешна для византийского оружия.

Характерно для политики папства, что такой высоконравственный человек, как Папа Григорий Великий , приветствовал воцарение свирепого Фоки как освобождение народа от тирана Маврикия; он выражал радость, что «милостивый и благочестивый государь достиг престола»; «да возрадуются небеса, да возликует земля» и т. д. - вот в каких словах обращался строгий аскет, наместник Петра, к убийце Маврикия. Это объясняется тем, что предшественник Фоки, Маврикий, поддержал константинопольского патриарха Иоанна Постника (582-595), принявшего вопреки протестам Папы титул «вселенского» (греч. οίκουμενικός ), а Фока предпочёл не ссориться с Римом и отменил этот титул.

Бедствия, обрушившиеся на империю после убийства Маврикия, были выгодны для папства, которое бесконтрольно могло подготовлять распространение своей светской власти на Среднюю Италию. Неудовольствие против правительства, внушавшего отвращение, в столице сдерживалось кровавыми мерами Фоки; но престарелый африканский экзарх Ираклий Старший открыто возмутился, прекратил уплату доходов в казну и стал готовиться к борьбе. Наконец, сенат и даже зять Фоки, талантливый полководец Приск, вступили в сношения с Ираклием, который отправил сухопутное войско под начальством Никиты и флот под командой своего сына, Ираклия , будущего императора. В то время как Никита шёл через Египет , сын экзарха вступил в начале октября 610 года в воды Босфора . Трусливый Фока не оказал сопротивления и был растерзан народом; вместе с ним погибли и его приближённые.

По свидетельству почти всех историков, восьмилетнее правление Фоки представляет собой самый худший период византийской истории, когда жестокие казни и бесчеловечное избиение всех подозрительных для Фоки родовитых людей, имевших связи с прежним правительством, составляли, по-видимому, одну из главных задач правительства . История Фоки рассказана у Феофилакта Симокатты , в «Пасхальной хронике », в хронике Феофана , у Зонары и Кедрина .

Напишите отзыв о статье "Фока (византийский император)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Фока (византийский император)

– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...
Конечно же, всё это время я жила своей нормальной жизнью нормального ребёнка: как обычно – ходила в школу, участвовала во всех там организуемых мероприятиях, ходила с ребятами в кино, в общем – старалась выглядеть как можно более нормальной, чтобы привлекать к своим «необычным» способностям как можно меньше ненужного внимания.
Некоторые занятия в школе я по-настоящему любила, некоторые – не очень, но пока что все предметы давались мне всё ещё достаточно легко и больших усилий для домашних заданий не требовали.
Ещё я очень любила астрономию... которая, к сожалению, у нас пока ещё не преподавалась. Дома у нас имелись всевозможные изумительно иллюстрированные книги по астрономии, которую мой папа тоже обожал, и я могла целыми часами читать о далёких звёздах, загадочных туманностях, незнакомых планетах... Мечтая когда-нибудь хотя бы на один коротенький миг, увидеть все эти удивительные чудеса, как говорится, живьём... Наверное, я тогда уже «нутром» чувствовала, что этот мир намного для меня ближе, чем любая, пусть даже самая красивая, страна на нашей Земле... Но все мои «звёздные» приключения тогда ещё были очень далёкими (я о них пока ещё даже не предполагала!) и поэтому, на данном этапе меня полностью удовлетворяли «гуляния» по разным «этажам» нашей родной планеты, с моей подружкой Стеллой или в одиночку.
Бабушка, к моему большому удовлетворению, меня в этом полностью поддерживала, таким образом, уходя «гулять», мне не нужно было скрываться, что делало мои путешествия ещё более приятными. Дело в том, что, для того, чтобы «гулять» по тем же самым «этажам», моя сущность должна была выйти из тела, и если кто-то в этот момент заходил в комнату, то находил там презабавнейшую картинку... Я сидела с открытыми глазами, вроде бы в полностью нормальном состоянии, но не реагировала ни на какое ко мне обращение, не отвечала на вопросы и выглядела совершенно и полностью «замороженной». Поэтому бабушкина помощь в такие минуты была просто незаменимой. Помню однажды в моём «гуляющем» состоянии меня нашёл мой тогдашний друг, сосед Ромас... Когда я очнулась, то увидела перед собой совершенно ошалевшее от страха лицо и круглые, как две огромные голубые тарелки, глаза... Ромас меня яростно тряс за плечи и звал по имени, пока я не открыла глаза...
– Ты что – умерла что ли?!.. Или это опять какой-то твой новый «эксперимент»? – чуть ли не стуча с перепугу зубами, тихо прошипел мой друг.
Хотя, за все эти годы нашего общения, уж его-то точно трудно было чем-то удивить, но, видимо, открывшаяся ему в этот момент картинка «переплюнула» самые впечатляющие мои ранние «эксперименты»... Именно Ромас и рассказал мне после, как пугающе со стороны выглядело такое моё «присутствие»...
Я, как могла, постаралась его успокоить и кое-как объяснить, что же такое «страшное» со мной здесь происходило. Но как бы я его бедного не успокаивала, я была почти стопроцентно уверенна, что впечатление от увиденного останется в его мозгу ещё очень и очень надолго...
Поэтому, после этого смешного (для меня) «инцидента», я уже всегда старалась, чтобы, по возможности, никто не заставал меня врасплох, и никого не пришлось бы так бессовестно ошарашивать или пугать... Вот потому-то бабушкина помощь так сильно мне и была необходима. Она всегда знала, когда я в очередной раз шла «погулять» и следила, чтобы никто в это время, по возможности, меня не беспокоил. Была и ещё одна причина, по которой я не очень любила, когда меня насильно «вытаскивали» из моих «походов» обратно – во всём моём физическом теле в момент такого «быстрого возвращения» чувствовалось ощущение очень сильного внутреннего удара и это воспринималось весьма и весьма болезненно. Поэтому, такое резкое возвращение сущности обратно в физическое тело было очень для меня неприятно и совершенно нежелательно.

«До своего стремительного взлёта на трон (при императоре Маврикии, то есть "Чёрном" – Авт. ) Фока служил гекатонтархом (сотником) в армии на Дунае… Осенью 602 г. фракийские войска подняли мятеж, избрали Фоку главнокомандующим (экзархом) и пошли на столицу… 23 ноября 602 г. патриарх возложил на голову Фоке императорскую диадему, а через два дня новый правитель под ликование членов цирковых партий и простых горожан вступил в Константинополь… Свой приход к власти он… ознаменовал целой серией казней среди аристократии» , с. 92.

Отношение византийского хрониста, в данном случае Феофилакта Симокатты, к императору Фоке точно такое же отрицательное, как и у Никиты Хониата к императору Андронику. С. Б. Дашков, цитируя Симокатту, пишет следующее: «Скорбь и ужас охватили византийцев "с тех пор как во дворец вторгся этот калидонский тиран, закованный в железо, этот полуварвар из племени КИКЛОПОВ, этот распутный КЕНТАВР"… Фока скорее напоминал какого– нибудь варварского царя, чем императора ромеев» , с. 92 – 93. Здесь мы узнаём буквально те же самые эпитеты, которые Никита Хониат обрушивает на Андроника. Киклоп, кентавр, варвар, губитель хороших вельмож, тиран, бессердечный и т.п. Хронисты отмечают исключительно тесные связи между императором Фокой и известным в истории христианской церкви папой Григорием Великим. До сих пор в православной церкви существует литургия «Григория Великого, папы Ветхого Рима». Её служат во время Великого Поста. Поскольку Фока, вероятно, является дубликатом Андроника, то и Григорий Великий, по-видимому, является отражением Андроника-Христа. Но тогда получается, что самый древний чин литургии был введён самим Христом. Что, собственно, и утверждается в Евангелиях и церковной традиции.

Пишется следующее: «Фока обратился на Запад, к папе Григорию Великому… Василевс подтвердил главенство пап в делах церкви» , с. 93.

Отмечается сильное недовольство иудеев против Фоки. «Иудеи, населявшие палестинскую Кесарию, ВОЗМУТИЛИСЬ (против Фоки – Авт. ) и сами сдали город персам» , с. 93. И ещё: «Иудеи, ВОЗМУЩЁННЫЕ нелепым распоряжением Фоки подвергнуть их насильственному крещению, подняли восстание и убили многих христиан, в том числе и антиохийского патриарха Анастасия» , с. 94.

Фока, как и Андроник, плохо относился к прасинам, то есть к латинянам. Напомним, что царь-градские прасины – они же евангельские фарисеи – в истории XII века соответствуют латинянам, см. выше главу 2. Сообщается, что при Фоке «прасинам было запрещено занимать государственные должности» , с. 94.

Через три года после воцарения Фоки, «В 605 г. В ВЫСШИХ ЭШЕЛОНАХ СТОЛИЧНОЙ ЗНАТИ ВОЗНИК ЗАГОВОР ПРОТИВ ИМПЕРАТОРА – ЕГО РЕШЕНО БЫЛО ОСЛЕПИТЬ И УБИТЬ НА ИППОДРОМЕ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКОВ» , с. 93 – 94. Считается, что заговор не удался. Но через несколько лет знать своего добилась. Якобы в 610 году «4 октября, по заранее условленному сигналу, прасины распустили цепь (имеется в виду цепь, перегораживающую Золотой Рог – Авт. ) и зажгли дворец. Солдаты Ираклия (нового императора, аналога Исаака Комнина – Авт. ) практически без сопротивления захватили последнее убежище ТИРАНА… Прасины немедленно стали избивать венетов. Сам Фока укрылся в храме архангела Михаила, но был выведен оттуда и, уже без императорских одежд, доставлен к Ираклию. Победитель, упрекая, спросил его: "Так-то ты управлял государством!", на что Фока в свойственной ему манере грубо ответил: "Попробуй лучше!" … Ираклий ударил его ногой и приказал казнить. ФОКЕ ОТРУБИЛИ ПРАВУЮ РУКУ и голову, а труп вместе с телами хранителя казны Леонтия и… Вона утром 5 октября 610 г. сожгли там, где обычно жгли преступников – на столичной площади Быка» , с. 95.


История Фоки в общем повторяет историю Андроника, хотя описана куда более кратко. Вкратце наметим основные узлы соответствия.

1) Андроник долгое время скрывался от Мануила-Ирода на Руси То есть среди славян. С точки зрения царь-градского хрониста – за ДУНАЕМ. А Фока служил сотником в армии на ДУНАЕ.

2) Сохранился яркий след преследования или оскорбления Фоки императором Маврикием: «Обладая среди солдат известным влиянием, он (Фока – Авт. ) входил в одном из посольств, отправленных воинами к Маврикию с претензиями, и на аудиенции разговаривал с василевсом настолько непочтительно, что присутствовавший там некий сенатор, возмутившись, ударил его по лицу и оттаскал за бороду» , с. 92. Похожая история сообщается и Никитой Хониатом относительно Андроника. Его якобы таскали на цепи по ступеням перед императором Мануилом, см. главу 2. Как мы уже говорили, перед нами, на самом деле, отражение Страстей Андроника-Христа перед распятием.

3) Император Мануил, преследующий Андроника, имеет тёмный цвет кожи. А император Маврикий, оскорбляющий Фоку, носит имя «Чёрный», поскольку Маврикий переводится именно как «Чёрный».

4) И Андроник и Фока вступают в Царь-Град под радостные крики и при большом стечении народа. Это, как мы уже говорили, известный вход Христа в Иерусалим.

5) Придя к власти, и Андроник и Фока, начинают преследовать аристократию. Это – евангельское «изгнание из храма». Знать озлоблена и организует заговоры. В конце концов и Андроника, и Фоку убивают.

6) Спор с иудеями и прасинами-латинянами. Как при Фоке, так и при Андронике, данная тема звучит достаточно громко.

7) Близки описания мятежа и захвата правителя. И Андроник и Фока отказываются униженно просить прощения у нового властителя. Разговаривают с ним высокомерно. Христос тоже в основном молчит и не снисходит до смиренных объяснений перед Пилатом.

8) Казнь – публичная, происходит на площади. В обоих случаях отмечена отрубленная правая рука.

9) Казнь Фоки сопровождается казнью ещё двух человек. Всего казнят троих. В Евангелиях это – два разбойника, между которыми распяли Христа. В случае Андроника, как мы видели, разбойников заменили на две медные статуи, см. главу 2.

10) Фоку «решено было ослепить и убить», см. выше. Андронику– Христу выкололи глаз, см. главу 2.

11) Имя Фоки – Phocas – является лёгким искажением греческого слова Teoc – Theos. То есть Бог. Слово Теос пишется через Фиту, которая в латыни может переходить в РН. Кроме того, латинское С и славянское С пишутся одинаково.

Рис. p1.2. Сотник Логин на иконе «Распятие». Первая половина XVIII века. Взято из , т. 1, с. 286. Имя сотника написано на иконе над его головой, см. самую правую фигуру.

Из обнаруженного нами параллелизма теперь можно извлечь и кое-что новое. На многих русских иконах, изображающих распятие, рядом с Христом стоит «сотник Логин», см. рис. р1.2. Позднее его имя стали писать как Лонгин, ЛОГИН является христианским святым. Объясняется, что хотя он и был среди тех, кто казнил Христа, но уверовал в Него и потом стал святым. Но в истории Фоки сам ФОКА – он же Андроник, он же Христос – является СОТНИКОМ, см. выше. По-видимому, именно так и обстояло дело. А ЛОГИНА включили в число палачей по ошибке. На тождество Логина и Христа указывает и само имя сотника – ЛОГИН. Или, с другим окончанием, ЛОГОС. Но ЛОГОС – Слово = известное имя Христа. Потом было забыто, что Христа называли сотником, но воспоминание о том, что распятие Христа связано со святым сотником, осталось. Дальше работала фантазия. Раз сотник, значит один из предводителей воинов Пилата, палачей Христа. Раз святой, значит, потом раскаялся. Потом кому-то не понравилось слишком уж откровенное имя сотника – ЛОГИН. Очень уж напоминало Логос – известное имя Христа. Недолго думая, вставили букву Н. Получился ЛОНГИН. Так возник образ «святого сотника Лонгина». Кстати, про Логина сообщается, что он терял зрение , лист 111 оборот. До сих пор ему молятся при болезни глаз. Мы цитируем: «Единъ же от сотникъ именем Логинъ, немощенъ бе тяжце очима, и мало видя, ощутивъ на кресте каплю крове Господни, пом аза очи свои, и бысть здрав очима право зря» , лист 111 оборот.