Мария Тумашева
Цель : уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить
Детям понятие «гражданство » , воспитывать гражданско -патриотические чувства. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет;
Активизировать словарь : гражданин России , свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын своего Отечества.
Материалы и оборудование : Символика России : флаг РФ, герб, аудиозапись гимна
оссии, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, магнитофон
Предварительная работа : Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.
Домашнее задание : рассмотреть свои свидетельства, паспорта родителей.
Ребята, в какой стране мы живем (в России) . Посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и
лаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. Мы – россияне, граждане своей страны . Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России , пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина . Вы граждане России с момента рождения. Это значит , что вы находитесь под защитой нашего государства.
Назовите отличительные символы нашего государства (флаг, герб, гимн) . Вспомните, что означают цвета российского флага (ответы детей)
Дети читают стихи В. Степанова :
Флаг России.
«Белый цвет – березка,
Синий – неба цвет,
Красная полоска – солнечный рассвет».
Герб России.
«У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный».
Назовите город – столицу нашей Родины (ответ)
«Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которая любит тебя».
Ребята, как называется главная песня страны (гимн)
Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Давайте прослушаем главную песню Родины стоя (дети встают и слушают гимн)
Великий русский поэт – Н. Некрасов – спрашивал : «Что такое гражданин ?» - и сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» . Как вы понимаете выражение : «Быть достойным сыном Отечества?» (свободные ответы)
У Константина Ушинского есть чудесное произведение, которое называется «Наше Отечество» , послушайте :
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Скажите, кто такой Ю. А. Гагарин? Можем ли мы его назвать достойным сыном нашего Отечества? Почему (ответы детей)
Можно ли назвать гражданином ленивого человека , не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком человеке (ответы детей)
Посмотрите на этот портрет – это всем известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про него говорят : «Это солнце русской поэзии» .Какие сказки Пушкина вы знаете(«Сказки о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)
-«Давайте знакомую книгу откроем
И снова пройдем от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, опять подружиться»(просмотр иллюстраций, чтение отрывков из произведений) .
Назовите качества характера человека, которые необходимы достойному
ражданину (смелый, честный, мужественный, справедливый, порядочный, доброжелательный)
У поэта Степанова есть стихотворение, с которым нас познакомит Наташа М., пожалуйста,:
Российская семья.
«Живут в России разные народы с давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина – Россия –
У нас у всех одна».
Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали, т. е. записали вас, дав
мя и свою фамилию в специальном учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан . С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны , граждане России . Вспомните, что записано у вас в свидетельстве(1-2 свидетельства)
Этот документ отличает вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России . Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. (показ паспорта)
Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав (Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и защитить их)
Каждый россиянин – гражданин своей страны , он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства.
А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для России (ответы)
Правильно, надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.
Беседа с учащимися
Тема : Что значит быть гражданином?
Возрастная группа : 12-13 лет
Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;
формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;
развитие сотрудничества, при работе в группах;
выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;
воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;
создание мотивации на свое культурное совершенствование;
расширение кругозора учащихся.
Тип урока : урок-беседа
Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка
Ход беседы :
Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)
Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.
Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.
Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.
Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?
(учащиеся высказываются)
Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста
ВЕРНО ЛИ, ЧТО:
1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?
2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?
3.Права должны соблюдать только взрослые?
4.Права - это сама жизнь
5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.
6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.
Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Знакомство с:
Государственные символы РФ.
Когда принят закон о гербе?
Что из себя представляет флаг РФ?
Что означает каждый цвет?
Назовите день флага РФ.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Но что такое Родина?
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.
Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.
Что же такое закон?
Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.
За все поступки нужно нести ответственность.
Итог урока
На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.
Что значит быть гражданином своей страны
Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой интерес к данной стране, свои знания о ее истории, культуре и традициях. Когда мы рождаемся в своей стране, нам дают звание гражданина как будто в кредит, ведь никому не придет в голову спрашивать новорожденного ребенка, когда образовалась Киевская Русь или где произошла Полтавская битва. Но подразумевается, что каждый уважающий страну гражданин знает ее историю и традиции.
Но часто все происходит совсем не так. Сейчас очень мало кто может точно ответить на простейшие вопросы по истории России, мало кто может перечислить известных русских писателей, поэтов, художников, полководцев. Даже в наших императорах многие путаются, забывая, кто за кем шел по страницам истории. Это говорит о том, что современные люди не очень интересуются историей своей страны, скорее всего даже не задумываясь о том, что это говорит о безразличии. Ведь если мы что-то любим и уважаем, если мы заинтересованы в чем, мы стараемся узнать максимум информации, чтобы быть в курсе всего, что происходит.
Например, если вам нравится какая-то голливудская звезда или певец, или футболист, или какой-либо другой известный всему миру человек, вы перероете весь интернет в поисках необходимой информации, узнаете все про его или ее детство, отрочество и юность. Вы постараетесь найти и докопаться до истины становления таланта своего любимца, будете отслеживать его карьеру. На это вам будет не жалко ни сил ни времени, которое у вас всегда найдется на любимое дело. То же самое можно было бы применить к истории России. Если бы кто-то был заинтересован. У нее тоже было детство, отрочество и юность, она переживала трудные и великие времена, во время правления разных императоров происходили совершенно невероятные значимые вещи. Если бы это было кому-то интересно, это значило бы, что своей страной интересуются, уважают ее.
Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна. Просто живя в ней в настоящем, вы не сможете до конца осознать ее масштабы. Необходимо заглянуть немного в прошлое.