Последние статьи
Домой / Аренда / Учебный авиационный центр при фгу авиалесоохрана. Наблюдатель (воздухоплавание и авиация) Производительность работы летчика-наблюдателя

Учебный авиационный центр при фгу авиалесоохрана. Наблюдатель (воздухоплавание и авиация) Производительность работы летчика-наблюдателя

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[Об условиях труда летчиков-наблюдателей]

Федеральная служба лесного хозяйства России, в связи с передачей Центральной базой авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" и принятием в состав управлений лесами в соответствии с приказом Рослесхоза от 28.01.97 N 11 "О дополнительных мерах по повышению эффективности охраны лесов от пожаров" Марийского авиаотделения Нижегородского авиазвена и оперативных точек, выполняющих авиапатрулирование лесов без активных сил и средств пожаротушения, сообщает следующее об условиях труда летчиков-наблюдателей.

Условия оплаты труда летчиков-наблюдателей, действовавшие в Центральной базе авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана", в том числе должностные оклады, оплату за налет часов, систему премирования, установленных надбавок за классность, выслугу лет, за высокие достижения в труде и пр. можно сохранить через коллективный договор лесхоза, в штат которого они вводятся. Основанием для этого является постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и Отраслевое (тарифное) соглашение между профсоюзом работников лесных отраслей России, Федеральной службой лесного хозяйства России и Министерством труда Российской Федерации на 1996-1997 годы, которые одинаково распространяются и на работников лесхозов, и на работников авиалесоохраны.

Если летчики-наблюдатели вводятся в штат управления лесами как руководители или специалисты по охране лесов от пожаров, то оплата их труда должна производиться в строгом соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1992 года N 4249-1/1042 "Об упорядочении оплаты труда работников органов представительной и исполнительной власти".

Учитывая, что лесхозы и управления лесами не входят в состав авиационно-спасательных подразделений постоянной готовности, исчисление сроков выслуги лет для назначения пенсии летчикам-наблюдателям должно производиться по пункту "б" "Порядка исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам летного состава", т.е. каждые 12 часов налета - за один месяц выслуги. До перевода летчиков-наблюдателей в состав лесхозов или управлений лесами срок их выслуги лет исчислялся по пункту "в", указанного Порядка, т.е. один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях - за полтора года выслуги.

Заместитель руководителя
Федеральной службы М.Ю.Клинов

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Летчик-наблюдатель - специалист по ведению разведки с воздуха в интересах артиллерии (разведка, корректировка огня) и для воздушной разведки (наблюдения).

Производительность работы летчика-наблюдателя

Работа наблюдателя зависит: а) от деятельности авиации противника и его ПВО; б) от атмосферных условий и видимости (облачность, туман, род целей и освещение их, а также характер местности); в) от сработанности экипажа и подготовленности наблюдателя; г) от удаленности целей; д) от высоты полета.

Задачи самолета артиллерии. Основными задачами самолета артиллерии являются разведка целей и наблюдение за огнем.

К специальным задачам самолета артиллерии относятся разведка (отыскание и изучение) целей, могущих стать предметом дальнейшего уничтожения, и проверка маскировки позиций своей артиллерии.

Целеуказание состоит в передаче вида целей и положения их центра. В случае надобности дополнительно сообщаются размеры цели. При указании колонн войск сообщается: род колонны, длина, направление движения и местонахождение головы колонны.

Виды стрельбы:

    а) пристрелка;

    б) контроль огня;

    в) огонь на поражение.

Пристрелкой определяется средняя точка разрывов, находящаяся возможно ближе к цели (на основе наблюдения очередных серий выстрелов). Контроль огня можно выполнять только при стрельбе по хорошо известной цели, после тщательной подготовки огня или по цели, по которой уже раньше была проведена пристрелка.

Огонь на поражение ведется после проведения пристрелки или контроля огня.

Общие принципы наблюдения артогня. Различаются следующие виды наблюдения: осевое наблюдение и относительно меридиана, проходящего через центр цели.

При осевом наблюдении сообщается отклонение средней точки группы разрывов относительно линии батарея - центр цели и перпендикуляра к ней, проходящего через центр цели.

При наблюдении относительно меридиана сообщается отклонение средней точки группы от меридиана и параллели, проходящих через центр цели.

Распоряжение о наблюдении дает начальник артиллерии, определяя в боевом приказе артиллерии: а) полосу наблюдения; части артиллерии, для которых будет вестись наблюдение; б) полосы действия этих частей, а также, если возможно, района позиций дивизионов и батарей; в) род целей, которые должны быть уничтожены (с указанием порядка их важности); г) начало и продолжительность наблюдения; д) место постов связи с самолетами, а также все данные, касающиеся связи, а именно: позывные сигналы, длину волн, опознавательные полотнища и в случае надобности условные сигналы.

При благоприятных условиях на пристрелку требуется 15 минут, а на контроль огня - 5 минут.

Приказ о стрельбе по известным целям начальник артиллерии сообщает для сведения авиационной части и артиллерийским частям, назначенным для стрельбы, указывая: а) род и положение целей, а в случае надобности точки пристреливания; б) части, которые должны выполнять стрельбу, и по возможности положение отдельных позиций батарей; в) род стрельбы и задачи самолета артиллерии; г) начало и порядок выполнения стрельбы.

Самолет как средство связи в коннице

Отрыв авиации от обслуживаемого ею кавалерийского соединения отрицательно влияет на ее использование. Поэтому во всех случаях, когда позволяют обстоятельства, необходимо выдвигать авиацию вперед путем выбора посадочных площадок и приближения ее баз к районам действия конницы. Практическое использование авиации требует, кроме того, наличия вблизи командного пункта старшего кавалерийского начальника вспомогательных посадочных площадок.

Воздушная связь включает: а) связь внутри данного кавалерийского соединения (связь внутренняя) и б) связь с соседями и с тылом.

Связь внутри кавалерийского соединения. Самолет как средство связи внутри кавалерийского соединения может применяться: а) для информирования старшего начальника о положении выдвинутых вперед частей; б) для передачи его распоряжений подчиненным частям; в) для установления наилучшего взаимодействия между конными частями и приданной им или входящей в их состав артиллерией, мотомеханизированными частями и т. д.

Связь снизу вверх и сверху вниз, осуществляемая самолетами, особенно эффективна в условиях разведки и действий охраняющих частей двигающихся колонн; скорость и независимость от местности делают ее наиболее ценным средством связи между глубоко эшелонированными частями кавдивизии. Самолеты в этом случае действуют не по способу сопровождения разведывательных или охраняющих органов, а путем последовательных вылетов к месту действий указанных органов. Вылеты производятся в заранее установленное время, по требованию старшего начальника или, наконец, по инициативе летчика-наблюдателя, обеспечивающего связь этих органов со старшим начальником.

Связь осуществляется как посредством доставки старшему начальнику сведений о действиях разведывательных частей, полу

чаемых самолетом в результате собственного наблюдения, так и путем дублирования донесений, посылаемых разведывательными частями.

Чтобы летчик-наблюдатель мог наилучшим образом выполнять поставленные ему задачи по обслуживанию связи между разведывательными органами и старшим начальником, особенно в условиях замаскированного и расчлененного движения этих органов, необходимо заранее ознакомить его с задачами и предполагаемыми действиями разведывательных частей. Кроме того, во всех случаях нужно стремиться к тому, чтобы между начальником разведывательного органа и соответствующим летчиком- наблюдателем было установлено непосредственное общение до начала их совместной работы. Если установить такой контакт нельзя, начальник разведывательного органа должен через старшего начальника ставить авиацию в известность о намеченных способах выполнения поставленной ему задачи, как то: общей оси движения, последовательных рубежах, приблизительном расчете времени их достижения, вероятных зонах расположения разведывательных частей на каждом рубеже при передвижении скачками и условных сигналах с земли полотнищами.

При появлении в условной зоне самолета с определенным отличительным знаком (который должен быть им известен) разведывательные части развертывают авиасигнальные полотнища для обмена необходимыми сообщениями.

Летчик-наблюдатель

Если летчик-наблюдатель почему-либо не обнаружит в условной зоне к определенному времени авиасигнальных полотнищ, он продолжает свой полет вперед, к следующему рубежу. Если и в этой зоне он не найдет разведывательных частей, то возвращается к предшествовавшим рубежам. При не обнаружении разведывательных частей на установленных рубежах (по оси их движения) летчик-наблюдатель направляется к месту расположения центрального поста связи, местонахождение которого должно быть ему точно известно, и здесь получает все необходимые сведения.

В наступательном или оборонительном бою конницы связь снизу вверх (от младших начальников к старшим) осуществляется в форме постановки задач самолетам по сопровождению войсковых частей. В этом случае летчик-наблюдатель наблюдает за передвижением своих войск и противника, устанавливает линию фронта, следит за сигналами, которые даются ему с земли командными пунктами частей, ведущих бой, и обо всем виденном и сообщенном ему с земли дает знать командиру кавдивизии и, если нужно, начальнику артиллерии, используя для этого радио, сигнальные ракеты и вымпелы.

Крупные кавалерийские соединения в силу своей подвижности и гибкости с особенным успехом используют самолеты связи как средство между ведущими бой кавчастями и поддерживающей их артиллерией. В некоторых случаях (например, в период соприкосновения с противником, когда обстановка еще не выяснена и наземное наблюдение недостаточно для точного выявления целей, подлежащих в этот период артиллерийскому обстрелу) только самолет с достаточной точностью сможет установить характер и местонахождение интересующих конницу целей и тем самым в течение определенного времени обеспечить артиллерии возможность поддержки огнем конных частей, вошедших в соприкосновение с противником.

Специалист лесного хозяйства, окончивший курсы по подготовке летчиков-наблюдателей в Авиационном учебном центре при ФБУ «Авиалесоохрана», получивший квалификацию летчика-наблюдателя гражданской авиации и выполняющий в составе летного экипажа воздушного судна самолетовождение в целях авиационной охраны лесов.

Обязаности

В обязанности летчиков-наблюдателей входит:

  • выполнение в составе лётного экипажа воздушного судна полетов по авиационному патрулированию лесов с целью обнаружения лесных пожаров , доставке сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров, непосредственное тушение и руководство тушением лесных пожаров с воздуха , осуществление авиационного лесопатологического мониторинга и проведение иных работ по защите лесов от вредных организмов;
  • передача информации о пожарах, очагах массового размножения вредных лесных насекомых в региональный пункт диспетчерского управления, лесничество , а также осуществление иных функций.

Подготовка

После теоретического обучения , 2-месячной летной практики и сдачи государственных экзаменов слушателям курсов присваивается квалификация летчика-наблюдателя гражданской авиации 3-го класса. С накоплением производственного опыта и после окончания курсов повышения квалификации могут быть присвоены 2-й и 1-й классы. Летчик-наблюдатель 1-го класса - это наиболее опытный специалист, квалифицированно выполняющий большинство работ: авиапатрулирование, высадку парашютистов -пожарных, работу на вертолётах с высадкой десантников-пожарных и на внешней подвеске с ВСУ, работу на авиатанкерах, координирование различных служб и оперативное руководство тушением лесных пожаров. Каждые 2 года летчики-наблюдатели подтверждают квалификацию.

Авиационное патрулирование лесов

Авиапатрулирование (авиационный мониторинг) осуществляется путем регулярного осмотра территории , обслуживаемой авиаотделением, с воздуха с целью оперативного обнаружения вновь возникших пожаров, разведки и слежения за действующими лесными пожарами, лесопатологического наблюдения . Маршруты авиапатрулирования (патрульные маршруты) разрабатываются и утверждаются ежегодно, с учетом природной пожарной опасности насаждений, исторически сложившейся частоты возникновения пожаров на той или иной конкретной местности (горимости лесов), с учетом полной просматриваемости обслуживаемой территории при средних условиях видимости.

Авиационное патрулирование начинается с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды , его проводят специально подготовленные экипажи, в составе которых обязательно должен быть основной специалист авиалесоохраны - летчик-наблюдатель. В соответствии с положениями Лесного кодекса РФ , авиационную охрану лесов на территории субъектов РФ осуществляют региональные авиабазы.

Подготовка летчика-наблюдателя к полету делится на 2 этапа: предварительную и предполетную.

Предварительная подготовка включает в себя постановку воздушного судна в план полетов, подготовка снаряжения летчика-наблюдателя, парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, противопожарных грузов, уточнение класса пожарной опасности и пожарной обстановки, подготовка план работы по обслуживанию ранее возникших пожаров, согласование с наземными службами пожаротушение совместных действий.

Предполетная подготовка проводится непосредственно перед вылетом и включат в себя вручение заявки на полет экипажу воздушного судна, медицинский контроль, проверку наличия полетной и патрульной карт, снаряжения летчика-наблюдателя и участвующих в полете работников парашютной и десантно-пожарной служб.

Полет осуществляется по намеченному маршруту, сход с маршрута допускается при обнаружении дымовой точки. Все изменения элементов полета (курс, высота, скорость), сведения о пожаре и проделанной работе отражаются в боровом журнале. Информация о лесных пожарах посредством радиосвязи передается в пункт диспетчерского управления соответствующего лесничества либо в Единый командно-диспетчерский пункт (диспетчерский пункт) региональной авиабазы.

________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст.1131; 2001, N 26, ст.2685; 2011, N 26, ст.3803); статья 265 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2013, N 14, ст.1666).

Приказ Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2008 г., регистрационный N 12701), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 15 июня 2011 г. N 162 (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2011 г., регистрационный N 21340), от 26 декабря 2011 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный N 23632), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362) и от 16 сентября 2015 г. N 276 (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2015 г., регистрационный N 39387).

Приказ Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил" (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2015 г. N 39163), с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 20 сентября 2016 г. N 271 (зарегистрирован Минюстом России 22 сентября 2016 г., регистрационный N 43756), от 19 сентября 2017 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2017 г., регистрационный N 48523) и от 27 октября 2017 г. N 465 (зарегистрирован Минюстом России 23 ноября 2017 г., регистрационный N 48979).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст.2415; 2014, N 9, ст.906, N 26, ст.3577; 2015, N 11, ст.1607, N 46, ст.6397; 2016, N 15, ст.2105, N 35, ст.5327, N 40, ст.5733; 2017, N 13, ст.1941, N 41, ст.5954, N 48, ст.7219; 2018, N 3, ст.553).

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).

Данная должностная инструкция переведена автоматически. Обратите внимание, автоматический перевод не дает 100% точности, поэтому в тексте могут быть незначительные ошибки перевода.

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Летчик-наблюдатель" относится к категории "Специалисты".

1.2. Квалификационные требования - базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (бакалавр или младший специалист). Наличие свидетельства летчика-наблюдателя гражданской авиации. Без требований к стажу работы. В случае выполнения международных полетов - знание иностранного языка в объеме, предусмотренном программой специальной подготовки.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- Воздушный кодекс Украины;
- приказы, постановления, руководства, инструкции и другие руководящие документы Министерства транспорта Украины, Укравиатранса, авиапредприятия (авиакомпании);
- Положение об использовании воздушного пространства Украины;
- правила эксплуатации электро - и радиооборудования воздушных судов, что обеспечивает работу специального оборудования, в соответствии с Руководством по летной эксплуатации;
- основные тактико-технические характеристики средств пожаротушения и радиосвязи;
- основы трудового законодательства, Правила определения рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Украины;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, противопожарной защиты.

1.4. Летчик-наблюдатель назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Летчик-наблюдатель подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Летчик-наблюдатель руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Летчик-наблюдатель во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. В полном объеме готовится к полету.

2.2. Принимает решения и квалифицированно осуществляет надзор в полете, проводит патрульные и охранные работы с применением простейших радиотехнических средств дневной навигации в простых метеоусловиях.

2.3. Готовит картографический материал, организует работу с охраны и патрулирования объектов надзора.

2.4. Ведет двусторонняя связь с наземными радиостанциями в телефонном режиме в установленном порядке, осуществляет взаимодействие с другими членами экипажа.

2.5. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.6. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Летчик-наблюдатель имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Летчик-наблюдатель имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Летчик-наблюдатель имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Летчик-наблюдатель имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Летчик-наблюдатель имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Летчик-наблюдатель имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Летчик-наблюдатель имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Летчик-наблюдатель имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Летчик-наблюдатель имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Летчик-наблюдатель несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Летчик-наблюдатель несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Летчик-наблюдатель несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Летчик-наблюдатель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Летчик-наблюдатель несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Летчик-наблюдатель несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Летчик-наблюдатель несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.