Последние статьи
Домой / Аренда / Актуальные вопросы. Взаимодействие с проверяющими

Актуальные вопросы. Взаимодействие с проверяющими

24 октября 2016 года Контрольно-счетной палатой совместно с Прокуратурой Железнодорожного района проведена проверка исполнения муниципальных программ «Развитие транспортной системы г. Улан-Удэ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», «Экономическое и инновационное развитие на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2016 годы и на период до 2020 года», в том числе, соблюдения законодательства о закупках.
По результатам проверки направлено представление МУП «Городские маршруты», информационные письма МКУ «Служба ИСОГД», МКУ «Комитет по управлению имуществом», МУП «Управление трамвая» об устранении выявленных нарушений.

3 августа 2016 года проверка отдельных вопросов соблюдения требований законодательства при осуществлении деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами , по результатам которой МБУ «Комбинат по благоустройству» направлено представление о приведении условий договора в соответствие с действующим законодательством.

1 июля 2016 года Контрольно-счетной палатой по обращению прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка правомерности использования денежных средств, полученных ТСЖ «ЯК-17» от жильцов многоквартирного дома №17 по ул. Яковлева в счет оплаты за отопление, в том числе денежных средств (экономии), подлежащих возврату жильцам дома .
Проверкой установлено нарушение требований Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам - при наличии общедомового прибора учета начисление платы за отопление производилось по нормативу. При этом, ежегодная корректировка размера оплаты не проводилась. По результатам проверки ТСЖ «ЯК-17» даны рекомендации о недопущении нарушений.

12 мая 2016 года Контрольно-счетной палатой совместно с МВД РБ по городу Улан-Удэ окончена выборочная проверка финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад №2 «Булжамуур» за 5 лет.
По результатам контрольного мероприятия учреждению предложено:
- восстановить в бюджет неправомерные расходы в сумме, направленные на оплату подрядчикам за фактически невыполненные работы, предъявленные в акте о приемке выполненных работ;
- обеспечить принятие мер воздействия к подрядчику при ненадлежащем исполнении им обязательств, предусмотренных условиями заключенного муниципального контракта;
- обеспечить соблюдение Закона 44-ФЗ в части размещения информации об исполнении контрактов в сроки и объеме, установленные законодательством;
- обеспечить безусловное соблюдение законодательства о бухгалтерском учете в части отражения изменений в план ФХД, анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения, учета финансовых активов;
- обеспечить отражение информации по поступлениям добровольных пожертвований по плательщикам.

10 мая 2016 года в рамках профессионального взаимодействия Контрольно-счетной палатой совместно с Прокуратурой Железнодорожного района города Улан-Удэ окончена проверка отдельных вопросов деятельности МБУ ДОД ДШИ №8 по жалобе, поступившей от профсоюзного комитета Учреждения .
Проверкой указанные в письме факты нарушения действующего законодательства не подтвердились.

1. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:

1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;

3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, сфере образования, социальной сфере, а также совместных проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при проведении совместных плановых проверок;

6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.

2. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.

3. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.

4. Органы государственного контроля (надзора) взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются в указанный в части 5 настоящей статьи уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти посредством федеральной государственной информационной системы, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок запрашивают и получают на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень , от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке , которые установлены Правительством Российской Федерации.

9. Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну , в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом.

10. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Илья Кокорин поделился с читателями сайт практическими советами о том, что делать и как себя вести, если в офис пришли сотрудники контролирующих органов.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС). Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение. Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе. Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации - такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК). Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела. Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок. В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок. Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы. При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок. Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности. Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе - не стесняйтесь. Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Взаимодействие с государственными контролирующими органами должно основываться на строгом соблюдении требований закона и представителями власти, и лицами, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия. Несмотря на объемные нормативные акты, правового регулирования указанной сферы оказывается явно недостаточно. Особенно большое количество вопросов вызывают контрольные действия, осуществляемые органами прокуратуры.

Контрольные мероприятия представлены проверками, которые подразделяются на плановые и внеплановые, выездные и документарные. Как известно, прокурорские проверки в силу прямого указания в нормативном акте не регламентируются положениями закона, предусматривающего права и гарантии проверяемых государственными органами лиц. Проведение контрольных мероприятий должностными лицами базируется на положениях закона о прокуратуре.

Однако, указанный нормативно-правовой акт до 2017 года не содержал требований относительно ограниченности предмета проверки, необходимости ознакомления проверяемого лица с решением о проведении контрольных мероприятий, предельного срока проведения проверки, невозможности многократно запрашивать одни и те же сведения, и т.д.
Отсутствие конкретизации не просто нарушало права и законные интересы проверяемых лиц.
Веерные проверки, инициируемые органами прокуратуры, могли парализовать работу предприятия, жалобы на действия должностных лиц в силу отсутствия подробной регламентации контрольных мероприятий не удовлетворялись.
Хотя, в настоящее время наметились изменения в лучшую сторону, широта правомочий прокуратуры при проведении контрольных мероприятий достаточно велика, и, в силу пробелов в законодательстве, неточных формулировок может приводить к превышению полномочий должностными лицами.
В такой ситуации особенно важным является своевременное обращение за квалифицированной юридической помощью.

Большинство контрольных органов осуществляет взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями в соответствии с требованиями законов, регулирующих определенную сферу правоотношений, а также нормативных актов, предусматривающих правовые гарантии проверяемым лицам.

Безусловно, сам процесс проведения контрольного мероприятия и его результаты напрямую будут зависеть от того, насколько проверяемое лицо осведомлено о предстоящей проверке.

Так, ожидая визитеров из государственной инспекции по труду, можно составить своеобразный «чек-лист», в соответствии с которым детально подготовиться к предстоящей проверке, выделить сотрудников, ответственных за грамотное взаимодействие или привлечь квалифицированного специалиста, который представит интересы коммерсанта.

Определенные возможности для подготовки есть и в случае проведения внеплановой документарной проверки. Хуже всего, если контролеры являются внезапно, особенно это касается прокурорских проверок, поскольку законом должностным лицам предоставлена возможность уведомить о проверке непосредственно перед ее началом. Часто проверки проходят с привлечением сотрудников иных государственных органов в качестве экспертов.

Поскольку руководитель не всегда может находиться по месту проведения внеплановой проверки, и юридическая помощь может быть оказана не сразу, необходимо провести инструктаж персонала на случай появления представителей государственных органов. Они должны знать, какие действия обязаны совершить, в частности, уточнить, кто пришел, каков повод визита, проверить необходимые документы, немедленно поставить в известность руководителя, и т.д.
Кроме того, они должны знать, на какие вопросы проверяющих отвечать обязательно, на какие давать ответы они не обязаны.
Во-вторых, самому руководителю стоит знать о правах, предоставленных ему законодательством и обязанностях, возложенных на контролирующие органы, сроках, процедуре проведения проверки, пределах правомочий проверяющих, и многих других важных моментах.

Поскольку, по некоторым данным, в российском законодательстве порядка двух миллионов норм, устанавливающих требования к ведению предпринимательской деятельности, оптимальным решением будет доверить представление интересов во взаимодействии с контролирующими органами профессионалу. Опытный юрист сумеет быстро сориентироваться в ситуации, не допустит нарушения прав доверителя, сумеет зафиксировать важную информацию в процессе проверки, в установленные сроки обжалует неправомерное решение, окажет содействие в устранении выявленных нарушений.

Если вам предстоит взаимодействие с государственными контролирующими органами – просто позвоните нам!

Антон Соничев , адвокат компании «Налоговик»

Несмотря на законодательные акты, принятые в 2008 г. с целью защиты бизнеса от незаконных действий контролеров, проверка на предприятии может произойти в любой момент. Чего ожидать от взаимодействия с проверяющими органами в настоящее время?

Ревизии бывают разные

В компаниях России давно ждали правовой акт, который бы надежно защищал от различного рода проверяющих инстанций. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был воспринят с энтузиазмом, но всех ожиданий не оправдал. Данный акт существенно ограничил возможности государственных и муниципальных органов на проверки, но и «черных дыр» оставил множество. В результате большинство правоотношений, связанных с проверками, имели «иммунитет» от защитных норм нового закона, который устанавливал обязательный прокурорский надзор за проверками бизнеса (особенно малого). Не обеспечивает права юридических лиц этот закон в отношении налоговых проверок, уголовных расследований, оперативно-розыскных мероприятий, бюджетного и валютного контроля, проверок Росфинмониторинга и антимонопольщиков.

Проверки, позволяющие приостановить работу руководства компаний, бухгалтеров, не охватываются этим законом. Проверки, влекущие гигантские доначисления налогов, санкций в отношении фирмы, прокуратурой в рамках упомянутого закона также не контролируются. Мероприятия бюджетного контроля в отношении участников тендеров по госзакупкам также пользуются «иммунитетом», что развязывает проверяющим руки.

Но государственный пожарный надзор, санитарный надзор, сельскохозяйственные и прочие проверки все-таки прокуратурой по упомянутому закону контролируются. Одно «но»: они не столь губительны для бизнеса. Как правило, они не парализуют деятельность компании на длительное время.

Какие проверки требуют согласования с прокуратурой?

В связи с этим любых проверяющих следует делить на две категории: которые обязаны руководство ваться требованиям закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и которые не обязаны принимать его во внимание при реализации своих полномочий. Статья 1 данного акта устанавливает, какие именно проверки выпадают от согласования у прокуратуры. Перечень таких проверок слишком велик, чтобы его раскрывать в настоящей статье, и он охватывается интересом далеко не всех компаний. Но есть не регулируемые этим законом универсальные проверки, которые могут беспокоить практически любую организацию:

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания, проведение предварительного следствия;

Осуществление прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведение административного расследования;

Производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

Расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

Расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

Мероприятия по контролю, направленные на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

На основании этого перечня можно сразу понять, требуется ли проверяющим согласование с прокуратурой своего визита или нет. Если их интересы попадают хотя бы под один из упомянутых пунктов, проверка не контролируется прокуратурой. Наиболее актуальными из таких проверок для любого бизнеса являются проверки налоговой инспекции и МВД.

Мероприятия налоговых органов

С налоговыми правоотношениями сталкиваются все организации. В этом году вступили в силу новые изменения в Налоговый кодекс РФ, которые дают существенную «фору» налоговым органам в борьбе с налогоплательщиками. Проверка компании представляет существенную опасность для бизнеса. Опасность при этом кроется как в возможности возложения ответственности вплоть до уголовной, так и в полномочиях проверяющих, которые мешают деятельности организации.

Проверяющие сейчас заинтересованы в основном контролируемыми сделками. Таковыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами. Налоговый кодекс дает исчерпывающий перечень оснований, по которым инспекторы отбирают такие сделки.

Проверки вне зависимости от субъекта, который ее проводит, можно разделить на два разряда: камеральные («кабинетные») и выездные.

Камеральные представляют собой самую меньшую опасность…

Во-первых, проходят данные проверки без присутствия объекта, т. е. работники компанииили индивидуальный предприниматель не
присутствуют при осуществлении контрольных мероприятий. Обычно такие мероприятия связаны с текущим контролем над поданными налоговыми декларациями, обращением безналичных и наличных денежных средств. В рамках проведения таких проверок в адрес предприятия могут направить требование о предоставлении разъяснений или каких-либо документов (ФНС, Росфинмониторинг). Возможности доначислений при таких проверках минимальны, а штрафы за обнаруженные нарушения невелики. Однако в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что проверяющие ведомства будут уходить в «аналитику», а количество выездных проверок сокращать.

…но именно камеральных проверок будет больше

Более всего это касается налоговых органов. В частности, об этом в последнее время заявлял руководитель ФНС Михаил Мишустин. Сам процесс обмена информацией между инспекциями, банками и предприятиями будет поставлен на электронный формат. Для этого в начале этого года ФНС издала ряд подзаконных актов, что позволяет говорить о созданной нормативной базе для электронных взаимоотношений инспекций и компаний. Электронная форма взаимодействия с хозяйствующими субъектами разгрузит налоговые органы от «бумажной» работы.

Электронная форма упростит работу инспекторов

Это даст инспекциям больше простора для направления всевозможных запросов о финансовых показателях за прошедшие годы, о предоставлении копий договоров, иных документов - писать «бумажки» нужно будет меньше, а времени для направления запросов больше. Как следствие увеличится объем реальной работы из-за необходимости инспекторов улучшать свои статистические показатели. И предприятия будут вынуждены тратить больше времени на дачу пояснений проверяющим, выделяя на это время бухгалтера, юриста, финансового, коммерческого или генерального директора и отвлекая этих должностных лиц компаний от своих прямых обязанностей.

Запросов от налоговиков станет больше

Предполагается, что при наличии малейших подозрений налоговики могут спросить, почему, например, у компании так возросли расходы или почему не индексируется . Формально требование инспектора представить разъяснения проигнорировать нельзя, и будет обязан представить свои объяснения. Это в целом может дестабилизировать работу, хотя камеральные и прочие «кабинетные» проверки не являются головной болью менеджмента предприятия. В отношении непокорных налогоплательщиков уже подготовили законодательную базу, которая постоянно повышает размеры штрафов за игнорирование требований налоговиков.

Более опасны для бизнеса выездные проверки

К таким проверкам также привлекаются сотрудники органов внутренних дел по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в случаях и порядке, предусмотренных законом. Сам по себе выезд проверяющих на территорию предприятия уже представляет собой резкую дестабилизацию обстановки.

С психологической точки зрения, визит инспекторов - это удар для управленцев. Гендиректор и прекрасно осознают, что к ним пришли не делиться советами о зарабатывании денег, а искать нарушения закона и выполнять свои карательные функции. И как бы ни был хорошо подготовлен к проверке персонал, даже самый психически стойкий человек может потерять самообладание, что негативно сказывается на принимаемых решениях в будущем.

Инспекторам необходимо уделять внимание. На каждой проверке у них возникает масса вопросов к сотрудникам проверяемой организации. В частности, у отдельных категорий проверяющих есть право на проведение допроса. Допрос предполагает отсутствие оснований (кроме ссылки на ст. 51 Конституции РФ о недопустимости свидетельствовать против самого себя и положения налогового законодательства) у допрашиваемого отказаться от проведения этого процессуального действия. В отличие от допроса в рамках уголовного дела, допрос в рамках выездной
проверки не регулируется достаточно четко, что дает инспекторам основания определять время, место, условия и способы беседы с сотрудниками компании по своему внутреннему убеждению. Законом не запрещено оказание психического насилия над допрашиваемым, проведение мероприятия более 4 ч подряд, например. И это при наличии у инспектора плохого настроения либо корыстного умысла может заставить служащих компании прекратить выполнять свою работу, что ведет к потере клиентов, снижению доходов и даже к закрытию бизнеса, если позиции на рынке безнадежно утрачены.

Инспекторы чаще привлекают экспертов для проверок

Особенно актуальна эта проблема в последнее время для компаний, чья деятельность с точки зрения специальных знаний недостаточно знакома для чиновников. К примеру, проверки работы организаций из сектора высоких технологий часто сопровождаются запросами, почему компания обратилась за помощью к консультантам, а не наняла в штат сотрудников с аналогичным опытом. В таком случае инспекторы не берут во внимание тот факт, что в области IT в связи с режимом коммерческой тайны на предприятиях редко можно найти свободного специалиста с нужными знаниями. Или же при проверке сырьевых компаний также требуются знания в области геологии, добыче полезных ископаемых, технологии переработки нефти. Специалистов для проверки налоговики привлекают редко, что должно компенсироваться тщательным допросом сотрудников самих налогоплательщиков, которые привлекаются в качестве свидетелей. Сами налоговики отмечают, что стали относиться к специальным познаниям более тщательно, что является предметом допроса свидетелей. В качестве специалистов сотрудники ФНС стараются никого не привлекать, поскольку это требует дополнительных материальных затрат на оплату вознаграждения такому носителю специальных знаний.

У инспекторов есть право на доступ к территории предприятия налогоплательщика, проведение там обыска или выемки различного рода предметов и документов. У налогоплательщика же есть обязанность реализацию этого права обеспечить. При этом сроки для предоставления доступа на территорию также не ограничены нормами закона, поэтому персоналу компании необходимо тратить свое время на обеспечение
пребывания инспекторов по месту проверки.

В соответствии с требованиями закона организация предоставляет инспекторам помещение. Предполагается при этом, что такое помещение будет использовано проверяющими для реализации своих полномочий, что неминуемо отразится на работе сотрудников. Поэтому предприятию приходится либо выделять кабинет для проверки в ущерб своему трудовому распорядку, либо постоянно содержать его для специальных случаев за свой счет.

Визиты сотрудников органов внутренних дел

Проверки правоохранительных органов - одни из самых неприятных для бизнеса. Они также не требуют согласования с органами прокуратуры. По их результатам не могут выноситься решения о назначении каких-либо штрафов, поскольку новый закон «О полиции» не наделяет сотрудников правоохранительных органов правом осуществлять ревизии. Но вместо этого возможно вынесение постановления о возбуждении уголовного дела.

Не все проверки имеют юридические основания

Лишь немногие предприниматели знают, что далеко не всегда от проверки стоит ожидать столь негативных последствий. У большинства проверок МВД нет даже оснований для реализации своих контрольных полномочий. Эти полномочия можно реализовывать только в рамках оперативно-розыскной деятельности, производства по делам об административных правонарушениях либо при расследовании уголовного дела. Поэтому каждый визит полицейского, либо его звонок, либо письменный запрос должен встречать в офисе компании следующий вопрос: какие правовые основания есть у полицейского для вмешательства в деятельность бизнеса. А когда правовых оснований не имеется, всякая деятельность сотрудника правоохранительного органа является незаконной.

Проверки МВД - оперативнорозыскная деятельность

В настоящее время Федеральным законом «О полиции» проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и ревизии со стороны правоохранительных органов запрещены. Но оперативно-розыскной деятельностью им заниматься можно, поскольку она прямо предусмотрена Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Последним законом разрешено изучать предметы и документы, что как раз и необходимо полицейским для осуществления проверок бизнеса.

При анализе каждой конкретной ситуации следует обращаться в первую очередь к Федеральному закону «О полиции». Пункт 4 статьи 13 устанавливает, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Свои контрольные полномочия полиция реализует через направление запросов, опросы, обследование помещений и исследование предметов (документов).

Участие юриста при производстве обысков, допросов и иных действий также является условием успешной защиты при проверке, поскольку это может предотвратить фальсификацию доказательств сотрудниками МВД, на основании которых возбуждается уголовное дело. Также при юристе полицейские редко осмеливаются предлагать предпринимателю заплатить незаконное вознаграждение, а поскольку при проверке это их главная цель, проверяющие могут уйти из офиса компании в поисках более благоприятных условий для проверок. Поэтому всегда стоит помнить о том, что каждому Конституцией РФ гарантированы право не свидетельствовать против себя (ст. 51) и право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), в том числе и при проведении проверок сотрудниками МВД.