Последние статьи
Домой / Новостройка / Летная комиссия. Медицинская комиссия для пилота или прохождение влэк пошагово

Летная комиссия. Медицинская комиссия для пилота или прохождение влэк пошагово

Давно я не проходил ВЛЭК, причин у меня было несколько - это проблемы со зрением (близорукость), высокая стоимость и отсутствие лишнего времени на сбор справок. Крайний раз, по честному, я проходил ВЛЭК ещё в Тушино, рядом с Центральным аэроклубом им. В.П. Чкалова - когда учился летать сначала в ЮПШ, потом во 2-м Московском аэроклубе и в последствии в аэроклубе при КБ Сухого.

Хочу сказать сразу, что требования медицины к нашим пилотам крайне избыточны.

Вокруг меня летает много людей, которые честно пройти наш ВЛЭК не могут. Пилоты, у кого есть диагнозы решают данную проблему по разному, линейные и коммерческие сколько могут уговаривают врачей, частные пилоты либо забивают на ВЛЭК, либо делают "липу" на принтере. Каждый честный поход ВЛЭК для пилота - это подвиг и личное достижение. Но ведь это не нормально! В США медицинские требования к частным пилотам аналогичны требованиям на водительские права. У нас же всё иначе...

Помню, как ещё на первом ВЛЭК в аэроклубе как я уговаривал окулиста пропустить, обещал есть морковку и чернику ящиками, делать зарядку для глаз. И искренне не понимал, как врач, а не инструктор может решать - могу я летать или нет? Врач пошёл мне на встречу и пропустил. В утешение мне врач сказал, что близорукость это болезнь современного городского общества, когда очень много информации проходит через глаза и глаз адаптируется, при этом живя в городском "каменном мешке", где мы за неделю можем ни разу не увидеть горизонта глаз не может отдохнуть и настроиться на большое расстояние. Когда я начал летать на своём самолёте, то ознакомившись с требованиями медицины понял, что честно пройти ВЛЭК не получится. Но в силу вступили Федеральные авиационные правила "медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (ФАП-50), а потом и изменения в них, которые позволили мне получить надежду легализоваться в плане медицины.

И вот я решил рискнуть, пройти ВЛЭК.


Вся подготовка началась со сбора справок:

  • Справки из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • Справка из поликлиники по месту жительства об обращаемости за медицинской помощью за последние 5 лет;
  • Флюорография органов грудной клетки;
  • Общий анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Скрининг-тест на определение наркотических веществ;
  • Электроэнцефалография;
  • УЗИ сосудов головного мозга

Диспансеры стали платными и больше напоминают компании по торговле бумажками за достаточно приличные деньги.

Справка из наркодиспансера + тест на определение наркотических веществ стоит в Москве 2100р

Справка из психиатрического диспансера - 950р

Электроэнцефалография - в коммерческом мед.центре - 1500р

Городская поликлиника, как не странно порадовала хорошей организацией обслуживания. Всё по талонам, внизу внимательный консультант. Анализы выдаются на отдельном сёстренском посту. Но идти туда надо с направлением, это поможет быстро сделать анализы. Я взял направление на ВЛЭК в АОПА-Россия.

Анализы, ЭКГ, УЗИ, флюорография - всё было быстро сделано в городской поликлинике по месту жительства. На те процедуры, на которые не было свободных талонов на ближайшие дни я записался через платный кабинет (оказывается сейчас в поликлиниках и такое тоже есть). Цены - дешевле, чем в коммерческих центрах. Например УЗИ в ком. центре стоит 2500р, а в поликлинике делают за 1800р. Четыре анализа крови (общий, биохимия, группа крови и на сифилис) обошлись в 1505р.

Итого, подготовка к ВЛЭК вышла: 2100 + 950 + 1500 +1800+1505 = 7855р

Но морально я был рад, что хотя бы сделал для себя диспансеризацию. (крайний раз в институте ведь проходил)

Дальше стоял выбор - на какой ВЛЭК ехать? Открыл сайт Росавиации, посмотрел список действующих мед. комиссии .

Последнее время Росавиацию лихорадит в плане аннулирования пилотских и ликвидации АУЦ, ВЛЭКи тоже задевает...

Хотелось попасть на ВЛЭК, где не будет суеты, толпы посетителей и в то же время будут грамотные врачи. Друзья порекомендовали присоединиться к ним и поехать в Воронеж в ООО "Медико-санитарная часть "Полет" . Данный ВЛЭК находится прямо в аэропорту, поэтому можно прилетев на самолёте в аэропорт тут же пройти ВЛЭК. Незнаю уж кто и за какое место "укусил" Росавиацию, но своим приказом она отняла возможность у данного ВЛЭКа с 15.01.2018г. выдавать медицинские заключения I класса (линейным пилотам, пилотам коммерческой авиации, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам), поэтому сейчас там нет очередей к врачам. А ведь данный приказ фактически убивает ООО "МСЧ "Полёт", т.к. живут они за счёт медкомисии.


И вот мы вчетвером ранним утром приехали в Домодедово, прыгнули на рейсовый самолёт и уже через час были в Воронеже.

Первым делом зашли к главному врачу, председателю ВЛЭК - Александру Петровичу Дубовику. Это военный хирург, настоящий специалист в своей области. Заполнили заявления, получили бегунок и пошли по специалистам:

Окулист (с трудом прошёл - получил диагноз в мед. книжку), проверили и остроту зрения и глазное дно и цветовосприятие;

ЭКГ (сделали второй раз)

Терапевт (общий осмотр, оценка показателей анализов, ЭКГ)

Лор (осмотр, проверка вестибюлярного аппарата)

Хирург (полный осмотр, опрос, замер веса, роста)

Сделали аудиметрию (какие частоты слышит ухо)

Стоматолог (зубы осмотрел)

Невропатолог (заставил раздеться, стучал молоточком, водил перед глазами, проверял координацию, куча вопросов)

Анализы приняли из поликлиники

Психолог (30 минут пришлось на компьютере решать тесты: показания компаса определять, показания приборов считать и кучу кружочков друг в друге сравнивать)

Т.к. анализы сдавать не пришлось - ВЛЭК мы прошли за один полный день. Стоимость ВЛЭК: 9300р

Это будет, наверное, самая полезная для всех статья (из остальных в этом блоге) по самому волнующему для многих вопросу - врачебно-летной экспертной комиссии или просто ВЛЭК.


Когда люди доходят до этого этапа, как же всех заставляет понервничать это слово) Пожалуй, даже больше, чем само собеседование. А все почему?

От незнания.
Мы всегда боимся того, чего не знаем. А с ВЛЭКом в обычный жизни из нас никто не сталкивался. Отсюда и начинается паника - "пройду ли я его или нет, ведь это не собеседование, и от меня мало что зависит".
Скажу в самом начале, дабы успокоить всех - забудьте все страсти которые вы читали про него в интернете. Я не знаю, для запугивания ли их пишут, или просто по приколу, чтобы потролить, но все мои знакомые , кто не имеет каких либо значимых отклонений ВСЕ проходили его БЕЗ труда . Реально, 98% моей группы прошли его меньше чем за неделю. Кто-то за один день, кто-то как я за два. Остальные 2 % прошли чуть больше, чем за неделю, но ПРОШЛИ. Время в основном уходит на то, чтобы дождаться результатов анализов (1-5 дней). А всех врачей можно обойти за 1-2 дня.

Вот вам список основных мифов:

  • Если у меня плохое зрение/я ношу очки/контактные линзы/у меня была операция на глазах, то я не смогу пройти ВЛЭК. Полный бред. Даже если у вас зрение -4 вы можете легко пройти окулиста. Просто вам будут смотреть глазное дно и скажут, можете ли вы работать без очков или нет. Очки носить можно, так же как и линзы (правда в линзах очень высыхают глаза в рейсе, я бы их не советовала). Операции на глазах тоже не запрещаются. У меня, например, оперированные глаза. Никакого ухудшения зрения или дискомфорта за 3 года полетов я не заметила. От ноутбука, за пол года работы на земле, я кажется и то больше посадила зрение.
  • Если у меня есть татуировки, то я не смогу пройти ВЛЭК. Знавала я одного парня, у которого был полностью забит рукав. Не бабочка какая то 5х5 мм на запястье, а вся рука! Ничего, летал) Правда даже в жару +35 в рубашке с длинными рукавами, но летал) Потел и летал хD И не только он. Прилетаешь иногда в эстафету на моря, все переодеваются, выходят в купальниках и ты в шоке - как они это прятали : у кого лодыжка вся забита, у кого на шее тату, на животе, на груди, на ногах, на спине и только они знают, где еще. Никто не сводит и не парится по этому поводу. Просто на время рейса заклеивают телесным лейкопластырем видные места. Девчонки покупают колготки поплотнее. На запястьях все легко прячется под часы. Так что выход есть всегда . На собеседовании лучше конечно своими тату не хвастаться. А на ВЛЭКе могут максимум к психологу дополнительно отправить: вдруг у тебя эти желания разрисовать свое тело от демона?)) хD
  • Если у меня зубы не в идеальном состоянии, не чисто белые или есть камень, то я не смогу пройти ВЛЭК. Снова нет. От вас не будут требовать идеально белоснежной улыбки. Достаточно того, чтобы все видимые зубы были на месте (смешно звучит хD), в них не было дырок и кариеса. Если есть дырки - пока не заделаете - не пропустят. Насчет кариеса - скорее всего предложат вылечить прямо там, у них, сразу же.
  • Если у меня искривление позвоночника, то я не смогу пройти ВЛЭК. Вы мне лучше покажите человека, у которого его сейчас нет хD Мне поставили диагноз: сколиоз 1ой степени , о котором я узнала только там. Ну поржали вместе с хирургом, кому я такая косая нужна буду, и он дал мне допуск. Потом на каждом полугодовом ВЛЭКе, благодаря этому диагнозу, мне давали 2 дополнительных дня на его прохождение - а это кайф) Потому что каждый день оплачивался по 2500 р, а проблем ноль. Зайти к хирургу и доброго утра пожелать, он даже смотреть не станет.
  • Если у меня куплен военник/статья ограниченно годен, то я не смогу пройти ВЛЭК (для парней). Скажем так. Из всех парней с кем я летала, военник не был куплен может процентов у семи) И почти все были ограниченно годны. Но сложностей при прохождении у них не возникало никаких. Но там зависит еще от статьи. Здесь я уже не помогу - просто не знаю с какими статьями не допускают к полетам. Но там какие-то действительно серьезные проблемы должны быть описаны в них. В основном проблемы с сердцем.
  • Если у меня есть эрозия, то я не смогу пройти ВЛЭК (для девушек). У меня тоже была. И я с ней прошла своей первичный ВЛЭК. Правда меня конечно замучили с доп анализами, которые стоили не так то дешево (порядка 3 тысяч). Но эти анализы сдаются только для того, чтобы гинеколог убедился, что твоя эрозия не переросла в онко заболевание. Эти анализы нужно будет сдавать каждый год при прохождении ВЛЭК (позже я опишу что это за анализы). Так что наверно это единственный миф, который может вызвать хоть какие то трудности при прохождении, т.к 80% девчонок, кто проходил со мной гинеколога в этот день, отправляли за доп анализами из-за эрозии. Но как только их приносишь - проблем нет никаких.

Думаю кто-то сейчас выдохнул. Это я описала лишь самые популярные вопросы, что мне задавали. А вообще, все у кого есть какие-то незначительные проблемы со здоровьем, которые никак не мешают вам спокойно жить - всё пройдут ! Главное врачам говорите, что вы самый здоровый человек на планете, что вас ничего не беспокоит, по утрам зарядочку делаете, спортом занимаетесь, водичкой холодной обливаетесь. Если начнете честно отвечать что вот, вчера в левом ухе стреляло, а по утрам как резко встану в глазах темнеет и сердце что-то побаливает когда побегаю, да и гриппую я часто, то естественно, вас отправят на 100500 дополнительных анализов, за которые вы отдадите не малые СВОИ деньги (все дополнительные анализы авиакомпания не оплачивает). А оно вам надо? Обходите систему! Просто будьте хитрее) Все врачи тоже люди. Уставшие люди. Люди которым не так хорошо платят как хотелось бы... Связь улавливаете? )

Но все это без фанатизма конечно! Я сейчас говорю ТОЛЬКО про какие-то мелкие недостатки здоровья, которые есть почти у всех и которые никак не усугубятся после частых полетов.

Помните: ваше здоровье, важнее любой работы! Даже работы вашей мечты. Если у вас не будет здоровья - никакая работа не будет в радость. Вообще ничего не будет в радость. Берегите его и правильно расставляйте приоритеты .
Особенно это касается тех, у кого есть какие-то серьезные сердечные заболевания . Это лишь кажется, что ничего сложного в этой работе нет. Но на самом деле, это огромная нагрузка на весь организм. Как физически так и морально. Не просто так, нам доплачивают за вредность. И не просто так раньше уходят на пенсию. Это конечно не так вредно, как работать скажем на шахте, но здоровье свое можно не слабо убить, если будете забивать на симптомы, не лечить их последствия и врать по поводу серьезных вещей на ВЛЭК #лишьбыдалидопуск. Повторяю, берегите свое здоровье , и если есть весомые причины, по которым вам летать не стоит - не пытайтесь скрыть их , это уже не шутки. Врач то вас пропустит - а вот какие вы можете потом навлечь последствия на свое здоровье, лучше не знать.

Очень многие, после прочтения данной статьи (чаще всего не очень внимательного) видимо на полном серьезе уверены , что я имею несколько медицинских образований и помимо этого, работаю на полставки экспертом местного ВЛЭК. Просто я не могу иначе объяснить то количество вопросов медицинского характера, что падают мне в личку. Я иногда даже не могу с первого раза прочесть диагноз, о допустимости которого вы меня спрашиваете. Откуда же я могу знать что это вообще за болезнь и пройдете ли вы с ней ВЛЭК?)

Ответы на такие вопросы нужно искать в очень замечательном и полезном документе:

Приказ Минтранса России от 22.04.2002 N 50

(с изменениями от 28.11.2014)

"Об утверждении Федеральных авиационных правил

(ФАП МО ГА-2002)


Или как его называют в простонародье:

ФАП 50


Открываем вот эту ссылку и изучаем данный документ. А документ не маленький. Аж 83 страницы. Но поверьте, ответ на ваш вопрос: "А пройду ли я, если у меня то-то-то" вы найдете точно. Там есть специальная таблица с замечательным и точным названием:

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГОДНОСТЬ К ЛЕТНОЙ РАБОТЕ, РАБОТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ, РАБОТЕ БОРТПРОВОДНИКОМ, БОРТОПЕРАТОРОМ, ПИЛОТОМ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЮ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Я даже подскажу, что она находится на 17ой странице ^^


Изучаем и находим ответ на свой вопрос. Если написано: "инд. оценка" - это значит, что врачу необходимо будет вас осмотреть, может даже назначить какие-то доп. анализы и уже тогда принять решение. Это не значит "не годен" . Это значит - решат уже после вашего осмотра.

Если вы не нашли там ответа на свой вопрос - поверьте, уж я то я совершенно точно его вам не подскажу.
Лучше позвонить или зайти на ВЛЭК и уточнить этот вопрос у компетентных врачей.
Действующие бортпроводники, врачи поликлиник и бабушки с 5го подьезда однозначно вам в этом вопросе не помогут. Даже если будут уверять, что они то наверняка это знают.
Не верьте слухам - проверяйте все сами лично и не "абы где" , а именно на ВЛЭК.

А теперь давайте разберемся в самом сложном:

Какие нам нужны справки/анализы на ВЛЭК и какие можно пройти дома, по месту прописки.

Вот список с чем вы УЖЕ должны прийти на ВЛЭК ОБЯЗАТЕЛЬНО :

Все это вы должны обязательно принести на ВЛЭК. Забудете что-то - отправят обратно.


А вот следующий список анализов вы можете сделать по желанию либо дома, либо на самом ВЛЭК. Разницы никакой нет. Просто если вы сделаете их заранее, то ВЛЭК пройдете за 1-2 дня , так как в основном только из-за их ожидания время прохождение комиссии увеличивается. Стоят они примерно одинаково везде. На ВЛЭКе может быть дороже рублей на 50, чем в вашем городе. Все эти анализы платные даже в том случае, если ВЛЭК вам оплачивает компания. Так что платить придется хоть как. Раньше можно было принести с собой буквально все результаты анализов (включая кровь, мочу, кал, ЭКГ и тп), но сейчас их уже не принимают и заставлять сдавать только непосредственно у них. Поэтому вот список тех анализов, которые вы можете сдать ЗАРАНЕЕ в любом месте, в любом городе и результаты которых ПРИМУТ на ВЛЭК (основываюсь на своем опыте из ЦентрАвиаМеда (ЦАМ)):
  1. Анализ крови на ВИЧ - обычно сдается бесплатно в специализированном центре ВИЧ вашего города. Может сдать любой гражданин РФ, даже не имеющий местной прописки. Только не стоит говорить, что сдаете для трудоустройства. Иначе потребуют его оплатить. Говорите что делаете для личных нужд , но не забудьте уточнить, чтобы результат бы НЕ анонимным .
    Сдать у себя в городе - бесплатно, либо ~220-250 р;
    Сдать в ЦАМ - 300 р (все цены указаны по прайсу за сентябрь 2016 г);
    Срок изготовления - на следующий день (но уточняйте заранее в вашем городе, возможно время исследований будет больше).
  2. Анализ крови на Гепатит Б и С категории - существует куча разновидностей этих анализов, но нужны всего два, а именно: HBc Ig суммарн. и HCV Ig суммарн. Можно сдать в том же центре ВИЧ в вашем городе.
    Сдать у себя в городе - ~250-300 р каждый;
    Сдать в ЦАМ - 300 р каждый;
    Срок изготовления - 1-2 дня
  3. Анализ крови на брюшной тиф - довольно замудренный анализ. Не везде его делают и если делают то довольно долго. Я так и не нашла где он делается в моем городе и сделала его на ВЛЭКе;
    Сдать в ЦАМ - 370 р;
    Срок изготовления - 3 дня.
  4. Кал на дизентерийную группу - он же кал на патогенную/кишечную группу и он же БАК-анализ . Самый доооолгий анализ из всех. И еще, сдается не каждый день. У меня в поликлинике его можно сдать всего 2 дня в неделю . Узнавайте заранее в какие дни и не сдавайте перед выходными - это еще больше может увеличить время его изготовление.
    Сдать у себя в городе
    Сдать в ЦАМ - 150 р за забор мазка + 420 р исследование мазка;
    Срок изготовления : 5 дней.
  5. Флюорография - тут ничего необычного. Все ее наверняка делали в институтах и школах. Ее результаты принимают лишь потому, что нельзя облучаться чаще, чем раз в пол года. Поэтому спокойненько сдаем у себя в поликлинике по полису и привозим результат с собой. Вам нужно будет только лишь попросить переставить печать из вашего результата, в вашу мед книжку. И ОБЯЗАТЕЛЬНО оставить этот результат при себе (в вашу карту он не прикладывается).
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису;
    Сдать в ЦАМ - 390 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
  6. Снимок пазух носа с заключением (только на первоначалку) - можно сдать как в поликлинике, так и в специальных учреждениях своего города. Обязательно просим заключение , иначе одного снимка будет недостаточно. В заключении просите написать что у вас все чудесно и если затемнения и есть, то абсолютно не значительные.
    Сдать у себя в городе - бесплатно в поликлинике по полису, либо ~220-250 р в другом месте;
    Сдать в ЦАМ - 300 р;
    Срок изготовления : сразу на руки.
Почти все анализы действительны только месяц (если я не ошибаюсь). Так что сильно заранее не делаем, но и не затягиваем, чтобы все успеть. Пожалуй самым оптимальным, было бы сделать БАК-анализ дней за 10 (чтобы уже ТОЧНО успеть его забрать). А все остальные за неделю (чтобы был задел во времени на экстренный случай). Не позже!

Если принесете на ВЛЭК все эти результаты, пройдете все ровно за 1 день парни и 2 дня девочки (из-за того что дерматолог принимает только с мазками, которые готовы через день после забора). Ну не считая конечно индивидуальных ситуаций по здоровью и ваших диагнозов).

Кстати. Вот по этой ссылке вы можете сами посмотреть все цены ЦАМ.

Совет №1 . Если немного простыли и болеете - лучше полечитесь дней 5 - иначе все анализы могут показать плохие результаты.

Для того, чтобы вы хорошо понимали, что вас еще ждет, приложу ПОЛНЫЙ список остальных анализов, которые вам необходимо будет сдать уже на ВЛЭК.

Полный список всех остальных анализов ВЛЭК:


  1. Сведение о группе крови и резус факторе;
  2. Общий анализ крови;
  3. Сахар крови;
  4. Анализ мочи;
  5. Кал на яйце глист;
  6. Соскоб на энтеробиоз;
  7. Кровь на RW;
А теперь приступаем к следующему шагу.

Что делать после того как вам вручили заветный листочек с направлением на ВЛЭК?

После того, как спляшите танец победителя, первым делом нужно собрать в отдельную папку (чтобы не потерять) все-все справки и анализы которые у вас есть, обязательно паспорт и медкнижку (если ее нет, сделают за 1220 рублей в ЦАМ)

Вам нужно ехать ранним-ранним утром, примерно к 8.00 в "ЦЕНТРАВИАМЕД" который находится по адресу пр. Академика Сахарова, 7 НО если вы проходите ВЛЭК от Аэрофлота, то у них есть свой собственный центр) Однако я опишу процесс прохождения именно для ЦАМ, думаю что они все все равно очень похожи.

Для тех кто в Москве совсем недавно и вообще не ориентируется, объясняю один из способов как добраться:

Едем до метро Тургеневская или Чистые пруды (оранжевая либо красная ветка соответственно). Если приехали на Чистые пруды, то выходим в город в сторону проспекта Академика Сахарова . Если на Тургеневскую, то тут уже точно не вспомню в какую, но там по указателем все понятно. Идти потом нужно пешком минут 10-15 (одинаково с обеих станций). Дойти там несложно даже для тех, кто ориентируется в местности плохо (как я хD) . Главное скачайте себе какую нибудь программу типа 2GIS и двигайтесь по ней) Вот вам карта для наглядности:

Теперь расскажу как ВЛЭК прошла я.

Сентябрь 2013 года . Утро. Я встала пораньше и поехала к 8.00. Даже впервые будучи в центре Москвы одна я очень быстро нашла здание хотя топографический кретинизм это прям про меня. Когда я зашла внутрь, добрый дядечка охранник пока я озиралась по сторонам с глазами испуганного котенка, спросил, на ВЛЭК ли я? И подсказал куда идти - на 2ий этаж в 240 кабинет . Подходим в регистратуру, говорим что мы на ВЛЭК и просим выписать пропуск. Если вы там в первый раз, скорее всего на вас заведут карту с вашими контактными данными. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПАСПОРТ - без него не выпишут пропуск. И обязательно оставьте в гардеробе куртку, если есть - с ней будет дико неудобно таскаться.

Врач терапевт начинает принимать с 8ми утра. Я была там уже в 7.50 и естественно была первой и в общем то единственной)) Поэтому прошла без проблем сразу же в 8.00. Однако сейчас уже все поменялось, и с утра получаются самые дикие очереди!

Совет №2 . Хочу вас предупредить, что если приехать позже, часам к 11-12, то очередей почти не будет, НО терапевт может уже не принимать. И все анализы можно сдавать лишь до 11.
Когда я сдавала ВЛЭК повторно, после долгого перерыва в полетах, я сдала все анализы в первый же день, всех врачей прошла за два дня и приехала через 5 дней (долго готовился БАК анализ) чтобы получить заключение . Каждый раз приезжала к 10-11 часам и сидела в очередях максимум минуты 2 (не считая терапевта и секретаря - у них очереди почти всегда).
Первым делом мы идем к секретарю - Римме Анатольевне . Просто чудеснейшая женщина! Очень помогает всем бортпроводникам и сильно за всех переживает. Она выпишет вам направления на все анализы и примет те, что у вас есть.

То есть что мы отдаем на этом этапе:

  • выписку из поликлиники;
  • справку их "психушки";
  • справку из "наркологички";
  • военник (для мальчиков);
  • фото 3х4;
  • результаты анализов список которых я приводила выше (если сдавали до этого).

Она заводит при вас карточку, клеит ваше фото, вкладывает туда все ваши анализы, отдает направления на анализы (но помните, что все лаборатории работают с 8.00-11.00) и дает листочек А4, где список всего-всего что вы должны пройти.

Там все подробно расписано - какой нужен кабинет и в какое время он работает. Почти все врачи с 9ти часов утра. У девочек только гинеколог был с 10.00.

Вот фото этого листка. Специально сфотала для вас, когда проходила его повторно перед трудоустройством в "Глобус":


Первым делом нужно сдать все анализы по направлениям которые вам дали. После того как пробежались и сдали все анализы, начинайте обходить всех врачей. Можно в любом порядке. Но первым делом сходите к терапевту . Я к нему последнему пошла и вроде как зря. Она мне потом говорила что я поторопилась и ЭКГ сделала без нее. Так что бежим сначала к ней, а то потом очередь большая будет (однако когда я проходила ВЛЭК недавно, я очень торопилась и к ней вначале не зашла. Отреагировала она нормально - так что если будет большая очередь к ней - не ждите, проходите других врачей).

  • Хирург - насколько я помню, там принимает взрослый дядечка (во всяком случае мне такой попался) с каким то странным чувством юмора. Просто проходишь, раздеваешься полностью, до трусов (да да девочки, и лифчик тоже снимаем) и он просит встать вас в центре кабинета, развести руки в стороны, ноги на ширине плеч и начинает вас осматривать)) Да, приятного конечно мало, и дверь в этот кабинет то и дело открывается. Экстрим хD Но видимо ему было по барабану) Он попросил несколько раз наклониться и достать кончиками пальцев то пола. Что-то там пробормотал про мой кривой позвоночник (я сутулилась сильно в детстве). Вроде спрашивал есть ли тату, но я уже точно не помню. Если у кого есть тату, например, на запястье - надевайте часы. Он их снимать не просит. И еще, можете заклеить телесным лейкопластырем. Если спросит зачем - скажите обожглись на днях и невинно хлопайте глазами. После осмотра он записывает вам в карту что вы к летной работе годны. Одеваемся у уходим (урааааа);
  • Невролог - тут я уже смутно помню, что там было, но раз ничего не запомнила, значит ничего страшного и не было) Вроде бы даже не просили раздеваться.
  • Окулист - тут я вначале садилась за какие-то аппараты и врач осматривал мои глаза. Кому то капали глазные капли, чтобы можно было посмотреть глазное дно. После них потом еще на несколько дней может быть плохое зрение, но у меня такого не было. Потом я просто прочитала буквы и цифры на табло и мне поставили зрения 1.0. У кого зрение не очень и кто переживает из-за этого, не волнуйтесь. Если с первого раза неправильно назвали, еще можете вариантов 5 перебрать) Их засчитают все хD И вообще, зрение поставят даже повыше чем у вас есть);
  • Стоматолог - тут тоже все быстро и просто, для тех кто позаботился заранее и заделал все дырки и убрал кариес. Всем советую это сделать дома, потому что в Москве ценники на стоматологов просто космические . А с дырками вас точно не пропустят. Ровно как и с кариесом. Если все в порядке они просто визуально смотрят и ставят в карте где стоят пломбы или коронки и помечает что все хорошо;
  • Лор - к лору можно идти только со снимками пазух носа и после стоматолога. Там сначала вас осмотрят всего с ног до головы, потом посмотрят нос, уши, постучат молоточком по коленкам и по пяткам. Что-то попутно спрашивают, жалуетесь ли на что-нибудь, но вы естественно самый здоровый человек который болел максимум ОРЗ) Далее будут проверять слух . Вас проводят в отдельную комнату, ставят одним ухом к стенке, второе просят прикрыть. Врач уходит на другой конец комнаты и шепчет цифры. Вы их повторяете. Так на два уха. Не скажу что она слишком тихо их шепчет. Все довольно легко различимо. Но вот потом начинается самая жесть - тестирование вашего вестибулярного аппарата . Вы садитесь в железное кресло, как на карусели о боже меня уже затошнило, вас там закрывают, начинают крутить и просят постоянно то поднимать то опускать голову) И так раз 10 ) Потом кресло резко останавливают, просят поднять голову и спрашивают - тошнит ли, кружится ли голова и т.п. У меня перед глазами уже все плыло, не знаю хорошо ли, что я не покушала с утра, или плохо ли это, но тошнило меня знатно ) А потом все повторилось, но в другую сторону хD Когда это замечательная карусель закончилась, я еле встала и оставшиеся силы потратила на то, что бы просто пройти прямо и не спалиться хD Чувствовала себя пьяным человеком, идущим по прямой перед гаишником хD Но боюсь что белый цвет моего лица, мне все-таки выдавал) Однако замечаний мне по этому поводу не сделали. И кстати говоря - во время взлетов, посадок и вообще всего полета я никогда не чувствовала головокружения или тошноты. Так что этот тест весьма спорный. Потом, все еще белая , я села в какую-то будку, одела наушники и получила в руки небольшой пульт с кнопкой, на которую должна была нажать, когда услышу какой-либо звук. Тут я тоже запаниковала: "какой звук? А вдруг я его уже прослушала? Как я пойму что это он если услышу???" Но уверяю вас, вы его не пропустите) Сначала врач подавала его в правое ухо, а потом в левое. Всего 7 разных звуков, просто гудение, как помехи, разной тональности - от высоких до низких - еле слышные. Так что тут уже слушайте внимательнее.
  • Дерматолог - к дерматологу можно только с результатами на сифилис и мазками у девочек от гинеколога. Про мальчиков вроде ничего не написано). Дерматолог даже не просит раздеться. Просто делает запись в вашей карте;
  • Гинеколог - это единственное что реально может вызвать проблемы при прохождении у девочек. Фактически всех, кто стоял со мной в очереди отправляли на три дополнительные анализа из-за эрозии - цитология, ВПЧ и колькоскопия . Все эти анализы можно сдать прямо там. Но стоят они порядка 3000. И я не была исключением. Правда я сдавала их в другом месте, но все приняли без проблем. В общем, результаты врача устроили, и она написала мне, что я годна, но при каждом прохождении ВЛЭК должна буду делать эти три анализы. Это не смертельно. Хотя и затратно. Если вы знаете, что ваша эрозия достаточно обширная, то даже посоветую сделать эти анализы заранее в своем городе (это будет гораздо дешевле). И еще. После года полетов, моя и без того не маленькая эрозия выросла в огромную , и на годовом ВЛЭКе (который я кстати проходила уже во Внуково) к полетам меня уже не допустили. Хотели списать не землю. Пришлось клятвенно молить, что я сделаю операцию (хотя горе врачи до этого убеждали, что до родов ее делать не нужно). И врач согласилась. Хотя думаю, что больше меня запугивала. И правильно делала. Я сейчас ей очень благодарна за это. Я слетала домой (у меня как раз был отпуск после этого ВЛЭКа) и довольно быстро сделала лазерное прижигание. Меньше чем за месяц я полностью восстановилась, и теперь любые походы к гинекологу перестали быть пыткой - не осталось даже и следа от болячки) Так что повторю в третий раз - берегите свое здоровье.
Совет №3 . Девочки, у кого не вовремя выпадают критические дни - просите в АК сдвинуть сроки прохождения ВЛЭК. Потому что в это время вы не сможете пройти гинеколога и некоторые анализы будут неверным. Они все это знают, так что проблем не будет, главное вовремя предупредить.

Вот и все) После того как прошли всех врачей, получили все результаты анализов, идем обратно к терапевту и получаем у него заключение. Скорее всего там будет большая очередь. Если терапевта устроит все ваши результаты, она тоже напишет вам свой допуск. Но меня вот просила еще раз пересдать ЭКГ, но я думаю что из вредности) Потому что у меня с ним все в порядке было.
После терапевта вам будут оформлять медицинскую книжку (если ее нет, то заплатите 1220 р за ее оформление), проставят печати и налепят голограмму что мед комиссия пройдена.
Потом вас отправят в 314 или 315 кабинет и там уже выдадут заключение ВЛЭК и отдадут вашу карту.

Совет №4 . Заключение очень маленькое и будет нужно вам всегда , при прохождении каждого предполетного осмотра. Это один из основных ваших документов , так что храните его, как зеницу ока)

Надеюсь что я создала максимально точную и понятную инструкцию для прохождения ВЛЭК.
Мне бы такая в свое время точно не помешала хD
Так что пользуйтесь на здоровье)

PS : так как мне все чаще в ВК стали приходить вопросы, которые я ну просто максимально подробно описала в остальных своих статьях, в надежде что перестану наконец быть попугайчиком и повторять сотни раз одно и тоже каждый день, я хочу обратить ваше внимание на очень важный факт:

КАК СТАТЬ БОРТПРОВОДНИКОМ!


Я понимаю, что кому-то этот красный цвет и КАПС ЛОК покажется смешным, странным, неуместным или ЮляТыЧеВообщеУжеСдурела но я вас уверяю - очень много людей в силу своей невнимательности просто читают эту статью про ВЛЭК, находят меня ВК или Спрашивай и спешат задать вопросы про английский, собеседование или еще кучу других вопросов, ответы на которые я действительно ОЧЕНЬ подробно описала в этом блоге.


Не надо так:) Это ранит мое сердце хD


Ведь я стараюсь и пишу для вас, а кому-то лень полистать блог на минуту дольше и чуть более внимательнее) Сразу чувствую, что все мои труды впустую. А это грустненько как-то)


И если после внимательного прочтения всех остальных статей у вас есть какие-то вопросы, вы можете задавать их:
  • прямо в комментариях блога
  • в личных сообщениях

Для выполнения самостоятельных полетов на автожире и для получения свидетельства пилота необходимо иметь заключение ВЛЭК – врачебно-летной экспертной комиссии.

Заключение ВЛЭК выдаётся сроком на 2 года. Пилот СВС (пилот автожира, гироплана, гирокоптера) должен иметь действующее медицинское заключение второго класса. Срок действия медицинского заключения указывается в свидетельстве пилота и, тем самым, ограничивает (продлевает) срок действия пилотского свидетельства.

Заключение ВЛЭК для полетов на автожирах

ВЛЭК проводится в соответствии с ФАП «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (Приказ Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50;графа 3).

Полный список аккредитованных медицинских учреждений, выдающих заключение ВЛЭК, можно посмотреть .

Список необходимых документов и справок для прохождения ВЛЭК:

  1. Паспорт.
  2. Военный билет.
  3. Две фотографии 3х4.
  4. Справка из психоневрологического диспансера.
  5. Справка из наркологического диспансера с подписью главного врача, что на учете в данном учреждении не состоите.
  6. Справка от участкового терапевта о том, что вы в течение последних пяти лет по поводу заболеваний не обращались. Или выписка из амбулаторной карты от участкового терапевта о заболеваемости и обращаемости за последние пять лет.
  7. Стоимость прохождения ВЛЭК около 5000 руб. Но цена может вырасти в зависимости от вашего возраста и необходимых дополнительных анализов и исследований при наличии медицинских показаний.

ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.

В настоящее время издан указ об обязательном прохождении комиссии на территории России и других государств. ВЛЭК можно пройти только в тех учреждениях, которые имеют разрешение, а также все необходимые документы на свою деятельность. Прежде чем начать проходить ВЛЭК, вам придётся пройти собеседование, на котором проверят ваш паспорт и выдадут соответствующую анкету вместе со списком необходимых медицинских справок, которые вам предстоит собрать.

Требования к здоровью: справки, врачи и анализы

Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.

Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.

ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.

Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Распространенные вопросы по ВЛЭК

Стоимость

Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.

Список основных центров прохождения ВЛЭК

Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации».

Срок, на который выдается заключение ВЛЭК

Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.

Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово

  1. Перед приходом во ВЛЭК необходимо подготовить следующие документы и анализы, которые должны быть свежими: ФЛГ, анализ мочи, крови, крови на сахар и резус фактор. В поликлинике узнайте ответ заранее, чтобы в случае чего можно было пересдать и не тратить лишнее время, своё и представителей ВЛЭК. Анализы важно делать накануне перед посещением ВЛЭК, иначе вас могут попросить их переделать.
  2. Делаем ЭКГ, дожидаемся отличного результата и консультации специалиста. Если возникают проблемы, возможно, придётся прислушаться к рекомендациям кардиолога или пройти дополнительное обследование. Будьте готовы к этому.
  3. Необходима выписка из амбулаторной карты, где терапевт обязан выписать все ваши болезни и недомогания. Без этой справки ВЛЭК вас не примет. Должны быть подписи и печати на документах. Справка действительна неделю, придётся поторопиться с походом во ВЛЭК.
  4. Едете во ВЛЭК по нужному адресу, стоите очередь, к председателю, который проверяет наличие всех документов. С его разрешения идёте дальше, где вам оформят медицинскую карту и дадут направления в психиатрический и наркологический диспансеры. Здесь придётся потратить время, очереди достаточно большие, стоит отправляться туда к самому открытию.
  5. По полученным направлениям отправляетесь в данные инстанции и проходите освидетельствование, ждёте заключения и с результатом отправляетесь во ВЛЭК. Если на этом этапе возникают трудности, придётся их решать. Дальнейшее ваше продвижение отодвигается.
  6. Проходим ЛОРа, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта, женщинам дополнительно придётся пройти гинеколога. Невропатолога необходимо проходить строго после окулиста. На основании всех заключений вы направляетесь к терапевту. Врачи-специалисты должны записывать все факторы и изменения в здоровье пациента, оставлять свои рекомендации по устранению недомоганий и ставить статус: пригоден или нет. Любое заключение вы можете опровергнуть и пройти его повторно, а также имеете возможность обратиться в ЦВЛЭК для разъяснения разногласий.
  7. Если у вас всё в порядке и терапевт с этим согласен, то он подпишет вам все необходимые справки и даст заключение.
  8. Получаете квитанцию на оплату ВЛЭК в размере 2800 рублей и идёте к председателю за окончательным заключением. Как правило, заключение выдаётся на два года, но требуется через год посетить терапевта.
  9. Пройти ВЛЭК можно достаточно быстро, как правило, всё заведения, где вам необходимо получить заключение находятся в ближнем радиусе. Многие кандидаты умудряются пройти комиссию за один день, это скорее исключение из правил, чем закономерность, но, тем не менее, такое может быть. Большая часть пилотов проходит комиссию за 3-4 дня. Если вы будете действовать оперативно и у вас всё как говориться, срастётся, то шансов получить ВЛЭК в минимально короткие сроки у вас предостаточно.

Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать

У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.

Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.

Заключение

Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.

Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.