Последние статьи
Домой / Дом / Неделя о страшном суде что можно есть. Мясопустная неделя: что это? Традиции и обычаи, связанные с этой неделей

Неделя о страшном суде что можно есть. Мясопустная неделя: что это? Традиции и обычаи, связанные с этой неделей

Близится самый строгий пост, который в 2018 году наступит 19 февраля. Чтобы подготовиться к Великому посту, нужно знать не только дату его начала, но и традиции и обычаи периода, предшествующего ему. Это поможет настроиться на духовное очищение.

Православной церковью установлены три подготовительные недели. Они имеют не только своеобразный календарь питания, но и свои правила и особый смысл. Предпоследняя (третья) неделя перед центральным постом названа мясопустной. Название неслучайно: в это время происходит заговенье на мясную пищу — верующие люди, соблюдающие пост, перестают есть мясо. Стоит упомянуть, что неделя о Страшном суде в православии — это один-единственный день, воскресенье, а не целая неделя. В этот день верующие вспоминают притчу о Страшном суде, которая читается именно 11 февраля. Однако мясопустной, сырной или масленичной называется вся неделя, которая начинается с воспоминаний о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых.

Особенности недели о Страшном суде

Масленичная неделя в 2018 году будет проходить с 11 по 18 февраля. Мясо в это время уже не едят, съестное готовится исключительно с использованием молочных продуктов. Подготовительная седмица перед Великим постом начнется в воскресенье. 11 числа всякий человек, прошедший таинство крещения, обязан вспомнить притчу о том, что грядет второе пришествие Сына Божьего. Мир сгинет в пучине хаоса, пепелища, войны и греха. В простонародье это время называют концом света, уничтожением всего материального и низкого. Все станут равны и предстанут перед Господом в ответе за свои грешные деяния. Каждый получит по заслугам.

Церковнослужители советуют проснуться 11 февраля с мыслями о содеянных грехах, с желанием покаяться. Постарайтесь пересмотреть свою жизнь и найти в ней все изъяны. Это время благодарственных молитв Господу и святым , а также молитв о прощении грехов . Конечно, замаливать свои грехи нужно искренне, а не из-за опасений о Страшном суде. Будьте честны с собой и с Богом, который простит вам все, из чего вы сумели вынести жизненный урок.

Это особенный день для всех и каждого, наполненный светом и любовью, хоть с первого взгляда это можно и не заметить. Пророчество не должно пугать вас, оно должно лишь напомнить о том, что есть лишь один путь в жизни каждого, и имя ему — путь веры. Залог спасения — это праведность, и неделя о Страшном суде должна стать для всех показательной. Добро рано или поздно может поселиться в душе даже самого скверного человека, потому что спасения и любви Божьей заслуживает каждый, независимо от его положения в обществе, мировоззрения, ценностей и взглядов. Истина всего одна, и каждый должен ее обрести.

Всю последующую неделю в храмах будут проходить богослужения, посвященные неделе о Страшном суде. Священнослужители прочтут проповеди о том, какова цена блуду, греху, безверью и каков исход такого пути.

Мясопустная неделя в 2018 году

Мясопустная неделя иначе именуется сырной или масленичной. Начиная с 11 февраля и вплоть до 18 числа нельзя вкушать мясо, поэтому стоит продумать меню, которое будет соответствовать всем церковным канонам. Воскресенье 18 февраля считается завершающим днем перед Великим постом и называется Прощеным. В это время можно в последний раз перед длительным воздержанием вкусить мясную пищу, но это не главный обычай этого периода. 18 числа все люди должны попросить прощения друг у друга , чтобы войти в самый строгий пост в году с чистым сердцем и готовностью к встрече Светлого Христова Воскресения.

Все люди грешны, но любой из нас может найти в себе силы, чтобы признать свои ошибки и ответить за грехи, раскаяться в них. Священнослужители рекомендуют сходить церковь, чтобы прочитать молитвы в этот тяжелый, но светлый день. Если нет возможности наведаться в храм Божий, то прочитайте молитвы дома. Пусть неделя о Страшном суде поможет вам очистить свою душу и сердце от скверны перед самым главным православным праздником — Светлой Пасхой . Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.02.2018 05:05

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и...

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

В церковнославянском языке словом «неделя » обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя », то оно соответствует названию «седмица ». Поэтому Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы или Масленице. А уже после этих семи дней начинается Великий пост..

Стоит отметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, можно еще разок побаловать себя мясом, а вот уже дальше необходимо отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что можно есть?

Людей, чтущих православные традиции, обычно интересует вопрос, чем питаться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Поговорим обо всем по порядку. Сперва определим, что можно есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье можно употреблять вполне привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и прочее мясо вполне можно подать на стол.

В этот день строгих запретов на блюда нет. Хотите сало или жирных колбасок – можете есть. Правда, не стоит сильно усердствовать и налегать на мясное, так как впереди подготовительная неделя, а затем Великий пост. Важно, чтобы ваш организм был готов к переходу на более скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. После нее начнется Великий пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут » рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Поэтому помните, что последний день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит отметить, что церковные традиции очень мудрые. Ведь если правильно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за этот период получится очистить организм от «вредностей », улучшить самочувствие и настроение.

В общем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона должны стать растительные блюда. Готовьте различные каши, например, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В старые времена хозяйки часто готовили сбитень, сейчас тоже можно сделать такой напиток. Для этого необходим мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток можно добавить вина и хмеля, а затем дать ему настояться. Сбитень благотворно влияет на иммунитет и нервную систему.


В этот период можно готовить что-то простое и легкое. Если есть желание, то можете попробовать воссоздать какой-нибудь старый рецепт, необходимые ингредиенты получится приобрести в ближайшем магазине. А если не сможете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, похожими по составу.

Некоторых людей интересует и такой вопрос: «А можно ли есть рыбу ?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но так как воскресенье – последний день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять уже на масленичной неделе.

Помимо нее стоит кушать молочные продукты и яйца, ведь в пост все это будет нельзя. Кстати, насчет сортов и способов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам больше по вкусу.

Вкусный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления вкусных и ароматных пирожков с грибами. Их можно готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Великий пост.

Для приготовления теста понадобится:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.


Грибы промойте и отварите вместе с луковицей до готовности. Затем откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными кусочками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте вместе и дайте постоять четверть часа. После этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немного «осадите » руками. Такую манипуляцию проделайте дважды. После этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их необходимо полчаса в разогретой до 180 градусов духовке.

В последней главе Типикона существует раздел Зрячая пасхалия по ключевым словам, в нём для каждого Ключа границ или для каждого из 35 дней расписаны следующие даты и события по отношению к Пасхе (для неподвижных праздников) или по отношению к юлианскому календарю (для подвижных праздников): день недели Рождества Христова, период «мясоястия», начало Постной Триоди, Мясопуст, Неделя сыропустная, вруцелето, память муч. Евдокии, память 40 Севастийских мучеников, память Алексея человека Божьего, Благовещение, Пасха, память Георгия Победоносца, память Иоанна Богослова, Пятидесятница, Петров мясопуст, продолжительность и столпы Евангелия. Таким образом, В Зрячей пасхалии устава Православной церкви различается два понятия:

  1. Мясопуст, или Мясопуст великий (греч. ῾Η ἀπόκρεα ) - это Неделя мясопустная;
  2. Заговенье перед Петровым постом (греч. Κυριακὴ τῶν Ἁγίων Πάντων ) - это Неделя всех святых.

Это те дни, когда в Православной церкви - заговенье на мясо, или «отпуст мяса», последний день, когда едят мясо перед началом в первом случае , а во втором случае перед началом Петрова поста.

Коллектив авторов , Public Domain

По мнению православных литургистов, Седмицей мясопустной называется седмица, которая начинается с понедельника после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Схиархимандрит Иоанн, магистр богословия особо подчёркивает:

«Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется ещё «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нём на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач. 106-е)».

Лекции по литургике

С. В. Булгаков также указывает, что седмица мясопустная начинается с понедельника после и заканчивается в Неделю мясопустную. Этого же мнения придерживается русский литургист и церковный историк К. Т. Никольский, один из основоположников русской церковно-археологической науки. Архиепископ Вениамин и архиепископ Аверкий (Таушев) также говорят о том, что Мясопустная седмица начинается с понедельника, после воскресенья о Блудном сыне. То же самое пишет П. Я. Лебедев.

Мясопустом также называют только последний день мясопустной седмицы, после которого, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; это воскресенье за 56 дней до Пасхи - Неделя мясопустная, заговенье на мясо, канун Сырной седмицы.

Мясопустная суббота

Мясопу́стная суббо́та - день поминовения усопших верных перед «Неделей мясопустной» (мясопустное воскресенье), первая в богослужебном уставе Православных церквей.

История

В христианстве поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы.

Это установление восходит к апостольским временам, что подтверждает Иерусалимский устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнего предания. В этом богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.

Значение

По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской Церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой».

Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и

«за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их».

Богослужебные особенности

В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого нибудь святого, предпразднства или праздника Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день.

В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.

Полезная информация

Мясопу́ст
церк.-слав. мѧсопоу́стъ Мясопустная неде́ля Мясопу́стная седми́ца
Мясопустница

Этимология

По мнению литургиста К. Никольского, это калька с древнегреческого Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю» и с латинского carnis privium - «мяса отпуст».

В. М. Истрин, изучивший и издавший «Хронику Георгия Амартола», один из памятников славянской литературы X–XI веков, установил, что славянское слово «мѧсопоустъ», употреблённое в произведении, соответствует «ἀπόκρεως» («мясо оставляю») в оригинале:

«бысть же и развращение ѡ пасцҍ, множаише ѿ людїи створиша мѧсопоустъ прежде царѧ, царь (Иустиниан) же повелҍ едину неделю продати мѧсо, вси же мѧсопродавци заклѧша, и никтож не коуплѧше, ибо не ѩдѧхоу, пасха же бысть. ѩко царь повелҍ, и ѡбрҍтошѧ людие постившесѧ недѣлю излише»

Начиная с X века, прилагательное «мясопустный», образованное от слова «мясопуст», употребляется на глаголице и кириллице в устойчивых выражениях Суббота мясопустная, Неделя мясопустная в евангелиях-апракосах, например: Ассеманиево Евангелие, Остромирово Евангелие, Архангельское Евангелие.

В славянских источниках используется также слово «мѧсопуща», которое имеет значение: Четыредесятница, Великий пост. Иногда в славянских источниках и слово «мѧсопоустъ» используется как синоним слова «мѧсопуща».

Вот оно, третье воскресенье, что предшествует , и традиционный уклад жизни меняется. О мясной пище потихоньку забывает люд, ведь уже скоро он вкушать будет пищу неживотную. Вспоминают люди о Страшном Суде, что грядет, и молятся. Почему же люди вспоминают о Суде? Для того чтобы грешники вспомнили о милосердии, но перестали предаваться беспечности, больше задумывались о своем спасении.

Что ж, православный праздник все равно чтится многими людьми. Неделя? Имеется в виду именно воскресенье, слово «неделя» в своем изначальном толковании сохранилось в украинском языке. Кстати говоря, каноны православия тесно переплелись с языческими праздниками. Как раз-таки эта неделя предшествует Масленице. В мясопуст мясо есть разрешено, и это последний день перед трудным для многих испытанием – обходиться без мясной пищи долгие недели.

Раз уж грядет мясопустная неделя в 2017 году 19 февраля, что можно есть – ключевой вопрос для чтущих православные традиции. Речь пойдет о том, что же кушать можно именно в неделю в церковном понимании (воскресенье), а уж потом привычном нам.

В воскресенье можно побаловать себя мясом. Как курицей, так и свиньей, так и говядиной с барашком – можно даже не слишком себе отказывать, жаря целых курочек и кушая свиные колбасы, щедро сдобренные салом. Но не стоит слишком себя приучать к мясу, ведь все предыдущие недели являются подготовкой к грядущему воздержанию. К посту надо готовиться так, чтобы он не был полной неожиданностью для нашего тела. Вслед за воскресеньем придется себя во многом ограничить.

Меню мясопустной недели в 2017 году в привычном понимании слова «неделя» включает в себя массу растительных блюд: каши (гречневая, рисовая, пшенная), хлеб, ленивые вареники, борщи без мяса, оладьи из овощей, тушеную капусту, а также овощную окрошку. Раньше пили сбитни, так что стоит попробовать сделать этот напиток самому. Для сбитня понадобится много меда и разные целебные травы и пряности, в числе которых имбирь, гвоздика, корица, даже душистый перец. В сбитень можно подлить немного вина, добавить хмеля и дать напитку постоять. Для пищи подойдет все то, что легко найти в магазине – старые блюда легко приготовить и сегодня. Постные дни на этой неделе - это среда и пятница.

А можно ли есть рыбу в мясопустную неделю? Опять же будем толковать этот день как воскресенье. Есть стоит мясные блюда в это воскресенье, однако насчет рыбы нет запретов. А вот уже в последующие дни порадовать себя получится только рыбой – начинается долгий период без мяса, так что в меню стоит добавить яиц, упомянутой рыбы, и молочных продуктов. Рыбу - хека, форель, сома, карпа и других, можно готовить так, как только пожелают хозяева. Всю эту неделю без мяса согласно канонам называют Сыропустной седмицей, и длится она с 20 по 26 февраля. Когда начинается Великий пост нужно исключать и рыбные блюда из меню.

Стоит помнить, что последний день, в который можно позволить себе отведать мясо, приходится на 19 февраля. Церковные традиции не лишены мудрого начала, и даже после отказа от мяса можно неделю есть рыбу, подготавливая тело и дух к Великому посту, который начнется в этом году 27 февраля, а закончится лишь 16 апреля. За это время организм очистится от многих вредных веществ, самочувствие станет лучше, настрой заметно поднимется.