Последние статьи
Домой / Полезное / Национальный состав 2 съезда рсдрп. В.и.ленин

Национальный состав 2 съезда рсдрп. В.и.ленин

Марксистская социология Г. В. Плеханова и В. И. Ульянова (Ленина)

Теоретик марксистской социологии, политический деятель, основатель российской социал-демократии Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) отстаивал взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса в идейно-теоретической борьбе против представителей позитивизма и субъективной социологии. На формирование социально-политических воззрений Г. В. Плеханова сильное влияние оказали идеи революционных демократов, народников и анархистов. Наибольшее воздействие он испытал со стороны европейских и отечественных марксистов.

Социологические воззрения Г. В. Плеханова нашли отражение в работах "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885), "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" (1895), "К вопросу о роли личности в истории" (1898), "Материалистическое понимание истории" (1901), "Основные вопросы марксизма" (1908).

Г. В. Плеханов последовательно отстаивал марксистскую методологию материалистического понимания истории. Всякому, считал он, кто хочет "заниматься социологией", надо прежде всего дать себе ясный ответ на вопрос о том, где лежит та основная причина, от которой зависит в конечном счете "вся совокупность общественных явлений". С его точки зрения, "социология становится наукой лишь в той мере", в какой ей удается понять возникновение целей у общественного человека как необходимое следствие общественного процесса, обусловливаемого в последнем счете ходом экономического развития. Такой научной социологией, по мнению русского марксиста, является исторический материализм К. Маркса - единственно научная методология, отвечающая объективным законам самой социальной действительности.

Большое место в социологических работах Г. В. Плеханова занимал критический анализ имеющихся социальных концепций русских и европейских мыслителей. Он активно выступал против идеализма, вульгарного и субъективного социологизма в понимании истории. В его понимании, "субъективный социолог" излагает законосообразность во имя желательного, и потому для него не остается другого выхода, как уповать на случайность. Объективный социолог - это человек, основывающий свои расчеты на данном законосообразном ходе общественного развития.

Ядро социологических воззрений Г. В. Плеханова составляли:

  • - экономическая доминанта (базис) классовой модели общества;
  • - радикальное изменение социального порядка революционным способом;
  • - подчиненный социальной среде статус личности.

С именем К. Маркса, заявлял Г. В. Плеханов, связано прежде всего новое понимание истории. Исторический материализм он определял как научную социологию марксизма. Отстаивая материалистическое понимание истории, русский марксист отмечал, что исторический материализм не исчерпывается признанием первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. К этому необходимо прибавить, подчеркивал он, что, раз возникнув на основе бытия, "сознание со своей стороны способствует дальнейшему развитию" бытия. Поэтому при объяснении общественного прогресса следует исходить из анализа как объективных, так и субъективных факторов. К основным объективным факторам общественного прогресса Г. В. Плеханов относил географические и экономические условия функционирования общества, а к субъективным - общественное сознание и классовую борьбу. Игнорирование субъективных факторов, утверждал он, приводит к признанию фатализма в истории развития общества. Однако Г. В. Плеханов выступал против предлагаемого идеологами русского народничества субъективного метода в социологии, который, по его мнению, "изгоняет целесообразность во имя желательного".

В отличие от тех, кто во главу общественного прогресса ставил географический фактор, Г. В. Плеханов допускал непосредственное воздействие географической среды на развитие общества только в первобытный период. Первый толчок к развитию производительных сил, утверждал он, дает "сама природа, т.е. окружающая человека географическая среда". Затем ее влияние становится опосредованным и зависит от степени развития производительных сил общества. Поэтому определяющим фактором общественного прогресса, с точки зрения марксизма, следует признать уровень развития производительных сил общества.

В изложении теории общественного прогресса Г. В. Плеханов использовал философские категории "содержание" и "форма". Воздействие человека на природу и изменение производительных сил общества он определил как содержание процесса общественного развития, а экономическую структуру общества и складывающиеся в нем имущественные отношения - как форму, порожденную данным содержанием и отвергаемую им вследствие дальнейшего своего развития.

Объясняя общественный прогресс как "устранение старой формы и замещение ее новою", русский марксист в качестве источника общественного прогресса объявлял противоречие между содержанием и формой общественного развития. Современная история, в его понимании, характеризуется тем, что она следует не закону "притупления" противоречий, а закону их "обострения". Для разрешения этого противоречия "необходима социальная революция" как результат политической борьбы противоположных классов.

Применяя марксистскую концепцию этапов общественного развития к России, Г. В. Плеханов в противовес русским революционным демократам и народникам, был убежден в том, что Россия в своем развитии обязательно должна пройти эпоху капитализма. Он допускал возможность сокращения сроков прохождения Россией капиталистической фазы благодаря революционной деятельности пролетариата, подчеркивая тем самым важность субъективного фактора для общественного прогресса.

Значительное место в системе социологических взглядов Г. В. Плеханова занимали проблемы, связанные с возникновением и формированием капиталистических общественных отношений. Они рассматривались им не только в контексте критики народнической идеологии, но и как самостоятельный предмет исследования. Особое внимание было уделено анализу социально-экономических отношений пореформенной России, капиталистического пути развития города и деревни.

Интерес Г. В. Плеханова к проблемам капитализма, как и в отечественной марксистской социологии того времени, был инициирован критикой народнической идеологии, ориентированной на отстаивание за Россией права на "самобытный путь" развития. С целью выяснения ошибочности положений экономической теории народников, русский марксист, выяснив общие предпосылки развития капитализма в различных странах, сделал вывод о том, что противопоставления в этом отношении России и Запада являются несостоятельными. Капитализм, утверждал он, идет своей дорогой, "выбивает самостоятельных производителей" из их непрочных позиций и создает в России армию рабочих тем же самым испытанным способом, какой уже практиковался им на Западе.

Г. В. Плехановым были вскрыты факты проникновения капитализма в сельское хозяйство и разложение "устоев крестьянского мира" - общины. Народники видели в общине оплот в борьбе с капитализмом и основу социалистического преобразования России, позволяющую миновать капитализм. Они утверждали о "народном", не имеющем внутренних противоречий, производстве. Г. В. Плеханов на фактах доказывал, что сельские общины "живучи" до тех пор, пока они не выходят за пределы натурального ведения хозяйства. Общины начинают распадаться, как только происходит "развитие денежного хозяйства и товарного производства".

Проблему взаимоотношения базиса и надстройки Г. В. Плеханов считал центральной в марксистской социологии. Вслед за К. Марксом, под базисом он понимал совокупность общественных отношений, основу которых составляют отношения собственности ("имущественные отношения"), а под настройкой - социально-политический строй и формы общественного сознания. В общественном сознании Г. В. Плеханов первым из марксистов предложил различать два уровня: социально-психологический (общественная психология) и идеологический (общественная идеология).

Свое понимание структуры базиса и надстройки общества он представил в работе "Основные вопросы марксизма" следующей пятичленной формулой.

  • 1. Состояние производительных сил общества.
  • 2. Обусловленные производительными силами экономические отношения.
  • 3. Социально-политический строй, выросший на данной экономической основе.
  • 4. Определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем психика общественного человека.
  • 5. Различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики.

Для Г. В. Плеханова связь базиса и надстройки проявляется в том, что через надстройку экономика может влиять на поведение людей в обществе. Иногда это происходит через посредство политики, иногда - через посредство идеологии и форм общественного сознания. Среди форм общественного сознания он различал элементы "первого порядка" (политика, право), "второго порядка" (наука, мораль) и "высшего порядка" (философия, религия, искусство). При этом у элементов "первого порядка" связь с экономикой более непосредственная. Чем выше "порядок" элементов, тем более сложными и опосредованными становятся их связи с базисом. Как правило, элементы "высшего порядка" воздействуют опосредованно через элементы "первого" и "второго" порядка.

Большое внимание Г. В. Плеханов уделил рассмотрению общественного сознания. Он показал, с одной стороны, генетическую зависимость общественного сознания от базиса, а с другой - относительную самостоятельность в развитии форм общественного сознания. Им также были сформулированы следующие социологические законы функционирования и развития общественного сознания:

  • - закон преемственности - "теснейшей и положительной или отрицательной связи" с общественным сознанием предшествующего времени;
  • - закон классовой обусловленности, согласно которому общественное сознание отражает историю классов и их борьбу друг с другом;
  • - закон зависимости одних форм общественного сознания от других;
  • - закон взаимовлияния форм общественного сознания одного народа на аналогичные формы у другого народа при сходстве существующих у них общественных отношений и одинаковой ступени общественного развития;
  • - закон усложнения общественного сознания какой-либо страны в результате идеологического воздействия других стран.

Вслед за К. Марксом Г. В. Плеханов предложил анализ общественного развития с позиций классового подхода. В качестве основных элементов социальной структуры он выделил классы. Процесс экономического развития, утверждал русский марксист, вызвал "расчленение общества на классы". На классовой основе происходит функционирование всех социальных общностей, начиная с семьи и кончая нацией. Личность также трактовалась им как продукт классового воспитания.

Говоря о приоритете классовых интересов и о классовой борьбе как законе общественного развития, Г. В. Плеханов допускал возможность существования общего для всех классов интереса и их сотрудничество. Он полагал, что взаимная борьба классов происходит там, где дело касается внутреннего общественного устройства, а сотрудничество классов - "там, где заходит речь о защите страны от внешних нападений". Отсюда история общества представлялась ему как история борьбы и сотрудничества классов в различных областях общественной жизни.

При рассмотрении состояния основных классов капиталистического общества Г. В. Плеханов отмечал, что в экономическом отношении расстояние между пролетариатом и буржуазией увеличилось, рабочий класс сделался относительно беднее, потому что "его доля в национальном продукте относительно уменьшилась". Он также обращал внимание на порождаемые экономическими отношениями различия в психологии рабочих, крестьян и капиталистов. Опровергая веру русских революционных демократов и народников в крестьян как главных носителей социалистической идеологии, Г. В. Плеханов был убежден в том, что в России, как и на Западе, только промышленный пролетариат может быть носителем идей социализма.

Г. В. Плеханов различал неосознанную и сознательную классовую борьбу. Последнюю он характеризовал как борьбу политическую, видя в ней "средство социального переустройства". Согласно его взглядам, чем больше обостряется классовая борьба в данной стране и в данное время, тем сильнее становится "ее влияние на психологию борющихся классов". Особую роль в классовой борьбе основатель российской социал-демократии отводил политическим партиям и, в первую очередь, партии научного социализма, которая способствовала бы просвещению рабочего класса и организовывала бы его борьбу против самодержавия и капитализма.

Марксистское понимание роли личности в истории Г. В. Плеханов отстаивал в полемике с концепциями "критически мыслящей личности" П. Л. Лаврова и "героев и толпы" Н. К. Михайловского. Он не отрицал того факта, что личности благодаря "особенностям своего характера могут влиять на судьбы общества", иногда значительно. Однако русский марксист был убежден в том, что сама возможность подобного влияния и размеры его определяются не столько особенностями личности, сколько наличием необходимых объективных условий. Личность лишь там, тогда и постольку начинает играть существенную роль в истории общества, "где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения". С точки зрения Г. В. Плеханова, личность сама не способна ни устранить существующие экономические отношения, ни изменить направление исторического движения. Она может своей деятельностью только способствовать изменениям частичного характера, влиять на "индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия".

Согласно воззрениям Г. В. Плеханова, личность - продукт общественной среды. Общество формирует выдающихся личностей посредством того, что предоставляет возможности для развития их гениальных способностей. Общество также дает личности тот запас знаний, "без которого ни один гений ровно ничего не сделает", и направляет ее внимание "в ту или другую сторону". Особенность гениальной личности состоит в том, что она, опережая своих современников, "ранее их схватывает смысл нарождающихся общественных отношений" и действует в направлении их утверждения.

Г. В. Плеханов заявлял: "Ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совершиться "без участия великого множества людей"". Под народной массой он понимал совокупность нетождественных между собой индивидов, которые осознают себя частью массы. Чем сплоченнее действия составляющих массу отдельных лиц, тем вероятнее достижение поставленных ими целей. Поэтому подлинным творцом истории выступает всегда сплоченный общими интересами народ.

В историю социологической мысли Г. В. Плеханов вошел не только как последовательный защитник марксистской социологии, но и как теоретик, разработавший ее новые аспекты. В. И. Ленин, несмотря на разногласия с Г. В. Плехановым, признавал, что многое из его теоретического наследия - "лучшее во всей международной литературе марксизма", и призывал изучать его труды.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) - деятель российского и международного революционного движения, основатель большевистской Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), организатор Октябрьской революции 1917 г. и руководитель первого в мире Советского государства отстаивал и развивал социологические идеи марксизма.

Социально-политические взгляды В. И. Ленина формировались под влиянием идей революционных демократов и народников. Особенно сильное воздействие оказали сочинения Н. Г. Чернышевского и казнь старшего брата - народовольца Александра Ульянова. Изучение трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова сыграло решающую роль в становлении В. И. Ленина как последовательного марксиста и социально-политического теоретика. Особое значение для утверждения марксистской позиции и развития собственных социально-политических идей имела критика идеологов народничества и анархизма, представителей "легального марксизма", оппортунизма и ревизионизма.

Из теоретических трудов, содержащих социологические воззрения В. И. Ленина, отмечают: "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894), "Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве" (1894-1895), "Развитие капитализма в России" (1899), "Критические заметки по национальному вопросу" (1913), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Статистика и социология" (1917), "Государство и революция" (1917), "Очередные задачи советской власти" (1918), "Великий почин" (1919).

В. И. Ленин, как и Г. В. Плеханов, всегда подчеркивал истинность и неопровержимость основных положений марксизма. Его работы середины 1890-х гг. были продиктованы не столько потребностью развития идей марксизма, сколько попыткой защитить марксизм от всевозрастающей критики. Для него марксизм выступал как "социология революционной борьбы", ориентированной на установление идейно-теоретического господства в российском политическом движении.

Свое понимание материалистической социологии В. И. Ленин изложил в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?". Он доказывал, что только материалистическое понимание истории К. Маркса превратило социологию в науку. По мнению В. И. Ленина, народники, признавая законосообразность исторических явлений, не в состоянии были взглянуть на их эволюцию как на естественноисторический процесс. Выделение производственных отношений как определяющих позволило марксистской социологии представить развитие общества как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Именно марксизм, выделив из всей системы общественных отношений производственные в качестве определяющих, раскрыл происхождение политико-юридических форм и общественных идей.

Критикуя "народническую социологию" с позиций материалистического понимания истории, В. И. Ленин последовательно проводил мысль о том, что главные недостатки всей прежней домарксистской социологии сводились, с одной стороны, к тому, что ее представители, анализируя общественную жизнь, рассматривали ее лишь сквозь призму идейных мотивов, не принимая во внимание объективные закономерности, и игнорировали социально-историческое действие масс. При этом он подчеркивал, что главное в социологическом учении К. Маркса - идея о "всемирно-исторической роли пролетариата как создателя нового социалистического общества".

В. И. Ленин выступил против попытки Н. К. Михайловского трактовать марксистскую социологию как "экономический материализм", доказывая, что марксистское учение об обществе является диалектическим и историческим. С точки зрения В. И. Ленина, именно марксистская социология, во-первых, исследовала общество в единстве всех его сторон, во-вторых, только исторический детерминизм позволяет выяснить действительную роль личности в истории и устранить метафизическое противопоставление "героев" "толпе".

Следуя марксистскому учению об общественном развитии, В. И. Ленин внес в него свои уточнения относительно характеристики современной эпохи, выделения империализма как высшей стадии развития капитализма, определения периодов коммунистической формации.

Применение марксистского метода к изучению общественного развития, указывал В. И. Ленин, требует прежде всего выяснить "объективное содержание исторического процесса" в данный конкретный момент", а также понять, "движение какого класса является главной пружиной" возможного прогресса в этой конкретной обстановке. Следуя этой методологии, он пришел к выводу, что главное содержание современной эпохи - обострение классовых противоречий и классовой борьбы. В современных условиях классом, который определяет прогрессивное развитие общества, по его представлению, выступает пролетариат. Уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка, утверждал он, составляет "содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории".

В. И. Ленин утверждал, что капиталистическое общество на рубеже XIX-XX вв. вступило в свою "высшую" и "последнюю" стадию развития - империалистическую. К основным признакам империализма он относил:

  • - концентрацию производства и капитала до степени монополии;
  • - слияние промышленного и банковского капитала до степени олигархии;
  • - усиление вывоза капитала за границу;
  • - образование международного союза капиталистов;
  • - завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими державами.

В отличие от К. Маркса и Ф. Энгельса, которые выделяли в коммунистической формации два периода (фазы) - социализм как переходный период и коммунизм, В. И. Ленин различал три периода:

  • 1) переход от капитализма к социализму;
  • 2) социализм как первая фаза коммунистического общества;
  • 3) коммунизм как высшая фаза.

Утверждая, что "между капитализмом и социализмом" лежит долгий период перехода "от буржуазного общества к социалистическому", он подчеркивал необходимость для этого периода многоукладной экономики и установления диктатуры пролетариата.

Фундаментом социальной структуры В. И. Ленин как последовательный марксист признавал наличие в обществе основных и неосновных классов. Под классами он понимал большие группы людей, которые различаются по следующим признакам:

  • - по месту в исторически определенной системе общественного производства;
  • - отношению к средствам производства;
  • - роли в общественной организации труда;
  • - способам получения и размерам получаемой им доли общественного богатства.

Главным отличительным признаком классов В. И. Ленин называл различие по отношению к средствам производства, что позволяет классу, владеющему средствами общественного производства, занимать определенное место в укладе общественного хозяйства и присваивать чужой труд. Классы, утверждал он, эго такие группы людей, из которых одна может "себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства". В. И. Ленин также обратил внимание на тот факт, что, если в рабском и феодальном обществе различие классов фиксировалось и в сословном делении населения, то в буржуазном обществе "классы перестали быть сословиями". Как марксист он признавал, что при коммунизме классов не будет.

Классовую структуру современного российского общества В. И. Ленин представил тремя основными классами: буржуазия, пролетариат и крестьянство. Буржуазию и пролетариат он называл "решающими силами" общественной жизни, а крестьян - "переходным классом". Для крестьянства с его мелкобуржуазной природой, отмечал русский марксист, характерно "двуличие", которое проявляется в том, что крестьяне, с одной стороны, тяготеют к пролетариату, а с другой - к буржуазии. В пролетариате он видел самый "организованный, сплоченный, обученный, просвещенный" класс; последовательного и решительного врага буржуазии, крепостничества и самодержавия; основную политическую силу социалистической революции и построения социализма.

В марксистской теории классовой борьбы В. И. Ленин в качестве ее главных форм выделял экономическую, политическую и идеологическую. Ведущей, аккумулирующей в себе другие формы классовой борьбы, он признавал борьбу политическую. Политическая борьба, по его мнению, проявляется прежде всего в борьбе политических партий, которые призваны организовывать и руководить всеми формами классовой борьбы.

В вопросе о происхождении наций В. И. Ленин придерживался марксистского положения, согласно которому нации - "неизбежный продукт" буржуазной эпохи общественного развития. Центральной проблемой национальных отношений он считал вопрос о ликвидации угнетения одной нации другой. В решении этого вопроса, по его мнению, важно учитывать две тенденции: первая - пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств; вторая - развитие и учащение всяческих отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки. Первая тенденция требует осуществления права нации на самоопределение, вторая - принципа интернационализма.

Несмотря на то, что марксизм признавал право наций на самоопределение, однако первостепенное значение он придавал принципу интернационализма. В связи с этим В. И. Ленин заявлял, что для марксизма "интересы социализма стоят выше, чем интересы наций на самоопределение". По его утверждению, марксизм, выступая против "апологии национализма" и поддерживая все, делающее связи между национальностями теснее, "все, ведущее к слиянию наций", в то же время не допускает "насильственной или опирающейся на привилегии" ассимиляции наций.

Свою позицию по отношению к праву нации на самоопределение В. И. Ленин сформулировал следующим образом: "Мы против отделения. Но мы стоим за право на отделение". Под правом нации на самоопределение он понимал обеспечение конституцией государства вполне свободного и демократичного способа решения вопроса об отделении. Вопрос об отделении будет правомерным, заявлял он, в том случае, если одна нация угнетает другую.

Выступая на Апрельской (1917) партийной конференции, В. И. Ленин провозгласил: "За всеми нациями, входящими в состав России, должно быть "признано право на свободное отделение и образование самостоятельного государства". Требуя представления колониям царской России полной свободы отделения, он рассчитывал тем самым облегчить и ускорить обратный процесс "демократического сближения и слияния наций". Решению вопроса об отделении, по его мнению, должен предшествовать референдум отделяющейся нации. Окончательное же решение определяется всем населением "с точки зрения общественного развития". При этом В. И. Ленин предупреждал, что партийным и государственным органам следует исключить любые "попытки насилием или непосредственной властью влиять на народное самоопределение".

Будущее национальное устройство России виделось В. И. Ленину в добровольном союзе наций. Он осознавал, что образование такого союза - процесс длительный, требующий осторожности и терпимости к пережиткам национального недоверия. Поэтому руководитель Советского государства наслаивал на включение в конституцию закона, "объявляющего недействительным" какие бы то ни было привилегии одной из наций, какие бы то пи было нарушения прав национальных меньшинств. Несмотря на утверждение о том, что федеративное устройство многонационального государства при социализме "нисколько не противоречит демократическому централизму", тем не менее, он отдавал предпочтение автономии, заявляя, что она "есть план устройства демократического государства".

При исследовании решений многих проблем экономического, социального и политического характера В. И. Ленин использовал значительный эмпирический материал, который предоставляла статистика в различных ее видах: земская, фабрично-заводская, государственная, в периодической печати. Для получения конкретной информации он нередко составлял собственные анкеты (вопросники). Его интересовали не только содержание, но и техника получения информации, методы, способы обработки исходных фактических данных. Особый интерес он проявлял к таким важным вопросам, как репрезентативность выборки, соответствие форм и типов группировок статистического материала фактическому положению, умение находить общее и типичное.

В дооктябрьский период В. И. Ленин изучал аграрный вопрос и новую классовую структуру в пореформенной российской деревне, демографические и миграционные процессы, структуру промышленности, динамику фабрично-заводских стачек, уровень заработка городских и сельских рабочих, вопросы народного просвещения и здравоохранения. На основе использования широкого статистического материала и других эмпирических данных он написал несколько работ, опираясь на традиции русской школы статистической науки. Свою методологическую установку по поводу статистики и использования статистических данных он изложил в статье "Статистика и социология", где лейтмотивом звучало: "Факты, если взять их в целом, в их связи, не только "упрямая", но и, безусловно, доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочные и произвольные, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже".

В плане построения социализма в России после Октябрьской революции 1917 г. В. И. Ленин учитывал конкретную историческую ситуацию, которая сложилась к этому времени. Поэтому в годы гражданской войны в основе плана построения социализма в России лежала политика "военного коммунизма", а после ее окончания - "новая экономическая политика" (НЭП).

Генеральным направлением строительства социализма в России В. И. Ленин считал обобществление производства и труда. Конечная цель обобществления ему виделась в том, чтобы сделать каждого труженика собственником, хозяином средств производства и достичь оптимальной степени "соединения частного интереса с государственным". Рассматривая общественную собственность на средства производства в качестве несущей конструкции социалистической экономики, он допускал возможность первоначального сосуществования нескольких социально-экономических укладов: от натурального хозяйства до государственного капитализма.

Большое значение в деле обобществления производства и труда В. И. Ленин придавал разнообразным формам кооперации, которые делают более простым и доступным для крестьянина и ремесленника путь к социализму. Тем не менее, он выступал против административно-принудительного насаждения кооперативов, искусственного ускорения темпов кооперирования, огосударствления кооперативной собственности. Необходимым для построения социализма В. И. Ленин считал введение товарно-денежных отношений, планирования, учета и контроля в сферах общественного производства и распределения.

Строительство социализма в России, по убеждению В. И. Ленина, невозможно без "культурной революции". Без умения культурно работать, культурно торговать, культурно управлять, призывал он, нельзя достичь наивысшей производительности труда, установить социалистические отношения на производстве и в быту. Осуществление культурной революции требует ликвидации неграмотности, овладение всем тем духовным богатством, "которое выработало человечество".

Особое внимание В. И. Ленин уделял организации управления и самоуправления через систему партийных, государственных и общественных институтов. Главным врагом социалистического управления он называл бюрократизм с его диктатом и административным произволом, пренебрежением к индивидуальной инициативе. В участии народа в делах управления обществом, контроля за производством и распределением видел он основное средство борьбы с бюрократизмом и утверждения социалистической демократии. Ведущим принципом социалистического управления В. И. Ленин признавал "демократический централизм", который позволяет сочетать в решении вопросов управления личные и общественные интересы, централизованное управление с возможностью "полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы".

Идеи марксизма в России начинают интенсивно распространяться в конце 80-х гг. XIX в. Его главными российскими теоретиками явились Г. В. Плеханов (1856-1918), а позже В. И. Ульянов {Ленин) (1870-1924). Первый был идеологом ортодоксального марксизма, а второй - лидером во многом переосмысленного, большевистского марксизма.

В 1883 г. в Женеве русские эмигранты организовали первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». В нее вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. Они отказались от народнического анархизма и начали пропагандировать научный социализм. Выдающийся теоретик марксизма Георгий Плеханов одним из первых стал обосновывать возможность применения теории Маркса к российской социально-экономической действительности. Причины того он видел, во-первых, в буржуазном характере русских общественных отношений; во-вторых, в появлении условий для выдвижения пролетариата на политическую арену.

К теоретическим заслугам Плеханова коммунисты также относят анализ расстановки классовых сил и выработку новой революционной программы. Ее основные этапы: уничтожение абсолютизма пролетариатом, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности, осуществление социалистической революции.

Ссылаясь на Маркса, Плеханов полагал, что в текущий период истории революция в России невозможна, так как русский капитализм находится в стадии своего становления, а пролетариат слишком незначителен в количественном смысле. В революционный дух крестьянства он не верил.

Иную точку зрения отстаивала активистка международного социалистического движения Вера Засулич (1849-1919). Она полагала, что капитализм может существовать в различных формах, а движущей силой революции могут быть не только экономические отношения. В Имперской России, по ее убеждению, существуют более благоприятные условия для развития революционного движения, чем в других странах.

Большевики во главе с Владимиром Лениным пошли по линии, намеченной Засулич. Ленин начинает радикальный пересмотр марксизма и его привязку к российским условиям. Прежде всего, он отвергает идею Маркса о международной коммунистической революции. Победа социализма возможна «первоначально в одной или нескольких странах». Обосновывает это он законом неравномерного развития капитализма, открытого народниками. Слабость русского капитализма увеличивала силу пролетариата и открывала ему путь к социалистической революции.

Свободно и творчески, не оглядываясь на авторитет Энгельса, Ленин подходит и к проблеме материи. Открытие делимости атома вызвало полемику в рядах марксистов и стремление некоторых из них заменить онтологию Маркса другими философскими учениями - позитивистов Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса или онтологией неокантианцев. Возникла опасность отказа от материализма. Среди ученых стало распространяться убеждение в том, что если атом делим, значит «материя исчезла». С этим тезисом Ленин никак не мог согласиться.

Он резко выступил против философа и экономиста Александра Богданова, который склонялся к махизму, и Георгия Плеханова, который догматично воспринимал диалектический материализм. Решение проблемы, предложенное Лениным, было таким: исчезает не материя, а лишь отдельные ее свойства, которые считались абсолютными. Главное же свойство материи, с которым тесно связан философский материализм, «есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Тогда такая позиция в философии и науке сыграла прогрессивную роль, но в целом ошибочно связывать материальность лишь с объективной реальностью, исключая реальность субъективную. В XX в. исследователи стали понимать, что, возможно, феномены субъективной реальности человека (например, мысли) обладают определенным психоэнергетическим потенциалом и способны воздействовать на физиологические процессы организма и явления природы.

Большое внимание Ленин уделял изучению диалектического метода. Он критиковал Богданова за отказ от гегелевской диалектики, а Плеханова за ее узкое понимание как «скачкообразного» развития. По мнению идеолога большевиков, диалектика - всеобщий закон развития мира и его познания. При этом он придавал большое значение ее прикладному применению в политической борьбе.

В гносеологии Владимир Ленин не разделял убеждение некоторых последователей марксизма в том, что тот отрицает объективность истины. Он признавал как объективность, так и абсолютность истины, которая проверяется практикой.

Исторические законы, установленные Карлом Марксом, Ленин воспринимал как законы всеобщие. Однако не исключал, что развитие конкретных наций и государств имеет свою историческую специфику и не вписывается в «мертвую букву» теоретических выкладок общих законов. Революция в Азии или России не может быть похожа на революцию в Европе.

Значительное место в творчестве Ленина занимает теория государства. Позицию анархистов он не принимал. После уничтожения эксплуататорского государства социалистической революцией необходимо построение нового, советского государства. Пока государство существует, соглашался Ленин, полной свободы человека быть не может, однако его советский вариант - необходимое временное образование на пути к бесклассовому, свободному, лишенному какой-либо государственности коммунистическому обществу.

ВТОРОЙ СЪЕЗД РСДРП

состоялся нелегально за границей 17(30) июля - 10(23) авг. 1903. По 24 июля (6 авг.) съезд работал в Брюсселе, но по требованию бельг. полиции покинул Бельгию и перенес свои заседания в Лондон. Всего состоялось 37 заседаний съезда (13 - в Брюсселе и 24 - в Лондоне). Созыв съезда явился результатом огромной работы по объединению рус. революц. социал-демократии, проведенной редакцией и организацией "Искры" во главе с В. И. Лениным. В руках Ленина были сосредоточены все нити организац. подготовки съезда: создание организац. к-та по созыву съезда, определение норм представительства, организаций и групп, имевших право участвовать в работе съезда, время и место созыва и т. д.

На съезде были представлены 26 орг-ций: группа "Освобождение труда", рус. организация "Искры", заграничный к-т Бунда, ЦК Бунда, "Заграничная лига рус. революц. социал-демократии", "Союз рус. социал-демократии за границей", группа "Юж. рабочего", Петерб. к-т, Петерб. рабочая орг-ция, Моск. к-т, Харьковский к-т, Киевский к-т, Одесский к-т, Николаевский к-т, Крымский союз, Донской к-т, Союз горнозаводских рабочих, Екатеринославский к-т, Саратовский к-т, Тифлисский к-т, Бакинский к-т, Батумский к-т, Уфимский к-т, Северный рабочий союз, Сибирский союз, Тульский к-т.

Всего участвовало 43 делегата, имевших 51 решающий голос, и 14 делегатов с совещат. голосом.

Делегаты распределились на съезде по группировкам след. образом: "Искровцы большинства" ("твердые" - ленинцы) - 20 делегатов - 24 голоса: В. И. Ленин - 2 голоса, Н. Э. Бауман (Сорокин), Л. С. Виленский (Ленский), В. Ф. Горин (Галкин), С. И. Гусев (Лебедев), Р. С. Землячка (Осипов), А. Г. Зурабов (Беков) - 2 голоса, Л. М. Книпович (Дедов), Б. М. Кнунянц (Русов) - 2 голоса, П. А. Красиков (Павлович), М. Н. Лядов (Лидин), Л. Д. Махлин (Орлов), Г. М. Мишенев (Муравьев, Петухов), И. К. Никитин (Степанов), С. И. Степанов (Браун), А. М. Стопани (Дмитриев, Ланге), Д. А. Топуридзе (Карский) - 2 голоса, Д. И. Ульянов (Герц), А. В. Шотман (Горский) и Г. В. Плеханов, поддерживавший на II съезде большевиков, но затем перешедший к меньшевикам. Оппортунисты: а) "Искровцы меньшинства" ("мягкие" - мартовцы) - 7 делегатов - 9 голосов: Л. Мартов (Цедербаум Ю. О.) - 2 голоса, М. С. Макадзюб (Антонов, Панин) - 2 голоса, Л. Д. Троцкий (Бронштейн), В. Е. Мандельберг (Бюлов, Посадовский), Л. Г. Дейч, В. Н. Крохмаль (Фомин), М. С. Зборовский (Костич); б) "Южный рабочий" - 4 делегата: В. Н. Розанов (Попов), Е. Я. Левин (Егоров), Е. С. Левина (Иванов), Л. В. Николаев (Медведев, Мих. Ив.); в) "болото" - 4 делегата - 6 голосов, поддерживавшие группу искровского меньшинства: Д. П. Калафати (Махов) - 2 голоса, Л. С. Цейтлин (Белов), А. С. Локерман (Царев) и И. Н. Мошинский (Львов) - 2 голоса; г) сторонники "Рабочего дела" - 3 делегата: А. С. Мартынов (Пиккер), В. П. Акимов (Махновец), Л. П. Махновец (Брукэр); д) "Бун д" - 5 делегатов: И. Л. Айзенштадт (Юдин), В. Коссовский (Левинсон М. Я.), М. И. Либер (Гольдман, Липов), К. Портной (Абрамсон, Бергман), В. Д. Медем (Гринберг, Гольдблат).

Гл. задача съезда, проходившего в острой борьбе революц. марксистов с оппортунистами, состояла "в создании действительной партии на тех принципиальных и организационных началах, которые были выдвинуты и разработаны „Искрой"" (Ленин В. И., Соч., т. 7, с. 193).

Съезд открылся вступительной речью Г. В. Плеханова. Порядок дня: 1) Конституирование съезда. Выборы бюро. Установление регламента съезда и порядка дня. Доклад Организац. к-та (OK) (докладчик В. Н. Розанов (Попов)); отчет комиссии по проверке мандатов и по определению состава съезда (докладчик Б. А. Гинзбург (Кольцов)). 2) Место Бунда в Росс. социал-демократич. рабочей партии (докладчик М. И. Либер (Гольдман), содокладчик Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум)). 3) Программа партии. 4) Центр. орган партии. 5) Делегатские доклады. 6) Организация партии (обсуждение организац. Устава партии) (докладчик В. И. Ленин). 7) Районные и нац. орг-ции (докладчик уставной комиссии В. А. Носков (Глебов)). 8) Отд. группы партии (вступит. речь В. И. Ленина). 9) Нац. вопрос. 10) Экономич. борьба и профессиональное движение. 11) Празднование 1 Мая. 12) Междунар. социалистич. конгресс в Амстердаме 1904. 13) Демонстрации и восстания. 14) Террор. 15) Внутр. вопросы парт. работы: а) постановка пропаганды, б) постановка агитации, в) постановка парт. лит-ры, г) постановка работы в крестьянстве, д) постановка работы в войске, е) постановка работы среди учащихся, ж) постановка работы среди сектантов. 16) Отношение РСДРП к эсерам. 17) Отношение РСДРП к рус. либеральным течениям. 18) Выборы ЦК и редакции Центр. органа (ЦО) партии. 19) Выборы Совета партии. 20) Порядок оглашения решений и протоколов съезда, а равно и порядок вступления в отправление своих обязанностей избранных должностных лиц и учреждений. Вопрос об Уставе партии обсуждался по пункту 6 порядка дня - "Организация партии".

(При обсуждении 3, 4 и 8-го пунктов порядка дня съезда особых докладчиков не было; пункты 9-17 на заседаниях съезда не обсуждались; по большинству этих вопросов съездом были приняты резолюции).

Подлинным руководителем съезда был В. И. Ленин. В. И. Ленин выступал почти по всем вопросам порядка дня, был выбран в бюро съезда, председательствовал на ряде заседаний, являлся членом программной, организац. и мандатной комиссий.

Важнейшим делом съезда было обсуждение и принятие программы партии. По инициативе Ленина летом 1901 редакция "Искры" и "Зари" начала подготовку проекта программы партии. Съезду представили проект, в к-ром была учтена б. ч. поправок и дополнений, внесенных Лениным в два проекта программы Плеханова. Ленин настоял на том, чтобы в редакц. проекте, в отличие от плехановского, были четко сформулированы осн. положения марксизма о диктатуре пролетариата (во втором проекте программы Плеханова этого не было), о гегемонии пролетариата в революц. борьбе, подчеркнуты пролет. характер партии и ее руководящая роль, оттенены специфич. особенности рабочего движения в России. Лениным была написана агр. часть программы. При обсуждении проекта программы на съезде разгорелась острая борьба. Акимов (Махновец), Мартынов (Пиккер) и бундовец Либер (Гольдман) выступили против включения в программу Пункта о диктатуре пролетариата, ссылаясь при этом на то, что в программах зап.-европ. с.-д. партий пункт о диктатуре пролетариата отсутствует. На социал-реформистских позициях по вопросу о диктатуре пролетариата по существу стоял и Троцкий, заявлявший, что осуществление диктатуры пролетариата возможно лишь тогда, когда пролетариат станет большинством "нации" и когда партия и рабочий класс будут "наиболее близки к отождествлению", т. е. сольются. Эта позиция Троцкого послужила в дальнейшем основой троцкистско-мень- шевистской теории о невозможности победы социализма в России.

Ленин резко выступил против попытки "экономистов" (см. "Экономизм") Мартынова и Акимова протащить ряд "поправок" к программе в духе "теории стихийности" и отрицания важности внесения социалистич. сознания в рабочее движение и руководящей роли революц. партии в нем. Съезд отверг все их "поправки".

Принципиальные разногласия между искровцами и антиискровцами ("экономистами", бундовцами и колеблющимися элементами) выявились при обсуждении агр. части программы. Утверждениями о нереволюционности крестьянства оппортунисты прикрывали свое нежелание и даже боязнь поднимать крест. массы на революцию. Они по существу ополчались против союза рабочего класса и крестьянства. Ленин защитил от нападок оппортунистов агр. часть программы, показал значение крестьянства как союзника пролетариата, обосновал революц. требование возвращения "отрезков" как уничтожение одного из остатков крепостничества и необходимость различия требований агр. программы во время бурж.-демократич. и социалистич. революций. Ожесточ. борьба с оппортунистами на съезде разгорелась и по вопросу об осн. программном требовании по нац. вопросу - о праве наций на самоопределение. Против этого пункта программы выступали польск. социал-демократы и бундовцы. Польск. социал-демократы ошибочно считали, что пункт программы о праве наций на самоопределение будет на руку польск. националистам; поэтому они предлагали его снять. Бундовцы стояли на антимарксистских позициях "культурно-национальной автономии".

Борьба с оппортунистами по программным вопросам завершилась победой искровцев. Съезд утвердил искровскую программу, состоящую из двух частей - программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум говорилось о конечной цели партии - построении социалистич. об-ва и об условии осуществления этой цели - социалистич. революции и диктатуре пролетариата. Программа-минимум освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия, установление демократич. республики, установление 8-часового рабочего дня, полное равноправие всех наций, утверждение их права на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне, возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель ("отрезков"). В дальнейшем требование о возвращении "отрезков" было заменено большевиками (на III съезде РСДРП, 1905) требованием конфискации всей помещичьей земли.

Программа, принятая на съезде, была марксистской программой революц. пролет. партии, в корне отличной от программ с.-д. партий зап.-европ. стран. Впервые в истории междунар. рабочего движения после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса была принята революц. программа, в к-рой признавалась необходимость диктатуры пролетариата и выдвигалась задача борьбы за нее.

Программа заложила науч. фундамент стратегии и тактики революц. партии пролетариата. Руководствуясь этой программой, партия большевиков - Коммунистич. партия - успешно боролась за победу бурж.-демократич. и социалистич. революций в России. Победа Великой Октябрьской социалистической революции означала, что первая программа партии была выполнена. На восьмом съезде РКП(б) (1919) была принята новая, вторая программа партии.

При обсуждении написанного Лениным проекта Устава партии, особенно первого параграфа - о членстве в партии, борьба на съезде стала особенно острой. Разногласия по первому параграфу Устава формально сводились к вопросу о том, должен ли чл. партии принимать личное участие в работе одной из парт. орг-ций. Ленин считал, что для каждого чл. партии обязательно вхождение в одну из парт. орг-ций и работа в ней, и предлагал следующую формулировку первого параграфа: "Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций". Мартов и его сторонники полагали, что член партии может не входить в парт. орг-цию, не работать в ней, следовательно, он может не подчиняться парт. дисциплине. Согласно формулировке Мартова, членом партии должен был считаться "всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций".

Принципиальный смысл борьбы за первый параграф Устава партии отражал различные взгляды на вопрос о том, какой должна быть партия. Ленин и его сторонники утверждали, что партия должна быть передовым, сознательным, организованным отрядом рабочего класса, вооруженным передовой теорией, знанием законов развития общества и клас. борьбы, опытом революц. движения. Ленинцы хотели создать сплоченную, боевую, четко организованную, дисциплинированную, революц. пролет. партию. Мартовцы стояли за расплывчатую, разнородную, неоформленную, оппортунистич., мелкобурж. партию.

В результате объединения всех оппортунистич. элементов (бундовцев, "экономистов", "центристов", "мягких" искровцев) съезд большинством в 28 голосов против 22 при 1 воздержавшемся принял первый параграф Устава в мартовской формулировке. Лишь на III съезде РСДРП (1905) была исправлена ошибка II съезда РСДРП и принята ленинская формулировка первого параграфа Устава.

Все остальные параграфы Устава были приняты II съездом в формулировке Ленина. Это имело огромное значение в борьбе за искровский организац. план, на основе к-рого возникла и окрепла революц., марксистская партия в России. Съезд принял ряд решений, укреплявших парт. центры, повышавших их руководящую роль. Было решено ликвидировать ненормальное положение за границей, где были две с.-д. организации - искровская "Заграничная лига рус. революц. социал-демократии" и "экономистский" "Союз рус. социал-демократов за границей". II съезд признал "Заграничную лигу рус. революц. социал-демократии" единственной заграничной организацией РСДРП. В знак протеста два "экономиста" - представители заграничного "Союза рус. социал-демократов за границей" ушли со съезда. Ушли со съезда также 5 бундовцев после того, как съезд отказался принять Бунд в РСДРП на началах федерации и отверг ультиматум Бунда о признании его единств. представителем евр. рабочих в России (тем самым съезд дал отпор узаконению кружковщины в организац. вопросах и национализму - в идеологических). Уход со съезда 7 антиискровцев изменил на Съезде соотношение сил в пользу "твердых" искровцев.

При выборах центр. учреждений партии Ленин и его сторонники одержали решительную победу. В редакцию "Искры" по предложению "твердых" искровцев были избраны Ленин, Мартов, Плеханов. Но Мартов отказался от работы в редакции. В ЦК партии были избраны сторонники Ленина Г. М. Кржижановский, Ф. В. Ленгник (оба заочно) и В. А. Носков (делегат съезда с совещат. голосом). Был избран также пятый член Совета партии - Плеханов (Совет партии состоял из 5 членов: 2 от редакции ЦО, 2 - от ЦК, пятый член избирался съездом).

С этого времени сторонников Ленина, получивших большинство при выборах центр. учреждений партии, стали называть "большевиками", а противников Ленина, получивших меньшинство, - "меньшевиками".

Лениным были написаны проекты большинства принятых съездом резолюций: о месте Бунда в РСДРП, об экономической борьбе, о 1 Мая, о междунар. конгрессе, о демонстрациях, о терроре, о пропаганде, об отношении к учащейся молодежи, о парт. лит-ре, о распределении сил.

Съезд принял также решения по ряду тактич. вопросов: об отношении к либеральной буржуазии, об отношении к эсерам, о профессиональной борьбе, о демонстрациях и др. В резолюции "Об отношении к учащейся молодежи" съезд приветствовал оживление революц. деятельности учащейся молодежи, рекомендовал всем группам и кружкам учащихся поставить на первый план выработку среди своих членов марксистского мировоззрения и проводить работу в тесной связи с парт. орг-циями; съезд предложил всем орг-циям партии оказать всяческое содействие делу организации революц. учащейся молодежи. II съезд имеет всемирно-ист. значение. Он был поворотным пунктом в междунар. рабочем движении. Осн. итог съезда - создание революц., марксистской партии нового типа, партии большевиков. "Большевизм, - указывал Ленин, - существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года" (Соч., том 31, с. 8).

Лит.: Ленин В. И., II съезд РСДРП. 17(30) июля - 10(23) авг. 1903 г., Соч., 4 изд., т. 6; его же, Рассказ о II съезде РСДРП, там же, т. 7; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, с. 185-392; его же, Чего мы добиваемся?, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад. Ответ Н. Ленина Розе Люксембург, там же, с. 439-50; КПСС в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., (М.), 1954; Второй съезд РСДРП, июль - авг. 1903 г. Протоколы, М., 1959; История КПСС, М., 1962; Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., 1957; ее же, Второй съезд партии, "Большевик", 1933, No 13; Поспелов П. Н., Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза, "ВИ", 1953, No 11; Ярославский Е., К 35-летию II съезда РСДРП (1903-1938), (М.), 1938; Раскол на II съезде РСДРП и II Интернационал. Сб. док-тов, М., 1933; Воспоминания о II съезде РСДРП, М., 1959; Волин М., Второй съезд РСДРП, (М.), 1948; Багликов Б. Т., Второй съезд РСДРП, М., 1956.

С. С. Шаумян. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

И 17 (30) июля

Большой вклад в организацию съезда внесла редакция газеты «Искра ».

Всего было 37 заседаний (13 - в Брюсселе и 24 - в Лондоне). Были представлены 26 организаций: группа «Освобождение труда », русская организация «Искры», Петербургский комитет, Петербургская рабочая организация, Московский комитет, Харьковский комитет, Киевский комитет, Одесский комитет, Николаевский комитет, Крымский союз, Донской комитет, Союз горнозаводских рабочих, Екатеринославский комитет, Саратовский комитет, Тифлисский комитет, Бакинский комитет, Батумский комитет, Уфимский комитет, Северный рабочий союз , Сибирский союз , Тульский комитет, заграничный комитет Бунда , ЦК Бунда, «Заграничная лига русской революционной социал-демократии», «Заграничный союз русских социал-демократов», группа «Южный рабочий». Всего участвовало 43 делегата с 51 решающим голосом (так как многие комитеты не могли прислать нужного числа депутатов, некоторые депутаты имели по два мандата) и 14 делегатов с совещательным голосом, представлявших несколько тысяч членов партии.

На съезде произошел раскол РСДРП на две фракции: большевиков и меньшевиков , сохранившийся вплоть до полного разделения в 1917 году .

Открытие съезда

Съезд открылся вступительной речью Георгия Плеханова .

Повестка дня:

  1. Конституирование съезда. Выборы бюро. Установление регламента съезда и порядка дня. Доклад Организационного комитета (ОК) - докладчик В. Н. Розанов (Попов); отчёт комиссии по проверке мандатов и по определению состава съезда - Б. А. Гинзбург (Кольцов).
  2. Место Бунда в РСДРП - докладчик Либер (М. И. Гольдман) , содокладчик Л. Мартов (Ю. О. Цедербаум) .
  3. Программа партии.
  4. Центральный орган партии.
  5. Делегатские доклады.
  6. Организация партии (обсуждение организационного устава партии) - докладчик В. И. Ленин .
  7. Районные и национальные организации - докладчик уставной комиссии В. А. Носков (Глебов) .
  8. Отдельные группы партии - вступительная речь В. И. Ленина.
  9. Национальный вопрос.
  10. Экономическая борьба и профессиональное движение.
  11. Празднование 1 Мая.
  12. Международный социалистический конгресс в Амстердаме 1904 года .
  13. Демонстрации и восстания.
  14. Террор.
  15. Внутренние вопросы партийной работы:
    1. постановка пропаганды ,
    2. постановка агитации,
    3. постановка партийной литературы,
    4. постановка работы в крестьянстве,
    5. постановка работы в войске,
    6. постановка работы среди учащихся,
    7. постановка работы среди сектантов.
  16. Отношение РСДРП к эсерам .
  17. Отношение РСДРП к русским либеральным течениям.
  18. Выборы ЦК и редакции центрального органа (ЦО) партии.
  19. Выборы Совета партии.
  20. Порядок оглашения решений и протоколов съезда, а равно и порядок вступления в отправление своих обязанностей избранных должностных лиц и учреждений. Вопрос об уставе партии обсуждался по пункту 6 порядка дня.

РСДРП и Бунд

Разногласия на съезде начались с проблемы Бунда. Бундовцы требовали автономии внутри партии с правом вырабатывать собственную политику по проблемам евреев, а также признание Бунда единственным представителем партии среди трудящихся евреев. Ленин от имени «искровцев» организовал выступления евреев Ю. Мартова (Цедербаума) и Л. Троцкого (Бронштейна), которые были сторонниками ассимиляции . В результате съезд принял резолюцию против автономии Бунда (см. также «Национальный вопрос» ).

Программа

Подготовку проекта программы начали редакции «Искры» и «Зари» в 1901 году Съезду представили проект, в котором была учтена большая часть поправок и дополнений, внесённых Лениным в два проекта программы Плеханова. Обсуждение программы заняло девять заседаний съезда: обсуждались вопросы диктатуры пролетариата, пролетарский характер партии и её роль в освободительном движении в России, а также аграрная программа и национальный вопрос.

Роль и характер партии

Ленин настоял на том, чтобы в редакционном проекте были ясно сформулированы основные положения марксизма о диктатуре пролетариата (в этом вопросе Плеханов проявил колебания), о гегемонии пролетариата в революционной борьбе, подчёркнуты пролетарский характер партии и её руководящая роль в освободительном движении в России. «Экономисты» Акимов (Владимир Махновец), Пиккер (Александр Мартынов) и бундовец М. И. Либер выступили против включения в программу пункта о диктатуре пролетариата, ссылаясь на то, что в программах западноевропейских социал-демократических партий этот пункт отсутствует. Л. Троцкий заявил, что осуществление диктатуры пролетариата возможно лишь тогда, когда пролетариат станет большинством «нации» и когда партия и рабочий класс будут «наиболее близки к отождествлению», то есть сольются. Характеризуя взгляды оппонентов как социал-реформистские, Ленин говорил, что «они дошли… до оспаривания диктатуры пролетариата…» (там же, т. 7, с. 271). Ленин резко выступил против попытки «экономистов» Мартынова и Акимова внести поправки в программу.

Аграрная программа

Принципиальные разногласия выявились и при обсуждении аграрной части программы, в частности по проблеме союза рабочего класса и крестьянства. Ленин настоял на признании крестьянства как союзника пролетариата, обосновал революционное требование возвращения «отрезков» как уничтожение одного из остатков крепостничества и необходимость различия требований аграрной программы во время буржуазно-демократической и социалистической революций. Этот подход представлял собой творческое развитие марксизма в исторически-конкретных условиях России начала XX века (где бурное развитие капитализма сочеталось с доминированием сельского хозяйства в экономике, глубоко укоренившимися пережитками феодализма на селе и преобладанием крестьянского населения).

Национальный вопрос

Дискуссия возникла по вопросу о праве наций на самоопределение . Против него выступали польские социал-демократы и бундовцы. Поляки считали, что этот пункт будет на руку польским националистам . Бундовцы выступали за культурно-национальную автономию евреев. Консенсуса по данному вопросу достичь не удалось, и фракция Бунда покинула съезд.

Результат

После изменения числа делегатов съезд утвердил «искровскую» программу, состоящую из двух частей - «программы-максимум» и «программа-минимум». В программе-максимум говорилось о конечной цели партии - организации социалистического общества и об условии осуществления этой цели - социалистической революции и диктатуре пролетариата. Программа-минимум освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, установление полного равноправия всех наций, утверждение их права на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне, возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель («отрезков»).

После этого стало ясно, что произойдет раскол между «искровцами», «экономистами» и бундовцами. Но и среди самих «искровцев» тоже произошёл раскол.

Состав редколлегии

Раскол начал проявляться ещё до съезда. В редакции «Искры» было шесть человек - Плеханов, Ленин, Мартов, Потресов , Аксельрод и Засулич . Число это было четным и часто в работе редакция приходила в патовое состояние, поскольку сторонники Ленина и его оппоненты имели равное количество голосов. Чтобы сделать работу редакции эффективной, в его представлении, Ленин предложил ввести седьмого - Троцкого, но Плеханов был категорически против, и тогда Ленин предложил сократить число редакторов - исключить Потресова, Аксельрода и Засулич по причине того, что он считал их плохими журналистами (Ленин приводил пример, что для 45 выпусков «Искры» Мартов написал 39 статей, сам Ленин - 32, Плеханов - 24, в то время как Засулич - 6, Аксельрод - 4, Потресов - 8). Этим предложением Ленин вызвал обвинение, что он стремится господствовать в партии.

Устав

При обсуждении проекта устава, развернулась дискуссия между Мартовым и Лениным по вопросу членства в партии (§ 1). По версии Мартова и его сторонников, членом партии мог считаться:

…всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций

Ленин настаивал на «личном участии в одной из партийных организаций».

Органы управления

Съезд создал партийные центры: ЦО, ЦК и Совет партии.
Было решено ликвидировать ненормальное положение за границей, где были две социал-демократические организации: «Заграничная лига русской революционной социал-демократии» и «Заграничный союз русских социал-демократов». Съезд признал «Лигу» единственной заграничной организацией РСДРП.
В знак протеста 2 представителя «Союза» ушли со съезда. Ушли также 5 бундовцев после того, как съезд отказался принять Бунд в РСДРП на началах федерации и отверг ультиматум Бунда о признании его единственным представителем еврейских рабочих в России.

Уход со съезда 7 делегатов изменил соотношение сил в пользу сторонников Ленина. В результате, именно они получили большинство мест при выборах в центральные органы.

В редакцию «Искры» были избраны Ленин, Мартов и Плеханов. Но Мартов отказался от работы в редакции .

Изменения в руководстве партии после съезда

29 сентября (12 октября) 1903 года в состав ЦК были кооптированы Ф. В. Гусаров, Р. С. Землячка , Л. Б. Красин и М. М. Эссен .
8 (21) ноября 1903 года были также кооптированы В. И. Ленин и Л. Е. Гальперин .

19 июня (2 июля) 1904 года был арестован Ф. В. Ленгник , а в июле из состава ЦК вышли Г. М. Кржижановский и Ф. В. Гусаров и была выведена Р. С. Землячка . Также была арестована М. М. Эссен
Вместо них в июле 1904 года были кооптированы И. Ф. Дубровинский , Л. Я. Карпов и А. И. Любимов.

В ноябре 1904 года были кооптированы Е. М. Александрова-Жак, В. Н. Крохмаль и В. Н. Розанов .

7 (20) февраля 1905 года из состава ЦК был выведен В. И. Ленин , а 9 (22) февраля арестованы В. А. Носков , Л. Е. Гальперин , И. Ф. Дубровинский , Л. Я. Карпов , Е. М. Александрова-Жак, В. Н. Крохмаль и В. Н. Розанов .

Таким образом уже к марту 1905 года в ЦК оставались только Л. Б. Красин и А. И. Любимов.

Резолюции

Изменение состава съезда позволило Ленину провести большинство резолюций съезда в собственной редакции: о месте Бунда в РСДРП, об экономической борьбе, о праздновании 1 Мая, о международном конгрессе, о демонстрациях, о терроре, о пропаганде, об отношении к учащейся молодёжи, о партийной литературе, о распределении сил. Съезд принял также решения по ряду тактических вопросов: об отношении к либеральной буржуазии, об отношении к эсерам, о профессиональной борьбе, о демонстрациях и др.

Открытие съезда и повестка дня

Съезд открылся вступительной речью Г.В. Плеханова .

Порядок дня:

  1. Конституирование съезда. Выборы бюро. Установление регламента съезда и порядка дня. Доклад Организационного комитета (ОК) - докладчик В.Н. Розанов (Попов); отчёт комиссии по проверке мандатов и по определению состава съезда - Б.А. Гинзбург (Кольцов).
  2. Место Бунда в РСДРП - докладчик Либер (М.И. Гольдман) , содокладчик Л. Мартов (Ю.О. Цедербаум) .
  3. Программа партии.
  4. Центральный орган партии.
  5. Делегатские доклады.
  6. Организация партии (обсуждение организационного устава партии) - докладчик В.И. Ленин .
  7. Районные и национальные организации - докладчик уставной комиссии В.А. Носков (Глебов) .
  8. Отдельные группы партии - вступительная речь В.И. Ленина.
  9. Национальный вопрос.
  10. Экономическая борьба и профессиональное движение.
  11. Празднование 1 Мая.
  12. Международный социалистический конгресс в Амстердаме 1904 года .
  13. Демонстрации и восстания.
  14. Террор.
  15. Внутренние вопросы партийной работы:
    1. постановка пропаганды ,
    2. постановка агитации,
    3. постановка партийной литературы,
    4. постановка работы в крестьянстве,
    5. постановка работы в войске,
    6. постановка работы среди учащихся,
    7. постановка работы среди сектантов.
  16. Отношение РСДРП к эсерам .
  17. Отношение РСДРП к русским либеральным течениям.
  18. Выборы ЦК и редакции центрального органа (ЦО) партии.
  19. Выборы Совета партии.
  20. Порядок оглашения решений и протоколов съезда, а равно и порядок вступления в отправление своих обязанностей избранных должностных лиц и учреждений. Вопрос об уставе партии обсуждался по пункту 6 порядка дня.

В.И. Ленин был выбран в бюро съезда, председательствовал на ряде заседаний, выступал почти по всем вопросам, являлся членом программной, организационной и мандатной комиссий.

РСДРП и Бунд

Разногласия на съезде начались с проблемы Бунда. Бундовцы требовали автономии внутри партии с правом вырабатывать собственную политику по проблемам евреев, а также признание Бунда единственным представителем партии среди трудящихся евреев. Ленин от имени «искровцев» организовал выступления Мартова и Троцкого , которые сами были еврейского происхождения, но были сторонниками добровольной ассимиляции евреев. Съезд принял резолюции Мартова и Троцкого против автономии Бунда.

Программа партии и «экономисты»

Важнейшим делом съезда было принятие программы партии; 9 заседаний заняло её обсуждение. Летом 1901 редакция «Искры» и «Зари» начала подготовку проекта программы партии. Съезду представили проект, в котором была учтена большая часть поправок и дополнений, внесённых Лениным в два проекта программы Плеханова. Ленин настоял на том, чтобы в редакционном проекте были чётко сформулированы основные положения марксизма о диктатуре пролетариата (в этом вопросе Плеханов проявил колебания), о гегемонии пролетариата в революционной борьбе, подчёркнуты пролетарский характер партии и её руководящая роль в освободительном движении в России. Лениным была написана аграрная часть программы. При обсуждении проекта программы на съезде разгорелась острая борьба. «Экономисты» Акимов (В. П. Махновец), Пиккер (А. С. Мартынов) и бундовец Либер выступили против включения в программу пункта о диктатуре пролетариата, ссылаясь на то, что в программах западноевропейских социал-демократических партий этот пункт отсутствует. Л. Д. Троцкий заявил, что осуществление диктатуры пролетариата возможно лишь тогда, когда пролетариат станет большинством «нации» и когда партия и рабочий класс будут «наиболее близки к отождествлению», то есть сольются. Характеризуя взгляды оппонентов как социал-реформистские, Ленин говорил, что «они дошли… до оспаривания диктатуры пролетариата…» (там же, т. 7, с. 271). Ленин резко выступил против попытки «экономистов» Мартынова и Акимова протащить ряд «поправок» (только Акимов предложил 21) к программе в духе «теории стихийности» и отрицания важности внесения социалистического сознания в рабочее движение и руководящей роли революционной партии в нём.

Принципиальные разногласия выявились и при обсуждении аграрной части программы, в частности по проблеме союза рабочего класса и крестьянства. Ленин настоял на признании крестьянства как союзника пролетариата, обосновал революционное требование возвращения «отрезков» как уничтожение одного из остатков крепостничества и необходимость различия требований аграрной программы во время буржуазно-демократической и социалистической революций, что являлось ревизией марксизма. Борьба внутри партии разгорелась также по национальному вопросу - о праве наций на самоопределение. Против него выступали польские социал-демократы и бундовцы. Польские социал-демократы считали, что этот пункт будет на руку польским националистам. Бундовцы стояли на антимарксистских позициях культурно-национальной автономии. Борьба внутри партии по программным вопросам завершилась победой искровцев.

Съезд утвердил искровскую программу, состоящую из двух частей - программы-максимум и программы-минимум. В программе-максимум говорилось о конечной цели партии - организации социалистического общества и об условии осуществления этой цели - социалистической революции и диктатуре пролетариата. Программа-минимум освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня, установление полного равноправия всех наций, утверждение их права на самоопределение, уничтожение остатков крепостничества в деревне, возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель («отрезков»). В дальнейшем требование о возвращении «отрезков» было заменено большевиками (на 3-м съезде РСДРП , ) положением о конфискации всей помещичьей земли.

Съезд принял марксистскую программу, в корне отличную от программ социал-демократических партий западноевропейских стран. В ней признавалась необходимость диктатуры пролетариата и выдвигалась задача борьбы за неё. Программа заложила фундамент стратегии и тактики революционной партии пролетариата.

Разногласия среди «искровцев» и обсуждение устава РСДРП

После этого стало ясно, что произойдет раскол между «искровцами», «экономистами» и бундовцами. Но среди самих «искровцев» тоже возник раскол, который и станет главным событием съезда.

Раскол этот начал проявляться еще до съезда в таком вопросе, который, казалось бы, не затрагивал никаких принципов. В редакции «Искры» было шесть человек - Плеханов, Ленин, Мартов, Потресов , Аксельрод и Засулич . Число это было четным и часто в работе редакция приходила в патовое состояние, когда она разбивалась на тройки с противоположными мнениями. Чтобы сделать работу редакции эффективной Ленин предложил ввести седьмого - Троцкого, но Плеханов был категорически против, и тогда Ленин решил сократить число редакторов - исключить Потресова, Аксельрода и Засулич по причине того, что он считал их плохими журналистами (Ленин приводил пример, что для 45 выпусков «Искры» Мартов написал 39 статей, сам Ленин - 32, Плеханов - 24, в то время как Засулич - 6, Аксельрод - 4, Потресов - 8). Этим предложением Ленин вызвал обвинение, что он стремится господствовать в партии.

При обсуждении проекта устава партии, особенно первого параграфа - о членстве в партии, борьба на съезде стала особенно острой. Ленин предлагал следующую формулировку: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Мартов и его сторонники полагали, что член партии может не входить в партийную организацию, не работать в ней, то есть не подчиняться партийной дисциплине. Согласно формулировке Мартова, членом партии мог считаться «всякий, принимающий ее программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций». Расхождение было едва уловимым. Ленин хотел создать сплочённую, боевую, чётко организованную, дисциплинированную пролетарскую партию. Мартовцы стояли за более свободную ассоциацию. Но вначале это не казалось особенно важным, и Мартов был даже готов снять свою формулировку в пользу ленинской. Но из-за личных конфликтов по поводу редакции «Искры» борьба обострилась. Когда съезд перешел к голосованию по поводу устава, уже не могло быть и речи о компромиссе. В результате голосования (бундовцев, «экономистов», центристов, «мягких» искровцев) съезд большинством в 28 голосов против 22 при 1 воздержавшемся принял первый параграф устава в формулировке Мартова (на III съезде РСДРП (1905) была принята ленинская формулировка первого параграфа устава, которая стала повторяться во всех последующих уставах РКП(б)-ВКП(б)-КПСС)

Все остальные параграфы устава были приняты съездом в формулировке Ленина. Это имело особое значение в борьбе за организационный план, на основе которого возникла и в дальнейшем окрепла марксистская партия в России. Съезд создал партийные центры: ЦО, ЦК и Совет партии. Было решено ликвидировать ненормальное положение за границей, где были две социал-демократические организации: искровская «Заграничная лига русской революционной социал-демократии» и «экономистский» «Заграничный союз русских социал-демократов». 2-й съезд признал «Лигу» единственной заграничной организацией РСДРП. В знак протеста 2 представителя «Союза» ушли со съезда. Ушли также 5 бундовцев после того, как съезд отказался принять Бунд в РСДРП на началах федерации и отверг ультиматум Бунда о признании его единственным представителем еврейских рабочих в России. Уход со съезда 7 делегатов изменил на съезде соотношение сил в пользу последователей Ленина.

При выборах центральных учреждений партии Ленин и его сторонники одержали решительную победу. В редакцию «Искры» были избраны Ленин, Мартов, Плеханов. Но Мартов отказался от работы в редакции. В ЦК партии были избраны Г. М. Кржижановский , Ф. В. Ленгник (оба заочно) и В. А. Носков - делегат съезда с совещательным голосом. Все трое - сторонники Ленина. Был избран также пятый член Совета партии - Плеханов (Совет партии состоял из 5 членов: 2 от редакции ЦО, 2 от ЦК, пятый член избирался съездом). С этого времени сторонников Ленина, получивших большинство при выборах центральных учреждений партии, стали называть большевиками , а противников Ленина, получивших меньшинство, - меньшевиками (некоторым курьезом является тот факт, что в будущем самый авторитетный меньшевик - Плеханов - формально при этом голосовании оказался большевиком). Лениным были написаны проекты большинства принятых съездом резолюций: о месте Бунда в РСДРП, об экономической борьбе, о праздновании 1 Мая, о международном конгрессе, о демонстрациях, о терроре, о пропаганде, об отношении к учащейся молодёжи, о партийной литературе, о распределении сил. Съезд принял также решения по ряду тактических вопросов: об отношении к либеральной буржуазии, об отношении к эсерам, о профессиональной борьбе, о демонстрациях и др.

II съезд имел историческое значение. Он явился поворотным пунктом в российском и международном рабочем движении. Основной итог съезда: создание в России революционной марксистской партии - партии большевиков. «Большевизм, - указывал Ленин, - существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года» (там же, т. 41, с. 6).

Литература

  • Ленин В. И., II съезд РСДРП. 17 (30) июля - 10 (23) августа 1903 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7;
  • его же, Рассказ о II съезде РСДРП, там же, т. 8;
  • его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же;
  • КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954;
  • История КПСС, т. 1, М., 1964;
  • Второй съезд РСДРП. Протоколы // Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций Коммунистической Партии Советского Союза. Государственное издательство политической литературы, М., 1959, 850 с.
  • Крупская Н. К., Воспоминания о Ленине, М., 1957.

В кинематографе

Ссылки

  • Доклады Соц.-демократических комитетов второму съезду РСДРП

Wikimedia Foundation . 2010 .