Последние статьи
Домой / Аренда / Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается. Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается в случае

Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается. Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается в случае

Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом*. Однако при реализации этого закона возникают существенные проблемы. Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Такие проблемные ситуации складываются часто, например, при заключении срочных служебных контрактов с государственными гражданскими служащими. Сегодня мы взглянем на эти проблемы более внимательно и разберемся в особенностях заключения срочных служебных контрактов.

С каждым гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу**, заключается служебный контракт, которым устанавливаются права и обязанности сторон. Введение в практику служебных контрактов стало необходимо в первую очередь потому, что государственная служба является особым видом профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности.

Поступая на гражданскую службу, люди вступают с государством как с работодателем в особые служебно-правовые отношения, то есть включаются в деятельность государственной системы управления на особых, оговариваемых в специальных правовых актах условиях. Это подразумевает установление для них специального правового статуса – законодательно установленных прав, обязанностей, ограничений, запретов и как компенсацию им – дополнительных социальных гарантий со стороны государства.

Трудовое право не охватывает весь спектр отношений, возникающих при поступлении и прохождении гражданской службы. В силу этого трудовой договор не может учесть всех особенностей деятельности, задач и функций, возложенных на государственного служащего, отразить взаимосвязь между эффективностью и качеством его служебной деятельности, размером его денежного содержания, карьерным продвижением, не дает четкой картины прав и обязанностей, возникающих у сторон договора. Именно поэтому появляется служебный контракт как особый вид соглашения, отражающий специфику служебно-правовых отношений, возникающих на гражданской службе.

Случаи заключения срочного служебного контракта

Законодательство предусматривает как возможность заключения служебного контракта на неопределенный срок, так и заключение срочного служебного контракта. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Максимальный срок, на который может быть заключен служебный контракт, составляет пять лет, минимальный – один год. Иные сроки могут быть установлены в случаях, специально предусмотренных Законом № 79-ФЗ (например, на период замещения должности государственной службы в органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций или на период временного отсутствия гражданского служащего).

Правовые основания заключения срочного служебного контракта установлены частью 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ. Некоторые из них корреспондируют с нормами, установленными трудовым законодательством (см. таблицу). Другие отражают специфику прохождения гражданской службы. Давайте на них остановимся более подробно.

Основания заключения срочного служебного контракта

Нормы трудового права (Трудовой кодекс)

Часть 1 статьи 59 – на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с законодательством сохраняется место работы

Часть 2 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность гражданской службы.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта

Часть 4 статьи 59 – с лицами, направляемыми на работу за границу

Часть 4 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ

Часть 7 статьи 59 – с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой

Часть 5 пункта 4 статьи 25 – замещение должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций.
Часть 6 пункта 4 статьи 25 – замещение временной должности гражданской службы

Часть 9 статьи 59 – в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности должностных лиц в органах государственной власти

Часть 1 пункта 4 статьи 25 – замещение отдельных должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители» , к которым отнесены должности руководителей и заместителей руководителей органов государственной власти, их подразделений (в т. ч. территориальных) и представительств, замещаемые на определенный срок. Перечень должностей гражданской службы категории «руководители», замещаемых на определенный срок полномочий, законодательством не установлен . Вместе с тем такой перечень должностей может быть определен представителем нанимателя в каждом конкретном случае, при этом главным критерием заключения срочного служебного контракта является невозможность установления служебных отношений на неопределенный срок.

Специфическим основанием заключения срочного служебного контракта является замещение должности гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда. В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона № 79-ФЗ особый порядок оплаты труда некоторых государственных служащих производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Приведенный перечень специфических правовых оснований заключения срочного служебного контракта не является исчерпывающим, федеральным законодательством могут быть предусмотрены иные случаи. Таким случаем, например, является заключение срочного служебного контракта (на срок от одного года до пяти лет) с государственным служащим, достигшим возраста 60 лет, с которым ранее уже был заключен служебный контракт на неопределенный срок (ч. пятая ст. 25 Закона № 79-ФЗ).

Эта норма вызывает наибольшее количество вопросов у работников кадровых служб органов государственной власти. Дело в том, что закон четко не определяет, что следует понимать под перезаключением служебного контракта. Касаются ли вносимые в служебный контракт изменения только его сроков или и иных его условий? Допускается ли неоднократное продление срочного служебного контракта в рамках предельного возраста пребывания на гражданской службе? Прямых указаний на однократность заключения срочного служебного контракта, так же как и прямых запретов на его неоднократное продление, закон не содержит. Пока единственным критерием при решении этого вопроса является заинтересованность органа государственной власти в том или ином государственном служащем.

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных , которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства. Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.

Что такое срочный контракт на госслужбе

Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  1. На неопределенный (обычно до наступления пенсионного возраста).
  2. На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель - создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.

Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  • граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  • лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  • выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  • граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  • лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  • граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  • служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  • сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  • служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
  • другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Испытательный срок

Испытательный срок в срочном контракте на госслужбе

Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть срок для такого работника. Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года. Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.

Во время испытательного срока на нового служащего распространяются все действующие нормы законодательства, регулирующего гражданскую службу без каких-либо поблажек. При этом пока не закончится испытание, гражданский служащий не сможет получить классный чин.

В случае если замещение должности осуществляется за счет перевода другого государственного служащего из иного подразделения, ему также могут устанавливать испытательный срок. При этом его длительность не должна превышать 6 месяцев со дня назначения на должность. Временная нетрудоспособность, а также периоды, когда служащий не выполнял возложенные на него обязанности, вычитаются из периода испытания, установленного для данной должности.

Важно отметить, что на законодательном уровне установлен перечень лиц, относительно которых наниматель не имеет права устанавливать испытательный срок, когда оформляет трудовые отношения. В эту категорию вошли:

  • женщины в состоянии беременности;
  • выпускники профильных учебных заведений, которые по окончании учебы впервые нанимаются на работу по целевому направлению;
  • граждане, нанимающиеся на работу на определённый срок в качестве руководителей либо советников;
  • служащие, принятые на работу по переводу, если их основное место работы сокращено, организация реорганизована, либо вовсе ликвидирована;
  • другие категории, когда это прямо предусмотрено законом.

Помните, наниматель имеет полное право до утверждения нового работника в постоянной должности проверить его профессиональные навыки. И если они не соответствует необходимым требованиям, то по окончании периода испытательного срока сотрудник подлежит увольнению.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Базовые условия контракта

Базовые условия контракта на госслужбе

Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:

  • четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
  • дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
  • должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
  • все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
  • полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
  • что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные , льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
  • общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
  • условия социального страхования по конкретной должности;
  • подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.

Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:

  • необходимость введения испытательного срока;
  • обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
  • обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
  • личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
  • другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.

Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.

Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.

Прекращение действия контракта

Расторжение контракта на госслужбе: варианты

Государственный служащий, как и любой другой работник, может прекратить действие контракта по своей инициативе либо же быть уволенным на основании действующего законодательства досрочно (либо по истечении срока действия). При этом законом предусматриваются определённые моменты, которые следует соблюдать в процессе прекращения действия контракта. Здесь следует выделить такие нюансы:

  1. Прекращение контракта по соглашению сторон. В этом случае стороны самостоятельно договариваются о периодах прекращения действия контракта. Каких-либо сроков законодательством не установлено.
  2. Когда контракт прекращается досрочно по инициативе сотрудника. Здесь потребуется предупредить письменно работодателя за две недели до дня, когда сотрудник собирается уволиться.
  3. По инициативе нанимателя. Такое прекращение не требует выдерживания определённого периода предупреждения сотрудника. Вместе с этим, чтобы досрочно уволить гражданина с государственной службы должны быть веские основания, исчерпывающий перечень которых устанавливается законодательно. Если их игнорировать – сотрудник будет восстановлен в должности через суд, а наниматель выплатит ему вынужденный прогул.
  4. По окончании действия срочного контракта. Здесь законодатель предусматривает обязанность нанимателя письменно уведомить работника за семь дней до окончания контракта о том, что дальше служебные отношения с ним продлеваться не будут. Предоставлять какие-либо пояснения по этому поводу не требуется.
  5. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть восстановление в должности работника, который в прошлом занимал эту должность, призыв сотрудника на воинскую службу, когда работника избрали на другую должность либо же возникли другие чрезвычайные обстоятельства. оформляется по факту события.

Помните, процедура увольнения четко урегулирована на законодательном уровне. И ее несоблюдение может стать причиной судебных разбирательств и компенсационных выплат работнику за неправомерные действия со стороны администрации.

Когда можно заключить срочный трудовой договор, смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»

Доклад на тему: «Служебный контракт»

Дисциплина: Административное право

Санкт-Петербург 2015

Введение

1. Понятие служебного контракта

2. Заключение служебного контракта

3. Сокращение, реорганизация, ликвидация

Заключение

Список литературы

Введение

Служебно-правовые отношения, возникающие при поступлении граждан на государственную гражданскую службу, регулируются специальным Федеральным законом.

Однако при реализации этого Закона возникают существенные проблемы.

Они связаны в первую очередь с отсутствием нормативных правовых актов, конкретизирующих условия его действия. Постараемся взглянуть на эти проблемы более внимательно и разобраться в особенностях заключения срочных служебных контрактов.

В ч. 7 ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.

Основываясь на этом, представители науки трудового права справедливо указывают на необходимость правового регулирования труда государственных гражданских служащих в отдельной главе Трудового кодекса РФ.

Несколько иное положение закреплено в ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которой федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Несмотря на определенное разночтение указанных федеральных законов, представляется, что служебные отношения государственных гражданских служащих в любом случае должны регулироваться, прежде всего, на основе фундаментальных принципов трудового права.

1. Понятие служебного контракта

Впервые термин "контракт" встречается в ст. 12 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007, далее - Закон о системе государственной службы), в которой закреплено, что на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. Вместе с тем определения контракта в данном Законе не дается.

Закон о гражданской службе вводит специфическое понятие "служебный контракт". В современном значении термины "договор" и "контракт" понимаются как синонимы.

Статья 23 Закона о гражданской службе определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

Стороны служебного контракта

Сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о гражданской службе, представитель нанимателя - это руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ. Однако в ст. 23 Закона о гражданской службе предусмотрено, что служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, что не совсем соответствует ч. 2 ст. 1.

Следовательно, представитель нанимателя заключает контракт не от своего имени, а от имени представляемого лица, т. е. права и обязанности по служебному контракту возникают у государственного органа, с которым гражданский служащий вступил в служебные правоотношения. С учетом содержания ст. 182 ГК РФ работодателем гражданского служащего является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. С этим в определенной мере согласуется п. 3 ст. 10 Закона о системе государственной службы, в соответствии с которым наниматель федерального государственного служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект.

Поэтому стороной служебного контракта нельзя признавать "представителя нанимателя", так как им может быть только государственный орган. В данном случае представитель нанимателя должен заключать служебные контракты от имени государственного органа.

Таким образом, служебный контракт выступает в качестве юридического факта, лежащего в основе возникновения служебного правоотношения, в силу которого его стороны приобретают соответствующие права и обязанности, определяющие правовой статус государственных гражданских служащих.

В ст. 24 Закона о гражданской службе закреплены нормы о содержании и форме служебного контракта.

В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя).

Существенными условиями служебного контракта являются:

Наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

Дата начала исполнения должностных обязанностей;

Права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;

Виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;

Права и обязанности представителя нанимателя;

Условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых условиях, во вредных и (или) опасных условиях;

Режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

Условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

Виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью.

Права и обязанности по служебному контракту Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. - М.: изд-во Ось-89, 2006 г. - 320 с

Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, а именно:

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии;

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Возможные условия служебного контракта

В служебном контракте могут предусматриваться следующие условия:

1) испытание при поступлении на гражданскую службу;

2) неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, служебной информации, если должностным регламентом предусмотрено использование таких сведений;

3) обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета;

4) показатели результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и связанные с ними условия оплаты его труда;

5) иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами.

Условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле.

Срок служебного контракта

Статья 25 Закона о гражданской службе регламентирует срок служебного контракта.

Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен Федеральным законом, в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срочный служебный контракт заключается в случае замещения:

Отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

Должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

Должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

Должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

Должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

Временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

Должности гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона о гражданской службе установлен особый порядок оплаты труда;

В иных случаях, предусмотренных законодательством.

С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт, на срок от одного года до пяти лет.

Замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - не допускается.

По достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин.

В рассматриваемом контексте нельзя не обратить внимание на разделительный союз "или" в п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, который не совсем соответствует п. 1 ч. 4 ст. 25 его же, т. е. не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен служебный контракт как на неопределенный, так и на определенный срок.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о гражданской службе, с помощниками (советниками) заключается служебный контракт на определенный срок, ограниченный сроком полномочий руководителей. Однако с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и на неопределенный срок. Следовательно, необходимо предусмотреть норму о возможности помощников (советников) заключать служебный контракт на неопределенный срок.

2. Заключение служебного контракта

Статья 26 Закона о гражданской службе содержит нормы о заключении служебного контракта.

Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

Заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

Собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

Паспорт;

Трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

Документы воинского учета - для военнообязанных лиц, подлежащих призыву на военную службу;

Документ об образовании;

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы, установленных российским законодательством, при заключении служебного контракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения гражданской службы и ущемлять права гражданского служащего, установленные российским законодательством.

Служебный контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено специально.

При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком государственного органа, с иными нормативными актами, имеющими отношение к исполнению гражданским служащим должностных обязанностей.

После назначения на должность гражданской службы гражданскому служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Испытательный срок

В акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания. В период испытания на гражданского служащего распространяются положения Закона о гражданской службе, других законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе.

Испытание не устанавливается:

Для беременных женщин - гражданских служащих;

Для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

Для граждан и гражданских служащих при замещении должностей гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", которые замещаются на определенный срок полномочий;

Для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;

В иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Для замещения должностей гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 27 Закона о гражданской службе, гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться срок испытания продолжительностью от 3 до 6 месяцев.

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого гражданскому служащему присваивается классный чин.

В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

Предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;

До истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.

Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных указанным Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе.

Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе.

Временное замещение иной должности гражданской службы

В случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

По соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

3. Сокращение, реорганизация, ликвидация

служебный контракт акт сокращение

При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае:

Предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе;

При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.

При ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

Предоставления гражданскому служащему (с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности) возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе;

Направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя. За два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.

В течение указанного срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должностей гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокую квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Отстранение

Отстранение от замещаемой должности гражданского служащего регулируется ст. 32 Закона о гражданской службе.

Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

Появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

Не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

Привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы.

Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.

Заключение

Государственная служба Российской Федерации является административным типом организации и должна обладать устойчивой структурой, оптимальной и эффективной системой внешних и внутренних коммуникаций, предписанным алгоритмом функционирования, выраженных в нормативных правовых актах.

Государственная служба Российской Федерации является важнейшим инструментом преобразований в системе государственного управления, в экономике, в социальной сфере. Сложность и неоднозначность происходящих изменений предполагают многомерный комплексный характер.

Реализуя должностные обязанности, госслужащие реализуют и обеспечивают единство закона, государственной власти, интересов общества и его граждан.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Список литературы

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

4. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

7. Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. - М.: изд-во Ось-89, 2006.

8. Овсянко, Д.М., Государственная служба Российской Федерации / под ред. Д.М. Овсянко. - М.: 2005 г.

9. Щербаков, Ю.Н., государственная и муниципальная служба / под ред. Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2007 г. - 256 с.

10. Осин А.А.Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта//Трудовое право, 2007, N 5.

11. Ершова Е.А. Срок действия служебного контракта//Трудовое право, 2006, N 3.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, формы, содержание и условия заключения служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности службы.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Сущность и правовая природа служебного контракта. Специфика заключения, приостановления и прекращения служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Предложения по совершенствованию норм действующего законодательства.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2017

    Исследование теоретических и нормативных положений, раскрывающих содержание служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Выявление пробелов в действующем законодательстве, обоснование предложений по их устранению.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2013

    Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего и представителя нанимателя. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или при ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Анализ необходимости применения эффективного служебного контракта в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений в процессе осуществления закупок. Изучение оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц.

    статья , добавлен 24.02.2015

    Трудовой контракт как разновидность срочного трудового договора: понятие, правовая суть, основные признаки и виды. Обязательные условия трудового контракта, порядок заключения, продления и прекращения. Анализ применения контрактной формы найма в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Ознакомление с видами и принципами государственной гражданской службы в Российской Федерации; характеристика проблем правового регулирования и организации. Особенности прохождения госслужбы в РФ: поступление, служебный контракт, должностной регламент.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    курсовая работа , добавлен 16.12.2016

    Понятие договора государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Стороны государственного контракта на выполнение подрядных работ. Порядок заключения договора государственного контракта на выполнение подрядных работ.

Комментарий к статье 25

1. Служебный контракт согласно ч. 1 комментируемой статьи может быть заключен либо без ограничения срока (на неопределенный срок) либо на определенный срок. Принцип стабильности гражданской службы (см.

Комментарий к ст. 4) предполагает, что статус гражданских служащих должен обеспечивать им гарантии прохождения гражданской службы. Служебные отношения с гражданскими служащими не могут быть прекращены, если не имеется предусмотренных законом оснований для такого прекращения. При этом применительно к расторжению служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, данные основания при расторжении контракта по инициативе представителя нанимателя связываются со способностями или поведением гражданского служащего или обусловливаются организационно-штатными мероприятиями.

2. Временные рамки срочного служебного контракта указаны в ч. 2 комментируемой статьи. В частности, этот срок может быть от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен Законом. Служебный контракт, заключаемый на определенный срок, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя по истечении этого срока без каких-либо иных обоснований, кроме как истечение срока. При использовании таких служебных контрактов служащему не предоставляют обычные средства защиты от необоснованных увольнений. В связи с этим в комментируемой статье законодательно ограничивается сфера применения служебных контрактов, заключаемых на определенный срок.

3. В сопряжении с временными рамками срочности, определяемыми предыдущей нормой, ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Законом и другими федеральными законами.

В соответствии с требованием ч. 6 ст. 24 Закона в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с Законом и другими федеральными законами. Тем самым исключается возможность произвольного расширения сферы применения срочных служебных контрактов на гражданской службе, запрещается заключение срочных служебных контрактов в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для гражданских служащих, с которыми служебный контракт заключается на неопределенный срок.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указано, в каких случаях должен заключаться именно срочный служебный контракт. В частности, указано, что:

а) срочный служебный контракт заключается со всеми гражданским служащими, замещающими должности гражданской службы категории "помощники (советники)", а также с гражданскими служащими, замещающими отдельные должности гражданской службы категории "руководители". Заключение срочного служебного контракта для замещения должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" обусловлено сущностью этой категории должностей, вытекает из ее определения, содержащегося в ч. 2 ст. 9 Закона.

Согласно этому определению должности категории "помощники (советники)" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей (см. комментарий к ст. 9). В соответствии с этим определением действие служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность категории "помощник (советник)", ограничено сроком, на который назначены (избраны) соответствующее лицо, занимающее государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, или соответствующий руководитель.

Вопрос о том, по каким должностям гражданской службы категории "руководители" служебный контракт заключается на определенный срок, требует нормативного урегулирования. Следует полагать, что будут четко определены те должности категории "руководители", назначение на которые производится на определенный срок полномочий, а также указано, на какой срок полномочий на эти должности должно производиться назначение.

В силу системности норм права на определенный срок полномочий должны назначаться руководители государственных органов, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководители представительств государственных органов, поскольку согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона для содействия указанным руководителям в реализации их полномочий учреждаются должности помощников (советников), замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных руководителей;

б) гражданский служащий замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с федеральным законом сохраняется указанная должность, по срочному служебному контракту.

Заключение срочного служебного контракта на период отсутствия другого гражданского служащего возможно только в том случае, если за отсутствующим гражданским служащим в соответствии с федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, например, на время нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в длительной командировке и т.д. Важно отметить, что законами субъектов РФ не может устанавливаться возможность сохранения должности гражданской службы за отсутствующим гражданским служащим. Срок служебного контракта в данном случае определяется не конкретной датой или точно устанавливаемым временным периодом, а ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего гражданского служащего к исполнению своих служебных обязанностей;

в) по срочному служебному контракту замещается должность гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы.

В соответствии со ст. 61 Закона заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном соответственно указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ и законодательством субъекта РФ. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 24 Закона в служебном контракте может предусматриваться обязанность лица проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 27 для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы, не устанавливается испытание. Служебный контракт в данном случае заключается на срок, заранее определенный в договоре на обучение за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку обучение в данном случае осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, неисполнение гражданином обязанности проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, а также прохождение этой службы менее указанного срока должно повлечь за собой обязанность этого гражданина возместить (полностью или частично) средства соответствующего бюджета, затраченные на его подготовку;

г) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, иных представительствах РФ и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ.

Вопрос об особенностях регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, детально регулируется в гл. 53 ТК. При этом, несмотря на то, что в ТК используется понятие трудового договора, соответствующие нормы ТК в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, поскольку эти отношения не урегулированы данным Законом.

Направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ (ст. 337 ТК). Статьей 338 ТК предусмотрено, что с работником, направляемым на работу в представительство РФ за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок. При направлении на работу в представительство РФ за границей работника, занимающего должность в соответствующем федеральном органе исполнительной власти или государственном учреждении РФ, в заключенный с ним ранее трудовой договор вносятся изменения и дополнения, касающиеся срока и условий его работы за границей. По окончании работы за границей такому работнику должна быть предоставлена прежняя или равноценная работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая работа (должность). Данные положения ТК в полной мере относятся и к гражданским служащим;

д) по срочному служебному контракту замещаются должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

е) по срочному служебному контракту производится замещение временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

ж) гражданский служащий замещает должность гражданской службы, по которой ч. 14 ст. 50 Закона установлен особый порядок оплаты труда, по срочному служебному контракту.

В данном случае срочный характер служебного контракта обусловлен, видимо, не столько особым порядком оплаты труда гражданского служащего, сколько тем, что ему поручается решить определенные задачи в ограниченных временных рамках. При этом оплата труда гражданского служащего производится в зависимости от показателей эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления их оплаты труда утверждаются соответственно указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

з) срочный контракт заключается также в иных случаях, предусмотренных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Важно подчеркнуть, что законами субъектов РФ не могут устанавливаться случаи, когда должен заключаться срочный служебный контракт, что обусловлено необходимостью четко ограничить возможность заключения срочных служебных контрактов.

5. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается посредством оформления служебного контракта со сроком действия не менее одного года и не более пяти лет. Данная норма Закона аналогична положению ч. 2 ст. 59 ТК, согласно которому с поступающими на работу пенсионерами по возрасту по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. Однако, в отличие от ТК, данная норма сформулирована, во-первых, в императивной форме и, во-вторых, применительно не к вновь возникающему правоотношению, а к длящемуся служебному отношению. В связи с этим следует полагать, что Закон обязывает стороны служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, "перезаключить" его в срочный служебный контракт, т.е. фактически внести в него изменение, связанное с ограничением срока действия этого контракта. Но поскольку при этом стороны должны еще договориться о продолжительности срока этого контракта (от одного года до пяти лет, т.е., например, сразу на три, четыре или пять лет), практическая реализация этой нормы в случае, когда стороны контракта расходятся во мнении об оптимальном сроке контракта, может быть затруднена.

Следует также отметить отличие нормы, предусмотренной ч. 5 комментируемой статьи, от положений, ранее установленных Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", ст. 25 которого было предусмотрено, что увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы, а возраст этот устанавливался в 60 лет. Допускалось продление нахождения на государственной службе служащих, занимавших должности высшей, главной и ведущей групп и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. При этом однократное продление срока нахождения государственного служащего на государственной службе допускалось не более чем на год. Продление нахождения на государственной службе служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускалось. После достижения указанного возраста он мог продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

Закон N 79-ФЗ не предусматривает оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе руководителя государственного органа в связи с достижением определенного возраста. В ст. 39 Закона предусмотрено, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в связи с таким обстоятельством, не зависящим от воли сторон, как достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет. Таким образом, в отличие от прежнего Закона, Закон не позволяет уволить гражданского служащего в связи с его возрастом до достижения им 65 лет.

Из изложенных норм следует также, что представитель нанимателя не может уволить гражданского служащего, достигшего 60 лет, в связи с достижением им этого возраста, поскольку Закон не предусматривает соответствующего основания для расторжения контракта. Достижение гражданским служащим 60-летнего возраста - это основание для обязательного (для обеих сторон контракта) перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт.

Если гражданский служащий не согласен на такое перезаключение служебного контракта, единственной альтернативой этому является его увольнение с гражданской службы по собственному желанию. В Законе возможно появление такого основания для увольнения гражданских служащих, как отказ гражданского служащего от перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт в случаях, когда такое перезаключение обусловлено требованиями Закона.

Гражданский служащий, с которым в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи служебный контракт перезаключен на срочный служебный контракт, может быть в дальнейшем уволен в связи с истечением срока действия этого контракта. Увольнение его с гражданской службы производится на основании п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона. Следует, видимо, также признать возможность перезаключения срочного служебного контракта на новый срок.

Вопрос о том, как осуществляется перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт в отношении гражданских служащих, которых назначает на должность и освобождает от должности Правительство РФ, решен в Постановлении Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 230. Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок с федеральным гражданским служащим, достигшим возраста 60 лет, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия Председателя Правительства РФ руководителями, наделенными в соответствии с этим Постановлением полномочиями представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ. В частности, согласно п. 1 Постановления полномочия представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством РФ, возложены:

На федеральных министров - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей соответствующего федерального министра и руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующему федеральному министерству;

Руководителя Аппарата Правительства РФ - министра РФ - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, а также в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих соответствующие должности в Аппарате Правительства РФ;

На руководителей федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, - в отношении федеральных гражданских служащих, замещающих должности заместителей руководителей этих федеральных служб и федеральных агентств.

При этом согласно п. 2 Постановления заключение и прекращение служебного контракта с указанными федеральными гражданскими служащими осуществляются на основании решений Правительства РФ соответственно о назначении на должность и об освобождении от должности.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им возраста 65 лет - предельного возраста пребывания на гражданской службе - не допускается. Юридическими последствиями наступления данного факта является прекращение со дня истечения даты возрастного порога всех государственно-служебных отношений, связанных с реализацией правового статуса гражданского служащего и замещением должности гражданской службы.

7. Частью 7 комментируемой статьи установлено, что по решению представителя нанимателя и с согласия гражданского служащего по достижении им возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет), а также по окончании действия срочного служебного контракта с гражданином заключается срочный трудовой договор на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин. В данной норме речь идет о заключении трудового договора с гражданином, а не с гражданским служащим. Таким образом, эта норма применяется к лицу, уже не состоящему на гражданской службе после, к примеру, увольнения его по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, или увольнения в связи с достижением 65-летнего возраста, или увольнения в связи с истечением срока служебного контракта.

После заключения гражданином срочного трудового договора на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы (т.е. не совпадающей по наименованию с должностями гражданской службы, предусмотренными соответствующим реестром должностей), на этого гражданина распространяется законодательство о труде в полном объеме.

Важно отметить также существенное отличие положения комментируемой статьи от норм трудового права. Здесь не содержится нормы, аналогичной той, что предусмотрена ст. 58 ТК, которой устанавливается, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Таким образом, для отношений гражданской службы не установлено правило о том, что продолжение служебных отношений по истечении срока служебного контракта влечет утрату силы условия о срочном характере контракта.

Кандидат считается принятым на должность после подписания приказа о назначении и заключения с ним служебного контракта , т.е. соглашения между представителем нанимателя и гражданином или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении конкретной должности .

Служебный контракт может быть срочным и на неопределенный срок. Срочный контракт заключается на период от одного года до пяти лет в случаях, когда это продиктовано категорией замещаемой должности или условиями прохождения службы. Как уже отмечалось, срочный контракт заключается с государственными служащими на отдельных должностях категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, подобный контракт заключается при замещении одного гражданского служащего другим, при замещении должности гражданином после окончания обучения с обязательством последующего прохождения госслужбы; при назначении в порядке ротации; во временно образованном государственном органе или при замещении временной должности. Наконец, срочный контракт заключается с гражданским служащим при работе за рубежом или при достижении 60-летнего возраста.

Во всех остальных случаях заключается бессрочный служебный контракт.

Приложением к служебному контракту является должностной регламент государственного служащего, содержащий требования к профессиональным знаниям и навыкам. Об этих регламентах подробнее рассказано в следующей главе.

Для заключения контракта соискатель представляет документы, поданные на конкурс, а также копии страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на налоговый учет, документ воинского учета, сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

В отличие от трудового договора, форма которого бывает разной в различных организациях, служебный контракт госслужащих имеет строго формализованную структуру. Он включает 10 разделов, которые представлены на рис. 3.5.

Рис. 35.

Существенными условиями служебного контракта, кроме этого, являются наименование замещаемой должности с указанием структурного подразделения; дата начала исполнения должностных обязанностей; виды и условия медицинского, социального и иного страхования. Могут предусматриваться дополнительно : испытание при поступлении на службу; условие о неразглашении сведений, составляющих охраняемую тайну; обязанность лица проходить государственную службу после окончания обучения не менее установленного договором об обучении срока; показатели результативности и связанные с ними условия оплаты труда и иное. Существенные условия служебного контракта могут быть изменены только с согласия служащего.

При издании акта о назначении на должность государственной службы и заключении служебного контракта может быть установлено испытание (испытательный срок) для определения соответствия лица замещаемой должности. С 2015 г. установлено, что для граждан, впервые поступающих на службу, продолжительность испытания составляет от месяца до года . При назначении на должность гражданина, ранее проходившего госслужбу, срок испытания составляет от одного до шести месяцев.

Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от трех месяцев до года. При этом отсутствие условия об испытании в акте о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без испытания.

Испытание не устанавливается для граждан, получивших среднее специальное или высшее образование по договору о целевом обучении с обязательством прохождения госслужбы, а также для беременных женщин, госслужащих, назначаемых на основании срочного контракта или в порядке перевода.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с указанием причин этого.

В настоящей главе изучены признаки должности государственной службы. Выяснено, что правовой статус государственных служащих отличается от статуса других категорий работников, так как носит публичноправовой характер. Должность государственной службы является первичным звеном органов государственной власти.

Сформулированы элементы правового статуса должностей государственной службы. Права, гарантии и компенсации государственных служащих призваны уравновесить ограничения, запреты и требования, связанные с государственной службой.

Подбор кадров на государственную службу производится в основном но конкурсу. Конкурс проводится по решению представителя нанимателя в два этапа - конкурс документов и очный этан. С победителем конкурса заключается служебный контракт, а лицам, не победившим в конкурсе, предлагается войти в кадровый резерв. При открытии вакансии назначения из резерва производятся без конкурса.

  • Материалы Международной конференции «Открытое государственное управление».М.: Изд-во МГУ У Правительства Москвы, 2013.
  • Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебногоконтракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерациии замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”».