Последние статьи
Домой / Земля / Паспорт самоходной машины и других видов техники. ПСМ автомобиля: что это такое и для чего нужно

Паспорт самоходной машины и других видов техники. ПСМ автомобиля: что это такое и для чего нужно

Привычная форма ПТС не может полноценно применяться для регистрации спецтехники и прицепов, поэтому был разработан особый бланк – ПСМ. По юридической силе и важности он абсолютно идентичен привычному ПТС. Отличается лишь назначение и вид техники.

Данный документ содержит основную техническую информацию о транспортном средстве и, в отличие от ПТС, выдается на сельхозтехнику, прицепы и полуприцепы, тракторы и иное оборудование, подлежащее регистрации. Объем двигателя подобных машин должен быть не менее 50 куб.см, а в случае с электродвигателями – мощностью не менее 4 кВт.

Имеет несколько степеней защиты, такие как водяные знаки, видные на просвет и переливающуюся печать.

Важно! Регистрацией и выдачей ПСМ занимается Ростехнадзор.

Что нужно сделать, чтобы получить ПТС на этот и другие виды техники?

На территории РФ есть все три органа и организации, которые уполномочены выдачей паспортов транспортных средств – таможня, завод-производитель и Гостехнадзор. Самым распространенным случаем получения ПСМ является его выдача таможенными органами. Для его получения на таможне необходимо предоставить ряд документов:

  • Заявление.
  • Документы, оформленные при вывозе.
  • Документ на право собственности.
  • Копия документы, удостоверяющего личность.
  • Сопроводительные и иные документы.

Следует отметить, что срок получения паспорт техники может затянуться и составить от 2-х до 3-х месяцев.

Предприятия, занимающиеся производством техники и специализированные торговые компании также вправе выдавать паспорт самоходной машины новому владельцу.

Для этого им следует обратиться в органы государственного технического надзора с заявлением. Инспекторы осуществляют проверку компании на предмет соответствия всем необходимым условиям и выдают пустые бланки, ответственность за хранение которых лежит на самих компаниях.

Если уже при эксплуатации техники ПСМ был потерян или пришел в негодность , следует обратиться в Гостехнадзор для получения дубликата. Для этого нужно обратиться в данный орган с заявлением и предъявить технику для осмотра и сверки номерных агрегатов. Время и место оговаривается инспекторов и владельцем техники.

Органы вправе отказать в регистрации и выдаче ПСМ, если будет замечено отсутствие каких-либо регистрационных данных или документов, подтверждающих право собственности.

Образец заполнения документа

Во избежание проблем при постановке техники на учет позаботьтесь о том:

  1. Чтобы все пункты в ПСМ были заполнены.
  2. Строка «Наименование и марка машины» должна содержать название транспортного средства (например, Снегоболотоход ARGO 750 HDI). Поля «Предприятие-изготовитель» и «Адрес» должны быть заполнены информацией об организации, занимавшейся сборкой и производством техники и ее юридическом адресе.
  3. Поле «Сертификат соответствия» информацию из соответствующего документа. У продавца должен быть экземпляр этого документа. Если какой-либо вид техники не нуждается в сертификации, в данной строке указывает фраза «Не сертифицируется».
  4. Далее следуют сведения номерных агрегатах. В ситуации, когда какой-либо узел не имеет читаемого номера (например, мост), данная информация также должна найти отражение в документе.
  5. Названия организаций и другие данные участников сделки необходимо указывать полностью и без сокращений.
  6. В момент продажи в паспорт вносятся данные о новом владельце (ФИО или название организации), дата сделки, а также ставится печать и подпись предыдущего владельца (т.е. продавца).

Сроки регистрации и размер пошлин

В пункте 1.5 Правил Государственной регистрации самоходных машин указываются два срока регистрации ПСМ. Первый – в течение срока действия транзитных номеров, в второй – 5 дней с момента приобретения, оформления на таможне или снятия с учета.

Внимание! Гостехнадзор озвучивает срок в 10 дней с момента смены собственника.

Ответственность за несоблюдение озвученных сроков указана в статье 19.22 и предусматривает наложение штрафа от 1 500 до 2 000 рублей для граждан и от 2 000 до 3 500 рублей для должностных лиц.

Статья 19.22 КоАП РФ. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок

  • Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

  • Нарушение правил государственной регистрации строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда, и прав на них либо невыполнение собственником или фрахтователем соответствующего судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации, если такой срок установлен, или обязанности по информированию органа, осуществившего государственную регистрацию судна, об изменении сведений, подлежащих внесению в реестр судов Российской Федерации, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При регистрации самоходной техники предусмотрена оплата госпошлин – 1 500 рублей за выдачу государственного регистрационного знака, 500 рублей за получение свидетельства о регистрации и 350 рублей за внесение правок в ПСМ.

В ситуации, когда требуется провести регистрацию с выдачей нового ПСМ, размер госпошлин следующий:

  • Выдача знака – 1 500 рублей.
  • Выдача ПСМ – 800 рублей.
  • Выдача свидетельства о регистрации – 500 рублей.

Как выглядит новая версия?

Коллегия Евразийской экономической комиссии 18 августа 2015 г. приняла Решение за № 100 «О паспорте самоходной машины и других видов техники» , в котором говорится о том, что с 1 января 2016 года регистрация машин с использованием старых паспортов запрещена.

  1. Бланк нового образца печатается на белой бумаге формата А4 с применением особых красок, повышающих защиту данного документа от подделок.
  2. Помимо особых красящих веществ также применяются элементы защиты от копирования, голограмма с теснением, меняющийся микротекст и некоторые иные элементы защиты.
  3. Наполнение нового бланка практически не изменилось. Здесь также имеются поля для внесения сведений о типе и модели машины, стране производства и названии завода – изготовителя и прочие.

Справка! Введение нового бланка ПСМ призвано обеспечить большую защиту документа от подделок и упростить документооборот между странами ЕАЭС.

Полезное видео

Посмотрим интересное видео на тему статьи:

Заключение

Как мы видим, паспорт самоходной машины – это альтернативный взгляд на давно знакомый ПТС. Непрекращающийся диалог между странами ЕАЭС привел к тому, что был разработан новый вид паспорта самоходной машины, призванный усложнить подделку данного документа и упростить документооборот между соседними странами.

Что из этого получится покажет только время.

Всем привет!






Это минусы.
Теперь плюсы:
1. Перевозить можно.
2. Копать можно.



Официальный дилер Kubota. Новые мини-экскаваторы. Навесное оборудование. Запчасти.

  • в городе поймает в каком виде?! в виде груза в машине везущего?! идут нах... главное ГТД имей на номерные делати и все...
    владеть можно, возить можно... на частных объектах использовать можно....

    Формально эта техника будет равна машине для ралли\кольцевых трековых гонок\котлет для бездорожья...

    Иметь можно, владеть можно, перевозить можно, а вот на общественных объектах и дорогах использовать запрещено...

    Естественно на улицах города работать также нельзя...

    Ну или как вариант на шару под такую же модель пользовать тока если в виде дублей так сказать...

    Квадрики знаю воруют тока в путь, т.к. за регистрацией никто не следит...

  • Всем привет!
    В связи с бурной деятельностью части наших правителей-вредителей, поток доступной техники перекрыт.
    Продолжают возить и таможить агрегатами. Так вот как работать, например на миниэкскаваторе на таком.
    Пока я додумался до следующего:
    1. На дорогу выезжать однозначно нельзя
    2. На режимный объект тоже вряд ли запустят.
    3. Украдут - ничего не найдешь
    Это минусы.
    Теперь плюсы:
    1. Перевозить можно.
    2. Копать можно.
    3. Налог не придет, так как не на что.
    4. Техосмотр не нужен (см выше).
    Остался не разрешенным вопрос - если в городе подойдет инспектор Гостехнадзора с вопросами о доках и регистрации - это вообще в его правовом поле будет, так как этой машины де-юро вроде как и нет вообще...?
    У кого какие мысли или опытом может поделитесь, слухами, страшными или веселыми историями?

    Лично для себя усвоил, что покупать технику без ПСМ не буду, ни когда!
    Почему? Наверное, потому что попадаюсь ГТН ежегодно раза 2-3, в моем случае есть управление без данной категории!
    Ну и ладно! Штрафуют конечно, это их работа!

    Тут погуглил, по этой теме много интересных фактов про не выдачу ПСМ, даже коснулось и таможенного союза,вот ссыль:
    http://www.agrobook.ru/blog/user/ing...i-s-pasportami

    Подозреваю, что сайт может и потеряться, по сему перекопирую:

    Трактор с проблемами: гостехнадзор отказывает в регистрации техники с паспортами «старого образца»
    – Мы заплатили 1 920 500 руб*лей за трактор «Беларус-1025.2» с кондиционером но, как выяснилось, вместе с машиной приобрели себе проблемы. Не можем поставить его на учёт, потому что паспорт самоходной машины (ПСМ), выданный дилером, старого образца и его не регистрируют в Гостехнадзоре, – пожаловался в газету сельхозпроизводитель из Боковского района Ростовской области.

    Редакции газеты известно как минимум о 20 подобных случаях в Ростовской области. Один из фермеров даже обратился в суд с требованием об установлении факта владения трактором.

    ПСМ – основной документ для трактора, также как паспорт для гражданина. Только по нему можно идентифицировать машину, поставить её на учёт. Эксплуатация машин без регистрации запрещена и карается по ст. 9.3 КоАП РФ. Без выдачи ПСМ купля-продажа техники считается незаконной.

    Как выяснилось, проблема с регистрацией возникает в основном при покупке белорусских тракторов. За разъяснением мы обратились в Гостехнадзор Ростовской области. Владислав Мельников, заведующий сектором по осуществлению государственного надзора за регистрацией техники, объяснил: причина – изменившееся законодательство.

    Суть дела вкратце такова: порядок оформления ПСМ прописан в постановлении правительства РФ № 460 от 15 мая 1995 года. В нём указано, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями, органами Гос*технадзора и таможенными органами. Образец бланка ПСМ описан в «Положении о паспорте самоходной машины и других видов техники», утверждённом Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26, 28 июня 1995 г.

    Такой порядок и форма бланков продолжает действовать сейчас, но не для всей техники. С 1 марта 2016 года изменился порядок и форма бланков ПСМ для техники, изготовленной на территории Евразийского экономического сою*за (в него входят Республика Беларусь, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Армения). Это отражено в приказе Минпромторга России № 531 от 1 марта 2016 года. Новый образец бланка ПСМ описан в решении коллегии Евразийской экономической комиссии № 100 от 18 августа 2015 года. В список организаций, уполномоченных выдавать паспорта, вошли по заявкам производители техники и некоторые дилеры, а также органы гостехнадзора. Таможенные органы в реестр не вошли. Получается, что выписывать ПСМ на белорусские тракторы они не уполномочены?

    – Некоторые дилеры по какой-то причине закупают технику у заводов-изготовителей, находящихся на территории ЕЭС, без оформления паспортов самоходных машин единой формы, – рассказал Владислав Мельников. – Они привозят технику в Россию и идут в таможенные органы. Там им оформляют ПСМ в нарушение требований приказа Минпромторга и решения коллегии ЕЭК. В регистрации таких паспортов мы отказываем, поскольку считаем, что они выданы незаконно.

    Является ли причиной коммерческий интерес или мы имеем дело с банальным незнанием нормативной базы, об этом сотрудник гостехнадзора судить не берётся. И. о. первого замначальника Южного таможенного управления О.Б. Долгополов ответил, что сотрудники таможни действуют в рамках законодательства, а отказ в регистрации ПСМ незаконен. Так или иначе, заложником этой ситуации становятся крестьяне: они покупают технику, пользоваться которой законно не могут. Тракторы и без того в дефиците у крестьян, а тут ещё и этот юридический казус.

    С отказами в оформлении ПСМ, выданными таможней, сталкиваются сельхозпроизводители не только Ростовской области, но и других регионов страны. Органы гостехнадзора различных регионов размещают на своих сайтах предупреждения, информируют о новом порядке.

    Что же делать фермерам, как обезопасить себя при покупке техники? По мнению Влади*слава Мельникова, перед тем как платить деньги, необходимо внимательно ознакомиться с бланком ПСМ: он должен быть единой формы (как она выглядит, можно найти на официальном сайте учреждения http://gtn.donland.ru/). Если же вам уже выдали ПСМ «старого образца», направить продавцу письменную претензию с требованием заменить паспорт. Невыдача ПСМ может быть основанием для взыскания с продавца неустойки или расторжения договора купли-продажи.

    Поскольку проблема уже приобрела массовый характер, правительство Ростовской области обратилось в Министерство сельского хозяйства РФ с просьбой дать правовую оценку действиям таможенных органов и Гостехнадзора в создавшейся ситуации.

    Последний раз редактировалось Min Vlad Max; 29.08.2017 в 16:34 .
  • ПСМ поменять какая проблема? кто выдавал.орган тот и обязан заменить на нового образца.таможня дальневосточная так делает.
    покупать без псм тут надо самому решать.
    но берут все.и грейдера и бульдозера.
    тем более миниэкс. на всех инспекторов не хватит проверять.хотя конечно теоретически вроде бы сейчас любая полиция хоть дпс может проверить наличие документов на авто и спецмашину.
    работать надо.страну поднимать
    это же только яйцеголовые правители думают что заставив платить утиль они дороги построят.
  • От города много зависит. У меня за три года спросили один раз на стационарном посту дпс. Псм с собой не вожу. На учет не ставлю. Прав тракторных нет. В случае казуса все можно порешать. Этот расклад на сегодня завтра. Что будет через год предсказать не берусь. Без псм покупать думаю не стоит. Можно до хрипоты доказывать как должны менты себя вести по закону, но когда в юношестве мы попадались на моциках у многих доков не было. Был ворох справок на отдельные агрегаты. И забирали мы свои корчи с арестухи в разобраном виде согласно представленным документам. По сути все по закону...

    Да, ковров - город мотоциклов!!! Первый раз приехал к вам году так 1985. И первый раз увидел знак, движение мотоциклов запрещено!!! И поток моциков, почти как в Азии

  • нету там уже никакого потока.... и мотиков нет:-))))
    тока машины... и пустые улицы... хотя местные мне убедительно про пробки рассказывали почему-то...
    был в июне по работе... транспорт ТЭЦ местные обслуживающий перетряхивал...

    Nissan Elgrand 4WD E50 QD32ETi . Решение вопросов с получением диагностических карт. ТЕХОСМОТР.

  • От города много зависит. У меня за три года спросили один раз на стационарном посту дпс. Псм с собой не вожу. На учет не ставлю. Прав тракторных нет. В случае казуса все можно порешать. Этот расклад на сегодня завтра. Что будет через год предсказать не берусь. Без псм покупать думаю не стоит. Можно до хрипоты доказывать как должны менты себя вести по закону, но когда в юношестве мы попадались на моциках у многих доков не было. Был ворох справок на отдельные агрегаты. И забирали мы свои корчи с арестухи в разобраном виде согласно представленным документам. По сути все по закону...


    Кольцевой\раллийный болид едущий на эвакуаторе тоже на штрафняк отправят потому что он имеет внесения в изменение конструкции что-ли?! и потом предложат в разобранном видел забирать?!

    Nissan Elgrand 4WD E50 QD32ETi . Решение вопросов с получением диагностических карт. ТЕХОСМОТР.

  • Всем привет!
    В связи с бурной деятельностью части наших правителей-вредителей, поток доступной техники перекрыт.
    Продолжают возить и таможить агрегатами. Так вот как работать, например на миниэкскаваторе на таком.
    Пока я додумался до следующего:
    1. На дорогу выезжать однозначно нельзя
    2. На режимный объект тоже вряд ли запустят.
    3. Украдут - ничего не найдешь
    Это минусы.
    Теперь плюсы:
    1. Перевозить можно.
    2. Копать можно.
    3. Налог не придет, так как не на что.
    4. Техосмотр не нужен (см выше).
    Остался не разрешенным вопрос - если в городе подойдет инспектор Гостехнадзора с вопросами о доках и регистрации - это вообще в его правовом поле будет, так как этой машины де-юро вроде как и нет вообще...?
    У кого какие мысли или опытом может поделитесь, слухами, страшными или веселыми историями?

    Привет Максим,растолкую так сам ты на нём копать не будешь,соответственно при неблагоприятной ситуации,решить сразу не получится,а эти 30-час самые решающие,нефиг нафиг на штрафняк,перевозить да это груз,копаешь это техника,гостехнадзор вправе проверить документы практически в любом месте,не считая частных владений где обе обнесено забором,были случаи загоняешь на эвик технику,опа сзади полиция ваши документы,были случаи бабульки звонили и вызвали полицию якобы шумят сильно,грязь разводят и в этот момент бобик выезжает за ворота что бы загрузить камаз который стоит на обочине вот и они,ваши документы,меня в городе не было,доки пока привезли час прошёл,на штрафняк загремел,от штрафа отмазался,только за стоянку заплатил,если мысля покоя не даёт то только в пулю брать

    Копаем,роем,разбиваем,перевозим,планируем,ямобурим,посылаем,подходим ко всем индивидуально!!!

  • На улице Абельмана такой знак был))) на ЗиД почти в каждой семье кто то работал. Тащили с него дурниной. Пацанва с окраин поголовно на моциках была. Вечером гайцы изловят, мот отберут. На утро бежишь по друганам в поисках,чего не хватает"" и бывало к вечеру уже опять на моцике)). Меня за год до армии в суде прав на 2 года лишили за систематические нарушения. Я в осадок там выпал от смеха. Чего меня лишать если их у меня и не было? Судья пригрозил штрафом за неуважение к суду и объяснил что пофигу что нет их. Два года сдать не сможешь!
    Не особо я тогда и расстроился.
  • во первых у вас было управление без документов...
    да еще и наверняка без прав...

    А перевозка в виде груза своих запчастей чем ограничена?!

    Кольцевой\раллийный болид едущий на эвакуаторе тоже на штрафняк отправят потому что он имеет внесения в изменение конструкции что-ли?! и потом предложат в разобранном видел забирать?!

    Я перевозил на объект.






    Будет ли такой опыт везде одинаковым? Не думаю. Тема про тахографы тому подтверждение.

  • С минитракторами, минипогрузчиками и прицепами к ним вообще беда в свете документов. Пару лет назад вся эта техника старше 10лет на 98% была без доков. Я уперся в официальность. Погрузчик древний нашел с документами, а вот прицеп пришлось купить новый. Единственное изделие на колесах после велосипеда, что появилось у меня с новья. До этого только б/у.

    Лапа Юник 330, станина Юник 360 - освобождаю гараж.

  • Я перевозил на объект.
    По ограничениям в перевозке умничать не стану, но у меня был прецендент. Довелось мне на автовозе везти распил с Владивостока на Иркутск. Распил был собран и покрашен. В районе Улан Удэ есть пост Сотниково на котором меня остановили. При проверке документов дошло дело до этой теаны на гтд. Гаер задал вопрос - почему он собран? Я пояснил что для удобства транспортировки. Поскольку денег им я давать не хотел, он грозился вызвать какой то надзор и стал туда звонить. Я ему сказал что на эту машину мне пох и если в нее ему уперлось, то я готов ее сгрузить оформив изъятие и ехать дальше. Дело было около 5 вечера и насколько я понял в этой конторе рабочий день подошел к концу и им лениво было ехать. Меня отпустили как есть.
    Потом пообщавшись с коллегами узнал что распилы так возить НЕЛЬЗЯ. Могут дое батся. За каждый собраный на скрепки (крепеж профиля кипсокартона) драли по 500р.
    По болиду могу сказать что он должен иметь документ выданный спортклубом к которому он относится или относился до покупки частником. В этом документе есть фото этой тачки со всех сторон. Прописано что там установлен каркас безопасности и кем он установлен. Такую тачку тоже возил. С гтд там нет ничего общего.
    А вот что будет если эту точилу примут на дороге общего пользования не знаю.
    Спецтехника на гтд на объекте несколько другое. По факту это не является самоходной машиной и эксплуатация запрещена. Я так думаю.
    Опять же если с ними хорошо поругатся, то могут пойти на принцип. Отдать то, на что сможешь доказать право собственности. Не думаю что в гтд экса будут указаны фартук, гусеницы, ковш и гидромоторы например. Или у трактора колеса или облицовка с радиатором. Гтд на спецтехнику ни разу не видел, но не думаю что там прописан весь машинокомплект.

    Определенно выводы можно будет делать после нескольких фактов изъятий и возвращений такой техники в нескольких регионах страны.
    Будет ли такой опыт везде одинаковым? Не думаю. Тема про тахографы тому подтверждение.

    Про докапывание к распилу имхо классический развод что поведешься и дашь бабла...подинамили и отпустили.

    Штраф 500 в карман шёл!? Или под протокол!? Основание штрафа!? Статья КоАП!?

    По эксу ГТД на номерные агрегаты...если уж так хочешь дкп от соседа напиши что ты купил у него за литр водки ковш/гусеницы и т.п. если на то пошло, то у тебя и мобилу могут отжать.

    Ведь в каждом городе есть заявв на украденные мобилы, а твоя как раз вот по ориентировке проходит...размеры то похожи ведь...
    У меня дэпосы не раз наручники пытались отжать на стойке лобового ручка, они на ручке и висят... Но как только речь доходила что не отдам, пишите и изымайте под протокол... Сразу забивали и отпускали...ибо это превышение полномочий, а точнее грабеж с использованием служебного положения...можно и уехать самим если прокуратура подсуетится... Изъятие без протокола... Это же в карман себе..
    У любого мента коллекции таких изъятий...ножи и т.п.

    Nissan Elgrand 4WD E50 QD32ETi . Решение вопросов с получением диагностических карт. ТЕХОСМОТР.

  • Какой машиноклмплект!? Уже видно незнание законов...ГТД выдаётся на номерные агрегаты и все....

    Nissan Elgrand 4WD E50 QD32ETi . Решение вопросов с получением диагностических карт. ТЕХОСМОТР.

  • не путай людей.
    ГТД выдается на все товары.перемещенные через границу ТС и растаможенные.
    просто в ГТД, на распил,не впишут номер кузова.
  • 1.1. Паспорт самоходной машины и других видов техники <*> (Приложение 1) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" вводится с 1 сентября 1995 г. на всей территории Российской Федерации в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.

    1.2. Настоящее Положение распространяется на всех юридических лиц Российской Федерации и иностранных государств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства) - собственников машин и их представителей, торговые, посреднические организации и фирмы, а также организации (предприятия) и граждан, деятельность которых связана с производством, реализацией и эксплуатацией машин.

    1.3. Паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам <**>, подлежащие регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора).

    <*> В дальнейшем именуется паспорт.

    <**> В дальнейшем именуются машинами.

    1.4. Настоящее Положение не устанавливает каких-либо норм в отношении машин и оборудования, не подлежащих регистрации в органах гостехнадзора, и не отменяет выдачу технических паспортов и другой документации, предусмотренной стандартами и иной нормативной документацией.

    1.5. Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации.

    Бланки паспортов относятся к документам строгой отчетности, каждый лист которых имеет учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом на специальной бумаге с использованием средств защиты. Обложка паспорта выполняется с использованием бумвинила, лидерина или другого переплетного материала в соответствии с техническими условиями, утвержденными Главной государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (Главгостехнадзор России). Одна из внутренних страниц обложки имеет выписку основополагающих правил настоящего Положения и организации хранения паспорта.

    Паспорт может также выполняться в форме сложенного в несколько раз листа.

    2. Организация выдачи паспортов

    2.1. Паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов:

    таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г.;

    государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных. Выдача паспортов на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, а также на высвобождающиеся номерные агрегаты, зарегистрированных в органах гостехнадзора машин, производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами гостехнадзора <**>, утвержденными 16 января 1995 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

    <*> В дальнейшем именуются предприятиями - изготовителями.

    <**> В дальнейшем именуются Правилами регистрации.

    <***> Для машин юридических лиц.

    <****> Для машин физических лиц.

    2.1.3. На машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, выдача паспортов производится при условии соответствия параметров их технического состояния техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.

    2.1.4. Выдача паспортов по заявлению владельца на высвободившиеся номерные агрегаты, зарегистрированные в органах гостехнадзора машин, производится в связи с заменой этих агрегатов или снятием с учета машин по причине списания (утилизации).

    2.2. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются предприятиями - изготовителями на незарегистрированные машины, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.

    2.6. Торговые организации, в том числе предприятия комиссионной торговли и сбытовые организации предприятий - изготовителей вместе с паспортом выдают покупателю справку - счет установленной формы на каждую машину. При продаже (передаче) машины без посредничества торговых организаций сделка оформляется другими документами, подтверждающими право собственности на машину, предусмотренными Правилами регистрации. В справках - счетах и других документах, подтверждающих право собственности на машину, указываются серия и номер выдаваемого или передаваемого паспорта.

    2.7. Таможенные органы Российской Федерации и предприятия - изготовители машин при утрате бланков паспортов немедленно ставят в известность о сериях и номерах утраченных документов государственную инспекцию гостехнадзора, на территории которой они находятся.

    2.9. Паспорта хранятся у собственников машин и представляются в Государственную инспекцию гостехнадзора при регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин. Об утрате паспорта владелец должен немедленно заявить в органы внутренних дел по месту утраты и в Государственную инспекцию гостехнадзора по месту ее учета.

    2.10. При регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин государственной инспекцией гостехнадзора в паспорта вносятся отметки о совершении указанных действий. Паспорт не может служить заменой регистрационного документа.

    2.11. Действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении права собственности на машину паспорт передается новому собственнику, а при выбраковке, списании (утилизации) машины паспорт вместе с регистрационными документами и государственным регистрационным знаком сдается в Государственную инспекцию гостехнадзора.

    2.12. При изменении собственника машины, в паспорте прежним собственником (владельцем) делается отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждает факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц).

    2.13. Если организация, предприятие, а также физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица приобретают машины, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения для последующей перепродажи на основании соответствующей лицензии, то промежуточная регистрация машин за указанными организациями, предприятиями, гражданами не является обязательной (кроме машин, поставляемых на лизинговой основе).

    В паспортах не допускаются подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова, цифры и иные неоговоренные исправления, записи карандашом. Текст должен быть написан ясно и четко, наименования юридических лиц - без сокращений, с указанием адресов. Фамилии, имена и отчества физических лиц должны быть написаны полностью с указанием места их жительства. Подписи заверяются печатями с четко различными наименованиями организаций.

    3.2. При ошибочном заполнении реквизитов паспорта, касающихся номерных агрегатов, необходимые изменения и дополнения вносятся таможенными органами Российской Федерации и предприятиями - изготовителями или Государственной инспекцией гостехнадзора и заверяются подписью и печатью.

    3.6. В строке "Сертификат соответствия N ____ от " указывается номер и дата выдачи сертификата соответствия на данную марку выпускаемой предприятием - изготовителем машины, подлежащей обязательной сертификации или прошедшей добровольную сертификацию.

    3.7. В строке "Выдан" указывается наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.

    В случае, если машина не подлежит обязательной сертификации в данной строке, делается запись: "не сертифицируется".

    3.8. В строке "Акт гостехосмотра N __ от " указываются номер и дата составления акта государственного технического осмотра на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин.

    3.9. В строке "Год выпуска" указывается год, в котором была изготовлена машина. В случае замены кабины, рамы, двигателя, коробки передач, основного ведущего моста (мостов) год выпуска машины не изменяется.

    Для машин иностранного производства, год изготовления которых не установлен документами или не представляется возможным определить его по маркировке, в строке "Год выпуска" указывается год ввоза машин на территорию Российской Федерации, а в разделе "Особые отметки" делается запись "год пуска установлен по году ввоза в Россию".

    3.10. В строках "Заводской N машины (рамы)", "Двигатель N", "Коробка передач N", "Основной ведущий мост (мосты) N" указываются порядковые производственные номера соответствующих агрегатов (машин), присвоенных предприятием - изготовителем.

    При заполнении строки "Основной ведущий мост (мосты) N" указываются порядковые номера всех постоянно приводных ведущих мостов, не имеющих вспомогательного назначения.

    В паспортах машин, у которых коробка передач выполнена в одном корпусе с мостом, указываются два одинаковых номера в строках "Коробка передач N" и "Основной ведущий мост (мосты) N".

    3.11. В строке "Цвет" указывается определяемый визуально один из цветов, в который окрашена машина: синий, красный, желтый, коричневый, зеленый, многоцветный, черный и т.п., а предприятия - изготовители и организации (предприятия) сервиса указывают также марку покрасочного материала. <*>

    <*> Организации (предприятия) сервиса указывают цвет машины в документах на выполненные работы.

    3.12. В строке "Вид движителя" указывается один из следующих движителей, примененный в конструкции машины: "колесный", "гусеничный", "полугусеничный", "санный".

    3.13. В строке "Мощность двигателя, кВт (л.с.)" указывается мощность двигателя в киловаттах, а в скобках в лошадиных силах. При измерении мощности двигателя машин в иных единицах, или при отсутствии сведений в документах она указывается Государственной инспекцией гостехнадзора по аналогам машин отечественного или зарубежного производства.

    3.14. В строке "Конструкционная масса, кг" указывается масса машины с основным оборудованием и инструментом без топливосмазочных материалов, охлаждающих и других технических жидкостей.

    3.15. В строке "Максимальная конструктивная скорость, км/ч" указывается максимальная скорость движения машины из диапазона скоростей движения, установленных технической характеристикой. Способы определения максимальной конструктивной скорости у машин, изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, устанавливается техническими требованиями, утвержденными в установленном порядке.

    3.16. В строке "Габаритные размеры, мм" указывается длина, ширина, высота машины в мм через знак "x".

    3.17. В строке "Наименование (Ф.И.О.) покупателя (собственника) машины" указывается покупатель (собственник), которому предприятие - изготовитель реализовало машину.

    3.17.1. При продаже (передаче) предприятием - изготовителем машины торговой организации, являющейся юридическим лицом (независимо от вхождения в состав предприятия - изготовителя машины), в качестве собственника указываются реквизиты этой организации.

    3.17.2. При продаже (передаче) машины через сбытовое подразделение предприятия - изготовителя, не являющееся юридическим лицом, указываются реквизиты физического или юридического лица, приобретающего машину (для физического лица - фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства; для юридического лица - полное наименование и юридический адрес по месту государственной регистрации организации).

    3.18. В строке "Дата выдачи паспорта" указываются число, месяц и год выдачи паспорта.

    3.19. В строке "Подпись" проставляется подпись должностного лица предприятия - изготовителя машины, уполномоченного представлять предприятие по вопросам сбыта или Государственной инспекции гостехнадзора.

    3.20. При заполнении паспортов Государственной инспекцией гостехнадзора используются сведения из регистрационных документов машины, заводских инструкций, официальных справочных изданий и ответов на запросы с прежнего места регистрации.

    3.20.1. При заполнении паспортов Государственной инспекцией гостехнадзора на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции дополнительно используются сведения, полученные в результате замеров, испытаний или определяемые другими методами, установленными техническими требованиями, утвержденными в установленном порядке.

    3.20.2. В случае отсутствия необходимой информации для заполнения паспортов на устаревшие марки машин или на ввезенные из-за границы, в отдельных строках паспорта (кроме строк, касающихся размеров маркируемых агрегатов) допускается производить запись "сведения отсутствуют". Если номера маркируемых агрегатов машин не наносились предприятием - изготовителем, то в строках "Заводской N машины (рамы)", "Двигатель N ", "Коробка передач N ", "Основной ведущий мост (мосты) N " производится запись - "номер отсутствует". Не допускается делать прочерки или иные записи.

    3.21. Записи о регистрации машины или снятии ее с учета вносятся Государственной инспекцией гостехнадзора.

    3.21.1. Раздел паспорта, касающийся регистрации машины, не заполняется если имеет место случай, указанный в п. 2.13 настоящего Положения.

    3.22. Раздел паспорта, касающийся изменения собственников, заполняется при перепродаже, продаже (передаче) машин в собственность других юридических или физических лиц прежними их собственниками или владельцами от имени собственников, распоряжающимися на законных основаниях машинами.

    3.22.1. При перепродаже, продаже (передаче) машины строки "Наименование (Ф.И.О.) нового собственника", "Адрес", "Дата продажи (передачи)", "Подпись прежнего собственника или владельца", "Место печати" заполняются прежним собственником. При совершении аналогичных действий владельцем от лица собственника, дополнительно заполняются строки "Наименование (Ф.И.О.) владельца машины" и "Адрес".

    3.22.2. Отчуждение машины физическим лицом заверяется печатью организации, оформившей сделку или совершившей иное действие, связанное с изменением собственности на машину, либо Государственной инспекции гостехнадзора по месту регистрации машины за прежним собственником.

    3.23. В разделе "Учет работы самоходной машины" проставляются отработанные моточасы или километры пройденные машиной в зависимости от наличия счетчика моточасов или спидометра, предусмотренных конструкцией машины.

    3.23.1. В строке "К моменту выдачи паспорта отработано (пройдено) моточасов (километров)" проставляются данные по машинам, бывшим в употреблении.

    3.23.2. Учет работы самоходной машины владельца, представляющего собой юридическое лицо, проставляется на основании бухгалтерских данных за истекший год и показаний счетчика моточасов или спидометра и заверяется подписью ответственного лица, а также печатью владельца.

    3.23.3. Учет работы самоходной машины владельца, представляющего собой физическое лицо, проставляется на основании показаний счетчика моточасов или спидометра за истекший год и заверяется подписью.

    3.24. Раздел "Сведения о замене номерных агрегатов" заполняется на основании документов, подтверждающих право собственности на замененный агрегат, после осмотра машины государственным инженером - инспектором гостехнадзора.

    3.24.1. В графе "Наименование агрегата" указывается характеристика агрегата, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением. Например, "Двигатель", "Задний мост", "Коробка передач". Если агрегату присвоены марка, модель, состоящие из фирменного наименования и присвоенного, цифрового или смешанного обозначения, то они указываются после наименования. Например, "ЯМЗ-24ОБМ", "Д-4601", "Д12А-525".

    3.24.2. В графе "N агрегата" указывается порядковый номер агрегата, присвоенный предприятием - изготовителем.

    3.24.3. В графе "Дата замены" указываются число, месяц, год замены агрегата.

    3.24.4. В графе "Подпись государственного инженера - инспектора и печать инспекции гостехнадзора" проставляются подпись государственного инженера - инспектора гостехнадзора, внесшего необходимые изменения и производившего осмотр машины, которая заверяется печатью соответствующей государственной инспекции гостехнадзора.

    3.25. В графе "Особые отметки" проставляются все сведения об изменении регистрационных данных, кроме замены номерных агрегатов. Например: изменение места жительства собственника в пределах зоны обслуживания Государственной инспекции гостехнадзора, изменение фамилии, изменение цвета машины, изменение конструкции машины и т.п. В дубликатах паспортов должны быть указаны основания, послужившие для выдачи паспорта и серии, номера, даты выдачи оригиналов.

    3.25.1. Порядок заполнения граф "Дата" и "Подпись государственного инженера - инспектора и печать инспекции гостехнадзора" производится в соответствии с п. п. 3.24.3. - 3.24.4. настоящего Положения.

    3.26. При выдаче в Государственной инспекции гостехнадзора паспортов или их дубликатов на зарегистрированные машины заполняются первая и вторая страницы паспорта и строки о регистрации машины.

    4. Организация изготовления, поставки, реализации и утилизации паспортов

    4.1. Изготовление бланков паспортов производится юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на изготовление данного вида спецпродукции <*>. Выдача лицензий осуществляется Гостехнадзором России в установленном порядке.

    <*> В дальнейшем именуются лицензиатами.

    4.2. Поставка паспортов осуществляется на основании договоров государственных инспекций гостехнадзора субъектов Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации с лицензиатами.

    (в ред. Приказа

    4.3. Главгостехнадзор России не реже одного раза в год направляет представителя для обследования производства лицензиата и периодического контроля соблюдения условий, определенных в лицензии или поручает эту работу государственным инспекциям гостехнадзора субъектов Российской Федерации по месту изготовления паспортов.

    4.4. Обеспечение предприятий - изготовителей машин бланками паспортов производится соответствующими их местонахождению государственными инспекциями гостехнадзора, которые не реже одного раза в год контролируют соблюдение предприятиями - изготовителями машин установленного порядка выдачи и оформления паспортов.

    4.5. Определение размеров сборов, связанные с выдачей паспортов, осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. N 1291 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст. 4943).

    4.6. Государственные инспекции гостехнадзора, таможенные органы Российской Федерации и предприятия - изготовители машин, осуществляющие выдачу паспортов, обязаны обеспечить их сохранность. Учет и инвентаризация, хранящихся паспортов, проводятся в порядке, установленном для других материальных ценностей и документов строгой отчетности. Сведения о поступлении и расходовании паспортов по итогам работы за год представляются государственными районными (городскими) инспекциями Гостехнадзора соответствующим инспекциям субъектов Российской Федерации, а последними Главгостехнадзору России вместе с годовым отчетом. Данные о движении спецпродукции заносятся в соответствующие каждому виду разделы журнала учета поступления и выдачи спецпродукции, предусмотренному Правилами регистрации.

    (в ред. Приказа Минсельхоза РФ N 942, Госстандарта РФ N 318 от 27.09.2001)

    4.7. Таможенные органы Российской Федерации и предприятия - изготовители ведут реестр выдачи паспортов собственникам машин с указанием данных, содержащихся на 1 и 2 страницах бланка паспорта, который хранится с момента окончания в течение 10 лет.Выдан ________________________________________________________ \r\nАкт гостехосмотра N ____________________ от __________________ \r\nГод выпуска __________________________________________________ \r\nЗаводской N машины (рамы) ____________________________________ \r\nДвигатель N __________________________________________________ \r\nКоробка передач N ____________________________________________ \r\nОсновной ведущий мост (мосты) N ______________________________ \r\nЦвет _________________________________________________________ \r\n Вид движителя ________________________________________________ \r\nМощность двигателя, кВт, (л.с.) ______________________________ \r\nКонструкционная масса, кг ____________________________________ \r\nМаксимальная конструктивная скорость, км/ч ___________________ \r\nГабаритные размеры, мм _______________________________________ \r\nНаименование (Ф.И.О.) покупателя (собственника) машины _______ \r\n______________________________________________________________ \r\nАдрес ________________________________________________________ \r\n Дата выдачи паспорта _________________________________________ \r\nМесто печати Подпись __________________ \r\n(Вышеперечисленные данные заполняются предприятием - \r\nизготовителем или Государственной инспекцией гостехнадзора)

    Приложение 1
    (продолжение)

    Серия _______________ N __________
    Свидетельство о регистрации Наименование (Ф.И.О.) нового собственника ________________ _____________________________
    Серия ___________ N ________________
    Государственный регистрационный знак
    Код ______ Серия ________ N ________ Адрес _______________________
    Дата регистрации ___________________ _____________________________
    Выданы государственной инспекцией гостехнадзора Дата продажи (передачи) _____ _____________________________
    ____________________________________ Место печати Подпись _________ Место Подпись прежнего печати собственника или владельца
    Дата снятия с учета ________________
    Место печати ___________ Подпись Наименование (Ф.И.О.) владельца ___________________
    Адрес _______________________ _____________________________

    Приложение 1
    (продолжение)

    Приложение 1
    (продолжение)

    Особые отметки Дата Подпись государственного инженера - инспектора и печать инспекции гостехнадзора

    На сайте «Zakonbase» представлен "ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ" (утв. Госстандартом РФ 26.06.95, Минсельхозпродом РФ 28.06.95) (ред. от 27.09.2001) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

    На сайте «Zakonbase» вы найдете "ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ" (утв. Госстандартом РФ 26.06.95, Минсельхозпродом РФ 28.06.95) (ред. от 27.09.2001) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

    При этом скачать "ПОЛОЖЕНИЕ О ПАСПОРТЕ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ТЕХНИКИ" (утв. Госстандартом РФ 26.06.95, Минсельхозпродом РФ 28.06.95) (ред. от 27.09.2001) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

    Регистрация трактора, минитрактора, мотовездехода и т.п. спецтехники вызывает ряд вопросов у владельца. Главный из которых – а стоит ли вообще это делать? Если предстоит передвигаться по дорогам общего пользования, то конечно, стоит. Потому что случайная встреча с сотрудниками ГИБДД сулит большие моральные и финансовые неприятности. Разумеется, постановка трактора на учёт в Гостехнадзоре придумана не для защиты от ГАИ, а в первую очередь для обеспечения безопасного использования техники. Ответы на все популярные вопросы об этой регистрации можно найти в этой статье.

    Согласно закону, тракторами и приравненными к ним самоходными машинами, подлежащими государственной регистрации, считаются все машины с объёмом двигателя более 50-ти кубических сантиметров. Если стоит не двигатель внутреннего сгорания, а электромотор, – то мощностью свыше 4 кВт.

    Прицепы и полуприцепы к ним также нужно ставить на учёт в Гостехнадзоре. И квадроциклы, и снегоходы, и автомотовездеходы тоже – для них имеется специальная оговорка «максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч». Более того: под действие данного положении попадают и мотоблоки. Не все, конечно, а только те, что используются в качестве «самоходного четырёхколёсного средства передвижения» (т.е. с тележкой).

    Есть специальная оговорка, что транспортные средства, предназначенные для продажи, не подлежат обязательной регистрации – то есть, юрлица и индивидуальные предприниматели, торгующие данной техникой, не должны её регистрировать в Гостехнадзоре.

    В соответствии с законом, в 10-дневный срок с момента покупки трактора его владелец обязан обратиться в ближайший к своему месту регистрации орган Гостехнадзора с заявлением о государственной регистрации приобретённой техники.

    Управление трактором или иной самоходной машиной без регистрации, согласно статье 19.22 Кодекса об административных правонарушениях, влечёт наложение штрафа, размер которого – от 1,5 до 2 тысяч рублей на физическое лицо; от 2 до 4 тысяч рублей на должностное лицо; от 5 до 10 тысяч рублей на юридическое лицо. Суммы штрафов могут индексироваться, в соответствии с инфляцией и изменениями в законодательстве.

    Кроме того, инспектор ГИБДД, фиксирующий данное нарушение, вправе применить пункт 13й 27-й статьи КоАП, который даёт ему право задержать транспортное средство, не имеющее регистрации, и поместить его на штрафстоянку. Как правило, забирают технику на эвакуаторе в случае повторного задержания её владельца за отсутствие регистрации; на первый раз только выписывают штраф.

    Но инспектор ГАИ обязательно воспользуется правом конфискации техники, если у лица, управляющего таким трактором или самоходной машиной, не будет удостоверения тракториста-машиниста соответствующей категории («прав на трактор»). Это статья 12.7 КоАП РФ и наложение административного штрафа в размере от 5-ти до 15-ти тысяч рублей.

    В ПСМ – Паспорт самоходной машины – вносятся записи не только о регистрации и снятии с учёта, но и об обременении (т.е. нахождении в залоге) данной машины. Если она находится в залоге, то снимать её с учёта и, соответственно, продавать нельзя. Справки об отсутствии ареста на технику выдаются только её владельцам. Поэтому перед покупкой нужно попросить продавца взять и предъявить свежую справку о том, что она не под арестом.

    Можно ли зарегистрировать трактор по договору мены; по договору смены собственника?

    По договору мены – да, при условии, что он заверен у нотариуса. А вот регистрацию по договору смены собственника Гостехнадзор не производит, не считая его правоустанавливающим документом.

    Можно ли узаконить замену двигателя тракторе, который уже зарегистрирован в Гостехнадзоре?

    Да, но при условии, что есть документ, подтверждающий законное право собственности на этот двигатель (договор купли/продажи). Нужно просто написать заявление о внесении изменений в ПСМ в связи с заменой двигателя и заплатить госпошлину. В ПСМ будут внесены изменения, а свидетельство о регистрации трактора или самоходной машины выдадут новое.

    1. Узнать, требуется ли полиса ОСАГО на приобретённый вид трактора или самоходной техники. Если да – приобрести этот полис в страховой компании.
    2. Собрать документы для постановки трактора на учёт:
    • заявление (заполнить по образцу на сайте Гостехнадзора);
    • паспорт заявителя;
    • паспорт самоходной машины;
    • договор купли-продажи или лизинга со всеми приложениями;
    • квитанции об оплате трактора и госпошлины за регистрацию;
    • полис ОСАГО (если для данного трактора его наличие предусмотрено);
    • доверенность (если на регистрацию подаёт не сам собственник трактора, а его представитель).

    В зависимости от каждой конкретной ситуации, место договора купли/продажи или лизинга в данном списке может занять другой правоустанавливающий документ, а именно: договор мены;решение суда о переходе права собственности; свидетельство о праве наследования; сводный акт, наряд, разнарядка и т.п. (когда техника приобретается из военной части) или любой другой правоустанавливающий документ, не противоречащий законодательству Российской Федерации.

    1. Гостехнадзор назначает дату техосмотра, во время которого производится проверка технического состояния трактора и соответствие номеров на его раме и двигателе номерам в ПСМ. Трактор должен находиться в пределах подведомственной данному отделению Гостехнадзора территории.

    По закону, с момента подачи заявления со всеми указанными выше документами Гостехнадзор обязан зарегистрировать трактор в течение 11-ти дней, с выдачей соответствующего документа и номерного знака.

    Каков порядок снятия трактора с учёта?

    Предусмотрено три случая, в которых производится снятие трактора или самоходной машины с учёта. Это продажа её другому владельцу, переезд в другой регион, списание с последующей утилизацией. Для осуществления снятия с учёта в Гостехнадзор надо предоставить:

    • Заявление по установленной форме;
    • Паспорт владельца транспортного средства;
    • Паспорт самоходной машины;
    • Свидетельство о её регистрации;
    • Квитанции об уплате госпошлины и транспортного налога за отчётный срок;
    • Если списание и утилизация – то акт списания и номерной знак.

    В прочих случаях сдавать номерной знак и осуществлять его замену не нужно. Если трактор продаётся в другой регион, то после проведения снятия с учёта вместе с ПСМ, в который внесены изменения, выдаётся временный транзитный номерной знак для транспортировки машины в другой субъект федерации.

    Официально зарегистрировать такой трактор невозможно и пользоваться им тоже нельзя. Но подобной техники в стране по-прежнему очень много, и она продолжает работать. Например, трактора, что остались в наследство от стёртых с лица земли колхозов и совхозов. Документов на них нет, они уже много раз ремонтировались своими силами. Но при желании узаконить такую технику можно. И не нужно для этого пытаться договориться и сулить взятку в Гостехнадзоре.

    Это делается с помощью подачи в мировой суд по месту жительства иска о признании права собственности по приобретательной давности. План действий такой.

    • Подать в Гостехнадзор заявление о регистрации трактора, который принадлежит Вам уже более пяти лет. Для этого потребуется привлечь двух свидетелей (не родственников), которые письменно подтвердят данный факт. В заявлении указать номера двигателя и шасси трактора.
    • Гостехнадзор пробивает эти номера по базе данных – что трактор с указанными номерами двигателя и шасси на учёте не состоит, в розыске не числится. Инспектор Гостехнадзора производит осмотр техники с целью убедиться, что она находится в годном для эксплуатации, технически исправном состоянии. На руки выдадут справку «не состоит/не значится» и акт осмотра.
    • Акт осмотра суд не интересует, а вот справку, плюс справку от свидетелей, что техника принадлежит Вам, нужно приложить к иску в суд. Адвоката нанимать не обязательно: иск можно составить самостоятельно, по образцу из интернета.
    • В течение месяца суд рассмотрит иск и вынесет постановление, разрешающее произвести регистрацию трактора. Возможно, судья потребует произвести оценку трактора, с предоставлением соответствующего акта от оценщика, но это в отдельных случаях.
    • С решением суда (которое вступает в законную силу спустя 10 дней после вынесения) обратиться в Гостехнадзор, который на его основании произведёт регистрацию «раритетного» трактора и оформит все необходимые документы на него.

    После успешного прохождения процедуры регистрации, владелец трактора получает на руки государственный номерной знак, а также паспорт самоходной машины с внесённой в него соответствующей записью о совершённом регистрационном действии; талон о прохождении техосмотра; удостоверение о произведённой регистрации.

    В большинстве случаев, сроки постановки трактора на учёт составляют не более пяти рабочих дней с момента подачи заявления и документов. 11 суток – это максимальный определённый законом срок произведения регистрации. Свидетельство о государственной регистрации выдаётся на бессрочной основе и подлежит переоформлению только в случае смены владельца трактора.

    Бывает, что техника ввозится для работы из других субъектов Российской Федерации на достаточно долгий срок. Если она ввозится на срок более двух месяцев, то с письменного согласия владельца, технику ставят на временный учёт по месту фактического пребывания. ПСМ для проведения процедуры временной регистрации не предоставляется. Нужно предоставить в Гостехнадзор заявление владельца, регистрационные документы и квитанцию об уплате государственной пошлины. Можно проходить техосмотр в регионе фактического пребывания, продлевать временную регистрацию на более долгий срок.

    В случае утери или непоправимой порчи номерных знаков, свидетельств государственной регистрации, паспортов самоходных машин предусмотрена их замена на дубликаты. Для того, чтобы заказать дубликат, нужно обратиться в местное отделения Гостехнадзора с соответствующим заявлением и оплатить государственную пошлину.