Последние статьи
Домой / Кадастр / Следователи идут за путиным. Федеральная служба расследований рф Все о новой системе федеральной службе расследований

Следователи идут за путиным. Федеральная служба расследований рф Все о новой системе федеральной службе расследований

Уже осенью этого года в России будет создан аналог американского ФБР — Федеральная служба расследований (ФСР), объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей.

Как стало известно, создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем уровне. Главный вопрос, который предстоит решить Кремлю в ближайшие месяцы, — кто возглавит вновь создаваемую службу. Вопрос, впрочем, несложный: оба из называемых претендентов, глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета (СК) при МВД Алексей Аничин, - однокурсники Владимира Путина, а значит, при любом выборе Кремль сохранит максимальное влияние на следственные органы, пишет РБК daily .

Впервые проект закона «О Федеральном следственном комитете» был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем. Однако тогда политическая ситуация не располагала к серьезным реформам правоохранительных органов. В 2001 году к идее создания «русского ФБР» вернулся тогдашний замглавы администрации президента Дмитрий Козак, который отвечал за разработку и реализацию судебной реформы. Но и к нему не сильно прислушались: резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов.

Впрочем, именно усиление политической роли Генпрокуратуры впоследствии косвенно поспособствовало созданию ФСР. Для ослабления прокурорских амбиций в прошлом году из органов прокуратуры был выделен Следственный комитет при прокуратуре (СКП). Сразу после его создания чиновники всех уровней стали заявлять, что в будущем следствие всех силовых ведомств необходимо будет объединить.

Пока указ о создании ФСР еще не подписан. Однако, по словам источника в Генпрокуратуре, это уже решенный вопрос. «Создание ФСР просто было решено перенести на период после выборов нового президента России, летом будут решены последние организационные моменты, уже к сентябрю новое ведомство должно появиться», — пояснили в Генпрокуратуре. Что же касается штатного расписания, расположения и других организационных моментов создания новой службы, то все они сейчас в проработке. Известно лишь, что зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают нынешние следователи. И заниматься новое ведомство будет расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.

Как сообщил источник в МВД, на прошлой неделе личному составу ведомства было объявлено о предстоящих изменениях. Реформа милицейского следствия начнется со Следственного комитета (СК) при МВД РФ. На базе двух его управлений — по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности — будет создано единое Главное следственное управление (ГСУ). В дальнейшем ГСУ должно войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его региональные представительства. Вслед за прокурорскими и милицейскими следователями под крыло ФСР перейдут сотрудники ФСКН и ФСБ.

При этом непростая интрига уже закручивается вокруг должности руководителя ФСР. На это кресло нацелен нынешний глава СКП Александр Бастрыкин. В Кремле ранее не раз отмечали, что ему изначально было обещано соответствующее повышение. Однако в милицейском ведомстве считают, что ядром ФСР должно стать именно их следствие, поскольку следователей МВД гораздо больше, чем прокурорских. А возглавит ФСР, по словам источника в МВД, нынешний руководитель СК при МВД РФ Алексей Аничин.

В настоящий момент, пояснили в Генпрокуратуре, вопрос о кандидатуре главы нового следственного органа рассматривается в Кремле. Рассуждать о том, кто из этих двух фигур пользуется наибольшим расположением, довольно сложно. И Аничин, и Бастрыкин — сокурсники Владимира Путина по юрфаку ЛГУ, все трое окончили его в 1975 году (двенадцатью годами раньше избранного президента Дмитрия Медведева).

Кадровые проблемы в новом ведомстве должны быть решены как можно скорее, иначе аппаратные конфликты могут и вовсе затормозить создание ФСР, считает замгендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. Впрочем, эксперты уверены, что даже в случае одновременного попадания обоих силовиков в руководство ФСР особых проблем не будет. «Пусть лучше они соперничают под одной крышей, нежели это будет соперничество целых ведомств», — считает председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена.

Идея объединить Следственные комитеты всех силовых ведомств в одну единую суперструктуру обсуждалась в Кремле еще с конца 1990-х годов. Но дальше обсуждений дело так и не сдвинулось. Теперь о создании российского аналога американского ФБР заговорили уже на самом высоком уровне. Названы даже приблизительные сроки создания ФСР - осень 2008 года.

Силовая арифметика

Платформой для создания ФСР должен стать Следственный комитет (СК) при МВД. Наиболее многочисленная из всех имеющихся структур: если в Следственном комитете Федеральной службы безопасности насчитывается всего 1000 человек, в СК при Генпрокуратуре - 18 тысяч, то в распоряжении такой же службы МВД - 44 тысячи «следаков ». Объединение пройдет в два этапа. Сначала на базе двух главных управлений СК при МВД - «по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности» и «по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности» - в ближайшее время должно быть создано единое Главное следственное управление (ГСУ). Затем новая структура начнет разрастаться за счет передачи ей штатных сотрудников СК при Генпрокуратуре, СК при ФСБ и ряда подразделений Госнаркоконтроля.

Те управления СК МВД, что не вольются в новую мегаструктуру, должны стать основой для создаваемого Департамента дознания МВД РФ. Утверждают, что позже эта структура может стать самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни, наркоконтроля, Службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней разведки.

Перемена мест слагаемых

Смысл подобной перетряски силовых ведомств очевиден. Многие аналитики гадали, как же Путин собирается решить проблему с силовиками: согласно федеральному закону о правительстве и указу президента № 649 от 20 мая 2004 года эти ведомства со «звездочкой » подчиняются президенту РФ. То есть после 7 мая - Дмитрию Медведеву. Передать все 15 силовых ведомств премьеру Путину - проблема небольшая: для внесения изменений в федеральный закон требуется одобрение двух третей Госдумы. Однако Путин обещал, что, став председателем правительства, не будет перераспределять полномочия между президентом и премьером. Причем, если министр внутренних дел входит в кабинет министров и тем опосредованно подчиняется и премьеру, та же Федеральная служба безопасности функционирует автономно от Белого дома и «заточена» исключительно на Кремль. Забирая у Лубянки Следственный комитет (а с ним и службы оперативного наблюдения), Путин сильно ослабляет ФСБ. Что же касается суперведомства ФСР, то оно будет подчиняться напрямую премьеру: следовательно, Путин сохранит столь необходимые в условиях авторитарного режима каналы информации, равно как контроль над друзьями и недругами. Контроль над администрацией президента в том числе.

Осенью 2007 года одно «суперведомство» - СК при Генпрокуратуре - уже создавалось. Как утверждают, Владимир Путин поставил во главе этого комитета своего давнего знакомого Александра Бастрыкина, надеясь, что тот сумеет сохранить независимость и не станет еще одним участником внутривидовой «войны силовиков» 1 . Однако именно это Бастрыкину и не удалось: очень скоро заговорили, что он присоединился к клану, возглавляемому заместителем главы администрации президента Игорем Сечиным и директором ФСБ Николаем Патрушевым. Баланс сил не был сохранен.

Создание ФСР на базе СК при МВД означает раннюю смерть ведомства Бастрыкина, которое толком так и не сумело заработать. Но самое интересное, естественно, кто возглавит ФСР, потому что если утечки из Кремля подтвердятся, то главу нового суперведомства вполне можно будет считать третьим (после Медведева и Путина), если не вторым (после Путина) человеком в государстве.

Пасьянс

В руководители ФСР прочат как минимум трех видных и конкурирующих друг с другом силовиков. В шорт-листе: Александр Бастрыкин, что будет означать резкое усиление клана Сечина и конец всяческим иллюзиям о «медведевской оттепели». Правда, здесь есть несколько нюансов. Во-первых, Игорь Сечин после инаугурации Дмитрия Медведева переедет вместе с Владимиром Путиным в Белый дом. Во-вторых, по информации The New Times , в самое ближайшее время возможна отставка другого лидера этой группировки - директора ФСБ Николая Патрушева по причинам ухудшающегося состояния здоровья. Так что помимо борьбы за создающийся ФСР силовики в настоящий момент дерутся еще и за право возглавить ведомство на Лубянской площади.

Среди возможных руководителей ФСР называют и нынешнего главу Федеральной службы наркоконтроля Виктора Черкесова, которого часто называют лидером другого клана силовиков, ведущего непримиримую борьбу с теми, кого сам Черкесов в известной статье в газете «Коммерсантъ» назвал «торговцами» от КГБ - как антитеза «воинам» из чекистского сообщества. Противостояние между двумя силовыми кланами стало публичным после того, как 2 октября 2007 года оперативники ФСБ и сотрудники Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ задержали начальника департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенанта Александра Бульбова. Ведомство Бульбова отвечало за оперативную поддержку громкого дела «Трех китов». На свободу Бульбов не вышел до сих пор. Впрочем, стоит отметить, что другие собеседники The New Times прочат Виктора Черкесова на пост директора ФСБ.

Наконец, третья кандидатура на пост главы ФСР - начальник Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Генерал-майор юстиции Аничин, сокурсник Путина, был назначен на свой пост в апреле 2006 года. К моменту его прихода в МВД пост главы СК пустовал уже больше года.

О Владимире Путине часто говорят, что «он держит бога за бороду». Держит или нет - неизвестно, но в аппаратных комбинациях ему, очевидно, нет равных: не переписывая под себя ни Конституцию, ни закон о правительстве, уходящий президент выстраивает структуру власти, в которой он будет не только «национальным лидером» - чиновником, в руках которого будут все главные инструменты верховной власти в стране. Что в этой ситуации будет делать президент Медведев - остается только гадать.

_____________
1 О войне между различными группами силовиков The New Times подробно писал в № 38 от 29 октября 2007 г.

В последние несколько дней активно обсуждаются слухи о грядущем создании нового следственного органа, некоего аналога американского ФБР - федерального бюро расследований. Скорее всего, называться новая структура будет Федеральная служба расследований - ФСР.

Этим шагом будет логично завершена реформа следственных органов, начатая в сентябре прошлого года. Тогда у прокуратуры были изъяты следственные функции и переданы во вновь созданный Следственный комитет, формально входящий в структуру органов прокуратуры.

В ближайшее время - до конца года - должно произойти слияние следственных управлений прокуратуры, МВД, ФСБ и Госнаркоконтроля. Таким образом всё следствие будет объединено под одной структурой, как в большинстве современных стран.

Последствия этого будут достаточно серьезны. Надзирающим органом, как и прежде, останется прокуратура, при этом ее полномочия по надзору будут восстановлены в полном объеме. Сокращение полномочий произошло после создания СК: логика законодателя в том, что СК и прокуратура являются единой структурой и общие нормы надзора в данном случае неприменимы.

Статус новой структуры вызывает большие вопросы. Мне кажется что произойдет еще большее разделение следствия и дознания, при этом в следствии останется куда меньше дел, чем сейчас. Давно ходят слухи о том, что уголовные дела средней тяжести и менее тяжкие целиком будут переданы дознанию, а в следствии останутся только тяжкие и особо тяжкие.

Объединение следователей столь разных структур не может не привести к уравниванию их в правах. Даже сейчас зарплата и полномочия бывших следователей прокуратуры не идут ни в какое сравнение не только с работниками милиции, но и ФСБ. Несомненно, в новой структуре будет лучше, чем в милицейском следствии сейчас, но особых привилегий ждать не приходится.

Борьба разразится за руководство новым органом. Концентрация всего следствия - государственного преследования важных преступлений - в одних руках это очень лакомый кусок власти.

Депутат Госдумы А. Хинштейн, известный своими тесными знакомствами с руководителями федеральных правоохранительных структур, так высказывался по этому вопросу:

Вопрос в том, насколько верна информация, что решение принято на высоком политическом уровне. У меня подтверждений этому пока нет.

Впрочем, сегодня самостоятельный орган следствия просто необходим, потому что то, что произошло с появлением СК, - мера половинчатая, не давшая положительного результата. При создании ФСР необходимо восстановить функции реального надзора у прокуратуры, потому что перегибов в сторону того или иного субъекта быть не должно.

Сама служба, полагаю, будет выглядеть так: все следственные органы четырех ведомств будут выведены из штата и образуют собой новую структуру. Как внутри нее они будут делить свои обязанности - пока не ясно. Но очевидно, что по направлению и профилю своей работы.

В 2018 году в России будет проведена масштабная реорганизация Следственного комитета. Эта федеральная государственная структура, отвечающая за ведение уголовного судопроизводства, предварительных следствий и иных дел правоохранительного формата, может быть или полностью упразднена, или возвращена под контроль Прокуратуры РФ.

Реформа СК РФ, которая, наконец, окажется проведена в 2018 году, назревала уже давно и небезосновательно. Здесь существуют ощутимые недоработки, связанные в первую очередь с кадровой политикой или, если быть точнее, с ее отсутствием. Руководители высших уровней не выполняют своих прямых обязанностей, а занимаются лишь постоянным переходом с места на места и заменой друг друга. Именно из-за выявления таких проблем власти решили провести в Следственном комитете комплекс мероприятий, заявленных как антикоррупционные.

Первоочередной задачей будет обновление управляющего состава. Если эта цель окажется достигнута, Правительство сможет избавить СК от пронизавшего его насквозь взяточничества, однако вместе с этим многие работники ведомства рискуют остаться не у дел. Не исключено возникновение громких скандалов и разбирательств, подобных тому, которое активно освещалось в СМИ в 2016 году. Тогда между двумя военизированными организациями, Следственным комитетом и ФСБ России, развязалась едва ли не война, что было вызвано задержанием начальника Управления собственной безопасности СК (УСБ) Михаила Максименкова, его зама Александра Ламонова и зама руководителя московского отделения СКР Дениса Никандрова. Все трое обвинялись представителями ФСБ в намерении оказать Андрею Кочуйкову («Итальянцу»), приближенному и товарищу известного криминального авторитета Захария Калашова (Шакро Молодого), помощь в освобождении из-под следствия за внушительную денежную сумму в $100000000.

В резонансную историю оказались втянуты и начальник (председатель) структуры Александр Иванович Бастрыкин, и бывший сотрудник УСБ Денис Богородетский, и, помимо прочих, даже один из владельцев сети заведений общественного питания «Якитория» Олег Шейхаметов. По словам представителей Федеральной службы безопасности, нити преступного синдиката не только пронизали все уровни организации, но и вышли за ее пределы.

Новое заменяющее ведомство

Если в 2018 году Следственный комитет решат ликвидировать, вместо него, скорее всего, возникнет Федеральная служба расследований (ФСР) – объединенная структура, состав которой будет сформирован из части бывших работников СК и части только набранных или переведенных из МВД и ФСБ сотрудников. Сегодня проект об учреждении организации подобного рода разрабатывается силами представителей Администрации Президента РФ, которые хотят добиться создания эффективного силового субъекта, одновременно не растрачивающего значительные суммы из федерального бюджета.

Стоит напомнить, что аппарат СК в настоящий момент насчитывает колоссальное количество служащих – летом 2017 года этот показатель достиг отметки более чем в 21000 человек! За прошедший год на них было потрачено 38,9 млрд. рублей, и в будущем, если власти не предпримут никаких радикальных реорганизационных мероприятий, эта цифра обещает остаться практически неизменной.

В обязанности ФСР войдет досудебное разбирательство (сейчас им занимаются представители ФСБ и МВД), а также расследование тех дел, которые будут подпадать под определенные статьи УК РФ – это:

  • ст. 290 – «Получение взятки»;
  • ст. 105 – «Убийство»;
  • ст. 199 – «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов» и пр.;
  • ст. 276 – «Передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, в целях передачи иностранному государству».

Генеральной прокуратуре впредь понадобится следить за законностью в деятельности некоторых государственных субъектов. Это касается той же ФСР, а также судей, прокуроров и следователей. Сотрудники Генпрокуратуры будут наделены правом возбуждать в отношении них уголовные дела или закрывать их по своему усмотрению. Так власти планируют создать здоровую конкуренцию между военизированными организациями общегосударственной важности.

Претенденты на главный пост в ФСР

Сегодня можно выделить 2 основных кандидатов, которые имеют одинаковые шансы возглавить новое ведомство: это генерал-майор юстиции Игорь Краснов, являющийся действующим заместителем председателя СК РФ, и нынешний начальник Следственного управления МВД генерал-майор юстиции Александр Романов. Первый за время карьеры создал себе репутацию одного из лучших отечественных криминалистов, расследовав или приняв участие в рассмотрении таких крупных дел, как:

  • покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году;
  • осуществление незаконной деятельности объединением радикальных националистов «БОРН»;
  • убийства боксера Муслима Абдуллаева, судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, видного оппозиционного политического деятеля Бориса Немцова и др.

Второй претендент на высокопоставленную должность был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Движение по карьерной лестнице этого служителя закона, являющегося профессиональным юристом по образованию, характеризовалось исключительно положительными результатами, а его верность работе и заслуги на выбранном поприще всегда по достоинству отмечались самим Президентом РФ.

Ход реорганизации: мнения и взгляды

Идея об упразднении или трансформировании Следственного комитета РФ была предложена Председателем Правительства Дмитрием Медведевым для обеспечения максимальной безопасности страны и нации. Вместе с тем известно, что до наступления выборов Президента в марте текущего года воплощения изменений в жизнь ждать не стоит – так считают и политические эксперты, и сотрудники силовых ведомств.

А вот в самом СКР информацию о планируемых нововведениях предпочитают отрицать. Согласно заверениям официального представителя структуры Светланы Петренко, сведения о преобразованиях являются надуманными и преувеличенными. Что ж, ждать осталось недолго. Буквально через полгода россияне смогут точно узнать, что же будет со Следственным комитетом в России.

{mosimage}
Уже осенью этого года в России может появиться новая силовая структура,
объединяющая следственные органы всех силовых ведомств под одной крышей
- Федеральная служба расследований (ФСР), аналог американского ФБР.
Создание нового ведомства принципиально одобрено на самом высшем
уровне. На пост главы ФСР претендуют два сокурсника Путина - глава
Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин и
руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин, пишет РБК daily.

Обе кандидатуры на пост руководителя ведомства, по мнению издания,
гарантируют Кремлю сохранение максимального влияния на следственные
органы.

Указ о создании ФСР еще не подписан, однако, по словам источника
газеты в Генпрокуратуре, это решенный вопрос. Создание следственного
"суперведомства" решили перенести на период после выборов нового
президента России, и к сентябрю оно должно уже появиться.

Организационные детали пока прорабатываются, но уже известно, что
зарплата следователя ФСР будет на порядок выше сумм, которые получают
нынешние следователи. И заниматься новое ведомство будет
расследованиями всех уровней, как федерального, так и регионального.

Первым пострадает СК при МВД

Как сообщил источник газеты в МВД, на прошлой неделе личному составу
ведомства было объявлено, что реформа начнется со Следственного
комитета (СК) при МВД РФ. На базе его двух управлений - по
расследованию организованной преступной деятельности против
экономической безопасности и по расследованию организованной преступной
деятельности против общественной безопасности - будет создано единое
Главное следст­венное управление (ГСУ).

ГСУ должно будет затем войти в ФСР, куда к тому времени уже перейдет
в полном составе Следственный комитет при прокуратуре РФ и его
региональные представительства. Затем под крыло ФСР перейдут сотрудники
ФСКН и ФСБ.

Все остальные управления СК МВД должны стать основой создаваемого
Департамента дознания МВД РФ. Позже эта структура может стать
самостоятельным ведомством, в которое вольются дознаватели из таможни,
наркоконтроля, службы судебных приставов, ФСБ, ФСО и Службы внешней
разведки, сообщает "Росбалт".

В МВД РФ считают, что именно ГСУ должно стать ядром ФСР, но пока этому
активно противится глава Следственного комитета при прокуратуре РФ
Александр Бастрыкин.

По мнению агентства, в пользу того, что именно ГСУ, а не СК при
прокуратуре РФ, станет основой ФСР, говорит много доводов. У
милицейских следователей уже давно отлажено прекрасное взаимодействие с
оперативниками и дознавателями. Милицейские следователи имеют опыт
работы с большим количеством уголовных дел. Достаточно сказать, что
прокуратурой в 2006 году было возбуждено 318 тыс. дел, тогда как
органами МВД - 3,2 млн.

Бастрыкин против такой реформы

Между тем, по словам источников агентства, Бастрыкин уже якобы
заявил, что не хочет видеть в центральном аппарате ФСР почти никого из
руководителей центрального аппарата СК при МВД РФ. Однако, по некоторым
признакам, в Кремле больше расположены к милицейским следователям.
Например, Александру Бастрыкину так и не дали сформировать собственную
команду заместителей, а с его подчиненными рабочие договора подписаны
всего на год и истекут они как раз к сентябрю 2008 года, когда и должно
заработать ФСР, отмечает агентство.

Существует и еще одна проблема. По данным источника агентства в МВД,
при создании новой структуры 30-50% милицеских следователей (в
некоторых регионах эта цифра доходит до 60%) будут просто уволены, так
как места в ФСР им не найдется, а следствия в милиции больше не
останется.

Напомним, что впервые проект закона "О Федеральном следственном
комитете" был разработан еще в начале 1990-х годов руководителем
Государственно-правового управления президента РФ Сергеем Шахраем.
Затем в 2001 году к идее создания "русского ФБР" вернулся тогдашний
замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Тогда резко против следственной реформы выступил генеральный прокурор Владимир Устинов.

Отметим, что в 2003 году, когда идея создания ФСР вновь активно
обсуждалась, на пост ее главы прочили другого однокурсника Путина - Виктора Черкесова, занимавшего тогда пост полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе и возглавляющего сейчас ФСКН.