Последние статьи
Домой / Аренда / «Изгнание из рая», Мазаччо, фреска. Изгнание из рая адама и евы

«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска. Изгнание из рая адама и евы

Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.

Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.

Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!

Изгнание из рая в главной своей части вечно. То есть хотя изгнание из рая окончательно и жизнь в мире неминуема, однако вечность этого процесса (или, выражаясь временными категориями, - вечная повторяемость этого процесса) даёт нам все же возможность не только надолго оставаться в раю, но и в самом деле там находиться, независимо от того, знаем ли мы это здесь или нет

На протяжении не только столетий - тысячелетий - множество ученых пытались расшифровать Книгу книг - Библию. Среди них были философы, литераторы и, конечно, богословы. Но, пожалуй, единственный существенный вывод из великого множества их трудов - то, что Библия действительно зашифрована… Именно этот факт, неизменно принимаемый как истина лучшими умами человечества, и становился причиной упомянутых исследований.

Исследования эти продолжались и в наши дни. И если попытаться свести к общему знаменателю все, проделанное за последнее столетие в самых разных странах мира (а сделано очень много), есть основания утверждать, что, по крайней мере, в одной своей части Библия, наконец понята. Речь идет об изгнании из Эдема Адама и Евы, о сути их искушения.

История, приведенная в Библии в форме сказки или легенды, на самом деле таит в себе ответы на едва ли не самые больные вопросы, неизбежно встающие перед каждым думающим человеком в течение его жизни. И главный из них - вопрос «За что?!»

Недавно завершилась Всемирная программа «Эдем», осуществлявшаяся одновременно в нескольких странах, включая США, Данию, Англию, Францию и Японию. В частности, один из потрясающих выводов, который после почти десятилетнего исследования генофонда современного человечества «выдали» самые сложные и самые надежные в мире компьютеры, сводится к тому, что все нынешнее человечество «начиналось» с шести пар! Столь большой срок - десять лет - понадобился ученым, чтобы с помощью электроники «раскрутить» цепочку генов современного человека «в обратную сторону» - к началу… Свидетельство это, безусловно, и подкреплено математически. Оно заставляет совершенно иначе взглянуть на то, что сказано об этом в Библии: «Все вы - дети одного Отца». Иной смысл обретает в свете этого открытия и необходимость любви к ближнему, одна из основных заповедей, данных Иисусом.

Но вернемся к истории Адама и Евы.

В прежние годы не только богословы, но и историки много спорили о реальном местонахождении Эдема, «рая», из которого были изгнаны наши библейские предки. Имелись, например, сторонники географической точки в истоках Нила, с которыми яростно спорили их противники, убежденные в том, что Эдем располагался там, где, сообразно еще одной легенде, находилась древняя Атлантида. Все, кого интересовал этот вопрос, склонялись в сторону африканской теории: ведь именно там найдены останки самых древних людей на Земле, следы их стоянок! На самом деле ни те, ни другие правы, не оказались. Истина, как утверждают современные исследователи, совсем в другом.

Эдема в нашем понимании на планете не было вообще! Образ райского сада - одна из многочисленных «шифровок» Книги. Реальный Эдем находился, если пользоваться языком фундаментальной физики, в ином измерении, в информационном поле Земли. И точно так же не были людьми в привычном понимании Адам с Евой. Их тела были созданы Творцом как энергетические, хотя куда более плотные, чем, скажем, тела Чистых Духов. Ведь и на Земле существуют материальные тела совершенно разной плотности, от амебы до скальной породы! То же самое и в мире энергетическом, не видимом обычным человеческим зрением. Но если у нас самым плотным, пожалуй, является тяжелый металл, то в измерении, где возникли Адам и Ева, самыми плотными были именно они. То была своеобразная энергетическая «глина», после которой следующий шаг вниз - уже материя физическая. То есть мы с вами. Кроме того, они, естественно, были самыми плотными в момент создания по отношению ко всему энергетическому миру Вселенной.

Вряд ли, опираясь на свои земные представления, связанные в первую очередь с предметным миром, мы можем достоверно судить о том, как в действительности выглядел Эдем, что представляло из себя Древо познания Добра и Зла, чем на самом деле являлся пресловутый «запретный плод». Важно не то, с каким именно «грехом» - хотя бы и с прелюбодеянием - связан он в многовековом представлении. А то, что в принципе имело место нарушение какого-то основополагающего Закона развития Вселенной. Причем настолько серьезное, что произошел существенный сбой, затормозивший это развитие на сотни веков…

Наши библейские предки получили раньше времени информацию, к которой не были готовы, до которой им еще предстояло расти и расти. Как мы знаем, осуществилось это с подачи представителя Тьмы-Денницы (или Дьявола), зашифрованного в Библии в образе Змия. Но, как это ни удивительно, главным грехом было даже не получение информации, в котором «виновата» Ева. А реакция Адама, «пойманного» на месте преступления!

Вот фраза, сказанная Адамом, вкусившим «яблоко», и адресованная непосредственно Богу: «Этот плод дала мне Жена, которую Ты для меня сотворил…»

Общение со Змием не прошло для наших предков даром - Адам усвоил именно то качество, которое уже привело однажды к расколу Вселенной на Свет и Тьму: еще не бунт ума, но способность оправдываться, обвинять кого-то в своем собственном проступке… Бога, «давшего ему такую жену»! Не покаяние, а оправдание любыми способами и методами. Именно эта фраза и решила дальнейшую судьбу человечества. Творческий Разум Вселенной не мог допустить второго бунта, способного разрушить мир. Не мог он в силу своей природы, в основе которой лежит Любовь, и уничтожить свое младшее и любимое творение… И творению этому был дан шанс - в виде совсем иного, на другом уровне, пути развития, куда более длительного и тяжелого.

Понятие «Погружение Духа в материю» существует во всех основных религиях мира, начиная с античных верований. Что это такое? По сути - это и есть изгнание из рая. В Библии сказано: «И дал Бог кожу Адаму и жене его…» Говоря более конкретным языком, Адам энергетический был распылен на несколько частей, ставших духовной частью, душой первых физических человеческих тел планеты - в ее диком, первозданном мире. Их не могло быть слишком много, и вывод программы «Эдем» о том, что все современное человечество начиналось с шести пар, прекрасно совпадает с этой библейской версией.

Путь, избранный нашими предками, был чреват и трудностями, и страданиями - как физическими, так и моральными. Но в нем заключалось изначально несколько преимуществ. Во-первых, отняв у людей духовное зрение и слух (ясновидение и яснослышание), Вселенский Разум лишил силы Тьмы возможности воздействовать на людей непосредственно. Вместе с тем, унаследовав качества нарушивших Закон Адама и Евы, люди в силу оправдательного свойства своего ума, появившегося в момент изгнания, вынуждены постоянно подвергаться в своей жизни искушениям. Сочетание же этого качества с Божественным началом, присутствующим в человеке так же, как присутствовало оно в Адаме и Еве, и становится основой для свободы выбора каждого. Идти путем, ведущим обратно в Эдем, дабы продолжить там свое развитие по пути Света, или, прислушавшись к голосу Тьмы, звучащему в подсознании, жить лишь во имя сиюминутного, земного и, следовательно, краткого благополучия?.. Каждый решает это сам - в зависимости от того, какая «частичка Адама» наиболее проявлена в его Душе…

Наконец, что касается вопроса «За что?» С точки зрения гуманизма, в том понимании, в каком он существует на Земле, начисто отрицается ответственность сына за проступки отца. Но здесь речь идет об ином - о том, что буквально в каждом из нас есть энергетическая часть Адама и Евы. Следовательно, вовсе не предки, а мы сами когда-то, да еще, будучи в более «полном» и гармоничном энергетическом теле, нарушили Закон, восприняв зерно бунта от Денницы. Вот за это и платим - в том случае, если своими поступками и особенно мыслями (последнее намного важнее) развиваем и поддерживаем в себе худшую часть доставшейся нам адамовой Души!..

В Библии прямо сказано о том, что лишь треть населения Земли сумеет достойно пройти этот путь и в новом, очищенном виде обрести Эдем, вновь стать младшей ступенью Иерархии Света и продолжить свое развитие.

Возможен ли еще один сбой такого же рода, как на заре истории человечества, - после возвращения в рай Очищенного Адама? И если да, что произойдет после него?

Ответ на эти вопросы - один и тот же - получали самые разные контактеры, участвующие в исследованиях и проживающие в различных, удаленных одна от другой точках земного шара. Причем совершенно независимо друг от друга. (Напомню перед этим только одно: «возвращение в Эдем» для человечества означает не конец земной истории, а начало нового планетарного цикла на другом, более высоком уровне.) Теперь же процитирую текст, полученный контактерами от Иерархии Света.

«…Если в новом планетарном цикле не произойдет отступления от Творца и нарушения одного из универсальных Законов Космоса, сбоя в эволюции также не произойдет, и все качества, наработанные в вашем периоде, сохранятся в человеке нового вида… Если же случится новый сбой, человек, будучи низшей ступенью тонкого мира, вновь притянется в грубые слои материи. То есть произойдет очередное «распыление Адама» на одной из планет системы. И вновь придется веками проходить сквозь катаклизмы, войны, смерть, водное и огненное крещение - через все то, что испытали в процессе истории дети Земли.

Нужно всегда помнить, что выбор, сделанный вами, мгновенно приводит в действие целую группу законов, управляющих вашей же судьбой.

Сам факт искушения, которому подверглись обитатели Эдема, растянут в замедленном физическом времени Земли и происходит каждый миг человеческой жизни. Отвергающий соблазн настраивает себя на высокочастотную энергию, принимающий - закрепляется в низкочастотной зоне. Вот почему нельзя сразу «служить двум господам». От правильного выбора каждого зависит путь всей земной цивилизации». Осталось добавить, что итоги исследований последних лет свидетельствуют и о том, что мы с вами действительно живем в период, завершающий земной этап развития человечества. В наше время практически каждый человек получил доступ к информации, дающей возможность вполне осознанно, на основе не просто веры, но Знания, сделать собственный выбор между Добром и Злом, Светом и Тьмой. Об этом свидетельствует и то, что самая тайная книга мира - Библия - начинает приоткрывать завесу над подлинным смыслом своих бессмертных текстов.

Босх Иероним. Воз сена, левая створка: Рай. Ок. 1500 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, правая внутренняя створка, лицевая сторона. Изгнание из Рая. ок. 1379 г.

Мазаччо. Цикл фресок в капелле Бранкаччи в Санта Мария дель Кармине (Флоренция): Изгнание из рая. 1425-1428 гг.

Хуберт ван Эйк. Гентский алтарь: Адам; Ева. До 1426-1432 гг.

Анджеликo Фра. Благовещение Марии

Когда Адам и его спутница отведали плодов древа познания, они обнаружили, что они - люди. «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги». Они осознали, что у них есть тело, и тем самым произошло разделение тела и сознания. Одновременно они увидели, что они - мужчина и женщина, и прикрыли свою наготу листьями смоковницы. Женский аспект Адама, андрогенного ангелоподобного существа, обособился в женщине. Это противоречие - мужчины и женщины, духа и тела - поставлено Библией в начале истории человечества.

Бог запретил человеку пробовать плоды от древа познания Добра и Зла: «Не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам нс умереть». Оказывается, плоды древа познания содер

жат в себе тот же яд, что и ящик Пандоры, который в греческой мифологии принес чересчур любопытным грекам все плохое, болезни и сознание смерти.

Фольклорная интерпретация этого мифологического мотива видит причину наказания людей в зависти бога. В сборнике еврейских рукописей Хатгада, которые были написаны примерно в то же время, что и Ветхий завет, представление о зависти бога к людям находит выражение в том, что бог Яхвс собственноручно закапывает Моисея так, чтобы никто не мог найти его могилу и чтобы народ почитал Яхвс, а не Моисея. Именно сходство человека с богом (его богоподобпость) вызывайте гнев богов, что мы видим также и в греческой мифологии.

Другое объяснение изгнания из рая находим, когда угрожающая человеку смерть понимается нс в физическом, а в духовном смысле. В этом случае умирает только Адам, поскольку, как человек бессознательный, он практически не отличается от животных и находится во всеохватывающем единстве с природой и богом. Его смерть - одновременно рождение человека. Как ребенок в акте рождения отделяется от матери, с которой он до того находятся в неразрывной связи, так отделяйся от природы гермафродитпый ангел Адам. Знание, которое он получает, а именно знание Добра и Зла, следует понимать не как приобретение определенных нравственных представлений, а скорее как осознание самого себя существом, которое, в отличие от животного, может делать свободный выбор и действовать как ему захочется, а не быть полностью детерминированным. В то же время знание своей особенности влечет за собой страдание и боль. Смерть ангела, равнозначная рождению человека, означает, что отныне человек должен в поте лица добывать хлеб свой и в болезни рождать детей своих.

Понятно желание изгнанного, оказавшегося чужим в чужом мире, вернуть утраченное единение, вернуться в рай. Христианский путь обретения утраченного единства, «соединения с богом», состоит в том, чтобы освободиться от всех соблазнительных пут, которые связывают человека с материальным миром. Бог запретил людям есть плоды древа жизни, которое тоже стояло в раю. Осознание самих «тбя, которое приходит с вкушением плодов дерева познания, приносит и осознание неизбежности собственной смерти. Люди приобрели знание, но одновременно стали смертными. В христианской мистике приобретение божественного бессмертия, преодоление смерти равнозначно преодолению плоти и освобождению духа.

Женский принцип в Книге Бытия - Ева, «матерь всех любящих». Это она, науськанная змеем, соблазнила Адама отведать запретных плодов. Хитрое животное из райского сада пообещало Еве: «Нет, не умрете. Но знает Бог, - что в день, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и мо». Змея здесь - символ мудрости матерей, се яд может принести смерть, а может - излечение разных болезней. Змея - животное, не имеющее рук и ног и поэтому могущее только ползать по земле; это единственное животное, которое может укусить свой собственный хвост, и потому она - символ вечности. Змея сбрасывает свою кожу и становится совершенно беззащитной, но потом у нее отрастает новая кожа, и потому она - символ вечного обновления и возрождения.

И в Книге Бытия змея также вещает раздвоенным языком - ведь Адам и Ева, хотя и становятся богоподобными, начинают различать добро и зло, но с осознанием своей смерти они одновременно теряют божественное бессмертие.

Стихия змеи - земля, материя, которая в смысле христианского учения противостоит освобождению духа из подземелья противоречий, в которое он сам себя заточает. «Тело - темница души», - так учили орфики, секта, эмигрировавшая из Индии в Грецию. Распад тела, то есть смерть, должна соответственно означать освобождение духа, но не сексуальности,как увековечения физического существования. Чтобы спасти дух, нужно преодолеть праматерь Еву, саморождающуюся змею, обновляющую свою кожу. Возврат к единению с богом был бы равносилен состоянию, в котором реальность всех предметов, определяющих человеческое бытие, признается иллюзией.

Еще одно доказательство существования определенных, хотя и трудно постижимых, архетипических представлений человека заключается в том, что история изгнания из рая читается как аллюзия на тантристское миропонимание. Здесь мы тоже видим вначале неразличимое единство мужчины и женщины, тела и духа. Это единство распадается на два полярных пола, и женское начало продуцирует мир явлений - преходящую «майя», так же, как Ева, праматерь всего живого из Библии. Определенные варианты индийской традиции йоги учат преодолению противоречия между мужчиной и женщиной, духом и материей, которое понимается как восхождение по ступеням процесса творения, процесса развития мира в обратном направлении - к первоначальному единству в акте физической любви. Христианская мистика отвергает этот путь, как, впрочем, и дру

гие эзотерические учения. Согласно христианскому учению возврат к единству с богом - это путь аскезы, освобождения от оков земного чувственного мира, и каждый должен проделать этот путь в одиночку.

Изгнание Адама и Евы из рая. Адам и Ева ослушались Бога, и Он, убоявшись того, что они, вкусив плод с дерева жизни, растущего в саду Едемском, станут как боги, возложил на них определенное наказание и изгнал из рая. И Бог объявил, что из-за греха Евы все женщины в болезни будут рожать детей своих и подчиняться мужу. Поскольку Адам также согрешил, Господь сказал ему, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Адам и Ева добывают себе хлеб насущный на земле. Адам и Ева, несущие тяжкое бремя жизни на земле и добывающие хлеб свой насущный, как завещал Бог, «в поте лица своего», - сюжет весьма распространенный.

Изгнание Адама и Евы из Рая – ключевой сюжет человеческого грехопадения в Библии. Историю, картины и иконы с этим сюжетом Вы сможете найти в данной статье.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех .

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию , то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: “Адам, где ты?”

Бог снова спросил: “Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?”

Но Адам сказал: “жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел”. Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: “Что это ты сделала?”

Но и Ева вместо раскаяния ответила: “змий соблазнил меня, и я ела”.

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: “В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу” .

Адаму сказал: “За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб” , то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, “пока не возвратишься в землю, из которой ты взят” , то есть пока не умрешь. “Ибо прах ты и в прах возвратишься” .

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: “проклят ты за то, что ты сделал это” … И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: “Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту” , то есть от жены произойдет Потомок – Спаситель мира , Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы . Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, – на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Гюстав Доре – Изгнание Адама и Евы из рая.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Мазаччо. Изгнание из рая.1427

Фра Анжелико. Изгнание из рая

Мариотто Альбертинелли “Изгнание из Рая”

Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795)

Событие, которое мы вспоминаем сегодня, очень многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. Адамово изгнание, изгнание из Рая, - называют в Церкви это страшное событие. Оно непосредственно относится и к нам, и к нашим очень родным людям - Адаму и Еве. Они действительно очень родные нам - ведь именно их кровь течет в наших жилах. Каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире.

Тогда, очень давно, произошло нечто такое, что определило поворот в жизни всего человечества - грехопадение и вслед за ним изгнание из того места, куда изначально наш Отец Небесный, Господь Бог определил и жить, и совершенствоваться, и восходить к Богу весь человеческий род. В Библии это прекрасное место называется Эдемом. Оно находилось на территории нынешнего Ирака, между Тигром и Евфратом. Именно оттуда наши предки Адам и Ева должны были наполнять своим потомством всю Вселенную.

Но произошло, - хотелось сказать «непоправимое», - нет, поправимое, но страшное, трагическое событие в истории всемирной человеческой семьи. Адам был создан свободным: он мог, по образу и подобию Божию, избирать тот путь жизни, который сочтет нужным. Это были либо путь, предложенный Богом - путь сыновнего благодарного послушания, исходящего из доверия, любви, созерцания неизъяснимой человеческими словами Божественной красоты и красоты первозданного мира. Это был путь устремления к Богу.

Но было и нечто другое. Тоже послушание - потому что юный человек неизбежно был в состоянии ученика - но послушание обманщику, убийце и злодею - дьяволу.

Адам был наделен Господом Богом, также как и мы с вами, свободной волей. Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло древо познания добра и зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.

Адам жил в мире Божественного совершенства, в общении со своим Отцом и Создателем, и действительно не знал ничего о несравненно более низшем мире, о другом, Как мы теперь понимаем, варианте развития человеческой истории, где наряду с добром будет торжествовать зло, болезни, печали, несправедливость, коварство, страдания.

Сатана, дьявол, предложил ему и его жене Еве: если вкусите от этого древа, то будете как боги . Сразу! А у Адама, действительно, была эта цель - быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении. Но сатана сказал: «Зачем ждать? Давай сразу. Вкуси от запретного плода - и сразу же будешь как бог!». Наследники такого искушения, лжи и сейчас рядом с нами. Когда вы грешным делом заглядываете в телевизор, то обязательно видите произведение, которое называется рекламой. Вам говорят: «Съешьте таблетку и сразу похудеете», или «Купите это средство и тут же будете здоровыми», «А вот эту таблетку съешьте - и сразу станете молодыми». Обман. И все об этом конечно же догадываются. Но как много людей поддаются этому!

Вот, если можно так сказать, такой же самой пошлой рекламе - «Вкусите и будете как боги!» - поддались и наши прародители. Нет ничего нового под солнцем.

Но тогда, в Эдеме, произошло, конечно, несравненно большее. Люди не просто ослушались Бога, они, пусть опрометчиво, пусть не подумав, но избрали самый страшный путь, который только можно представить на этой земле - противления воле Божией. А что в этом мире может противиться воле Божией? Ничего: противление воле Божией невозможно! Противление воле Вседержителя, всемогущего Бога - это смерть. И вот на эту смерть обрекли себя родные нам люди, наши предки, прародители Адам и Ева.

Дьявол прекрасно знал об этом, он сам был в состоянии вечной смерти, вечного гниения и злобы, и поэтому его главной целью было увлечь в свою погибель и первых людей и будущий человеческий род.

Но в отличие от падших духов в душе человеческой оставалось и добро. У них, у падших духов, добра уже не существует. Они полностью преданы злу, противлению Богу. В человеке же и после грехопадения осталось доброе, но в нашу сущность привнесено было и противление, зло. Апостол Павел в Послании к римлянам говорит: «несчастный я человек, то доброе, что хочу сделать, не могу, нет у меня на это сил, нет у меня на это воли, хотя умом я понимаю, что люблю и хочу делать добро. А то злое, что делать не хочу, к этому устремляют меня мои страсти и моя плоть».

Итак, люди неминуемо должны были погибнуть, разбиться насмерть о скалу противления Воле Божией. Но Господь, всем человеком хотящий спастись и в познании истины прийти , по бесконечной любви к созданному Им человеку, к будущему человеческому роду, к каждому из нас (ведь Господь по всемогуществу и всеведению Своему создавая Адама, создавал и любил всех многочисленных его потомков), избрал другой путь для людей. Путь, пусть долгого, пусть нелегкого, но спасения человеческого рода от вечной смерти. Как же начиналось это спасение?

В Библии мы читаем: Господь облек людей в кожаные ризы и изгнал их из Рая. Что это такое? Как это понять - «изгнание из Рая»? А это вот как раз и началось наше спасение. Но, что это за «кожаные ризы»? А опустите глаза и посмотрите сами на себя. Наше тело – это и есть те самые ризы. Нынешнее тело человека совершенно иное по сравнению с тем, духовным тонким телом, в которое был облечен первый Адам, так пишут святые отцы Церкви. А теперь заглянем в свою душу… Мы увидим ее, наполненную страстями и грехами. Оказывается, то, что мы телесно и духовно из себя представляем, - это и есть состояние «изгнания из Рая». А находясь в Эдеме, человек имел совершенно иное тело и иную неповрежденную душу.

Да, мы с вами очень хорошо знаем, что «такое изгнание из Рая»! «Со скорбью, в поте лица своего, будешь есть хлеб свой». Конечно же, жизнь человеческая - это великое счастье, но люди среднего и старшего поколения знают, что все же до 45-50 лет человек живет трудами, потами, скорбями, а потом начинаются болезни, особые возрастные проблемы, потом болезнь смертная и самая смерть… Бывает и иное, когда человек в более молодом возрасте заболевает и умирает… Но так или иначе, человек переходит из этой временной жизни в непостижимую и страшную для него смерть. «Земля еси, и в землю отыдеши ». Множество сложностей, проблем, трудностей, которые надо испытать человеку в жизни - неминуемы для каждого. И все это - «изгнание из Рая». Только в юном, совсем неразумном возрасте, мы еще льстим себя надеждами, что все будет безоблачно именно у нас, что мы-то уж проживем совсем по-другому. А позже, если мы люди церковные, то вспоминаем слова Псалмопевца: «человек, яко трава дни его и яко цвет сельный, тако отцветет ». Труд, скорби - это и есть удел изгнанников. Недаром и в ектеньях и на Божественной литургии, и на всенощном бдении, мы молимся «о недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. О еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды …» и прочее и прочее.

Когда Адам ввел в свое сердце дух противления, дух дьявола, он уже не смог просто так, как и раньше, жить перед лицом Божиим. Эта двойственность, это причастие дьяволу и смерти сразу стало просто разрывать его. Помните, в Библии описывается, что Адам и Ева, после того, как вкусили плод от древа познания добра и зла, буквально сломя голову сбежали, спрятались, услышав голос Бога. Они не могли выносить присутствия Божия, и по сути сами себя изгнал из Рая, прежде чем Господь Бог выслал Адама из сада Эдемского.

Господь отправляет человека, Свое создание, в долгий путь с одной лишь целью - для спасения его от вечной смерти. И Сам, в лице Своего единственного Сына, Единосущного Отцу, Господа Иисуса Христа, тоже отправляется в путь, навстречу этому блудному сыну, чтобы, пусть не сразу, пусть через долгое время, пусть ценой мучений и смерти Господа Иисуса Христа, Бога, Самого Себя, совершить это спасение.

Бог избрал особый путь спасения человека.

Вот что мы вспоминаем с вами сегодня. В песнопении за всенощной поется: сидел Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами. Каждый из нас тоже имел немало случаев вслед за Адамом оплакать свои ошибки. Но, к счастью, мы видим, как по милосердию Своему Господь и эти ошибки претворяет в наше спасение. И самые падения человеческие Господь Бог использует для покаяния и изменения человека. Адам, конечно, плакал не только о себе самом, но и о многочисленном своем потомстве, среди которых и мы с вами. Он видел, на что обрек сонмы людей, и что не все из них, даже благодаря крестной жертве Господа Иисуса Христа, будут спасены.

Вот к этой древней, и в то же время личной, повторяющейся для каждого из нас, в нашей собственной судьбе, истории возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста. От этой точки грехопадения и изгнания самих себя из Рая к нашему общему печальному, падшему состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние.

Мы еще много будем с вами говорить о посте, о том, как с пользой его пройти. А сегодня читалось Евангелие, где простыми словами говорилось о том, что если мы простим ближнему от всего сердца его грехи, то и Господь простит нас. Простая, кто-то даже скажет, азбучная, заповедь. Да, она простая, это так. Но заповедь эта- Божественная. Посмотрите, Господь не требует от нас очень многого, Он предлагает нам то, что мы каждый из нас может сделать - простить от всего сердца, и этим уподобиться Богу: Господь по милосердию Своему прощает каждому кающемуся всякий грех.

И еще сказано в сегодняшнем Евангелии: не собирайте себе сокровищ на земле, сокровищ для наших кожаных риз, которые болеют, ветшают, которые мучают нас и мучаются сами на протяжении нашей жизни. Не собирайте для них сокровищ, собирайте сокровища там, в Эдеме, в той стране, наследниками которой вы по-настоящему являетесь, да только забыли об этом или не знали. В той стране, откуда изгнаны были наши предки, но в которую мы должны вселиться. И не просто в Эдем, а в бесконечно совершенное, чем Эдем в Новом Завете это называется Новым Иерусалимом. Каждый человек должен, если приложит к этому усилия, не только вернуться в первое, до грехопадения, состояние, но более - стать наследником Самого Бога. Это то, ради чего сотворил человека Господь Бог. Недаром ведь Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог». Но ведь это и есть цель Бога по отношению к человеку - возвышения наполненного верой во Христа человека до бесконечного Божества. Это и есть цель творения.

Сразу, конечно, об этом всего не расскажешь. Но Великий пост - удивительно удобное время для углубления в вопросы духовной жизни. Потрудимся, приложим усилия и для познания, и для покаяния и для изменения жизни, для спасения души и соединения с Богом. Для исправления, по мере сил, наших ошибок, а через это, хотя бы отчасти и ошибки нашего Праотца.

Сегодня вечером, в 18 часов, чин прощения на великопостной уже вечерне, а с завтрашнего утра начинается Великий пост. Каждый из вас должен провести его по уставу Святой Церкви. Но если у кого-то болезни, немощи не дают возможности полностью совершить все, то надо подойти к священнику посоветоваться. Кому-то батюшка, быть может, особо благословит какие-то послабления, но это должно исходить не от малодушия и боязливости, а из действительного вашего состояния здоровья и возможностей, связанных с трудом. Цель поста не жестко исполнять уставы и правила, а бороться с нашими страстями. Изгонять дух противления из нашей души, тот самый дух, который вселился в нас тогда в Эдеме.

Мы в этом году будем совершать Пассии, которые будут служиться по воскресным вечерам, со второго воскресенья Великого поста. Преждеосвященные литургии будут совершать в среду и пятницу каждой недели. Еще раз напомню, что первые Преждеосвященные литургии в грядущие среду и пятницу, предназначены для очень больных людей. Не все подряд причащаются, а только те, кто не может строго поститься до субботы. А находящиеся в здравии православные христиане строго постятся до субботы, в пятницу исповедуются (все священники выйдут вечером на исповедь), и весь православный мир в субботу и воскресенье причащается Святых Христовых Таин. Еще раз напомню именно для тех, кто нацелился причащаться и в среду, и в пятницу, и в субботу, и в воскресение: первая седмица - время, предназначенное для сугубого поста, говения и покаяния. Только очень больные люди и в древности постились два дня, а уж на третий причащались, потому что до пятницы они просто физически не могли поститься. Вот для них и установлены на первой неделе Преждеосвященные литургии. А вы, если можете выстаивать по семь часов службы всю неделю, да еще дома читать по пять кафизм и все каноны и правила ко причащению, благодарите Бога за несокрушимое здоровье и посвятите эту неделю ни чему другому, а только покаянию. Причащайтесь на литургии Златоуста или Василия Великого. А уж на следующей неделе каждый из вас может причащаться на Преждеосвященных.

С праздником! С наступлением Великого поста!