Последние статьи
Домой / Земля / Понятие личности в культурологии. Понятие индивидуальной личности человека

Понятие личности в культурологии. Понятие индивидуальной личности человека

Введение 3

1. Сущность понятия «личность» 5

2. Современное понимание личности. Личность как ценность 12

3. Проблема личности в разных культурах 18

Заключение 23

Список литературы 24

Введение

Проблема личности всегда находилась в центре внимания ис­следований культуры. Это закономерно, так как культура и лич­ность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культу­ра формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, лич­ность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

На разных этапах человеческой мысли делались попытки найти ответы на вопросы о месте человека в мире, о его происхож­дении, предназначении, достоинстве, о смысле его существо­вания, о его роли в истории, его уникальности и типичности и на вопрос о том, как прошлое, настоящее и будущее опре­деляют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Важнейшей функцией культуры является функция социализации – процесс усвоения человеческим индивидом определенных знаний, норм и цен­ностей, необходимых для жизни в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение об­щества, сложившиеся формы жизни. В обществе, как и в природе, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и уми­рают. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, нау­чается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Детство является важнейшим периодом социализации, во время которого человече­ская личность примерно формируется на 70%. Но социализация не заканчивается в детстве. Это непрерывный процесс, который про­должается на протяжении всей жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколе­ния в поколение культурная традиция, что обеспечивает стабиль­ность культуры.

В то же время каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения.

Цель данной работы – изучить содержание понятия "личность", рассмотреть взгляды на личность как высшую ценность и сравнить отношение к проблеме личности в различных культурах.

1. Сущность понятия «личность»

Многомерность феномена личности послужила ос­нованием для осознания междисциплинарного статуса про­блемы личности, которую в равной мере изучают культурология, философия, социальные и естественные науки. Индивид, личность и ин­дивидуальность – разные характеристики изучения челове­ка, которые определяются в различных подходах.

Личность,человек как участник историко-эволюционного процесса, вы­ступающий носителем социальных ро­лей и обладающий возможностью вы­бора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и пси­хологических концепциях личность - это цен­ность, ради которой осуществляется развитие общества 1 .

Личность – социальная характери­стика конкретного человека как субъекта со­циальных отношений и сознательной дея­тельности, свободно и ответственно опреде­ляющего свою позицию среди других. Харак­теризуется устойчивостью мотивов поведе­ния и практических действий, интересов, склонностей, определенным мировоззрени­ем, направляющих ее деятельность, относи­тельно независимую от текущих ситуаций. Гуманность, доверие к людям, требовательность к Себе и другим и прочие положительные качества личности возникают в благоприятных условиях при успешном про­хождении фазы персонализации и интегра­ции. В процессе освоения общественного опыта происходит формирование, новых мо­тивов и потребностей личности, их преобра­зование, соподчинение 2 .

Личность – индивидуальный человек как субъект общественной жиз­ни, общения и деятельности, а также – своих собственных сил, спо­собностей, потребностей, интересов, устремлений и т. д. В личности снимает­ся противоположность внешней и внутренней жизни индивидуального человека; собственно, процесс личностного бытия и протекает как по­стоянное снятие противоположности между внешним и внутренним в самореализации человека. Бытие человеческого индивида в качестве личности является условием воспроизводства и обновления социальных процес­сов. В философии речь идет, по сути, не о личности, а о личностях. Об­щество рассматривается как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки, интересы. Разумеется, лич­ностные качества людей выявляются неравномерно, в различные эпохи соотношение непосредственно личностного и непосредственно коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако важно подчеркнуть, что не только коллективность, но и личность являются социальными формами бытия людей, что внеличностного бытия социальные качества (связей, вещей, институтов, самих людей) не могут ни синтезироваться, ни про­явиться, ни реализоваться. Социально-философская трактовка личности по­зволяет показать, как меняется практическая и теоретическая по­становка проблемы личности в разных типах социальности, как выявляется представление о социальных типах через разные формы связи и обо­собления личностей, через разные соотношения непосредственно лич­ностного и непосредственно коллективного бытия людей.

В XX столетии можно выделить три концепции личности , связанные с различными формами реализации социальных связей и с соответ­ствующими теориями.

Концепция социализации предполагает трактовку личности как человечес­кого индивида, принимающего формы и стандарты функционирования социальной системы. В этом случае социализация –условие устой­чивого бытия общества. Так или иначе, в этой концепции акцентирует­ся адаптация личности к структурам социальности; это приводит к недооцен­ке воздействия личности на социальные институты и на свое собственное бытие.

Концепция самореализации (самоактуализации, самодетерминации) личности подчеркивает субъектность индивидуального человека, общественное значение его «внутренних» ресурсов и по «контрасту» определяет недо­статочность деиндивидуализированных социальных структур. Выдвижение этой концепции по времени (70-е гг. XX в.) совпадает с кризисом структурно-функциональных мо­делей социальности, с характерным для развитых стран поиском ресур­сов качественной жизни и деятельности общества 3 .

В рамках биологического, социологического и психологичес­кого подходов детерминация развития личности понимается как взаимодействие двух факторов – среды и наследствен­ности. В рамках системно-деятельностного и историко-эволюционного подходов разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свой­ства индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также пред­ставляет собой источник развития личности, а не «фактор», непосредственно определяющий ее поведение. Будучи усло­вием осуществления деятельности человека, социальная сре­да – это общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется приобщение личности к куль­туре. В преобразовании своих поступков, отношений с други­ми людьми и самого себя осуществляется реализация инди­видуальности и обогащение жизни общества.

Соотношение понятий «индивид» (продукт антропогенеза), «личность» (ин­дивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «ин­дивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивиду­альность отстаивают» 4 .

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении 5 .

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности.

Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо".

В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью. Человек выступает здесь в своей целостности: 1) как участник историко-эволюционного процесса, носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе ко­торого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя; 2) как диалогичное и деятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаива­ется в совместном существовании с другими людьми; 3) как субъект свободного, ответственного, целенаправленного по­ведения, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.

  • 5. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности.
  • 6. Темперамент в структуре личности: определение и сферы проявления.
  • 7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент.
  • 8. Современные концепции темперамента.
  • 9. Соотношение темперамента и характера.
  • 10. Характер и личность. Критерии патологического характера, акцентуации характера (п.Б.Ганнушкин, о.В.Кербиков, к.Леонгард, а.Е. Личко).
  • 11. Способности: проблема происхождения способностей, генетические и средовые детерминанты и механизмы их развития.
  • 12. Виды способностей, сенситивные периоды в развитии способностей.
  • 13. Направленность как ведущий компонент в структуре личности.
  • 14. Жизненный путь как единица анализа личности.
  • 15. Личностные кризисы, их понимание в различных психологических школах.
  • 16. Активность личности как психологическая характеристика, её проявления.
  • 17. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.
  • 18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
  • 24. Развитие я – концепции в онтогенезе.
  • 25. Развитие личности. Критерии сформированности личности.
  • 26. Процесс формирования личности. Механизмы формирование личности.
  • 27. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление в психоаналитических теориях.
  • 28. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление в когнитивных теориях.
  • 29. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление персоналитической психологии г.Олпорта.
  • 30. Движущие силы развития личности в различных концепциях: представление в архетипической психологии к.Г.Юнга.
  • 31. Принцип саморазвития в отечественных теориях.
  • 32. Психодинамическое направление. Психоанализ з.Фрейда: структура психического.
  • 33. Психодинамическое направление. Психоанализ з.Фрейда: психосексуальные стадии развития.
  • 34. Психодинамическое направление. Психоанализ з.Фрейда: природа тревоги. Механизмы психологической защиты.
  • 35. Психодинамическое направление. Аналитическая психология к.Г.Юнга.
  • 36.Психодинамическое направление. Индивидуальная психология а.Адлера.
  • 38. Социокультурная теория личности к.Хорни.
  • 39. Психоаналитическая теория объективных отношений.
  • 40. Бихевиоральное направление: основные положения.
  • 41. Бихевиоральное направление: реформа бихевиоризма б.Ф.Скиннера.
  • 42. Бихевиоральное направление: теория подражания (н.Миллер, Дж.Доллард), научение через моделирование (а.Бандура).
  • 43. Когнитивисткие теории личности: теория личностных конструктов Дж.Келли.
  • 44. Когнитивисткие теории личности: теория поля к.Левина.
  • 45. Диспозициональная теория личности г.Олпорта.
  • 46. Факторная теория личности х.Айзенка.
  • 47. Факторная теория черт р.Кеттела.
  • 48. Гуманистическая теория личности а.Маслоу.
  • 49. Феноменологическая теория личности к.Роджерса.
  • 50. Гуманистическая теория личности э.Фромма.
  • 51. Теории личности в экзистенциальной психологии.
  • 52. Общее и различное в Dasein-подходах л.Бинсвангера и м.Босса.
  • 53. Теория личности а.Ф.Лазурского.
  • 54. Теория личности в.Н.Мясищева.
  • 55. Теория личности к.К.Платонова.
  • 56. Теория личности а.Н.Леонтьева.
  • 57. Теория личности с.Л.Рубинштейна.
  • 58. Учение б.Г.Ананьева о человеке.
  • 59. Идея личности в концепции б.С.Братуся об устройстве психического аппарата человека.
  • 60. Личность в психологии и философии позднего модернити (постнеклассические теории личности).
  • 1. Понятие личности в философии, социологии и психологии.

    Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

    Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

    В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

    Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

    Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом соц. психология изучает статус и соц.роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

    Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

    Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

    2. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (б.Г.Ананьев, с.Л.Выготский, б.Ф.Ломов, с.Л.Рубинштейн).

    В отечественной психологии личность изучается с 2 точек зрения: с позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа (означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный х-р, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, х-ра) и с точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей форм-я и развития, самосознания и самооценки.

    Л.С. Выготский - один из методологов психологии, много времени посвятивший разработке программы и приемов эмпирического исследования психики ребенка. Центральной категорией, к-ой Выготский уделял первостепенное внимание была категория сознания. Л.С.Выготский искал новый путь в объяснении психических явлений, во многом опираясь на идеи марксизма. Его концепция была названа культурно-исторической. Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических ф-ций. Они форм-ся у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Форм-е личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в рез-те такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности яв-ся соотношение натуральных и высших психических ф-ций. Чем больше в ч-ке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.

    С.Л.Рубинштейн - выдающийся философ и психолог, занимавшийся проблемами психологии мышления и заложивший методологические основы психологии, автор одного из популярнейших учебников "Основы общей психологии. Методологические основы психологии увязывались С.Л.Рубинштейном с идеями К.Маркса. В статье "Принцип творческой самодеятельности" он рассматривает познание не как созерцание, а как активную д-ть. На основе этой идеи он формулирует принцип единства сознания и д-ти. Рубинштейн отмечает, что не только д-ть влияет на личность, но и личность, имея право на выбор, занимает активную и инициативную позицию. Постановка вопроса о связи сознания и д-ти потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, яв-ся основанием этой связи. Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, яв-ся особенности ее включения в более широкий контекст - не только в д-ть, но и в жизнед-ть. "Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю.

    Личность как субъект жизни имеет 3 уровня организации:

    1) психический склад - индивидуальные особенности протекания психических процессов;

    2) личностный склад - качества характера и способности;

    3) жизненный склад - нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

    Б.Г.Ананьев - отечественный психолог, автор "Ч-к как предмет познания", "О проблемах комплексного человекознания". Им разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути ч-ка. Особенностью концепции Ананьева яв-ся включение ч-ка в более широкий, чем д-ть, контекст - в контекст человекознания. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию ч-ка, к-ый был реализован с помощью проведения системных и многолетних генетических исследований. В этих исследованиях он показывает, что индивид.развитие - внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических ф-ций.

    Наиболее философским является определение культуры и как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сфера свободной самореализации личности».

    В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры.

    С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации.

    Культура (в культурологии) – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в

    его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и

    главным субъектом и главным объектом культуры. Значит, понятие культуры

    обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек

    создает мир и себя. Но самовоспроизводство человека идет на творческой

    основе. Человек, действуя непрерывно, меняет мир и себя, реализуя свои

    потенциальные возможности, к созданию принципиально новых форм. Поэтому

    творчество есть способ развития культуры, а каждая культура – способ

    творческой самореализации человека. В силу этого постижение иных культур

    обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

    Многогранность аспектов человеческого творчества выливается в культурное

    многообразие, и культурный процесс разворачивается во времени и пространстве

    как единство многообразного.

    Понятие культуры в социологии у разных исследователей отличается по ряду характеристик, что создает предпосылки для выделения следующих подходов к ее определению.

    Технологический подход рассматривает культуру в наиболее широком смысле как отдельный уровень производства, а также все уровни воспроизводства общественной жизни во всех ее проивлениях. Деятельностный подход – как совокупность различных форм и типов духовной и материальной деятельности и результатов этой деятельности. Ценностный подход – как сферу духовной жизни, при котором культура выступает системой ценностей, стандартов и убеждений, а также средствами выражения этих ценностей. Интегрированный подход полагает, что культура состоит из явных и неявных моделей человеческого поведения, которые формируются и передаются посредством символов, при этом сущность ее составляют традиционные ценностные идеи, прошедшие исторический отбор временем.

    Фридрих Ницше писал, что человек по сути некультурен, а культура призвана для его порабощения и угнетения природных сил.

    Освальд Шпенглер считал, что каждая культура имеет свою судьбу, которая заканчивается развитием цивилизации.

    Русские исследователи культуры интерпретировали понятие культуры в социологии двойственно. С одной стороны, развивалась традиция эволюционной теории, по которой прогресс общества определяется развитием культуры), а с другой – критика.

    Кто такая личность? Человек часто использует данное понятие, особенно не задаваясь вопросом, а что же он имеет в виду. Говоря о личности, он обычно на что-то указывает. В психологии, социологии и личность тоже обладает определенными характеристиками. Речь идет о том, что люди не рождаются личностями, а становятся ими..

    Все люди разные. Об этом можно судить как по внешности, которая у каждого человека отличается, так и по характеру, моделям поведения и даже рассуждениям о том, в каком мире люди живут. Даже близнецы являются разными личностями, несмотря на то, что внешне могут быть похожи. Что же отличает людей друг от друга:

    1. Их физиологические особенности, которые заложены согласно индивидуальному генетическому коду.
    2. Их воспитание, через которое каждый прошел индивидуально.
    3. Их условия проживания, в которых каждый человек рос и развивался.
    4. Их опыт, который состоит из исключительно личных историй, размышлений, сделанных выводов и совершенных поступков.

    Личность – это совокупность качеств, мыслей, поступков, историй, страхов, комплексов и опыта, который обретается человеком. Такой набор индивидуален, что и выделяет человека на фоне остальных людей.

    Что такое понятие личности?

    Личностью человек становится с годами. Вначале он рождается просто индивидом, принадлежащим человеческому роду. Лишь со временем он начинает набираться различных качеств и повадок, ролей и знаний, которые и формируют его личность. Что же подразумевает под собой понятие личности? Это набор:

    1. Волевых качеств.
    2. Черт характера.
    3. Социальных и личностных ролей.

    Личность – это его сильные и слабые качества, опыт, знания, поступки и результаты, которых он сам достиг. Также личность – это та социальная роль, которую он постоянно отыгрывает. Причем этих ролей в одном человеке может быть очень много, и он постоянно их меняет, в зависимости от обстановки, оставленных целей и требований, выдвигаемых к нему.

    Понятие «личность» часто путают с терминами «индивид» и «индивидуальность». Все это разные понятия:

    • – это представитель человечества. Индивидом является новорожденный ребенок, который пока не обладает никакими качествами, опытом, достижениями. Из индивида получается личность. Однако это не всегда случается.
    • – это уникальный набор качеств, который наблюдается в одном человеке. Это черты характера, темперамент, способности, стиль общения, психические процессы. Этот набор уникален для одного человека и абсолютно не присущ, является другим у другого индивида.

    Несмотря на разницу между понятиями, все они являются составляющими человека, которые определяют его как уникальную особь. Как эти понятия связаны между собой?

    Сначала человек рождается индивидом. Он принадлежит человеческому роду, которому присущи определенные физиологические структуры с их поэтапностью развития. Затем ребенок начинает контактировать с людьми, из-за чего у него формируются определенные качества и привычки, что делает его индивидуальностью. По мере своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, он обучается принимать решения и выходить из сложностей, контролировать эмоции, отвечать за последствия собственных поступков. Это в итоге формирует личность.

    Каждый человек проходит через определенные этапы своего развития. Это биологический процесс, заложенный природой. И если бы не такое развитие, то люди бы так и оставались . Если в начале своей жизни все люди нуждаются в полной опеке своих родителей, то по мере взросления данная необходимость пропадает. И теперь бывшие дети могут сами рожать и оберегать своих малышей.

    Родители должны помнить, что любая личность проходит определенные этапы своего развития. На каждом из этих этапов нужно использовать свои инструменты, которые не действуют на других этапах. Поэтому то поведение и аргументы, которые вы демонстрируете ребенку, когда он находится в дошкольном возрасте, абсолютно не могут быть использованы тогда, когда ребенок находится в подростковом возрасте.

    Если в младенческом возрасте вы решали, что ребенок будет кушать и как одеваться, то уже начиная с подросткового возраста, вам необходимо оставить это право за своим чадом. Но поскольку не все родители об этом задумываются, они попадают в различные конфликтные ситуации со своими детьми. Многие родители продолжают указывать и воспитывать детей, когда те уже стали подростками или даже взрослыми людьми. Но, извините, если это действовало тогда, когда ваше чадо было маленьким, то сейчас это не будет действовать. И это закон природы, а не чья-либо прихоть.

    Этапность развития личности позволяет человеку становиться взрослым, самостоятельным и независимым. Если бы этого не было, то человечество бы вымерло и не было бы никакого прогресса. Только благодаря тому, что с каждым годом ребенок все меньше нуждается в опеке своих родителей, позволяет человечеству существовать. И сами родители должны это понимать.

    Если вашему ребенку до 3 лет, то вы можете применять те инструменты, которые абсолютно не подойдут, когда ему будет 7 или даже 15 лет. Какие именно инструменты нужны на том или ином этапе развития вашего ребенка, описано в книгах по психологии детей. Изучайте и привыкайте к мысли о том, что чем старше становится ваш ребенок, тем меньше воспитания и контроля от вас требуется по отношению к нему. Наступает момент, когда ребенок вообще перестает вас слушаться. И это закон природы, который является единственно правильным!

    Однако психологи отмечают, что не каждый индивид становится взрослой и самостоятельной личностью. Многие люди застревают на одном из этапов своего развития, уже к 45 и даже 60 годам не будучи способными отвечать за свои поступки или контролировать эмоции.

    • Индивиды часто не становятся личностями, если подвергаются чрезмерной опеке и заботе со стороны родителей, которые все за них стараются сделать.
    • Личностями часто становятся дети, которые лишены родительской опеки, любви и внимания. Они вынуждены сталкиваться с реалиями жизни и учиться в них жить.

    Каждый развивается в своем темпе, что определяется не только генетикой и эволюцией, но и условиями жизни.

    Понятие личности в психологии

    Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.

    Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.

    В зависимости от отношения человека к определенным вещам, у него формируются . Ее уровень зависит непосредственно от того, насколько важным для себя человек считает тот или иной предмет.

    Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы. Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет. Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.

    Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:

    1. Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
    2. Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.

    Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это. Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса. И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.

    Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.

    Понятие личности в социологии и философии

    В социологии личность рассматривается как часть социальных связей:

    1. – социальный статус, который занимает человек, что определяет его обязанности и права. Таких статусов у человека может быть много, в зависимости от наличия родственников, друзей, работы, деятельности и пр.
    2. Личность – это структура:
    • Иррациональное (Оно) – инстинкты, желания, страсти.
    • Рациональное (Я) – сознание.
    • Супер-Эго – чувство вины, совесть, нравственный контроль.

    В личности должно гармонично сочетаться все три компонента: Оно должно контролироваться, как и Я. Все контролируется Супер-Эго.

    В философии под личностью понимается индивид, который осознает собственную сущность, смысл жизни и предназначение. Личностью человек становится, когда осознает свой приход в жизнь, предназначение, конечную цель. Личность способна свободно самовыражаться и контролировать собственные мотивы.

    Понятие личности преступника в криминологии

    В криминологии также важно знать психологию личности. Чтобы вести следствие и находить преступников, следует понимать их сущность и внутренние побуждения. Наблюдая за поведением преступников, можно сделать следующее:

    1. Предупредить будущие преступления, выведя новые законы и правила.
    2. Найти преступника, зная его психологический портрет, особенности поведения и мотивы.

    Одни полагают, что человек приобретает «личность преступника» с момента совершения преступления. Другие считают, что преступником человек становится еще до того, как совершит неподобающее действие. В любом случае человек теряет свою личность, как только совершает преступление, в то время как сохраняет ее, если раскаивается в содеянном.

    Итог

    Личность – это человек, который уже обрел свое лицо и чем-то отличается от остальных представителей человеческого рода. В итоге все люди становятся личностями. Остальное уже следует списывать на моральные предубеждения, когда люди говорят о потере человеческих качеств при совершении неподобающих поступков.

    Соотношение понятий человек индивидуальность.,индивид,личность,

    Э фром раскрыл проблему природы человека.

    Человек- вид жывых организмов на земле,живуе существо сложно организуемым мозгом,способное производить орудие труда и осуществлять деятельность.

    Индивид -с биологич точки зрения,особь,отдельно существующий организм,с психич точки зрения отдельно взятый человек.

    Личность_ человек способный принимать решение и нести ответственность перед собой,обществом за принятие и реализацию своих решений,господствует над случайностями.Личность включается в соц отношения.

    Индивидуальность- уникальное своеобразие в психологии личности ее неповоторимость и невоспроизводимость.

    В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

    Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

    При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

    Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

    понятие личности в философии,социологии,культурологии и психологии.

    Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

    Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

    «Личность» – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.



    НФилософия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

    Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога личность – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое). Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

    В философии «личность» (читай: «человек») в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

    1) произведение;

    2) творец;

    3) деятель.

    В психологии «личность» (читай: «индивид») – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

    Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей индивидуальны: как врожденные, так и приобретенные. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

    И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

    Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность, как и субъект (который, как мы помним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

    Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию в ходе исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе.

    То есть личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) в мир творчества, осмысления и понимания знаков другого. В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

    Из всего многообразия определений личности культурология предлагает следующие две дефиниции.

    1) Личность – это индивид со своей особой душой, интеллектом, со своим уникальным, неповторимым “Я”.

    2) Личность – это единичный человек, являющийся продуктом общественных отношений, в котором общественное проявляется в особой, уникальной и неповторимой форме. Можно сказать еще несколько иначе: личность - это отдельный индивид, в котором общественное проявляется, реализуется в особой, специфической форме. Это специфическое отличает каждого от всех прочих индивидов. Отличает от всех живших в прошлом, живущих в настоящем и, возможно, в далеком будущем.