Последние статьи
Домой / Новостройка / Теория всего.

Теория всего.

Статья 49. Правоспособность юридического лица

Комментарий к Ст. 49 ГК РФ:

1. Комментируемая статья посвящена правоспособности ЮЛ - ее видам (п. 1), ограничению (п. 2), возникновению и прекращению (п. 3). Будучи субъектом гражданского права, ЮЛ обладает правосубъектностью. Однако его право- и дееспособность отличаются от право- и дееспособности гражданина. Так: а) ЮЛ возникает и прекращается не в результате биологических процессов, а посредством установленных законом юридических процедур; б) ЮЛ не подвержено влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на его дееспособности; в) ЮЛ имеет органы, которые формируют его волю и реализуют ее вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены целым комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.); г) ЮЛ часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за правовой и другой помощью). Поэтому право- и дееспособность ЮЛ не подлежат противопоставлению; напротив, ЮЛ обладают единой праводееспособностью (или правоспособностью), состоящей из сделко- и деликтоспособности (т.е. способности совершать сделки и другие юридические действия и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам).

2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз. 2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз. 1, 2 п. 1 ст. 49). Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК РФ, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Однако если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК РФ), а также всякая - коммерческая или некоммерческая - организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии, такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом необходимо доказать, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки (ст. 173 ГК РФ). Как видно, закон ставит действительность такой сделки в зависимость от ряда условий (признает оспоримой - ), поэтому: а) такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (отсутствие у ЮЛ лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде и аннулирована, либо не будет доказано, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; б) ограниченность правоспособности коммерческой организации ее учредительными документами, а также отсутствие у ЮЛ лицензии имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом.

3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст. 49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст. 74 Закона о ЦБ).

Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Правоспособность ЮЛ претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует лицензии (абз. 3 п. 1 ст. 49). Процедура лицензирования касается отдельных видов деятельности, зачастую их могут осуществлять разные организации - коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать и учреждения здравоохранения и образования, и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает и может быть реализовано с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49). До момента получения лицензии или указанного в ней срока ЮЛ не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями).

4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Полный текст ст. 49 ГК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 49 ГК РФ.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 80-ФЗ.

Комментарий к статье 49 ГК РФ

1. Юридическое лицо признается правоспособным с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ. Это общая правоспособность.

Специальная правоспособность обусловлена основными видами деятельности данной организации. Она может возникать:
- одновременно с общей правоспособностью при отсутствии специального порядка осуществления деятельности;
- с момента исполнения специальных требований, предусмотренных для данной деятельности: получения лицензии, вступление в саморегулируемую организацию и т.п.;
- определение возможных и допустимых видов деятельности, а соответственно, прав и обязанностей унитарного предприятия непосредственно зависит от решения учредителя и предоставления им необходимого для такой деятельности имущества.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах, для чего необходимо наличие специального нормативного предписания (правовой нормы), закрепляющего такое ограничение, а также обстоятельств, в силу которых подлежит применению установленное законом ограничение.

3. Наличие юридического факта, порождающего или прекращающего право осуществления деятельности юридическим лицом, должно быть подтверждено документально. Перечень необходимых документов определяется к отдельным видам деятельности:
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица - при отсутствии специальных требований;
- разрешение на осуществление деятельности, если оно является обязательным - лицензия, свидетельство о членстве в саморегулируемой организации и т.п. Правоспособность организации в данном случае подтверждается несколькими документами одновременно.

С учетом иных особенностей, установленных специальными предписаниями ГК РФ или специальных федеральных законов.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет приоритет норм ГК РФ над предписаниями иных нормативных актов, что также способствует унификации правового регулирования деятельности юридических лиц и формирования иерархии нормативных актов, подлежащих применению в каждом конкретном случае. В тоже время общий характер предписаний ГК РФ свидетельствует о том, что особенности правового положения отдельных видов субъектов регламентируются положениями специальных законодательных актов о них. Несмотря на то, что данное предписание в большей степени является теоретическим, его практическая ценность достаточно высока, поскольку позволяет устранить противоречия в правовом регулировании деятельности юридических лиц.

4. Применимое законодательство:
- ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

5. Судебная практика:
- определение КС РФ от 14.12.2000 N 244-О от 07.02.2002;
- информационное письмо ВАС РФ от 20.12.99 N С1-7/смп-1341;
- постановление ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КГ-А40/385-11;
- постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 N 18АП-8858/2010;
- решение Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2014 по делу N А51-9606/2014.

Консультации и комментарии юристов по ст 49 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 49 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте () регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарий к статье 49 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена правоспособности ЮЛ - ее видам (п. 1), ограничению (п. 2), возникновению и прекращению (п. 3). Будучи субъектом гражданского права, ЮЛ обладает правосубъектностью. Однако его право- и дееспособность отличаются от право- и дееспособности гражданина. Так: а) ЮЛ возникает и прекращается не в результате биологических процессов, а посредством установленных законом юридических процедур; б) ЮЛ не подвержено влиянию возрастных, психофизиологических процессов и некоторых других факторов, которые могли бы отразиться на его дееспособности; в) ЮЛ имеет органы, которые формируют его волю и реализуют ее вовне, при этом качество волеобразования и волеизъявления нередко обеспечены целым комплексом нормативно предусмотренных мер (в том числе коллегиальностью принятия многих решений, необходимым кворумом присутствия и голосования, определением и ограничением компетенции того или иного органа, возможностью его контроля другим органом и т.п.); г) ЮЛ часто обладает значительными возможностями квалифицированного решения вопросов (в частности, обращения за правовой и другой помощью). Поэтому право- и дееспособность ЮЛ не подлежат противопоставлению; напротив, ЮЛ обладают единой праводееспособностью (или правоспособностью), состоящей из сделко- и деликтоспособности (т.е. способности совершать сделки и другие юридические действия и нести самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам).

2. ЮЛ имеет общую (универсальную) или специальную правоспособность. Прежде всего это зависит от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям. Коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, т.е. имеют общую (универсальную) правоспособность, что соответствует рыночным принципам хозяйствования в условиях децентрализованной экономики. Данное правило является общим и не касается коммерческих организаций, правоспособность которых ограничена законом (унитарных предприятий и некоторых других коммерческих организаций, например банков и страховых компаний) (абз. 2 п. 1 ст. 49) или учредительными документами (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК).

Напротив, некоммерческие организации могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности, т.е. обладают специальной правоспособностью. Каких-либо исключений из этого правила нет (абз. 1, 2 п. 1 ст. 49). Последствия выхода ЮЛ за рамки специальной правоспособности неоднозначны. По общему правилу последствия совершенной сделки ЮЛ, выходящей за рамки его специальной правоспособности, определяет ст. 168 ГК, устанавливающая общее правило о недействительности (ничтожности) всякой сделки, не соответствующей требованиям законодательства. Кроме того, систематическое осуществление деятельности общественными или религиозными организациями (объединениями), а также фондами, противоречащими их уставным целям, может быть предпосылкой к их судебной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК).

Однако если сделку совершает коммерческая организация вопреки целям деятельности, определенно ограниченным в ее учредительных документах (третье предложение абз. 1 п. 2 ст. 52 ГК), а также всякая - коммерческая или некоммерческая - организация при отсутствии в необходимых случаях лицензии, такая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску указанного в законе круга лиц, при этом необходимо доказать, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о незаконности данной сделки (ст. 173 ГК). Как видно, закон ставит действительность такой сделки в зависимость от ряда условий (признает оспоримой - п. 1 ст. 166 ГК), поэтому: а) такая сделка, даже несмотря на определенную ограниченность правоспособности коммерческой организации учредительными документами (отсутствие у ЮЛ лицензии), в угоду устойчивости гражданского оборота является действительной, если указанными в законе лицами она не будет эффективно оспорена в суде и аннулирована, либо не будет доказано, что контрагент ЮЛ знал или заведомо должен был знать о ее незаконности, либо суд почему-либо не признал ее недействительной; б) ограниченность правоспособности коммерческой организации ее учредительными документами, а также отсутствие у ЮЛ лицензии имеют значение для третьих лиц, только если они знали или должны были знать об этом.

3. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, указанных в законе (п. 2 ст. 49). Так, ЦБ при нарушении кредитной организацией законов, иных нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставления, представления неполной или недостоверной информации может ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. При неисполнении кредитной организацией в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также если эти нарушения или совершаемые банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков) ЦБ вправе ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных в ее лицензии, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года (ст. 74 Закона о ЦБ).

Поэтому ограничение ЮЛ в правах носит не судебный, а административный характер. Решение об ограничении ЮЛ в правах может быть оспорено в суде (п. 2 ст. 49). Ограничения ЮЛ в правах возможны в связи с его реорганизацией. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Серьезные ограничения в правах ЮЛ претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается регистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого ЮЛ, а также регистрация ЮЛ, учредителем которых выступает ликвидируемое ЮЛ, или регистрация ЮЛ, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации юридических лиц).

Правоспособность ЮЛ претерпевает легальное ограничение, если его деятельность требует лицензии (абз. 3 п. 1 ст. 49). Процедура лицензирования касается отдельных видов деятельности, зачастую их могут осуществлять разные организации - коммерческие и некоммерческие (например, медицинские или образовательные услуги могут оказывать и учреждения здравоохранения и образования, и хозяйственные общества соответствующего профиля). Само право на лицензируемую деятельность возникает и может быть реализовано с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 3 ст. 49). До момента получения лицензии или указанного в ней срока ЮЛ не имеет такого права и не может его реализовать, но имеет и может осуществлять другие права (а именно те, которые не требуют лицензирования или уже обеспечены необходимыми лицензиями).

4. Правоспособность ЮЛ возникает в момент его создания (абз. 1 п. 3 ст. 49), который, в свою очередь, определяется по дню внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК). Внесение записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ означает прекращение и правоспособности, и самого ЮЛ (п. 4 ст. 57, п. 8 ст. 63 ГК).


1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

5. К юридическим лицам, создаваемым Российской Федерацией на основании специальных федеральных законов, положения настоящего Кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице.

Комментарии к ст. 49 ГК РФ


Правоспособность юридического лица представляет собой абстрактную возможность обладать субъективными гражданскими правами и обязанностями и нести ответственность. Наряду с дееспособностью (то есть способностью своими действиями приобретать права, обязанности и нести ответственность) она является системообразующим элементом правосубъектности юридического лица - его характеристики как субъекта гражданско-правовых отношений.

Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания. Таким моментом законодательство признает дату внесения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Исключение юридического лица из данного реестра является моментом прекращения его правоспособности.

В теории гражданского права и практике гражданско-правового регулирования принято выделять два вида правоспособности юридических лиц: универсальную и специальную правоспособность.

Универсальная правоспособность выражается в возможности иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любого вида деятельности, не запрещенной законом. Исходя из правил, установленных комментируемой статьей, такой вид правоспособности присущ только коммерческим организациям. Данное обстоятельство позволяет большинству исследователей констатировать, что, хотя коммерческие организации и составляют значительную часть от общего числа юридических лиц, универсальная правоспособность является исключением из общего правила, поскольку для отдельных категорий коммерческих организаций, а также для всех некоммерческих организаций законодательство предусматривает специальную правоспособность.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо вправе осуществлять только определенные виды деятельности, предусмотренные его уставом и обусловленные целями его создания.

Среди коммерческих организаций специальной правоспособностью в соответствии с законодательством обладают следующие:

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Банки и другие кредитные организации;

Страховые организации;

Фондовые биржи.

Правоспособность некоммерческих организаций может быть только специальной.

Кроме того, комментируемая статья предусматривает, что отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только при наличии у него специального разрешения - лицензии. Перечень таких видов деятельности установлен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

1) разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

2) производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

3) ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

4) испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

5) деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

6) деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

7) предоставление услуг в области шифрования информации;

8) разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

9) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

10) деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

11) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

12) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

13) деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;

14) разработка вооружения и военной техники;

15) производство вооружения и военной техники;

16) ремонт вооружения и военной техники;

17) утилизация вооружения и военной техники;

18) торговля вооружением и военной техникой;

19) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;

20) производство патронов к оружию и составных частей патронов;

21) торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

22) торговля патронами к оружию;

23) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

24) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

25) разработка и производство боеприпасов и их составных частей;

26) утилизация боеприпасов и их составных частей;

27) выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;

28) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;

29) эксплуатация химически опасных производственных объектов;

30) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

31) производство взрывчатых материалов промышленного назначения;

32) хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

33) применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

34) деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;

35) производство пиротехнических изделий;

36) деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом;

37) деятельность по тушению пожаров;

38) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

39) производство маркшейдерских работ;

40) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

41) геодезическая деятельность;

42) картографическая деятельность;

43) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

44) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

45) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

46) фармацевтическая деятельность;

47) производство лекарственных средств;

48) производство медицинской техники;

49) техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

50) изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;

51) деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";

52) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

53) перевозки морским транспортом пассажиров;

54) перевозки морским транспортом грузов;

55) перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

56) перевозки внутренним водным транспортом грузов;

57) перевозки воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);

58) перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы);

59) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

60) перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;

61) перевозки железнодорожным транспортом грузов;

62) перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

63) транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

64) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

65) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

66) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

67) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

68) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);

69) деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса;

70) негосударственная (частная) охранная деятельность;

71) негосударственная (частная) сыскная деятельность;

72) заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

73) заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

74) деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами Российской Федерации;

75) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

76) аудиторская деятельность;

77) деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

78) космическая деятельность;

79) медицинская деятельность;

80) деятельность по обеспечению авиационной безопасности;

81) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

82) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

83) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (с 1 января 2010 года данное требование утрачивает силу);

84) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. По истечении своего срока лицензия может быть продлена по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. При этом положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Часть 2 комментируемой статьи допускает возможность ограничения юридического лица в правах только в порядке и на основаниях, установленных законодательством. При этом за юридическим лицом всегда сохраняется право судебного обжалования решений, ограничивающих его правоспособность.

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 апреля 2015 года Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 80-ФЗ.

Комментарий к статье 49 Гражданского Кодекса РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи объем гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любой предпринимательской деятельностью и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

Сам ГК к числу коммерческих организаций со специальной правоспособностью относит государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные - ст. 115). Ограничение сферы деятельности и соответственно правоспособности банков установлено Законом о банках, страховых организаций - Законом об организации страхового дела, фондовых бирж - Законом о рынке ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов - Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (СЗ РФ, 2001, N 49, ст. 4562).

Сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultra vires, недействительны. Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 проводит существенное различие между недействительностью внеуставных сделок тех коммерческих организаций, специальная правоспособность которых установлена законом или иными правовыми актами, и тех, специальная правоспособность которых вытекает из их учредительных документов. Первые согласно п. 18 Постановления являются ничтожными по ст. 168 ГК, а вторые - оспоримыми согласно ст. 173 ГК. Это различие основано на толковании ст. 173 ГК, и оно относится ко всем юридическим лицам.

2. Есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальную лицензию. Это правило распространяется на юридические лица независимо от того, обладают ли они общей или специальной правоспособностью. Согласно комментируемой статье эти виды деятельности могут быть установлены только законом; в п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 специально указано, что после введения в действие части первой ГК это требование должно соблюдаться неуклонно.

Верховный Суд РФ считает, что лицензирование отдельных видов деятельности "относится к характеристике правоспособности юридического лица и в силу этого является институтом гражданского права, регулирование которого в соответствии с Конституцией Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 1997, N 5, с. 2).

Вместе с тем в п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 еще раз подчеркнуто обладание коммерческими организациями, за исключением указанных в законе, общей правоспособностью, в связи с чем при разрешении споров рекомендовано учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится исчерпывающего (законченного) перечня видов ее деятельности, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что такой вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Таким образом, по общему правилу за коммерческими организациями признается равная (одинаковая) правоспособность, т.е. способность в равной мере иметь право на занятие любыми не запрещенными законом видами деятельности. Эта правоспособность возникает с момента государственной регистрации коммерческой организации, а вот своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать и исполнять гражданские обязанности, вытекающие из отдельных видов деятельности, подлежащих лицензированию, коммерческая организация может только с момента получения лицензии или указанного в ней срока.

Закон о лицензировании закрепил перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Необходимость получения лицензии на банковскую деятельность предусмотрена Законом о банках, страховую деятельность с заключением договоров страхования - Законом об организации страхового дела и ст. 938 ГК.

Органы, осуществляющие лицензионную деятельность, установлены Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (СЗ РФ, 2002, N 9, ст. 928).

Отказ в выдаче лицензии, ее аннулирование или приостановление действия могут быть обжалованы в суд (см. ст. 13 и коммент. к ней).

3. В ряде случаев ограничение прав юридических лиц, о котором говорится в п. 2 комментируемой статьи, предусмотрено самим ГК. Так, ст. 297, 298 вводят различные ограничения права хозяйственного ведения и права оперативного управления, принадлежащего унитарному предприятию, в т.ч. и казенному, в части распоряжения принадлежащим ему имуществом. Статья 1015 ГК ограничивает право доверительного управляющего - он не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Статья 75 Закона о ЦБР разрешает Банку России при определенных условиях ограничивать право кредитных организаций на проведение отдельных операций, а также на открытие филиалов.

Другой комментарий к статье 49 ГК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи содержание и объем правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица. При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл - получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности (ст. 50 ГК).

По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и соответственно иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие юридические лица обладают общей правоспособностью.

Другие юридические лица вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность - иметь специальный характер (специальную правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности. В настоящее время действует Закон о лицензировании.

2. В п. 2 комментируемой статьи закрепляется гарантия юридического обеспечения правоспособности юридического лица. Права юридического лица могут быть ограничены лишь случаях и в порядке, предусмотренных законом. Случаи и порядок возможного ограничения отдельных прав юридического лица предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам юридических лиц. Как правило, это имеет место при нарушении юридическими лицами действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, затрагивающих интересы общества, например в случае войны. Так, Законом о ЦБ РФ за ЦБ РФ закреплено право в случае нарушения кредитной организацией требований федеральных законов и иных нормативных актов вводить запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до 1 года, а также на открытие филиалов на срок до 1 года (п. 4 ст. 74 указанного Закона).

Решение об ограничении прав, принятое уполномоченным органом государства, может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. в момент его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Порядок исключения, предусмотренный Законом о государственной регистрации, распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу этого Закона.

В п. 3 комментируемой статьи содержится также отдельная норма о сроке действия права юридического лица на осуществление деятельности, требующей получения лицензии.