Последние статьи
Домой / Новостройка / Как узаконить самовольную реконструкцию здания. Что такое самовольная реконструкция и как ее узаконить

Как узаконить самовольную реконструкцию здания. Что такое самовольная реконструкция и как ее узаконить

Организация самовольно надстроила 2 этаж в здании. Разрешение на реконструкцию не получала. Какие существуют способы узаканивания такой надстройки? Можно ли в указанной ситуации ссылаться на то, что надстроенные помещения являются вспомогательными и не требуют получения разрешения на реконструкцию и, соответственно, ввод в эксплуатацию?

Ответ

Узаконить самовольную реконструкцию можно в судебном порядке, путем подачи иска о признании права собственности на реконструированный объект - см. форму « ».

Надстройка этажа здания представляет собой реконструкцию объекта, для осуществления которой требуется разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ), а для регистрации изменений разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ, ст. 40 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Учитывая, что надстройка этажа влияет на конструктивные элементы здания, как правило, доводы, что для такой реконструкции не требуется разрешение, не принимаются во внимание (п. 17 ст. 51 ГрК РФ) - см. например, Постановление АС УО от 21.07.2015 № А60-44088/2014, Постановление АС ПО от 28.05.2015 № А65-13239/2014.

Условия для удовлетворения такого иска указаны в рекомендации « » и статье « ».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Чтобы признать право собственности на , необходимо доказать, что соблюдены следующие условия:

С 1 сентября 2015 года статья 222 Гражданского кодекса РФ «Самовольная постройка» (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"»; далее ‒ Закон № 258-ФЗ). Теперь усложнился порядок признания права собственности на самовольную постройку. Если до 1 сентября 2015 года пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ содержал только два обязательных условия для этого, то теперь их стало четыре.

Список объектов, которые могут быть признаны судом самовольной постройкой, стал закрытым. С 1 сентября 2015 года это могут быть только здания, сооружения или другие строения.

Законодатель исключил понятие «иное недвижимое имущество». Однако из этого не следует, что не подлежат сносу объекты незавершенного строительства на основании статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Статья 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относит объекты незавершенного строительства.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 38 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно пункту 30 постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) объект незавершенного строительства как недвижимое имущество может признаваться самовольной постройкой.

В какой суд обращаться для признания права собственности на самовольную постройку

При определении подведомственности дел, связанных с применением положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ, нужно учитывать в совокупности:

 субъектный состав участников спора;

 характер спорного правоотношения.

Такая правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 19 марта 2014 г.; далее - Обзор Президиума Верховного суда РФ).

В нем Президиум Верховного суда РФ разъяснил следующее:

1) дела о признании права собственности на самовольную постройку подсудны районному суду по месту нахождения объекта спора;

2) даже если предметом спора является нежилое помещение, спор все равно подведомственен суду общей юрисдикции. Однако это не относится к случаям, когда в материалах дела есть доказательства, что ответчик имеет статус индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность (тогда нужно обращаться в арбитражный суд). Следовательно, сам по себе факт того, что предметом является нежилое помещение, в том числе такое, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, на подведомственность спора не влияет.

Кто будет сторонами процесса по иску о признании права собственности на самовольную постройку

Это зависит от того, принадлежит ли участок лицу, которое возвело постройку.

1. Застройщик возвел постройку на чужом участке (абз. 2 п. 25 постановления № 10/22).

Если при этом были получены необходимые разрешения на создание постройки, то с может обратиться правообладатель участка (чаще всего с иском обращается публичное образование). Ответчиком будет застройщик.

2. Застройщик возвел постройку на своем участке (абз. 3 п. 25 постановления № 10/22).

С иском обращается сам застройщик. Ответчиком будет орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. В Москве или Санкт-Петербурге - уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции по-разному определяют размер госпошлины при подаче иска о признании права собственности на самовольную постройку.

Поэтому размер госпошлины зависит от того, в какой суд истец будет обращаться:

 при обращении в арбитражный суд госпошлина уплачивается как по искам неимущественного характера (ч. 2 ст. 103 АПК РФ) и определяется по правилам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ;

 при обращении в суд общей юрисдикции госпошлина зависит от стоимости постройки и определяется по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.

Внимание! Если истец не определит цену иска о признании права собственности на самовольную постройку и исходя из нее размер госпошлины, то суд общей юрисдикции оставит такой иск без движения

Иск о признании права собственности на самовольную постройку носит имущественный характер и подлежит оценке. Поэтому в нем должна быть определена цена иска и госпошлина, которая должна быть уплачена исходя из стоимости такого имущества. Такие разъяснения содержатся в ответе на вопрос № 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2005 года.

Так, в одном из дел суд оставил иск без движения, поскольку истец не определил цену иска и не приложил документы, подтверждающие стоимость постройки (определение Приморского краевого суда от 22 июля 2014 г. по делу № 33-6417). По другому делу суд также оставил иск без движения, указав, что госпошлина в размере 200 руб. явно не соответствует стоимости имущества, о котором заявлен иск (апелляционное определение Московского городского суда от 22 апреля 2015 г. по делу № 33-13511/15).

От уплаты государственной пошлины по иску о признании права собственности на самовольную постройку освобождены государственные органы и органы местного самоуправления (независимо от того, выступают они как ответчики или как истцы).

Об этом сказано в подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 и подпункте 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Условия признания права собственности, установленные в Гражданском кодексе РФ

Для признания права собственности на самовольную постройку необходима совокупность следующих условий (п. 3 ст. 222 ГК РФ).

Суд признает право собственности на самовольную постройку только в том случае, если земельный участок, на котором возведена постройка, находится у истца:

 в собственности;

 в пожизненном наследуемом владении;

 на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Лица, не обладающие одним из указанных прав на участок, не вправе претендовать на обращение постройки в свою собственность. Такое разъяснение содержится в определении Верховного суда РФ от 16 декабря 2014 г. № 18-КГ14-165.

В нужно указать документ, подтверждающий, что участок находится у истца в собственности, пожизненном наследуемом владении или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для признания права собственности необходимо доказать, что лицо, осуществившее постройку, имеет права в отношении участка, допускающие строительство на нем этого объекта (абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ).

3. Соответствие постройки градостроительным нормам (условие начало действовать с 1 сентября 2015 года)

На день обращения в суд постройка должна соответствовать параметрам, установленным:

 документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или

обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах.

Об этом сказано в абзаце 3 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.

Самовольная постройка не должна:

 нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц;

 создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ.*

Как пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ будет применяться во времени по иску о признании права собственности на самовольную постройку

Суд будет применять пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда.

Такой вывод следует из статьи 4 Гражданского кодекса РФ и пункта 31 постановления № 10/22.

Условия признания права собственности на самовольную постройку, выработанные на практике до 1 сентября 2015 года

На основе анализа практики можно выделить условия признания права собственности на самовольную постройку, которые были выработаны судами еще до 1 сентября 2015 года и продолжают действовать сейчас.

1. Постройка соответствует целевому назначению земельного участка

Несоответствие постройки целевому назначению участка, на котором она расположена, является условием, влекущим невозможность признать право собственности на самовольно возведенное строение в суде. Такое разъяснение дано в определении Верховного суда РФ от 13 января 2015 г. № 18-КГ14-168.

2. Застройщик обращался за разрешением на строительство (пытался легализовать постройку иным способом)

Застройщику (если в суд с иском обращается именно он, а не иное лицо, например, собственник участка) необходимо доказать, что он обращался за разрешением на строительство (и (или) актом ввода объекта в эксплуатацию) и ему незаконно отказали в этом (абз. 2 п. 26 постановления № 10/22).

Обоснование

Дело в том, что о признании права собственности на самовольную постройку - это исключительный способ защиты права. Он возможен, если истец исчерпал иные возможности узаконить свое право собственности. Такой иск нельзя использовать для упрощения государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода закона.

На это указано в Обзоре Президиума Верховного суда РФ.

При этом сам по себе факт обращения за выдачей разрешения не свидетельствует о принятии застройщиком надлежащих мер к легализации постройки. Зачастую возникает ситуация, когда лицо обращается за разрешением на строительство, когда объект уже построен, и ему законно его не выдают. В таком случае суд откажет истцу в удовлетворении его требований о признании права собственности на самовольную постройку (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 27 декабря 2013 г. № Ф09-13814/13 по делу № А07-1984/2013).

Однако иногда не требуется получать разрешения на строительство. В таких случаях доказывать факт обращения за разрешением не нужно.

3. Постройка соответствует нормативам, сохранение ее не создает угрозы для граждан

Необходимо привести список заключений компетентных органов, подтверждающих, что постройка соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Если необходимых заключений нет или суд сомневается в их достоверности, то он вправе (но не обязан) назначить экспертизу. Поэтому лучше подготовить заключения заранее.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 26 постановления № 10/22.

В части соответствия постройки нормам строительных и градостроительных нормативов можно сказать, что изменения, которые вступили в силу с 1 сентября 2015 года (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГК РФ), закрепили эту судебную практику уже на уровне закона.

4. Постройка является самостоятельным объектом

Статья 222 Гражданского кодекса РФ не распространяется:

 на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом;

 на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимости, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 29 постановления № 10/22.

Так, в одном из дел суд отказал как в сносе постройки, так и в признании права собственности на нее, поскольку не было доказано создание нового объекта, а была подтверждена реконструкция (переоборудование) пристройки (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15 июля 2013 г. по делу № А63-10861/2012). Однако реконструированная недвижимость может быть признана самовольной постройкой, если в результате этих работ возник новый объект (п. 28 постановления № 10/22)».

Согласно ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольная постройка - это здание, сооружение или другое строение, возведенное на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенное или построенное без получения на это необходимых согласований, разрешений, в том числе с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Виды самовольного строительства

Самый распространённый вид самостроя в Москве - это самовольная реконструкция - когда происходит изменение параметров существующего здания, появляются так называемые пристройки, надстройки, в том числе мансардные этажи, антресоли, переоборудование чердаков и подкровельного пространства и т. д.

В последнее время появилась тенденция самовольной реконструкции складских или бывших производственных зданий, т. е. когда внутри одноэтажного здания с высотой обычно 10–12 метров обустраивают 2 или 3 этажа внутри, называя это антресолью, не увеличивая при этом общую высоту здания и площадь застройки, при этом увеличивая общую полезную площадь здания в 2–3 раза.

Второй вид самостроя - это самовольное строительство , то есть возведение с нуля, когда на пустом месте строят здание без разрешения на строительство, либо, когда сносят старое здание, а на его месте строят новое, большей площади и этажности.

Постановления Правительства Москвы №819-ПП и №829-ПП

Правительством Москвы приняты два ключевых постановления, касающиеся борьбы с самостроями в Москве и регулирующие порядок принятия и реализации решений в отношении самостроев:

  1. Постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».
  2. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. N 829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы».

Помимо этого, 03 августа 2018 г. принятФедеральный закон N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»,согласнокоторому предусматривается снос самовольно возведённых (реконструированных) объектов только по решению суда . Также у правообладателя появилась возможность привести самовольную постройку в соответствие с установленными требованиями (легализовать или узаконить). На это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет. В результате на такую постройку может быть оформлено право собственности.

Сейчас Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости в г. Москве (ГИН) проводится планомерная работа по выявлению и пресечению фактов самовольного строительства или реконструкций объектов недвижимости. При выявлении признаков самовольного строительства, сотрудниками Госинспекции по недвижимости составляется соответствующий акт, фиксирующий данные нарушения, который направляется собственнику и в Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ). В случае если собственник не предпринимает никаких действий по узакониванию самостроя, ДГИ подает на правообладателя земельного участка в суд за использование земельного участка не по назначению и с требованием о сносе здания.

Порядок узаконивания (легализации) самостроя

Согласование объектов самовольного строительства или незаконной реконструкции в Москве возможно одним из двух способов:

  1. В административном порядке - через Градостроительную земельную комиссию (ГЗК) - это наиболее эффективный метод узаконивания объекта, данная процедура значительно проще и короче по срокам, чем судебный процесс.

Процесс узаконивания начинается с подачи заявления на имя Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М.Ш. с просьбой рассмотреть вопрос о сохранении объекта недвижимости в существующих объемах. После этого Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости (ГИН) проводится процедура обследования объекта и земельного участка, на котором он расположен, направляются запросы в другие инстанции (Департамент городского имущества г. Москвы (ДГИ), Москомархитектура, Префектура, Мосгоргеотрест и т. д.) с целью формирования «общей картины» для вынесения вопроса на рассмотрение ГЗК.

ГЗК, рассмотрев Ваше обращение на заседании Рабочей группы, может принять решение:

  • «положительное» - о сохранении объекта путём прохождения собственником ряда мероприятий по узакониванию (легализации), в том числе оплаты штрафа в бюджет города;
  • «отрицательное» - о передаче дела в суд с требованием о сносе объекта или возврату в первоначальное состояние - если выявлены какие-либо нарушения, риски и т. д. или если собственник объекта не принимает дальнейшие условия по узакониванию (легализации), а также оплате штрафа.

При принятии ГЗК положительного решения, т. е. о сохранении объекта, вносятся изменения в ПЗЗ и оформляется ГПЗУ с новыми параметрами строительства, разрабатывается и согласовывается проектная документация на объект, получается разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Параллельно переоформляются земельные отношения с городом - вносятся изменения в Договор аренды земельного участка в части изменения параметров объекта и вида его разрешенного использования (при необходимости).

  1. Узаконивание через суд. Часто собственники начинают узаконивание самостроя через суд не по своей инициативе, а когда становятся ответчиками по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Метод узаконивания самостроя через суд мы используем крайне редко, только если видим и понимаем, что решение суда может быть в нашу пользу. В противном случае, если очевидно, что ситуация безнадежная и судебный процесс может быть проигран, мы не беремся за данный вопрос.

Процесс узаконивания самостроя через суд отличается от узаконивания через ГЗК только тем, что у Вас на руках будет судебное решение о возможности узаконить Ваш самострой, в т. ч. получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и внести изменения в Росреестр, но только в том случае если объект не нарушает права третьих лиц, не представляет опасность жизни и здоровью, и построен согласно градостроительным нормам и правилам. При этом не будет гарантий того, что Москомархитектура согласует архитектурно-градостроительное решение (АГР) Вашего самостроя, без которого невозможно будет получить разрешение на строительство.

Важно! Согласование самостроя в Москве, вне зависимости от вида строительства, т. е. вне зависимости от того сделана незаконная реконструкция или незаконное строительство объекта с нуля, выполняется в одном и том же порядке.

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК)

Градостроительно-земельная комиссия г. Москвы (ГЗК) - специализированный орган, созданный на основании Постановления Правительства Москвы №1019-ПП от 16.11.2010г. «О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы» для решения вопросов в области градостроительства, инвестиционной деятельности, земельных отношений, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, реставрации недвижимых объектов культурного наследия.

Решения ГЗК принимает на заседаниях рабочих групп, которые проводятся в закрытом режиме по мере необходимости, но не реже 2-х раз в месяц под председательством Мэра Москвы - Собянина С. С. или заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Хуснуллина М. Ш.

В круг вопросов, находящихся в компетенции ГЗК, входят:

  1. Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности, в том числе:
  • о необходимости внесения изменений в Генплан г. Москвы;
  • о необходимости внесения изменений в ПЗЗ;
  • о необходимости подготовки проектов планировки территории;
  • о необходимости подготовки и об одобрении проектов межевания территории;
  • об отмене ранее выданных ГПЗУ и т. д.
  • Рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе:
    • об изменении цели предоставления земельных участков;
    • о применении штрафных санкций в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, содержащихся в договорах аренды (пользования) земельных участков;
    • об условиях осуществления компенсации (возмещения) правообладателям подлежащих освобождению земельных участков и (или) подлежащих сносу иных объектов недвижимого имущества и т. д.

    В настоящее время практически 90 % случаев, связанных с любым видом земельно-имущественных отношений с городом, проходят через ГЗК, в частности:

    • оформление или переоформление земельных отношений с городом;
    • узаконивание (легализация) самостроя;
    • смена функционального назначения здания;
    • изменением ВРИ земельных участков и т. д.

    Сроки узаконивания (легализации) незаконного строительства

    Узаконивание (легализация) самостроя в Москве в административном порядке, т. е. через ГЗК, в среднем длится 3–6 месяцев, в сложных случаях - от 6 до 18 месяцев. В судебном порядке эта же процедура может растянуться на годы.

    Последствия строительства здания без разрешений и согласований

    Оплата штрафов за незаконное строительство

    Невозможно получить Разрешение на строительство и Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

    Невозможно провести регистрационные действия (нельзя зарегистрировать и продать)

    Расторжение Договора аренды земельного участка (в случае аренды у города)

    Отсутствие компенсации при сносе (в случае реновации территории района)

    Снос незаконно построенного здания (согласно Постановлению Правительства Москвы №829-ПП от 08.12.2015г.)

    В каких ситуациях узаконить (легализовать) самострой невозможно?

    Таких ситуаций немного:

    • Нарушены права третьих лиц.
    • Объект представляет опасность жизни и здоровью.
    • Согласно градостроительной документации, на данном земельном участке невозможно строительство данного вида объектов.
    • Объект уже попал в Постановление Правительства Москвы N 829-ПП и подлежит сносу.

    Если Вы допустили ситуацию, что Госинспекция по недвижимости узнала о Вашем самострое, будьте готовы к тому, что объект может попасть в перечень 819-ПП, т. е. с дальнейшей перспективой сноса, если не предпринимать никакие действия. Исключение из 819 Постановления возможно, однако все случаи индивидуальны.

    К сожалению, если объект самостроя попадает в Постановление Правительства Москвы N829-ПП от 08.12.2015г., то мы уже не сможем ничем помочь. Такие случаи бывают крайне редко, только если собственники своими действиями или бездействием допускают его попадание в 829-ПП.

    Ответственность за незаконное строительство или реконструкцию

    Собственнику объекта самовольного строительства стоит опасаться не только ответственности за совершенное правонарушение, но и ситуации, в которой он может и вовсе оказаться без своего объекта на вполне законных основаниях. Так при осуществлении самовольного строительства собственник и привлекаемые им лица могут совершить несколько правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде штрафа. Это может быть:

    1. Нецелевое использование земельного участка в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.
    2. Строительство или реконструкция без разрешения в соответствии со ст.9.5 КоАП РФ.
    3. Невыполнение предписаний Госстройнадзора в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ и т.д.

    Согласно законодательству РФ и действующей судебной практике самовольная постройка или самострой, подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, или иной документацией, лицом, осуществившим ее за свой счет.

    Помощь в узаконивании (легализации) самостроя

    Узаконивание (легализация) самостроя - процедура сложная и достаточна долгая. Даже при наличии всех имеющихся документов и разнообразных разрешений объект может оказаться в списке под снос, т. е. попасть в Постановление Правительства Москвы N829-ПП. Поэтому чем раньше приступить к процессу легализации, тем эффективнее и дешевле он окажется.

    Мы беремся за узаконивание самостроя только в том случае, если понимаем, что можем помочь, т. е. видим конечный результат, который будет устраивать Заказчика. В любом случае, перед подписанием договора Заказчику будут озвучены все возможные пути согласования объекта.

    Этапы работ

    Анализ документации

    Анализ правоустанавливающих документов, выявление возможности или невозможности узаконивания (легализации) самовольного строительства.

    Проектные работы

    Разработка проектной документации: буклета для обоснования внесения изменений в ПЗЗ.

    Оплата штрафа

    Оплата штрафа за незаконное строительство (реконструкцию) здания (при наличии Предписания ГИНа) или получение официального ответа ГИНа об отсутствии признаков самовольного строительства.

    Процесс узаконивания реконструкции крайне хлопотный, при этом, пожалуй, иногда гораздо проще осуществить строительные работы, нежели получить на них разрешение пост-фактум. Стоит учитывать, что приватизированный дом и соответственно его реконструкция не имеет столько побочных бюрократических моментов, нежели тот, права на который еще не оформлены. Это определено Жилищным Кодексом РФ, который позволяет собственнику распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению, но с соблюдением норм безопасности, как для себя, так и для третьих лиц.

    Как узаконить реконструкцию дома с минимальными затратами

    Об этом знают не многие, особенно те, кто с такими законодательными решениями сталкиваются впервые. Для начала необходимо разобраться, что является реконструкцией; именно это понятие прописано в статье 222 Жилищного Кодекса РФ, которое предусматривает, что строительные работы касаются основного здания, но при этом не вносится изменения, которые полностью нарушают целостность или увеличивают прежнюю площадь, более чем на 10%. Отметим, что реконструкция реконструкции рознь; желательно получать на нее разрешение в БТИ еще до начала строительных работ на объекте, чтобы снизить риск бюрократических разбирательств. Но, если она проведена, то желательно пройти процедуру полного узаконивания, чтобы потом иметь полный пакет точных технических документов: кадастровый и технический паспорт. Это позволит снизить временные затраты на оформление бумаг при составлении договора купли-продажи, договора дарения, завещания.

    Техническая документация для узаконивания реконструкции

    Для начала необходимо обратиться в бюро технической инвентаризации для составления проекта, а также в архитектурное бюро и региональное представительство СЭС. Инженер БТИ обязан визуально осмотреть реконструкцию и сравнить ее с предыдущим планом, после чего вносятся графические изменения. Если же реконструкция коснулась лишь части помещения, например, внешней отделки: облицовка кирпичом, диким камнем или сайдингом – узаконивать ее не надо.

    Архитектор составляет новый проект дома, если реконструкция была глобальной, что стало причиной увеличения площади или принципиально изменило предыдущую конструкцию. Заключения СЭС необходимо в том случае, когда реконструкция относится к переносу места водопроводных стоков, канализации или газовых коммуникаций. Также не обойтись без этого документ, в случае глобальной перестройки дома, или добавления к нему жилищных помещений. Если строительные работы изменили площадь, но за счет новых технических подрядных помещений, как кладовая или гараж, то справка из СЭС соискателю не понадобиться.

    Штрафные выплаты за самовольный ремонт

    Стоить быть готовым к тому, что придется выплатить штраф за самовольную перепланировку, если реконструкция дома оказалась слишком большой. Его размер составляет порядка 5 тысяч рублей; а вот если дом находится в собственности юридического лица, штраф может быть увеличен до 20 тысяч.

    Маленькие законодательные хитрости

    Очень часто можно не доводить дело до суда, поскольку в правах реконструкции дома лицо практически не ограничено. То есть, трактуя маленький ремонт, как реконструкцию, можно избежать бюрократической волокиты, а, следовательно, сэкономить нервы, деньги и время. Отметим, что к классу «реконструкции» также можно отнести и замену крыши, вывод внешнего освещения. Но если дело касается переноса водопровода или вывод новой ветки, например, под бассейн, тогда процедура оформления должна быть пройдена в обязательном порядке.

    самовольная реконструкция

    Нередко собственник проводит реконструкцию принадлежащей ему недвижимость, в результате которой площадь объекта недвижимости увеличивается Документы для реконструкции собственник не получал. Можно ли продолжать пользоваться новым зданием?
    Прямого запрета для дальнейшей эксплуатации объекта недвижимости нет. Однако органы власти могут попросить суд признать такое здание . И не исключено, что собственнику придется вернуть объект недвижимости в прежнее состояние или, если это невозможно, снести недвижимость. Поэтому собственнику необходимо легализовать самовольно реконструированное здание. Однако на практике это сделать непросто.
    Реконструкция объектов недвижимости, как и строительство, в большинстве случаев требует специального разрешения (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ). На практике очень часто здания и строения реконструируются без получения каких-либо документов. Как правило, это связано с тем, что разработка проектной документации, которая необходима для получения разрешения, отнимает немало времени и средств. При этом владельцы недвижимости редко задумываются, что такая самовольная реконструкция может повлечь для них серьезные негативные последствия.
    Казалось бы, после самовольной реконструкции собственник может, как и прежде, свободно пользоваться принадлежащей ему недвижимостью. Но как только собственник захочет продать реконструированную недвижимость или сдать ее в долгосрочную аренду, требующую регистрации, возникнут проблемы. Поскольку в результате реконструкции изменяются технические характеристики объекта (площадь, количество помещений), то такие данные будут отличаться от тех, которые содержатся в органах Росреестра. По сути, у собственника будет уже не та недвижимость, что указана в ЕГРП. А значит, подтвердить свой титул собственника на реконструированную недвижимость выпиской из ЕГРП владелец уже не сможет. Как минимум это вызовет вопросы у будущего покупателя, а то и вовсе сорвет сделку. Не исключено, что самовольно реконструированным объектом заинтересуются органы власти. Они могут не только наложить на собственника административный штраф, но и обратиться в суд, требуя привести такой объект в первоначальное состояние, а в случае невозможности даже снести его. В таком случае суды применяют статью 222 ГК РФ о самовольной постройке по аналогии к реконструированному объекту.
    Закон предусматривает административную ответственность как за сам процесс самовольной реконструкции (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ), так и за эксплуатацию самовольно реконструированного объекта (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). В первом случае компании может грозить и солидный штраф (от 500 тыс. до 1 млн рублей), и приостановление деятельности для юрлица или ИП до 90 суток. К ответственности по этой статье можно привлечь застройщика и подрядчика.
    Чтобы предотвратить негативные последствия от самовольной реконструкции, необходимо принять меры по ее легализации. Как и в ситуации с , сделать это можно через суд. В таком случае основанием для внесения изменений в запись ЕГРП о реконструированном объекте будет решение суда. Однако практика показывает, что получить такое решение почти так же трудно, как легализовать самовольную постройку. Но в то же время бывают ситуации, когда иск о легализации самовольной реконструкции вообще не срабатывает и нужно заявлять совершенно другое требование.

    Иск о легализации реконструированного здания

    Для начала собственнику необходимо разобраться, требовалось ли разрешение на реконструкцию и какие именно работы были проведены. Судебная практика показывает, что правила статьи 222 ГК РФ о самовольной постройке применяются далеко не во всех случаях реконструкции без разрешения.
    Правила статьи 222 ГК РФ применяются, если в результате реконструкции создан новый объект. Что же является реконструкцией? Довольно подробное определение этого понятия дает Градостроительный кодекс РФ.
    Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ).
    Как видно из определения, реконструкция может приводить как минимум к двум самостоятельным последствиям:
    1. К появлению нового объекта (в тех случаях, когда параметры объекта, например площадь, изменяются).
    2. К сохранению прежнего, но с улучшенным содержанием (например, новыми несущими конструкциями). Получается, что различные по своей цели действия Градостроительный кодекс охватывает одним термином. В итоге возникает вопрос: любая ли самовольная реконструкция требует судебной легализации? Ответ есть в совместном постановлении пленумов ВСРФиВАС РФот29.04.10 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Правила о самовольной постройке (ст. 222 ГКРФ) распространяются только на такую самовольную реконструкцию, которая привела к появлению нового объекта (п. 28 постановления №10/22). Иными словами, легализовать самовольно реконструированный объект путем подачи иска о признании права собственности на него (п. 3 ст. 222 ГКРФ) можно, только если появился новый объект недвижимости.
    В одном из судебных дел собственник полностью заменил несущие конструктивные элементы здания (стены, перекрытия), не изменив при этом его пространственные параметры. Суды, однако, посчитали реконструированный объект новым.
    В каких случаях появился новый объект, суды решают по-разному. Казалось бы, из определения реконструкции следует, что новый объект появляется, если изменяются пространственные характеристики объекта - увеличиваются этажность, площадь. Но такой подход работает не всегда.
    Как правило, отдельно вопрос о том, возник ли новый объект, суды не исследуют, применяя правила статьи 222 Гражданского кодекса к тем объектам, которые изменили свои параметры. Однако даже изменение этажности или площади и иных пространственных характеристик, как ни странно, по мнению судов, не всегда свидетельствует о том, что возник новый объект.
    Такой подход судов, когда они не расценивают итог реконструкции в качестве нового объекта, в ситуации, когда собственник подал иск о легализации реконструкции, повлечет отказ в иске.
    Но это не безнадежная ситуация: тогда можно попытаться обжаловать в суде сам отказ органа Росреестра в регистрации тех или иных прав на объект. А вот в случаях, когда контролирующие органы предъявляют компании - владельцу объекта иск о признании реконструкции самовольной постройкой и ее сносе, такой подход судов оказывается на руку ответчику. Если он может доказать, что новый объект не возник, хотя пространственные характеристики изменились, в иске будет отказано. Подвести суд к выводу о том, что никакого нового объекта не возникло, обычно помогает строительно-техническая экспертиза.
    Если орган власти обратится с требованием о сносе самовольно реконструированной недвижимости, то собственник может ссылаться на истечение срока исковой давности. Срок начинает течь с момента обнаружения нарушений, например с момента госрегистрации такого объекта, проведения проверки, либо технической инвентаризации. Но исковая давность не распространяется на требование о сносе объекта, создающего угрозу жизни и здоровью граждан.
    Разрешение на строительство обязательно не для каждой реконструкции. Случаи, когда получение разрешения на строительство (этот же документ выдается и для реконструкции) не требуется, указаны в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. Перечень случаев не является исчерпывающим - сам кодекс либо иные законы могут установить другие исключения. Так, разрешение не понадобится при проведении капитального ремонта, реконструкции сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (например, киосков, навесов).
    Также разрешение не нужно для строительства и реконструкции строений и сооружений вспомогательного использования. Что является таким объектом, в Градостроительном кодексе не указано. Как правило, суды считают, что строение является вспомогательным, если по отношению к основному объекту оно выполняет служебную роль и такой объект нельзя использовать самостоятельно. Если же такой объект является частью основного объекта (например, пристройка), то есть риск, что суд не признает такой объект вспомогательным, а посчитает, что первоначальный объект изменил свою площадь. В итоге из-за такой пристройки весь объект могут признать самовольной постройкой.
    Условия узаконения самовольно реконструированной недвижимости
    Если в результате реконструкции, проведенной без обязательного разрешения, появился новый объект, то собственнику необходимо позаботиться о легализации недвижимости. Лучше это сделать до того, как в суд обратятся органы власти. Они вправе потребовать снести такую постройку. Правда, при условии, что недвижимость нельзя вернуть в первоначальное состояние (абз. 2 п. 28 постановления №10/22).
    Чтобы легализовать самовольно реконструированный объект, собственнику необходимо обратиться в суд с требованием о признании права собственности на новую недвижимость. И в данном случае процедура ничем не будет отличаться от легализации самовольной постройки. Суд вправе это требование удовлетворить, но лишь при соблюдении нескольких условий.
    Первое условие: истец является титульным владелец земельного участка. То есть, узаконить самовольную реконструированную недвижимость может только собственник земельного участка, на котором расположена постройка, либо иной титульный владелец - тот, кому участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования (абз. 2 п. 3 ст. 222 ГКРФ). А вот арендаторам в легализации самовольных построек в большинстве случаев суды отказывали.
    Впрочем, в этом году Верховный суд согласился признать право собственности на самовольную постройку (в этом деле без разрешения велось строительство, а не реконструкция) за гражданином - арендатором земельного участка (обзор судебной практики поделам, связанным ссамовольным строительством, утвержден Президиумом Верховного суда 19.03.14). Правда, в этом споре было одно существенное условие - участок изначально предоставлялся под строительство. Из этого следует, что если же участок предоставлялся для иных целей, то узаконить самовольную постройку (как и самовольную реконструкцию) нельзя. К такому выводу также в этом году пришла Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда, пересматривая дело в порядке второй кассации. Коллегия, сославшись на указанный обзор, отказала в признании права собственности на самовольную постройку, отметив, что участок предоставлялся не для строительства, а для эксплуатации недвижимости.
    Предоставить заключение эксперта или ходатайствовать о проведении экспертизы следует истцу, поскольку именно он должен доказать, что реконструированная недвижимость безопасна и может быть узаконена.
    Второе условие: постройка не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц. Еще одно обязательное условие для легализации - недвижимость после самовольной реконструкции не угрожает жизни и здоровью, а также не нарушает права третьих лиц (абз. 3 п. 3 ст. 222 ГКРФ). Причем суды также исследуют, не нарушены ли при реконструкции градостроительные, а также строительные нормы и правила (п. 26 постановления №10/22). Соблюдение этого условия может подтвердить только строительно-техническая экспертиза.
    Законодательство не уточняет, в каких случаях постройка нарушает чьи-то права. Суды считают, что такое нарушение происходит, например, если было реконструировано общее имущество в многоквартирном доме. В таком случае нарушаются права всех жильцов, которые по закону являются сособственниками общедомового имущества. Может быть и так: после реконструкции объект пересек границу соседнего земельного участка. Суды считают, что такая реконструкция нарушает права собственника этого участка. В одном из судебных дел недвижимость после реконструкции создала препятствия к обслуживанию и ремонту линии электропередачи.
    Нужно учитывать, что Верховный суд считает иначе. По его мнению, суд не может отказать в легализации лишь потому, что собственник нарушил процедуру получения разрешения, иначе судебное решение будет основано на формальном подходе (определение Верховного суда от08.07.14 №19-КГ14-6). Правда, эту позицию ВС РФ высказывал пока только в отношении граждан. Примеров, когда такой подход продемонстрировала бы коллегия ВС РФ по экономическим спорам, пока нет.
    Третье условие: истец предпринял меры по внесудебной легализации реконструированной постройки. С одной стороны, отсутствие документов на реконструкцию не служит непреодолимым препятствием для легализации постройки. С другой - истцу необходимо доказать, что он предпринимал меры, чтобы эти документы получить. Иными словами, сделал все, чтобы легализовать постройку без суда. При этом легализация невозможна, если лицо имело возможность получить разрешение, но ничего для этого не сделало. Например, не представило необходимые для этого документы. Судебная практика относится к соблюдению такого условия по-разному. Однако, несмотря на различные подходы, арбитражные суды в любом случае отказывают в легализации, если истец не предпринял вообще никаких мер для легализации.
    Лишь формального обращения в органы власти за получением разрешения недостаточно для последующей судебной легализации. Меры по внесудебной легализации собственнику следует принять либо до начала, либо во время реконструкции, но никак не по ее окончании. Причем истцу также нужно обосновать препятствия для получения разрешения. Например, доказать, что отказ в выдаче разрешения был незаконным.
    Если объект возведен и реконструирован до 1 января 1995 года, он не может считаться самовольной постройкой. Причем это касается только зданий, строений и сооружений нежилого назначения.
    В другом случае суды, напротив, считают, что истцу достаточно хотя бы формально обратиться за разрешением на реконструкцию. Органы власти отказывают в выдаче разрешения, как правило, из-за того, что собственник недвижимости не представил все необходимые документы (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ). При этом мотивы отказа в выдаче документации - был ли отказ законным - одни суды не исследуют. А по мнению других судов, лицо не предприняло надлежащих мер, если оно не получило разрешения из-за того, что не представило в госорган все необходимые документы.

    Узаконение самовольной реконструкции в административном порядке

    Собственнику для начала лучше воспользоваться В первую очередь ему нужно внести изменения в кадастровый паспорт (п. 3 ст. 20 Федерального закона от24.07.07 №221-ФЗ «Огосударственном кадастре недвижимости»). После этого следует обратиться в регистрирующий орган и воспользоваться упрощенной процедурой регистрации (ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Однако Росреестр зачастую в такой регистрации отказывает, особенно когда параметры объекта изменились. В таком случае собственнику остается оспорить отказ в судебном порядке, ссылаясь на то, что разрешение на реконструкцию не требовалось (п. 4 ст. 17 ГрК, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).
    Другой вариант - обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такой объект недвижимости в порядке статьи 222 Гражданского кодекса.

    Для того чтобы дом стал обителью комфорта и уюта, а жизнь в нем предстала перед владельцем в полном великолепии, нужно его реконструировать. Чтобы в нем все соответствовало потребностям и желаниям хозяина, приходится его переоборудовать.

    Капитальная реновация

    Реконструкция частного дома - очень ответственный процесс. Если строение непригодно для жилья или владельцу просто хочется его видоизменить, причем в значительной степени, то это - оптимальный выход из сложившейся ситуации.

    Но не все так просто. И даже имея на руках средства, которых хватит с лихвой, чтобы провести доскональный внутренний и наружный ремонт, нужно учитывать, что некоторые работы необходимо подтвердить официально, получив специальное разрешение в определенных инстанциях.

    Особенности

    Очень важно четко понимать, что реконструкция частного дома, его перепланировка и капитальная реновация - это абсолютно разные процессы. - это замена состарившихся стройматериалов, которые были использованы при строительстве, на современные новые. По большому счету это - комплекс работ, целью которых является улучшение технических характеристик и жилищных условий данного строения. Перепланировкой считается изменение конфигураций внутри дома. Самыми распространенными в этом случае являются работы по переносу стен, или окон и т. д.

    Реконструкция частного дома - это практически полное изменение определенных параметров строения, а также его технических составляющих. При ее проведении осуществляются надстройки новых этажей, возможно возведение пристройки к основному жилому блоку, а также изменение или добавление коммуникаций и инженерных систем.

    Главное требование, которому должен соответствовать проект реконструкции частного дома, состоит в том, что не должны полностью изменяться или заменяться несущие конструкции - их нужно только отремонтировать. В этом и состоит особенность данного процесса: добавление новых помещений - жилых или подсобных - должно осуществляться при условии сохранения основ уже имеющихся стен.

    Разрешение

    На реконструкцию частного дома нужно получить специальные документы. Причина в том, что этот сложный вид работ требует разрешения от соответствующих органов. Нужно понимать, что если хозяева сносят стену, а затем возводят ее уже на другом месте, то эта работа относится к разряду перепланировки. Но если владелец решил пристроить к своему коттеджу веранду или, например, летнюю кухню, то на это он должен получить одобрение от соответствующих органов.

    Специалисты должны посмотреть новый проект, проанализировать все вносимые в него изменения и только после этого выдать специальное разрешение на осуществление такого процесса, как реконструкция частного дома.

    Какие документы нужно представить

    Для начала владельцу нужно будет написать соответствующее заявление и представить его в региональный отдел самоуправления. К нему надо будет приложить план по реконструкции строения, который должен быть составлен либо в юридической компании, либо частным предпринимателем, имеющим для этого соответствующую лицензию.

    Кроме того, понадобятся такие документы для реконструкции частного дома, как подробная опись всех работ и мероприятий по изменению технических параметров, а также согласие на данный процесс всех членов семьи, в том числе и проживающих в данном особняке, и отсутствующих. В соответствующие инстанции нужно представить также план с данного дома. Как правило, в органах самоуправления подобные заявления рассматриваются в течение одного месяца.

    Процедура получения разрешения

    Она регулируется нормами, которые указаны в РФ. К числу обязательных справок, предъявляемых в соответствующий отдел, относятся также нотариально доказывающих право собственности на дом с приусадебным земельным участком, разрешение от районной администрации района, которой подчинена территория, где находится строение, а также справка из БТИ. Кроме того, владельцу жилья необходимо собрать и дополнительные справки, список которых ему выдадут в администрации данного населенного пункта либо в городском органе самоуправления.

    Этапы

    Чтобы получить разрешение и провести реконструкцию, нужно обратиться в БТИ и получить копию который нужно представить в отдел по архитектуре и градостроительстве. Здесь нужно написать заявление для вызова архитектора, чтобы тот составил профессиональный проект с эскизом будущей реконструкции. Проект должен быть разработан по всем тех. правилам или санитарным нормам, обязательно с учетом требований от пожарной инспекции и некоторых других ведомств.

    После этого собранный пакет нужно отнести в отдел по градостроительству для одобрения. Резолюция главного архитектора данного района обязательна. Если технические документы уже приняты и разрешение получено, с ними нужно отправляться в управляющую коммунальную компанию.

    Следующие этапы - пожарная инспекция и СЭС. Затем нужно обратиться в страховую компанию, оплатить полис общегражданской ответственности, поскольку без него нельзя будет начинать ни строительные, ни монтажные работы.

    Нужно помнить, что все перечисленные услуги - платные. Каждая из резолюций или печатей на документах может оформляться от двух до трех месяцев, поскольку везде присутствуют большие очереди. Владелец дома, обратившись впервые, получает уведомление, в котором сказано, на какое число он записан.

    После положительного решения

    Получив одобрение, нужно будет провести также некоторые согласования, в первую очередь с соответствующим архитектурным отделом. Если размеры строения не превышают по площади десяти кв. метров, то реконструкция частного жилого дома может быть выполнена самостоятельно. В противном случае необходимо будет воспользоваться услугами специалистов, которые имеют лицензию для выполнения подобного типа работ.

    Помощь профессионалов

    Перед тем как приступать к работе, специалист должен получить в органах строительного надзора разрешение на проведение реконструкционных работ. Кроме того, ему понадобится справка о том, что он может проводить раскопочные мероприятия, если таковые есть в составленном плане. А после того как реконструкция частного дома будет завершена, необходима обязательная приемка по эксплуатации, которую производит соответствующая комиссия. Следующим этапом будет получение нового технического паспорта на строение и регистрация его в специальном государственном органе.

    Средства на проведение реконструкции

    Часто семьи, которые уже имеют в собственности жилье, надеются произвести капитальную реновацию за счет таких средств, как материнский капитал. Реконструкция частного дома за счет такой формы господдержки должна производиться только с получения разрешения от территориального органа ПФ.

    Для этого владельцу сертификата гособразца, направляющему материнский капитал на данный вид работ, которые он планирует осуществлять собственными силами, без использования услуг подрядных организаций, нужно представить соответствующее заявление.

    При положительном ответе выделенные средства перечисляются в два этапа на расчетный счет, который нужно будет указать в подаваемых документах. Первый транш в количестве не более половины неизрасходованного до настоящего момента остатка из суммы материнского капитала можно получить в течении двух месяцев со дня рассмотрения заявления, а второй - только через полгода после перечисления предыдущей части, причем при подтверждении факта ведения работ по реконструкции. Это нужно доказать предоставлением необходимых документов в ПФ РФ.

    Это нужно знать

    Тем, кто собирается менять перекрытия или же переносить несущие стены, переустраивать помещения или вентиляционные шахты, заменять систему водопровода или канализации и т. д., обязательно нужны оформлять разрешение. Любое из перечисленных действий относится к такому понятию, как реконструкция частного дома. За незаконные работы налагается кроме того, хозяев заставляют приводить все в прежний вид.

    Нужно помнить, что самостоятельная реконструкция частного дома законом запрещена. В первую очередь такие работы без соответствующего надзора со стороны специалистов могут быть опасны. Во-вторых, обнаружив нарушения, комиссия может принять решение о том, что строение требуется привести в то состояние, в котором оно было до этого. При этом, если самовольная реконструкция частного дома была осуществлена самим застройщиком, то восстановление прежнего вида проводится исключительно за его же счет.