Последние статьи
Домой / Полезное / Разработанные минпромторгом россии требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать. Размер платы за размещение нестационарного торгового объекта Базовая цена права размещения

Разработанные минпромторгом россии требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать. Размер платы за размещение нестационарного торгового объекта Базовая цена права размещения

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРГАНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Методики определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана

от 25.07.2019 N 4784)

В соответствии с , , , в целях создания методической базы и порядка определения цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Администрация города Кургана постановляет:

1. Утвердить Методику определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана согласно приложению к настоящему Постановлению.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города Кургана, директора Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Печерину О.Н.

Руководитель
Администрации города Кургана
А.В.ПОРШАНЬ

Приложение. Методика определения размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана

Приложение
к Постановлению
Администрации города Кургана
от 10 марта 2016 г. N 1395
"Об утверждении Методики
определения размера платы
за размещение нестационарного
торгового объекта на территории
города Кургана"

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НЕСТАЦИОНАРНОГО ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КУРГАНА

(в ред. Постановления Администрации города Кургана от 25.07.2019 N 4784)

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Методика разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" , Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана" , Уставом муниципального образования города Кургана , в целях создания методической базы и порядка определения (расчета) цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Цена права заключения Договора) и размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.

2. Основанием для взимания Платы за размещение нестационарного торгового объекта является Договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор).

3. Размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта, рассчитанный в соответствии с настоящей Методикой, используется для определения ежегодного размера Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, заключенному по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, и по Договору без проведения торгов.

Плата за размещение нестационарного торгового объекта подлежит перечислению в бюджет города Кургана в соответствии с Договором.

4. Размер Цены права заключения Договора, рассчитанный в соответствии с настоящей Методикой, используется для определения начальной (минимальной) Цены права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона.

Цена права заключения Договора подлежит перечислению в бюджет города Кургана в соответствии с решением Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.

Глава 2. Определение цены права заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта

5. Начальная (минимальная) Цена права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, определяется по формуле:

Нмин = СУКСЗУ * %КС / 100% * S, где:

Нмин - начальная (минимальная) Цена права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, рублей;

(п. 5 в ред. Постановления Администрации города Кургана от 25.07.2019 N 4784)

6. Размер Цены права заключения Договора по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, определяется в размере, равном цене, предложенной Субъектом торговли по результатам открытого аукциона на право заключения Договора.

В случае если аукцион признан несостоявшимся и была подана единственная заявка на участие в аукционе, или участник аукциона был признан единственным участником аукциона, Субъект торговли производит оплату Цены права заключения Договора в размере равном начальной (минимальной) Цене права заключения Договора.

7. Оплата Цены права заключения Договора производится Субъектом торговли в течение пяти рабочих дней после подписания Договора.

Глава 3. Определение размера платы за размещение нестационарного торгового объекта

8. Размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, заключенному по результатам торгов, проводимых в форме открытого аукциона, и Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору без проведения торгов, определяется по формуле:

Пд = A / 365 * Т, где:

Пд - размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта по Договору, рублей;

Т - период размещения нестационарного торгового объекта по Договору, количество дней;

A - размер Платы по Договору в год, рублей/в год;

365 - показатель, учитывающий количество дней в году.

Размер Платы по Договору в год определяется по следующей формуле:

A = СУКСЗУ * %КС / 100% * S, где:

СУКСЗУ - средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальному образованию городу Кургану, соответствующий виду разрешенного использования для размещения объектов торговли, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Курганской области, рублей/кв. м;

%КС - процент кадастровой стоимости для размещения нестационарного торгового объекта, установленный в размере 30%;

S - общая площадь места размещения нестационарного торгового объекта, кв. м.

9. Плата за размещение нестационарного торгового объекта по Договору вносится Субъектом торговли равными долями ежемесячно, не позднее 10 дней по окончании каждого месяца (за исключением 12-го месяца, плата за который вносится не позднее 10 декабря текущего года) на расчетный счет, указанный в Договоре. По согласованию с Уполномоченным органом, определенным Решением Курганской городской Думы от 26.11.2014 N 214 "Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана" , допускается оплата в размере, превышающем ежемесячный платеж.

10. В случае изменения среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальному образованию городу Кургану, соответствующего виду разрешенного использования для размещения объектов торговли, установленного в соответствии с постановлением Правительства Курганской области, определенный согласно настоящей Методике размер Платы за размещение нестационарного торгового объекта пересчитывается Уполномоченным органом в одностороннем порядке и действует с момента его изменения без подписания дополнительных соглашений к договору.

Вопрос юристу (онлайн): Имеет ли право Администрация своим норм. правовым актом при установлении платы на размещение нестационарного торгового объекта, увеличить стоимость в 10 раз по сравнению с платой по договору аренды на земельный участок, при этом площадь земельного участка одинакова и место нахождение тоже?

Т.е. ранее оформляя земельный участок под павильоном 20 кв.м. аренда земли составляла 2 т.р, сейчас по договору на размещение нестационарного торгового объекта она составляет 25,3 т.руб.

Юридическая консультация:

В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Закона N 131-ФЗ).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Таким образом, вопросы размещения нестационарных торговых объектов отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

К сожалению, в вопросе не указан муниципалитет, в котором ведёт свою деятельность автор. Например в городе Перми, порядок размещения НТО урегулирован Положением, утверждённым Решением Пермской городской думы № 27 от 01.03.2011 (с последующими изменениями).

Нестационарные торговые объекты на территории города Перми размещаются на конкурсной основе - по результатам торгов. Начальная цена права на заключение Договора устанавливается в размере платы за размещение нестационарного торгового объекта за год.

Плата за размещение (в рублях за один месяц) определяется по следующей формуле:

ПР = уКС x S x 12% / 12,

где:

ПР - плата за размещение,

уКС - удельный показатель кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края, утвержденный нормативным правовым актом Пермского края (руб./кв. м),

S - площадь нестационарного торгового объекта.

Таким образом, районная (городская) администрация, как орган местного самоуправления вправе принимать нормативные акты о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в т.ч. методике определения платы за их размещение.

Напомним, что новая редакция нормативных актов распространяется на договоры, заключенные после вступления в силу этих актов.

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ " " (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – ) . Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Объем полномочий органов местного самоуправления . Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в , – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков , можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования . Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек () фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова , в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов , требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " "), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в , но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов . Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко .

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли . Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

______________________________

С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 " " и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.