Последние статьи
Домой / Новостройка / Срочный служебный контракт заключается. Служебный контракт

Срочный служебный контракт заключается. Служебный контракт

После окончания действия срочного служебного контракта, заключенного менее чем на пять лет, по согласию сторон заключается новый срочный служебный контракт до достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (65 лет). Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом этот срок не может быть менее одного года. Имеются некоторые особенности при перезаключении контракта с лицами, назначение которых на должность федеральной государственной гражданской службы и освобождение от должности производится Правительством РФ. Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г.

Статья 25. срок действия служебного контракта

Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.5.

5.3. срок действия служебного контракта

Это означает, что при волеизъявлении гражданского служащего продолжить государственную гражданскую службу в замещаемой им должности, оформленном письменным заявлением, представитель нанимателя обязан перезаключить с ним служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Срок действия контракта в этом случае определяется представителем нанимателя, но при этом он не может быть менее одного года. Вместе с тем порядок перезаключения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт законодательством о государственной гражданской службе РФ не определен.
В отношении гражданских служащих, достигших возраста 60 лет, замещающих должность гражданской службы на основе срочного служебного контракта, правоприменительная практика складывается следующим образом.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт?

Внимание

N 230 с указанными лицами перезаключение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, на срочный служебный контракт осуществляется с согласия председателя Правительства Российской Федерации руководителями, наделенными полномочиями представителя нанимателя. 6. В отношении установленного ч. 6 комментируемой статьи предельного возраста нахождения на гражданской службе в настоящее время развернулась дискуссия о целесообразности его продления для определенных категорий должностей. В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ.

Основания заключения срочного служебного контракта

Инфо

Служебный контракт

Случаи заключения срочного служебного контракта с гражданскими служащими установлены в положениях ч. ч. 3 и 4 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе. В отношении категории сотрудников таможенных органов Законом о службе в таможенных органах не предусмотрена возможность заключения бессрочных служебных контрактов. При этом законодатель четко фиксирует сроки действия служебного контракта, не прибегая к установлению минимального и максимального срока.
Контракт заключается между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. При этом истечение срока действия служебного контракта является основанием прекращения служебных отношений и увольнения сотрудника таможенного органа.

An error occurred.

Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов (принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также обеспечения их правового, организационного и документационного исполнения), общие для государственных органов и государственных служащих, должны утверждаться соответственно Президентом РФ и Правительством РФ. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления такой оплаты, утверждается Указом Президента РФ по представлению Правительства РФ и региональными нормативными правовыми актами. До настоящего времени нормативные правовые акты, конкретизирующие условия заключения срочных служебных контрактов по этому основанию, не приняты, что создает ощутимые проблемы в правоприменительной практике.

Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается в случае

Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. 3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4.

Статья 25. Срок действия служебного контракта 1. В зависимости от срока действия служебные контракты подразделяются на два вида: служебный контракт на неопределенный срок и срочный служебный контракт. Как правило, служебные контракты на неопределенный срок заключаются с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категорий «руководители», «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Гражданские служащие, замещающие отдельные должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», заключают срочные служебные контракты в связи с тем, что срок их профессиональной служебной деятельности на указанных должностях гражданской службы обусловлен сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, которые реализуют в отношении них функции представителя нанимателя или для обеспечения деятельности которых учреждаются эти должности гражданской службы.

Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе; 7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда; 7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации; 8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пароль чужой компьютер Забыли пароль? © 1997 — 2018 PPT.RUПолное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных. Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт.

Е.А. Ершова, зав. кафедрой трудового права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина СОГЛАСНО ОБЩЕПРИЗНАННЫМ ПРИНЦИПАМ И НОРМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (выделено мною. - Е.Е.) и в соответствии с настоящей Конституцией" (часть 1 статьи 17 Конституции РФ). Необходимость прямого применения различных источников международного права подчеркнута и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <*>.

В этой связи в трудовом праве особое значение имеют Конвенции и Рекомендации МОТ. Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 Рекомендации МОТ N 166 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя", принятой от 22 июня 1982 года:

"1) Необходимо предусмотреть соответствующие гарантии против использования договоров о найме на определенный срок, ЦЕЛЬ КОТОРЫХ УКЛОНИТЬСЯ (выделено мною. - Е.Е.) от предоставления защиты, предусмотренной Конвенцией 1982 года "О прекращении трудовых отношений" и настоящей Рекомендацией.

  1. С этой целью можно, например, предусмотреть одну или ряд следующих мер:

а) ОГРАНИЧИТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОГОВОРОВ О НАЙМЕ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК СЛУЧАЯМИ, КОГДА, УЧИТЫВАЯ ХАРАКТЕР ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ, УСЛОВИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЛИ ИНТЕРЕСЫ ТРУДЯЩЕГОСЯ (выделено мною. - Е.Е.), эти трудовые отношения не могут устанавливаться на неопределенный срок;

На практике длительное время достаточно часто работник и работодатель заключали срочные трудовые договоры де-юре "по соглашению сторон", а де-факто - под давлением последнего. Трудовые договоры практически превращались в сделки "присоединения" (ст. 428 ГК РФ) или "кабальные сделки" (ст. 179 ГК РФ). "Собственное желание" работника на заключение срочного трудового договора, как правило, отсутствовало. Работники вынуждены были "присоединяться" к условиям срочного трудового договора, выработанным работодателем. В этой связи важно подчеркнуть: с целью приведения КЗоТ РФ в соответствие с требованиями международного трудового права Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. в статью 17 были внесены важнейшие изменения и дополнения, вступившие в силу 6 октября 1992 года. Согласно части 2 статьи 17 КЗоТ РФ (в редакции Закона РФ от 25.09.92) "срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, условий ее выполнения или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом".

На практике "интерес" работника к заключению срочного трудового договора обычно понимался работодателями искаженно, например как интерес к более высокой заработной плате, иным мерам поощрения и т.д., а не собственно к срочному трудовому договору. Более того, на мой взгляд, вряд ли можно привести конкретный пример подлинного интереса работника к заключению срочного трудового договора. Думаю, именно в этой связи уже в ТК РФ "интерес" работника как основание заключения срочного трудового договора отсутствует. Статья 58 ТК РФ гарантирует: "срочный договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами".

Продолжая данную тенденцию, соответствующую требованиям международного трудового права, аналогичное правовое ограничение установлено и в ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Для замещения должности гражданской службы работодатель может заключать с гражданским служащим:

"1) служебный контракт на неопределенный срок;

  1. срочный служебный контракт" (часть 1 статьи 25 ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Необходимо подчеркнуть: как правило, заключается служебный контракт на неопределенный срок. Срочный же служебный контракт заключается лишь в случаях, "когда отношения, связанные с гражданской службой, НЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК (выделено мною. - Е.Е.) с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами" (часть 3 статьи 25 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Аналогичную практику применяет и Верховный Суд РФ. Так, в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" значится: "Решая вопрос об обоснованности заключения с работником срочного трудового договора, следует учитывать, что такой договор заключается, КОГДА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК (выделено мною. - Е.Е.) с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (статья 58 ТК РФ)... При этом В СИЛУ СТАТЬИ 56 ГПК РФ ОБЯЗАННОСТЬ ДОКАЗАТЬ НАЛИЧИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ДЕЛАЮЩИХ НЕВОЗМОЖНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РАБОТНИКОМ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК, ВОЗЛАГАЕТСЯ НА РАБОТОДАТЕЛЯ (выделено мною. - Е.Е.). Если работодатель не доказывает данные обстоятельства, следует исходить из того, что трудовой договор с работником заключен на неопределенный срок" <*>.

Думается, что правовую позицию, выработанную Пленумом Верховного Суда РФ к трудовым договорам в целом, можно отнести и к служебным контрактам в частности.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 25 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". Необходимо подчеркнуть: в анализируемом Законе имеются существенные пробелы и противоречия по вопросам, связанным с заключением срочного служебного контракта с данными работниками. Так, с одной стороны, пунктом 1 частью 4 статьи 25 Закона установлена необходимость заключения срочного служебного контракта для замещения лишь отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)". К сожалению, Закон не только не определяет точного перечня руководителей и помощников (советников), с которыми должен быть заключен срочный служебный контракт, но даже и не называет каких-либо правовых условий, характеристик и т.п. для их дифференциации. С другой стороны, пункты 1 и 2 части 2 статьи 9 Закона не только не "снимают" данную проблему, но и порождают еще больше вопросов:

"1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий ИЛИ (выделено мною. - Е.Е.) без ограничения срока полномочий;

  1. помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий И ЗАМЕЩАЕМЫЕ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК, ОГРАНИЧЕННЫЙ СРОКОМ ПОЛНОМОЧИЙ УКАЗАННЫХ ЛИЦ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ" (выделено мною. - Е.Е.).

Вместе с тем с позиции языкового толкования правовых норм разделительный союз "или" в пункте 1 части 2 статьи 9 Закона дает основание предполагать (в противоречии с пунктом 1 части 4 статьи 25 Закона), что не с отдельными, а со всеми руководителями может быть заключен как срочный служебный контракт, так и служебный контракт на неопределенный срок. Следовательно, остается неразрешенным вопрос и с помощниками (советниками). Согласно пункту 2 части 2 статьи 9 Закона с ними заключается служебный контракт на определенный срок, "ограниченный сроком полномочий" руководителей. Однако в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона с руководителями может быть заключен не только срочный служебный контракт, но и служебный контракт "без ограничения полномочий". Предлагаю непосредственно в федеральном законе, а не в подзаконных актах, установить исчерпывающий перечень должностей руководителей (соответственно, и помощников (советников)), с которыми можно заключать срочный служебный контракт. Такое правовое решение будет соответствовать части 3 статьи 55 Конституции РФ: "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ" (выделено мною - Е.Е.). В качестве возможного аналога можно назвать статью 59 ТК РФ: "Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника... с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности".

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Закона срочный служебный контракт заключается в случае "замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы". Вместе с тем в Законе, к сожалению, не конкретизируются различные виды замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего. Хотелось бы проанализировать три наиболее типичных варианта: 1) временный перевод на другую работу; 2) исполнение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего; 3) совместительство. В анализируемом Законе названные возможные виды замещения временно отсутствующего гражданского служащего не нашли своего необходимого правового регулирования.

Согласно части 3 статьи 30 Закона "по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя ВПРАВЕ НАЗНАЧИТЬ (выделено мною. - Е.Е.) гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий".

В связи с изложенной нормой возникает целый ряд вопросов. Первый: как можно рассматривать право представителя нанимателя толковать оценочное понятие "назначить" гражданского служащего "по соглашению сторон" на другую работу? На мой взгляд, более точно данные отношения можно характеризовать как перевод на другую работу с заключением срочного служебного контракта. Но при таком варианте правового решения прежняя должность государственного служащего остается вакантной, а срочный служебный контракт может быть расторгнут по истечении срока действия срочного служебного контракта (часть 2 статьи 33, статья 35 Закона). Такое правовое решение может нарушить действительные трудовые права гражданского служащего. Второй: часть 3 статьи 30 Закона не определяет правовую форму соглашения сторон служебного контракта о временном замещении иной должности гражданской службы. Третий: оплата труда гражданских служащих и работников государственного органа не ограничивается только должностным окладом и надбавками (пункт 3 статьи 30 Закона), а предполагает и иные выплаты (статья 51 Закона).

В связи с названными правовыми аргументами предлагаю изложить пункт 3 статьи 30 Закона в следующей редакции: "По соглашению сторон служебного контракта работник может быть переведен на другую должность гражданской службы с заключением срочного служебного контракта на период временного отсутствия гражданского служащего, в том числе более высокой группы должностей, с оплатой труда по выполняемой должности".

Второй вариант - одновременное исполнение должностных обязанностей гражданским служащим как по своей должности, так и по должности временно отсутствующего гражданского служащего. К сожалению, анализируемый Закон прямо не регулирует эти обычные фактические в гражданской службе правовые отношения. В этих случаях решающее значение имеет статья 73 Закона: "Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом".

При таком обоснованном правовом решении Государственной Думы РФ необходимо обращаться к статье 151 ТК РФ "Оплата труда при совмещении профессий и исполнении обязанностей временно отсутствующего работника". Сама статья 151 ТК РФ также не отвечает на многие теоретические и практические вопросы, с неизбежностью предполагая необходимость систематического толкования целого ряда иных статей ТК РФ. Во-первых, согласно статье 16 ТК РФ независимо от предшествующих правовых условий, в частности назначения на должность или утверждения в должности, трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Отсюда, на мой взгляд, замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего должно быть оформлено другим срочным служебным контрактом, заключаемым на общих основаниях в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр такого срочного служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Во-вторых, статья 151 ТК РФ устанавливает возможность исполнения обязанностей временно отсутствующего работника только "ПО ДРУГОЙ (выделено мною. - Е.Е.) профессии (должности)". В то же время на практике обычно возникает необходимость выполнять обязанности не только по другой, но и по аналогичной должности, занимаемой иным работником. Как представляется, статья 151 ТК РФ не содержит прямого запрета на исполнение обязанности временно отсутствующего другого работника по аналогичной должности. В законе имеется не запрет, а пробел, который может быть восполнен по аналогии закона. Логика рассуждений правоприменителя может быть следующей: если работник по закону может выполнять обязанности временно отсутствующего работника по другой профессии (должности), то он тем более вправе исполнять обязанности по аналогичной профессии (должности), которой работник владеет в большей степени.

В-третьих, в статье 151 ТК РФ, по-моему, недостаточно обоснованно записано: "ПРОИЗВОДИТСЯ ДОПЛАТА (выделено мною - Е.Е.) за... исполнение обязанностей временно отсутствующего работника". В то же время работник, занимающий данную должность и временно отсутствующий, получает не доплату, а заработную плату. В этой связи предлагаю внести соответствующие изменения в статью 151 ТК РФ.

В связи с изложенными теоретическими, правовыми и практическими аргументами предлагаю дополнить анализируемый Закон статьей "Исполнение обязанностей временно отсутствующего гражданского служащего" следующего содержания:

"Гражданский служащий по соглашению с представителем работодателя по другому срочному служебному контракту наряду со своей работой, обусловленной служебным контрактом, вправе выполнять иную работу в период временного отсутствия гражданского служащего с оплатой труда пропорционально объему выполняемой работы и с сохранением всех иных государственных гарантий на гражданской службе".

Третий вариант - совместительство - работа за пределами служебного времени. В анализируемом Законе отсутствует необходимое регулирование служебных отношений по совместительству. Это предполагает необходимость обращения к ТК РФ. Согласно статье 98 ТК РФ "по заявлению работника работодатель имеет право РАЗРЕШИТЬ (выделено мною. - Е.Е.) ему работу по другому трудовому договору в этой же организации по ИНОЙ (выделено мною. - Е.Е.) профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства".

В данной норме, на мой взгляд, имеются внутренние противоречия. Во-первых, записано: "по заявлению работника". Вместе с тем согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают только на основании трудового договора. Во-вторых, возникает и другой вопрос: может ли работодатель что-либо односторонне "разрешать" в случае, если в основе их правоотношений находится трудовой договор - двустороннее соглашение? В-третьих, вновь возникает вопрос о возможности работать не только по "иной", но и по аналогичной должности.

Опираясь на все изложенное, предлагаю, во-первых, внести соответствующие изменения в статью 98 ТК РФ; а во-вторых, дополнить анализируемый Закон статьей "Работа за пределами нормальной продолжительности служебного времени (совместительство)", изложив пункт 1 в следующей редакции: "по соглашению между гражданским служащим и представителем государственного органа в соответствии с другим служебным контрактом гражданский служащий вправе выполнять иную работу в этом же государственном органе за пределами нормальной продолжительности служебного времени в порядке внутреннего совместительства".

Статья 98 ТК РФ предусматривает возможность работы не только в порядке внутреннего, но и внешнего совместительства: "Работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами". Анализируемый Закон оставляет открытым два важных вопроса: во-первых, о возможности гражданских служащих работать в иных организациях; во-вторых (наоборот), о праве работников других организаций работать в государственных органах. На мой взгляд, такое право может быть предоставлено гражданским служащим в случаях, предусмотренных в федеральных законах. Например , гражданские служащие, полагаю, вполне могли бы работать в образовательных и научных государственных учреждениях, а научные и педагогические работники государственных образовательных или научных учреждений - в государственных органах.

Опираясь на изложенное, считаю необходимым в предлагаемую мною статью "Работа за пределами нормальной продолжительности служебного времени (совместительство)" ввести пункты 2 и 3 следующего содержания:

"По соглашению между гражданским служащим и другим работодателем (другому трудовому договору (служебному контракту)) гражданский служащий вправе работать на условиях внешнего совместительства у другого работодателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.

По соглашению между гражданином и представителем государственного органа (другому трудовому договору (служебному контракту)) гражданин вправе работать на условиях внешнего совместительства в государственном органе в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами".

Пункт 3 статьи 98 ТК РФ содержит ограничение рабочего времени для совместителей: "Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю". На мой взгляд, данное ограничение является весьма спорным, не соответствующим части 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в целях "защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Дискуссионность данного ограничения, думаю, подтверждается и другим правовым аргументом: если статья 98 ТК РФ ограничивает рабочее время в день и в неделю, то пункт 2 статьи 282 ТК РФ позволяет заключать трудовые договоры о работе по совместительству "С НЕОГРАНИЧЕННЫМ ЧИСЛОМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ" (выделено мною. - Е.Е.). В связи с изложенными теоретическими и правовыми аргументами предлагаю исключить указанное ограничение трудовых прав работников-совместителей из пункта 3 статьи 98 ТК РФ и не вводить его в анализируемый Закон.

В ТК РФ, на мой взгляд, имеется и другая спорная норма - статья 288 "Дополнительные основания прекращения трудового договора с лицами, работающими по совместительству". Согласно данной статье "помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной". Во-первых, у практических работников возникает обоснованный вопрос: как можно принять на работу гражданина в случае отсутствия вакантной должности, занятой работником-совместителем? Во-вторых, считаю данную норму весьма спорной с позиции многих статей Конституции РФ. Например , согласно части 2 статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо не только от пола, расы и т.д., но и "других обстоятельств". Думаю, к "другим обстоятельствам" вполне можно отнести и то, где находится трудовая книжка работника. Соответственно, здесь вряд ли приемлемо понятие "основная работа", содержащееся, например, в статье 282 ТК РФ. Думаю, что не существует и не может существовать "основной" и "неосновной" работы. Отсюда права "просто" работников (основных работников) и работников-совместителей ("неосновных"?) в соответствии с Конституцией РФ не должны различаться. Предлагаю, во-первых, внести соответствующие изменения и дополнения в ТК РФ; во-вторых, не принимать соответствующих правовых норм, ограничивающих права гражданских служащих, в анализируемый Закон.

Срочный служебный контракт заключается также согласно пункту 3 части 4 статьи 25 анализируемого Закона в случае "замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования, с обязательством последующего прохождения гражданской службы". Вместе с тем данная норма представляется весьма спорной с позиции Конституции РФ и международного трудового права. Так, согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ (выделено мною. - Е.Е.) только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Это значит, что, во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только непосредственно самим федеральным законом, а не спорным служебным контрактом - двусторонним соглашением между работодателем и работником. Характерно, что пункт 2 статьи 9 ТК РФ гарантирует: "коллективные договоры, соглашения, А ТАКЖЕ ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ (выделено мною. - Е.Е.) не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться". Во-вторых, даже федеральный закон может ограничивать права гражданских служащих не произвольно, а лишь в целях, установленных Конституцией РФ. Такой вывод, полагаю, может быть сделан также и на основании буквального толкования части 2 статьи 37 Конституции РФ, гласящей: "принудительный труд запрещен".

Труд без согласия работника - принудительный труд - не соответствует и международному трудовому праву. Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 35-ФЗ была ратифицирована Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда (1957 г.). Государство, ратифицировавшее данную Конвенцию, обязуется согласно статье 1 данной Конвенции упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

а) в качестве средства политического воздействия или воспитания, или в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

б) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

г) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

д) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

1 мая 1932 года вступила в силу Конвенция N 29 МОТ "Относительно принудительного или обязательного труда". СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума ВС СССР от 4 июня 1956 г.

Для СССР Конвенция вступила в силу 23 июня 1957 г. Согласно статье 2 данной Конвенции "в смысле настоящей Конвенции "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг" <*>.

<*> Ведомости Верховного Совета СССР. 02.07.1956. N 13 Ст. 279.

С другой стороны, на практике действительно существует проблема, состоящая в том, что граждане, прошедшие обучение за счет средств бюджета, юридических или физических лиц, впоследствии отказываются выполнять ранее взятые на себя обязательства, а именно отработать какой-либо срок у работодателя - плательщика образовательных услуг. ТК РФ, на мой взгляд, также весьма спорно регулирует данные отношения в главе 32 "Ученический договор", ст. ст. 198 - 208.

Так, статья 198 ТК РФ предусматривает возможность заключения двух видов ученических договоров: 1) ученический договор с лицом, ищущим работу; 2) ученический договор с работником данной организации.

При этом сама статья 198 ТК РФ гласит: "Ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права". В этой связи возникает целый ряд вопросов. Первый - если ученический договор данного вида заключается не с работником, в том числе не с гражданским служащим, а с гражданином, с лицом еще не работающим, а только ищущим работу, то почему такой вид ученического договора нашел свое место в ТК РФ, а не в ГК РФ? И второй - возможно ли заключение такого вида ученического договора - гражданско-правового договора - в соответствии с ГК РФ?

Полагаю, что нет. Во-первых, потому, что стороны, на мой взгляд, согласно действительному, а не искаженному пониманию статьи 421 ГК РФ "Свобода договора" не вправе заключать гражданско-правовой договор, не предусмотренный гражданским законодательством, в случае, если между сторонами складываются гражданско-правовые отношения, прямо предусмотренные гражданским законодательством. Думаю, право выхода за пределы гражданского права, заключения договоров, не предусмотренных гражданским законодательством, имеется у сторон лишь в случаях, когда между ними складываются гражданско-правовые отношения, прямо гражданским правом не урегулированные.

Вместе с тем обучение граждан, оказание им образовательных услуг урегулировано в ГК РФ главой 39 "Возмездное оказание услуг", ст. ст. 779 - 783. Следовательно, заключение вместо договора возмездного оказания услуг "ученического договора с лицом, имеющим работу", является притворной сделкой, совершенной с целью прикрыть другую сделку. Согласно пункту 2 статьи 170 ГК РФ "к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила".

Отсюда к заключенному сторонами "ученическому договору с лицом, имеющим работу", необходимо применять правила главы 39 "Возмездное оказание услуг". Наконец, более точно изначально заключать не "ученический договор с лицом, ищущим работу", а договор возмездного оказания услуг. В договоре же возмездного оказания услуг "заказчик" (лицо, получающее образовательную услугу) должен быть плательщиком. Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ "по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги... А ЗАКАЗЧИК ОБЯЗУЕТСЯ ОПЛАТИТЬ ЭТИ УСЛУГИ" (выделено мною. - Е.Е.).

В то же время лицо, получающее образовательную услугу, достаточно часто не имеет необходимых денежных средств и вынуждено обращаться за "поддержкой" к иным лицам, а также государственным органам. На практике помимо "ученического договора с лицом, ищущим работу", также широко распространены так называемые трехсторонние договоры.

В них представлены:

  1. "заказчик" - лицо, получающее образовательную услугу;
  2. "плательщик" - лицо, оплачивающее образовательную услугу, получаемую другим лицом;
  3. "исполнитель" - образовательное учреждение, оказывающее образовательную услугу.

Подобный трехсторонний договор, как представляется, противоречит пункту 1 статьи 572 ГК РФ, в соответствии с которым дарением, в частности, является освобождение кого-либо от обязанностей перед собой или третьим лицом. В подобных случаях при таком правовом подходе, систематическом толковании ГК РФ и ТК РФ, думаю, юридически более аргументировано заключать два гражданско-правовых договора: возмездного оказания услуг и дарения. В этом случае даритель (в нашем примере - государственный орган) должен сообщать в налоговый орган информацию о том, что у одаряемого (лица, получившего образовательную услугу за счет средств дарителя) появился доход, подлежащий обложению налогом.

Второй вид ученического договора - "ученический договор с работником данной организации ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ К ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ (выделено мною. - Е.Е.) и регулируется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора" (пункт 2 статьи 198 ТК РФ). Во-первых, как правило, работодатель не является образовательным учреждением и не имеет лицензии на образовательную деятельность, а значит, и права оказывать образовательные услуги. Во-вторых, сторонами данного вида двустороннего ученического договора являются работодатель и работник, а не образовательное учреждение (третья сторона). В-третьих, гражданский служащий, заключивший служебный контракт, обязался выполнять служебные обязанности, работать, а не учиться. В-четвертых, ученический договор данного вида не может по изложенным соображениям быть "дополнительным" по отношению к трудовому договору или служебному контракту. Договор возмездного оказания услуг и служебный контракт регулируют различные гражданские и служебные отношения между, как правило, не совпадающими лицами. Следовательно, договор возмездного оказания услуг не может быть дополнительным по отношению и к служебному контракту. Это различные по своей правовой природе договоры, которые не могут соотноситься как "дополнительный" и "основной".

Вместе с тем ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оставляет открытым вопрос о правовых взаимоотношениях между государственным органом - плательщиком образовательных услуг за счет средств соответствующего бюджета и гражданским служащим, получившим такие образовательные услуги и не отработавшим в государственном органе срок, обусловленный служебным контрактом.

Согласно статье 73 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" "федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом".

Поскольку настоящий Федеральный закон данные правовые отношения, на мой взгляд, надлежащим образом не урегулировал, необходимо обратиться к ТК РФ. В соответствии со статьей 249 ТК РФ "работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении работника за счет средств работодателя".

При таком правовом подходе гражданский служащий обязан не "проходить гражданскую службу после окончания обучения в образовательном учреждении профессионального образования не менее установленного договором на обучение срока, если обучение осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета", "отработать" по срочному служебному контракту в государственном органе - плательщике за образовательную услугу, полученную им, а лишь "возместить затраты, понесенные работодателем при направлении его на обучение за счет средств работодателя". Кроме того, гражданский служащий должен возмещать затраты, понесенные работодателем, не во всех случаях, а лишь в результате увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного служебным контрактом. Отсюда в служебном контракте необходимо дать примерный перечень "уважительных причин", то есть истолковать оценочное понятие "уважительные причины". На мой взгляд, к уважительным причинам можно отнести болезнь гражданского служащего и членов его семьи, препятствующую работе, гражданской службе; отсутствие жилого помещения по месту нахождения государственного органа; невыполнение государственным органом обязанностей перед гражданским служащим, предусмотренных нормативными правовыми актами, и т.д.

В связи с изложенными теоретическими, правовыми и практическими аргументами предлагаю, во-первых, изложить пункт 3 части 4 статьи 24 ФЗ РФ "О государственной службе Российской Федерации" в следующей редакции: "Обязанность гражданского служащего возместить затраты, понесенные государственным органом на его обучение в образовательном учреждении профессионального образования, в случае расторжения служебного контракта по инициативе работодателя за виновные действия гражданского служащего или по инициативе гражданского служащего без уважительных причин до истечения срока, обусловленного служебным контрактом". Во-вторых, исключить пункт 3 части 4 из статьи 25 Закона.

Срочный служебный контракт может также заключаться в случае "замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации" (пункт 4 части 4 статьи 25 анализируемого Закона). В более общей форме аналогичная правовая норма имеется и в статье 59 ТК РФ: "срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника... с лицами, направляемыми на работу за границу".

Срочный служебный контракт заключается также в случае "замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций" (пункт 5 части 4 статьи 25 Закона). Юридическое лицо может быть создано как без указания срока действия, так и на срок, установленный учредительными документами. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который оно было создано (пункт 2 статьи 61 ГК РФ). В этой связи представляется обоснованным заключение срочного служебного контракта в юридическом лице (государственном органе) на срок, установленный учредительными документами. В этих случаях срок деятельности юридического лица и срок служебного контракта с гражданским служащим должны совпадать.

Вместе с тем вызывает сомнение возможность заключения срочного служебного контракта с гражданским служащим в государственном органе "для выполнения определенных задач и функций". В случае если юридическое лицо (государственный орган) создано без ограничения срока действия, оно приобретает бессрочную общую или специальную правоспособность (статья 49 ГК РФ). Рекомендация N 166 МОТ "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя", в частности, предусматривает возможность заключения срочных трудовых договоров с учетом только "характера" предстоящей работы. Данное положение было обоснованно воспринято статьей 58 ТК РФ. В части 3 статьи 25 анализируемого Закона отсутствует такое необходимое основание для заключения срочного служебного контракта. В то же время в пункт 5 части 4 статьи 25 анализируемого Закона включено весьма спорное основание для заключения срочного служебного контракта - "для выполнения определенных задач и функций". Думаю, на практике такое весьма неопределенное правовое основание для заключения срочного служебного контракта может привести к нарушению трудовых прав гражданских служащих.

В связи с изложенными аргументами с целью приведения Закона в соответствие с международным трудовым правом предлагаю, во-первых, дополнить часть 3 статьи 25 Закона дополнительным основанием для заключения срочного служебного контракта - "характер предстоящей работы". Во-вторых, изложить данную часть Закона в следующей редакции: "срочный служебный контракт заключается в случаях, предусмотренных в федеральных законах, а также в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения". В-третьих, пункт 5 части 4 статьи 25 Закона изложить в следующей редакции: "замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок".

Срочный служебный контракт заключается в случае "замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта" (пункт 6 части 4 статьи 25 Закона). Вместе с тем Закон не устанавливает каких-либо оснований для введения временных должностей гражданской службы. Статья 59 ТК РФ также предполагает возможность заключения срочного трудового договора на время выполнения "временных" (до двух месяцев) работ. Однако и статья 59 ТК РФ также не определяет точных оснований для заключения временных трудовых договоров. В ТК РФ имеется глава 45 "Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев". Данная статья вновь оставляет открытым вопрос об основаниях заключения временных трудовых договоров. На практике работники достаточно часто принимаются "временно" на вакантные должности с действительной целью своеобразного испытания. Во избежание возможных нарушений трудовых прав работников как минимум возникает необходимость дополнить ТК РФ и анализируемый Закон соответствующими нормами с указанием исчерпывающих оснований для заключения трудовых договоров на срок до двух месяцев, а также срочных служебных контрактов с целью замещения "временной" должности гражданской службы. Как максимум представляется обоснованным и другой вопрос: не является ли временная должность гражданской службы лишь частным случаем заключения срочного служебного контракта с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения? При таком толковании данное основание заключения срочного служебного контракта может быть вообще исключено из Закона. Весьма характерно, что по Закону данная должность "временная", а служебный контракт заключается "срочный".

В данном пункте вызывает возражение и возможность заключения срочного служебного контракта в случае замещения "должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего". В сущности, аналогичное основание имеется в пункте 2 части 4 статьи 25 этого же Закона: "замещение должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы". В связи с проанализированными противоречиями и правовой неопределенностью предлагаю исключить из пункта 6 части 4 статьи 25 Закона данное основание для заключения срочного служебного контракта.

Срочный служебный контракт заключается в случае "замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда" (пункт 7 части 4 статьи 25 Закона). "По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте" (часть 14 статьи 50 Закона). Однако, во-первых, в государственном органе вряд ли возможно объективно устанавливать и определять эффективность и результативность деятельности отдельных гражданских служащих, а не государственного органа в целом. При таком подходе Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (часть 3 статьи 37). Во-вторых, Рекомендация N 166 МОТ "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя", принятая 22 июня 1982 года, не связывает возможность заключения срочных трудовых договоров с особым порядком оплаты труда. Действительно, длительное время "интерес работника", предусмотренный данной Рекомендацией как одно из оснований для заключения срочного трудового договора, толковался, в частности, как стремление работника к получению более высокой заработной платы. Вместе с тем, как представляется, буквальное, а не расширительное толкование Рекомендации N 166 МОТ позволяет сделать другой вывод: в данном контексте Рекомендация N 166 МОТ под "интересом" имеет в виду подлинное желание работника заключать срочный трудовой договор, а не получать более высокую заработную плату. Думаю, весьма сложно найти примеры действительного "интереса" работника, направленного именно на заключение срочного трудового договора, а не на получение более высокой заработной платы. Характерно, что в статье 58 ТК РФ (в отличие от части 2 статьи 17 КЗоТ РФ) в настоящее время "интерес" как основание для заключения срочного трудового договора отсутствует. В связи с изложенными аргументами предлагаю исключить пункт 7 части 4 статьи 25 из анализируемого Закона.

Важно подчеркнуть, что основания заключения срочного служебного контракта исчерпывающе установлены федеральными законами: согласно пункту 8 части 4 статьи 25 анализируемого Закона срочный служебный контракт может заключаться только в "иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Согласно части 5 статьи 25 Закона "с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт ПЕРЕЗАКЛЮЧАЕТСЯ (выделено мною. - Е.Е.) на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет". Во-первых, понятие "перезаключается" является весьма спорным с теоретической точки зрения и недостаточно понятным в практическом плане. Так, в ГК РФ используются термины "заключение договора" (глава 28), "изменение и расторжение договора" (глава 29). В свою очередь, статья 9 ТК РФ обоснованно устанавливает: "регулирование трудовых отношений И ИНЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОТНОШЕНИЙ (выделено мною. - Е.Е.) может осуществляться путем ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ (выделено мною. - Е.Е.) работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров". Отсюда у практических работников возникает справедливый вопрос: как в реальной действительности "перезаключать" служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, и заключать срочный служебный контракт? Изменять служебный контракт по соглашению сторон? Как нужно поступать, если гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, откажется его перезаключать на срочный служебный контракт? Закон необходимых и достаточных ответов на все эти теоретические и практические вопросы, к сожалению, не дает. По всей видимости, практика может пойти по пути расторжения сторонами служебного контракта, заключенного на неопределенный срок по соглашению сторон, и заключения срочного служебного контракта. Вместе с тем, на мой взгляд, с позиции теории права было бы точнее ограничиваться только изменением служебного контракта, заключенного ранее на неопределенный срок по соглашению сторон. Такое предложение можно аргументировать тем, что срок действия служебного контракта - одно из законных существенных условий, изменяемых только по соглашению сторон или на основаниях, предусмотренных федеральным законом.

Научные и практические работники постоянно спорят о том, как правильно оформлять перевод на другую работу в той же организации. Одни полагают, что необходимо по соглашению сторон изменять и дополнять ранее заключенный трудовой договор (служебный контракт). Другие предлагают расторгать ранее заключенный трудовой договор (служебный контракт) и заключать другой трудовой договор (служебный контракт). Третьи по старинке ограничиваются заявлением работника, "визой" руководителя и приказом. На мой взгляд, более аргументированным является второй подход, поскольку при переводе на другую работу прекращаются прежние и устанавливаются иные законные и договорные существенные условия трудового договора (служебного контракта).

Весьма показательно, что данная точка зрения нашла свое подтверждение и в части 7 статьи 25 Закона. В ней значится: "по достижении гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе и по окончании действия срочного служебного контракта по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина с ним ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СРОЧНЫЙ ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (выделено мною. - Е.Е.) на замещение должности, не являющейся должностью гражданской службы, с учетом квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин".

Статья 25 Закона о государственной гражданской службе:

"1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим:

1) служебный контракт на неопределенный срок;

2) срочный служебный контракт.

2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом .

3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

4. Срочный служебный контракт заключается в случае:

1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)";

2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы;

3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

4) замещения должности гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

5) замещения должности гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

6) замещения временной должности гражданской службы или должности гражданской службы на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

6.1) замещения должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 настоящего Федерального закона срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе;

7) замещения должности гражданской службы, по которой частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона установлен особый порядок оплаты труда;

7.1) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;

8) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".

Статья 10 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона .

2. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при назначении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

4. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств.

5. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.

6. Гражданину, принятому на службу в таможенные органы, после заключения с ним впервые контракта присваиваются в течение одного месяца первое специальное звание и личный номер.

7. Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены Федеральной таможенной службой".

В отношении гражданских служащих, в зависимости от срочности, установлены два вида служебных контрактов:

служебный контракт на неопределенный срок;

срочный служебный контракт.

Однако если рассматривать ст. 25 Закона о государственной гражданской службе в системе с положениями ст. ст. 39 и 25.1 указанного Федерального закона, то можно сделать вывод о том, что служебный контракт на неопределенный срок имеет срок - достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Согласно ст. 25.1 гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя. С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не более чем до 70 лет.

Частью 2 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрено, что срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет. Таким образом, законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок действия срочного служебного контракта для гражданских служащих. Вместе с тем комментируемой статьей предусмотрены иные сроки служебного контракта (например, в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 срочный служебный контракт может быть заключен на время выполнения определенного задания; период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы).

Случаи заключения срочного служебного контракта с гражданскими служащими установлены в положениях ч. ч. 3 и 4 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе.

В отношении категории сотрудников таможенных органов Законом о службе в таможенных органах не предусмотрена возможность заключения бессрочных служебных контрактов. При этом законодатель четко фиксирует сроки действия служебного контракта, не прибегая к установлению минимального и максимального срока.

Контракт заключается между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах.

При этом истечение срока действия служебного контракта является основанием прекращения служебных отношений и увольнения сотрудника таможенного органа. Начальник таможенного органа за три месяца должен предупредить сотрудника об истечении контракта и возможности его увольнения. При наличии заявления сотрудника о заключении контракта руководитель структурного подразделения готовит характеристику не позднее, чем за два месяца до окончания контракта и направляет в кадровое подразделение таможенного органа. Начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта на новый срок не позднее, чем за месяц до окончания контракта.

Следует отметить, что в Законе о службе в таможенных органах, в Приказе ФТС России от 01.12.2008 N 1504 "Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации" не сформулированы основания для незаключения контракта.

Таким образом, принятие решения о продолжении служебных отношений и о заключении служебного контракта на новый срок оставлено на усмотрение представителя нанимателя, что, в свою очередь, нарушает принцип стабильности государственной службы и создает почву для злоупотреблений со стороны начальника таможенного органа.

Несмотря на это, позиция высших судебных инстанций подтверждает "правомерность" сложившейся ситуации. Например, Конституционный Суд РФ определил, что правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, как указывает суд, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена. Такой подход поддержал в своем решении и Верховный Суд РФ.

Подводя итог, отметим, что законодатель по-разному установил требования к срочности служебного контракта в зависимости от категории государственных служащих таможенных органов. Если для сотрудников таможенных органов срок действия служебного контракта является безоговорочным условием, то для категории гражданских служащих срок даже не входит в число существенных условий служебного контракта и в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта.

5.3. Срок действия служебного контракта

Государственная служба устанавливает особые условия взаимодействия между нанимателем и наемным работником. В отличие от обычных , которые могут заключаться на неопределенный срок, здесь может четко устанавливаться период, когда нанятый служащий будет выполнять свои обязательства. Срочный контракт на госслужбе имеет установленную на уровне законодательства структуру и наполнение.

Что такое срочный контракт на госслужбе

Законодатель определил, что государственные служащие могут наниматься на работу двумя основными способами:

  1. На неопределенный (обычно до наступления пенсионного возраста).
  2. На конкретный период (в этом случае продолжительность труда будет регулироваться условиями конкретного контракта).

Срочный контракт – это письменное соглашение между нанимателем (в этой роли выступают уполномоченные руководители государственных структур) и служащим, по которому сотрудник берет на себя обязательства выполнять определённую работу в четко оговорённый период, а наниматель - создать определённые условия для этого и обеспечить выплату заработной платы.

Обычно, если это срочный контракт, период его действия не должен превышать 5 лет. Важно отметить, что не все государственные служащие обязаны подписывать срочные трудовые соглашения. К перечню таких лиц на законодательном уровне отнесены:

  • граждане, намеревающиеся занять должность руководителя либо же советника в государственной структуре;
  • лица, принимаемые на службу по замещению действующего служащего, что в конкретный момент по уважительной причине не имеет возможности самостоятельно выполнять свои обязанности;
  • выпускники учебных заведений, что по целевому направлению должны отработать на государственной службе определенный период;
  • граждане, которые направляются на работу в дипломатические и консульские учреждения, расположенные за пределами России;
  • лица, поступающие на службу в государственную организацию, созданную для выполнения конкретных задач на определённый срок;
  • граждане, замещающие временно отсутствующих лиц по временной должности на государственной службе на период такого замещения;
  • служащие, достигшие предельного возраста нахождения на государственной службе, но продолжающие полноценно выполнять возложенные на них обязательства;
  • сотрудники, принимаемые на работу с особыми условиями оплаты их труда;
  • служащие, замещающие других служащих в порядке ротации;
  • другие категории граждан, если это предусмотрено федеральными законами.

Помните, подписать с гражданином срочный контракт наниматель имеет право только в том случае, если эта норма предусмотрена действующим законодательством. Во всех остальных случаях, даже на гражданской службе, действуют общие нормы трудового законодательства.

Испытательный срок

Испытательный срок в срочном контракте на госслужбе

Когда подписывается распоряжение и заключается срочный контракт с государственным служащим, наниматель вправе предусмотреть срок для такого работника. Период такого испытания может длиться от трех месяцев, но не должен превышать больше одного года. Отсутствие такой нормы в распорядительном документе о зачислении на работу и в срочном контракте означает, что сотрудник принят на службу без испытания.

Во время испытательного срока на нового служащего распространяются все действующие нормы законодательства, регулирующего гражданскую службу без каких-либо поблажек. При этом пока не закончится испытание, гражданский служащий не сможет получить классный чин.

В случае если замещение должности осуществляется за счет перевода другого государственного служащего из иного подразделения, ему также могут устанавливать испытательный срок. При этом его длительность не должна превышать 6 месяцев со дня назначения на должность. Временная нетрудоспособность, а также периоды, когда служащий не выполнял возложенные на него обязанности, вычитаются из периода испытания, установленного для данной должности.

Важно отметить, что на законодательном уровне установлен перечень лиц, относительно которых наниматель не имеет права устанавливать испытательный срок, когда оформляет трудовые отношения. В эту категорию вошли:

  • женщины в состоянии беременности;
  • выпускники профильных учебных заведений, которые по окончании учебы впервые нанимаются на работу по целевому направлению;
  • граждане, нанимающиеся на работу на определённый срок в качестве руководителей либо советников;
  • служащие, принятые на работу по переводу, если их основное место работы сокращено, организация реорганизована, либо вовсе ликвидирована;
  • другие категории, когда это прямо предусмотрено законом.

Помните, наниматель имеет полное право до утверждения нового работника в постоянной должности проверить его профессиональные навыки. И если они не соответствует необходимым требованиям, то по окончании периода испытательного срока сотрудник подлежит увольнению.

Какие документы нужны для заключения контракта

Документы для трудоустройства на госслужбу

Чтобы поступить на государственную службу, гражданин обязан подготовить стандартный пакет документов, которые в дальнейшем предъявляются нанимателю. Как правило, документы должны предоставляться в оригинале (при необходимости уже непосредственно на месте с них снимаются копии и делается соответствующее заверение).

В перечень необходимых документов входят:

  1. Собственноручно написанное заявление, в котором гражданин просит зачислить его на конкретную должность государственной службы с обозначением периода такой работы.
  2. Заполненную лично с собственной подписью анкету по установленной форме.
  3. Паспортный документ.
  4. (исключение составляют случаи, когда гражданин поступает на работу впервые и до этого времени трудовой книжки у него еще не было).
  5. Имеющееся у работника страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (исключения также для лиц, поступающих на службу первый раз сразу после учебы).
  6. Документ, подтверждающий, что гражданин стоит на учете в налоговых органах России по месту его фактической регистрации.
  7. Документы воинского учета. Касается исключительно военнообязанных лиц, которые должны призываться на воинскую службу.
  8. Информацию относительно получаемых доходов, имеющегося имущества и обязательств, которые с этим связаны в порядке, предусмотренном законодательством.

Помните, наниматель имеет право требовать только те документы, которые прямо предусмотрены в законе. При этом в зависимости от характера и условий прохождения гражданской службы, федеральными законами описанный выше перечень может дополняться, но базовый набор остается неизменным.

Отсутствие полного пакета документов является формальным поводом отказа в удовлетворении просьбы гражданина принятия его на государственную службу. В то же время, если на должность предусматривается конкурсный набор, могут требоваться некоторые дополнительные сведения, раскрывающие потенциал конкретного кандидата.

Обычно их можно получить с его анкеты и других информационных документов. Поэтому изначально необходимо ответственно подходить к их подготовке.

Базовые условия контракта

Базовые условия контракта на госслужбе

Контракт – это двухсторонний документ между нанимателем и служащим, который фактически устанавливает для сторон «правила» игры на весь период действия такого документа. Кроме традиционных разделов, регулирующих права и обязательства, сюда также в обязательном порядке включаются такие позиции:

  • четкое наименование организации, а также должности, что занимает гражданин на государственной службе;
  • дата, когда сотрудник начинает выполнять свои должностные функции;
  • должностной регламент, полномочия и обязательства служащего, на которого возложены эти обязанности;
  • все виды, а также конкретные условия страхования, полагающиеся гражданскому служащему по этой должности;
  • полномочия и мера ответственности нанимателя относительно служащего;
  • что полагается работнику во время выполнения служебных обязанностей, все доступные , льготы за работу в сложных, тяжелых, опасных, вредных условиях;
  • общий режим работы учреждения, а также конкретный режим для служащего (если он отличается от того, какой установлен в этой организации);
  • условия социального страхования по конкретной должности;
  • подпадает ли эта должность под перечень должностей, где предусматривается ротация.

Дополнительно в служебных контрактах могут предусматриваться и другие ключевые позиции. Здесь все зависит от условий прохождения службы, сложности и ответственности за выполняемую работу. В частности, к таким дополнительным условиям относят:

  • необходимость введения испытательного срока;
  • обязательство не разглашать коммерческую, служебную или государственную тайну (если по своей должности работник будет сталкиваться с такими сведениями);
  • обязательство гражданина отработать определённый срок после окончания учебного заведения, где он проходит учебу за бюджетные деньги по целевой программе;
  • личные показатели конкретных достижений в процессе работы, когда служащему будет насчитываться дополнительная поощрительная оплата труда;
  • другие условия, благодаря которым позиция служащего в процессе выполнения трудовых функций может улучшаться.

Помните, в дальнейшем любой спор между администрацией и работником будет рассматриваться исключительно исходя из условий заключённого им контракта.

Поэтому здесь необходимо учитывать все ключевые условия, которые в дальнейшем могут стать основанием для полноценного выполнения работником возложенных на него функциональных обязанностей.

Прекращение действия контракта

Расторжение контракта на госслужбе: варианты

Государственный служащий, как и любой другой работник, может прекратить действие контракта по своей инициативе либо же быть уволенным на основании действующего законодательства досрочно (либо по истечении срока действия). При этом законом предусматриваются определённые моменты, которые следует соблюдать в процессе прекращения действия контракта. Здесь следует выделить такие нюансы:

  1. Прекращение контракта по соглашению сторон. В этом случае стороны самостоятельно договариваются о периодах прекращения действия контракта. Каких-либо сроков законодательством не установлено.
  2. Когда контракт прекращается досрочно по инициативе сотрудника. Здесь потребуется предупредить письменно работодателя за две недели до дня, когда сотрудник собирается уволиться.
  3. По инициативе нанимателя. Такое прекращение не требует выдерживания определённого периода предупреждения сотрудника. Вместе с этим, чтобы досрочно уволить гражданина с государственной службы должны быть веские основания, исчерпывающий перечень которых устанавливается законодательно. Если их игнорировать – сотрудник будет восстановлен в должности через суд, а наниматель выплатит ему вынужденный прогул.
  4. По окончании действия срочного контракта. Здесь законодатель предусматривает обязанность нанимателя письменно уведомить работника за семь дней до окончания контракта о том, что дальше служебные отношения с ним продлеваться не будут. Предоставлять какие-либо пояснения по этому поводу не требуется.
  5. В случае возникновения обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть восстановление в должности работника, который в прошлом занимал эту должность, призыв сотрудника на воинскую службу, когда работника избрали на другую должность либо же возникли другие чрезвычайные обстоятельства. оформляется по факту события.

Помните, процедура увольнения четко урегулирована на законодательном уровне. И ее несоблюдение может стать причиной судебных разбирательств и компенсационных выплат работнику за неправомерные действия со стороны администрации.

Когда можно заключить срочный трудовой договор, смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой


Федеральным законом и другими федеральными законами. 4. Срочный служебный контракт заключается в случае: 1) замещения отдельных должностей гражданской службы категории «руководители», а также должностей гражданской службы категории «помощники (советники)»; 2) замещения должности гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами сохраняется должность гражданской службы; 3) замещения должности гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы; (в ред.

Статья 25. срок действия служебного контракта

Из смысла статьи 25 Закона № 79-ФЗ вытекает, что при приеме на работу лица, достигшего возраста 60 лет, представитель нанимателя должен заключить с ним срочный служебный контракт. Однако этот случай заключения срочного служебного контракта установлен законом только для государственных служащих, достигших возраста 60 лет, а не для граждан, вновь поступающих на гражданскую службу. Необходимость урегулирования возникающего вопроса в рамках правового поля очевидна.
Единственную возможность в данный момент найти выход из этой ситуации предоставляет норма, содержащаяся в пункте 8 части 4 статьи 25 Закона № 79-ФЗ, согласно которой срочный служебный контракт заключается не только в случаях, предусмотренных указанной статьей, но и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

5.3. срок действия служебного контракта

Начальник таможенного органа за три месяца должен предупредить сотрудника об истечении контракта и возможности его увольнения. При наличии заявления сотрудника о заключении контракта руководитель структурного подразделения готовит характеристику не позднее, чем за два месяца до окончания контракта и направляет в кадровое подразделение таможенного органа. Начальник таможенного органа принимает решение о заключении (незаключении) контракта на новый срок не позднее, чем за месяц до окончания контракта.
Следует отметить, что в Законе о службе в таможенных органах, в Приказе ФТС России от 01.12.2008 N 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации» не сформулированы основания для незаключения контракта.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт?

Статья 25 Закона о государственной гражданской службе: «1. Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. 2. Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
3. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. 4.

An error occurred.

С гражданским служащим может быть заключен срочный служебный контракт, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. С гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категорий «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, может быть заключен срочный служебный контракт до окончания срока полномочий указанного лица. По достижению гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и согласия гражданина, может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

Срочный служебный контракт заключается на срок

Срочный служебный контракт заключается сроком от 1 года до 5 лет в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами и настоящим Законом.3. Срочный служебный контракт заключается в случае:1) замещения следующих должностей категории «руководители»:а) руководители и заместители руководителей органов исполнительной власти города Москвы;б) руководители и заместители руководителей структурных подразделений Аппарата Мэра и Правительства Москвы.

Закон о госслужбе: статья 25. срок действия служебного контракта

В случае заключения служебного контракта, в нём обязательно указывается его срок действия. Согласно ст. 25 закона о государственной гражданской службе, определены следующие виды служебных контрактов: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. Служебный контракт на неопределенный срок согласно указанного закона имеет срок - достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Согласно ст. 39 закона, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст.

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

В частности предлагается замещение должности гражданской службы гражданским служащим по достижении им 65 лет — предельного возраста пребывания на гражданской службе — допускать в случаях, установленных Президентом РФ или Правительством РФ. В этой связи следует отметить, что в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г., предполагалось не устанавливать предельный возраст пребывания на гражданской службе для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)». Частью 7 ст. 25 комментируемого Федерального закона предусмотрена возможность использования потенциала опытных работников, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, на должностях, не являющихся должностями гражданской службы, которая руководителями государственных органов реализуется крайне редко.


7.

Срочный служебный контракт с гражданским служащим заключается на срок

В отношении гражданских служащих, в зависимости от срочности, установлены два вида служебных контрактов: служебный контракт на неопределенный срок; срочный служебный контракт. Однако если рассматривать ст. 25 Закона о государственной гражданской службе в системе с положениями ст. ст. 39 и 25.1 указанного Федерального закона, то можно сделать вывод о том, что служебный контракт на неопределенный срок имеет срок — достижение предельного возраста нахождения на гражданской службе. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 60 лет.

Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Согласно ст.

Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим заключается на срок

Внимание

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, в каких случаях заключается срочный служебный контракт с начальниками и зам. нач. отделов территориального налогового органа. В праве ли Управление налоговой службы по субъекту РФ требовать заключение таких контрактов, когда с нами уже заключены бессрочные контракты? Если да, то на основании каких нормативных актов? Вопрос относится к городу Кизилюрт Если эти должности избираемые то на время избрания, если нет, то по умолчанию тр. договор д.б. бессрочным. Здравствуйте! Статья 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: 1.


Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт. 2.

Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. Служебный контракт является важнейшим документом государственного гражданского служащего при прохождения им службы в государственном органе, именно в нём указаны права и обязанности сторон, существенные условия контракта, а также срок действия его. Содержание служебного контракта составляют существенные и другие условия.

К существенным относятся условия, наличие которых является обязательным для признания служебного контракта заключенным. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность соглашения.