Последние статьи
Домой / Прописка / Вопрос. Оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

Вопрос. Оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

16.06.2015

Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения (работников организаций) и действия по ним.

Учебные вопросы:

  1. Организация оповещения населения городского округа город Воронеж об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.
  2. Предупредительный сигнал «Внимание всем!», его предназначение и способы доведения до населения. Действия населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий населения по ним.
  3. Сигналы оповещения ГО, установленные на территории РФ в военное время, возможные способы доведения и действия населения по ним.
  4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН).
  5. Памятки: «Действующие системы информирования и экстренного оповещения населения об угрозе или возникновении ЧС», «Оповещение».
  6. Оповещение работников организации в случае возникновения ЧС на территории организации (разрабатывается в организации самостоятельно).

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в новой редакции от 28.12.2013 № 404-ФЗ) одной из основных задач в области гражданской обороны является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В целях решения этой задачи совместным Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства информационных технологий и связи, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25.07.2006 № 422/90/376 утверждено «Положение о системах оповещения населения».

Напомним некоторые термины:

РСЧС : Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. На территории городского округа город Воронеж создано Воронежское городское звено единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ВГЗЧС.

Постоянно действующим органом управления РСЧС на муниципальном уровне является орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. На территории городского округа город Воронеж – это МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа» по адресу ул. Платонова, 25. Руководитель - С.И. Хомук.

Координационным органом управления РСЧС на муниципальном уровне является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) органов местного самоуправления. Возглавляет комиссию руководитель ОМС или его заместитель. На территории города Воронежа создана КЧС и ОПБ городского округа город Воронеж. Председателем КЧС и ОПБ в Воронеже является первый заместитель главы администрации городского округа город Воронеж по городскому хозяйству С.А. Крючков.

Органом повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне является единая дежурно-диспетчерская службы (ЕДДС) муниципальных образований. На территории городского округа город Воронеж создана ЕДДС города в составе МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа». Телефоны: городской – 222-33-12, сотовый – «112» бесплатно.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Оповещение населения о ЧС - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Система оповещения – это совокупность средств и способов доведения до органов управления, сил ГО ЧС и населения распоряжений и сигналов, предназначенных для оповещения об опасности.

Информирование населения о ЧС - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших ЧС, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Сигналы оповещения - специальные сигналы, предназначенные для оповещения об опасности.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

В соответствии с «Положение о системах оповещения населения» системы оповещения создаются:

  • на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
  • на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
  • на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
  • на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

1. Организация оповещения населения городского округа город Воронеж об угрозе возникновения или о возникновении ЧС

Местная система оповещения, созданная на территории городского округа город Воронеж

Основной задачей местной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

  • - руководящего состава ГО и ВГЗЧС;
  • - специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны, в соответствии с п.13 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в новой редакции от 15.02.2014 № 109);
  • - дежурно-диспетчерских служб (ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;
  • - населения, проживающего на территории города.

Порядок выполнения основных задач, возложенных на местную систему оповещения:

Доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и ВГЗЧС осуществляется дежурной сменой единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) по указанию руководителя МКУ «Управление по делам ГОЧС г. Воронежа» посредством использования каналов городской телефонной сети (ГТС) проводной связи по имеющимся спискам.

В целях сокращения времени оповещения планируется применение автоматизированной системы оповещения (АСО-8), которая позволяет оперативно оповестить целевые группы людей по телефонным каналам посредством передачи речевого сообщения на любой тип телефонов.

Доведение информации и сигналов оповещения до специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории города с использованием «прямых» каналов телефонной связи и стационарных приемников оповещения (основной способ), каналов ГТС (резервный способ).

Доведение информации и сигналов оповещения до дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты, посредством использования каналов ГТС.

Доведение информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории городского округа город Воронеж, посредством использования действующих радиовещательных и телевизионных станций, с помощью местной автоматизированной системы централизованного оповещения населения г. Воронежа, а также с использованием мобильной связи (МТС, Билайн, Мегафон).

Функциональные возможности местной автоматизированной системы оповещения позволяют осуществить пейджинговое информирование и оповещение руководителей муниципальных организаций социальной сферы, а также оповещение и информирование городского населения с помощью разворачиваемого комплекса технических средств оповещения по радиоканалу (КТСО-Р), оборудование которого предназначено для звукового оповещения населения при возникновении масштабной чрезвычайных ситуаций.

Локальные системы оповещения

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий, в настоящее время создаются, так называемые, локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий и организаций, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все организации объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (областной) системы централизованного оповещения.

Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер ДДС организации сам принимает решение и немедленно подаёт сигнал. Первоначально он включает электросирены и выносные акустические установки (ВАУ) объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает предупредительный сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке. Для предупреждения населения могут применяться и подвижные звукоусилительные станции. Локальная система должна включаться очень быстро, с тем, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

ОКСИОН – организационно-техническая система, объединяющая аппаратно-программные средства обработки, передачи и отображения аудио и видеоинформации в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и охраны общественного порядка, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о ЧС и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

Целью ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при угрозе и возникновении ЧС, а также реабилитации пострадавших в результате ЧС людей путем внедрения современных технических СМИ.

Основные задачи ОКСИОН:

  • повышение уровня подготовленности населения в области защиты от ЧС;
  • повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

Для решения поставленных задач и обеспечения заданной совокупности функциональных возможностей, в состав ОКСИОН включены следующие структурные элементы:

  1. информационные центры различного уровня;
терминальные комплексы, такие как:
  1. пункты уличного информирования и оповещения населения (ПУОН),
  2. пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН),
  3. мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН);
  4. распределенные автоматизированные подсистемы;
  5. другие средства информирования и оповещения населения.

В составе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещения населения:

наружные (располагаемые вне помещений) светодиодные экраны, внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные (жидкокристаллические) панели, устройства типа «бегущая строка», и другие.

Для размещения технических средств информирования рекомендуются следующие места (участки):

  • основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
  • аэропорты – два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к нему) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
  • железнодорожные вокзалы – два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
  • гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. кв. м. – два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри гипермаркета;
  • станции метрополитена – два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции метрополитена и количества выходов;
  • центральные площади городов – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские стадионы – два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские рынки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • городские автовокзалы – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
  • городские пляжи – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
  • городские парки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
  • пассажирский транспорт – одно и более места по возможности «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
  • ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажирского транспорта и остановочные павильоны;
  • иные места массового пребывания людей.

Для информирования населения города Воронежа по вопросам безопасности жизнедеятельности размещены 1 ПУОН (на ул. Кольцовская, 45 около здания Главного Управления МЧС по Воронежской обл., представляющий собой светодиодный экран) и 13 ПИОН-ов, представляющих собой плазменные панели и устройства «бегущая строка».

Пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей расположены:

  • в торговых центрах: «Аксиома», «Юго-Запад»;
  • в здании Центрального автовокзала;
  • в учебных заведениях:

ВГУ (в 4 корпусах по адресам Университетская площадь 1,

ул. Ленина 10А, Московский пр-т 88, ул. Хользунова 40А);

Воронежский государственный университет инженерных технологий;

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко;

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет;

  • в здании Правительства Воронежской области.

Терминальные комплексы функционируют в автоматическом режиме.

Охват населения города Воронежа терминальными комплексами ОКСИОН ежедневно составляет около 170 тыс. чел., это более 60%.

2. Предупредительный сигнал «Внимание всем!», его предназначение и способы доведения до населения. Действия населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий населения по ним

Своевременное оповещение населения о надвигающейся опасности, о создавшейся в зоне опасности обстановке, а также информирование о порядке поведения в условиях чрезвычайных ситуаций является одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Основной способ оповещения населения об опасностях – это передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС через радиовещательные и телевизионные передающие станции.

Современная система оповещения предполагает также отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на мобильных устройствах (телефоны, компьютеры) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

В исключительных, не терпящих отлагательства случаях, допускается передача, с целью оповещения, кратких речевых сообщений способом прямой передачи или воспроизведения аудиофайла непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных ЕДДС органов повседневного управления РСЧС.

Предупредительный сигнал «Внимание всем!» принят в системе гражданской обороны 02 января 1989 года для оповещения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях войны.

Для оповещения было решено использовать звук сирены. Поэтому с тех пор завывание электросирен означают предупредительный сигнал «Внимание всем!», а не «Воздушная тревога», как это предусматривалось прежде.

Таким образом, предупредительный сигнал «Внимание всем!» (звучание сирен) применяется как в мирное, так и в военное время и дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района, области. После звуковых сигналов до населения по существую¬щим средствам радио- и телевещания доводится информация, состоящая, как правило, из экстренного сообщения и речевой информации.

С получением сигнала «Внимание всем!» все население и персонал организаций, учреждений, предприятий обязаны действовать по следующему алгоритму:

1) немедленно включить радио-, радиотрансляционные и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения;

2) дождаться поступления информации из средств массовой информации;

3) действовать в соответствии с полученными рекомендациями.

В течение всего времени ликвидации чрезвычайной ситуации теле- и радиоприемники должны быть постоянно включены.

В случае возникновения масштабной ЧС на территории городского округа город Воронеж для привлечения внимания населения перед речевой информацией будут включены электросирены и выносные акустические установки (ВАУ), которые будут дублироваться производственными гудками и автомобилями специального назначения (автомобили скорой помощи, полиции и др.). Гудки электросирен означают подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!», продолжительность которого составляет 2 минуты 45 секунд

В городе Воронеже установлено 157 оконечных средств оповещения, из них 75 - электросирен и 82 – выносные акустические установки.

Услышав звук электросирен, необходимо включить радио или телевизионный приемник, настроенные на местный канал вещания, для прослушивания экстренного речевого сообщения и далее действовать согласно полученной информации.

Если Вы услышали гудки электросирен находясь на улице, необходимо зайти в ближайшее здание и включить источник СМИ.

Каналы регионального телевидения:

  • ГТРК «Воронеж»
  • «Рен-ТВ – Воронеж»
  • Каналы радиовещания:
  • «Радио России» - 72,11 МГц
  • «Маяк» - 105,7 МГц
  • «Мелодия» - 71,39 МГц
  • «Дорожное радио» - 106,8 МГц
  • «Русское радио» - 104,3 МГц
  • «На семи холмах» - 101,1 МГц

Предупредительные срочные сообщения размещаются на первой странице сайтов:

Кроме того, на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж (http://www.сайт/), в разделе «Управление по делам ГО ЧС сообщает» размещаются памятки, правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Речевая информация

На каждый возможный случай чрезвычайной ситуации органами управления РСЧС готовятся варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Заранее моделируются как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. После этого составляется текст, более или менее отвечающий реальным условиям, с последующей записью его в аудиофайл и сохранением на магнитных и иных носителях информации.

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Передача информации на территории городского округа город Воронеж осуществляется оперативным дежурным ЕДДС в составе МКУ «Управление по делам ГО ЧС г. Воронежа».

Примерные тексты сообщений, передаваемые оперативным дежурным ЕДДС для информирования населения города о случившейся чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

1. При аварии на атомной станции.

Граждане! Произошла авария на Нововоронежской атомной электростанции.

Примерная речевая информация:

В связи с аварией на Нововоронежской атомной электростанции ожидается выпадение радиоактивных осадков. Населению, проживающих на улицах (названия улиц) в Левобережном районе города, необходимо в помещениях. Произвести герметизацию жилых помещений и мест нахождения домашних животных. Принять йодистый препарат. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.

  • Не паникуйте.
  • Оповестите соседей о полученной информации.
  • Если вы в квартире, вначале закройте органы дыхания платком, одеждой, затем приступите к полной герметизации квартиры.
  • Используйте ранее приготовленный йодистый препарат (йодид калия).
  • Постарайтесь предельно быстро герметизировать одно, из наиболее подходящих для этой цели, небольшое помещение. Затем приступите к герметизации помещений для животных и кормов.
  • Приведите в готовность средства индивидуальной защиты органы дыхания (фильтрующие противогазы, респираторы или ватно-марлевые повязки) и держите их постоянно при себе.
  • Для защиты поверхности тела от загрязнения радиоактивными веществами используйте спортивную одежду, комбинезоны, сапоги, полимерные накидки, куртки или плащи.
  • Если вы на улице, закройте органы дыхания платком, одеждой, постарайтесь укрыться в помещении и приступить к его герметизации. Если нет такой возможности, постарайтесь закрыть все открытые участки тела одеждой, найдите любое укрытие.

В дальнейшем действовать в соответствии с полученными рекомендациями через СМИ.

2. При аварии на потенциально опасном объекте.

Примерное экстренное сообщение:

Внимание всем! Говорит Управление по делам ГО ЧС города Воронежа.

Граждане! На заводе «NNN» произошел выброс аварийно химически опасного вещества – хлора».

Примерная речевая информация:

Облако аварийно химически опасного вещества распространяется в направлении (указывается направление). В зону химического заражения попадают улицы (перечисляются улицы). Выходить из зоны заражения необходимо в направлении (указывается маршрут выхода из зоны заражения). Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям.

Примерный порядок действия населения:

  • Внимательно прослушайте сообщение.
  • Не паникуйте.
  • Закройте органы дыхания платком, одеждой, если есть возможность, предварительно смочите их водой.
  • Оповестить соседей о полученной информации.
  • Находитесь в помещениях и проводите герметизацию помещений;

Населению, находящемуся на улицах (указывают названия улиц):

  • покинуть жилые дома, здания и организации, выйти в район (указывают, в каком направлении);
  • при движении дышать через ткань, смоченную соответствующим раствором или водой.

В дальнейшем действовать в соответствии с полученной информацией через СМИ.

Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий работников организаций после получения предупредительного сигнала «Внимание всем!» разбираются на местах с учётом специфики организации.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют возникновению слухов, кривотолков, появляются рассказы "очевидцев". Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем сама ЧС.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание электросирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при ЧС природного и техногенного характера, так и в военное. В-третьих, каждый человек может получить точную информацию о сложившейся чрезвычайной ситуации и правильно действиях при ней.

3. Сигналы оповещения ГО, установленные на территории РФ в военное время и действия населения по ним

Среди защитных мероприятий гражданской обороны особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

Известно, что своевременное оповещение населения и возможность укрытия его за 10 ÷ 15 минут после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4 ÷ 7%. Поэтому эффективность защиты населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества защитных сооружений ГО будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

Сигнал «Воздушная тревога» подается с возникновением непосредственной опасности угрозы воздушного нападения противника и означает, что удар может последовать в ближайшее время. До населения этот сигнал доводится после подачи предупредительного сигнала оповещения «Внимание всем!» при помощи сирен, радиовещания и телевидения в течение 2 ÷ 3 минут. Сигнал повторяется несколько раз и дублируется прерывистыми гудками на транспорте, а также с помощью ручных сирен, электромегафонов и других звуковых средств.

По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!».

Жители, находящиеся дома, отключают электроэнергию, газ, воду, закрывают окна. Взяв с собой средства индивидуальной защиты, одежду, документы, запас продуктов и воды, организованно направляются в закрепленное за их домом защитное сооружение ГО.

На объектах производится безаварийная остановка производства. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство – остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

Уличное движение автомобильного транспорта также прекращается.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время.

Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.

Действия по сигналу «Воздушная тревога»

На работе: Прекратить работу. Остановить все агрегаты, механизмы, отключить все виды энергосетей, водо- и газоснабжения. Организованно спуститься в убежище.

В городском транспорте (на улице): Выйти на остановке, зайти в ближайшее здание, где есть СМИ, и действовать согласно полученной информации.

Дома: Выключить освещение, нагревательные приборы, перекрыть газ, воду. Взять с собой документы, деньги, средства индивидуальной защиты, медикаменты, запас продуктов и питьевой воды. Спуститься в убежище.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» подается, если удар не состоялся или его последствия не представляют опасности для укрываемых. Для передачи сигнала используются радио и телевидение, подвижные громкоговорящие установки.

По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание! Граждане! Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!» По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) защитных сооружений ГО покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.

В городах (районах), по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, правилах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.

Действия по сигналу «Отбой воздушной тревоги»

Населению выйти из убежищ, работникам продолжить выполнять свои обязанности, прерванные сигналом «Воздушная тревога» или, в случае заражения местности выполнять указания, переданные органом управления ГО ЧС в речевом сообщении.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса и которым грозит непосредственная угроза радиоактивного заражения. Под непосредственной угрозой радиоактивного заражения понимается вероятность заражения данной территории выпадающими радиоактивными осадками в течение одного часа. Для подачи сигнала используются радиовещание и телевидение, а также другие местные технические средства связи и оповещения.

По сигналу «Радиационная опасность» необходимо принять йодистый препарат, выданный по месту работы или жительства, надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии – противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и укрыться в защитном сооружении.

Действия по сигналу «Радиационная опасность»

Все граждане должны надеть средства защиты органов дыхания, взять подготовленный запас воды и продовольствия, документы, деньги, ценности и следовать в убежища, противорадиационные укрытия, в приспособленные под укрытия подвалы, погреба, овощехранилища или в укрытия простейшего типа (щели, землянки).

Дальнейшие действия будут корректироваться органом управления ГО ЧС в зависимости от радиационной обстановки на данной территории.

Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости – и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении ГО. Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.

О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

Умение населения правильно действовать в условиях чрезвычайной ситуации и умение правильно использовать полученную информацию может сократить количество жертв до минимума. Поэтому необходимо знать сигналы оповещения ГО и уметь правильно действовать по ним.

Действия по сигналу «Химическая тревога»

Всем гражданам необходимо немедленно надеть противогазы, защитную одежду и следовать в убежища, оставаясь в нем до получения специального разрешения на выход. Все граждане, находящиеся вне убежища, должны немедленно надеть противогазы и защитную одежду и как можно скорее выйти из зараженной зоны.

4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН)

Одной из важнейших задач выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование и оповещение населения о возможной (либо уже сложившейся) обстановке, правилах поведения и способах защиты.

Информирование и оповещение населения является полномочиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций.

Основной задачей информирования и оповещения населения является обеспечение защиты населения, а целью выполнения мероприятий по оповещению населения - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации, правилах поведения и способах защиты в данной ситуации.

Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения данных об угрозе должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите населения:

инженерной (укрытие населения в защитных сооружениях, зданиях),

радиационной, химической и биологической защиты (предоставление населению средств защиты органов дыхания, зрения, кожи, укрытие в противорадиационных укрытиях и т.д.),

эвакуационных мероприятий в безопасные районы и т.д.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организациями для выполнения полномочий по оповещению населения разрабатываются планы гражданской обороны и защиты населения, а также планы действий по защите населения и территорий, где предусматриваются все виды мероприятий по защите населения.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» и Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (в новой редакции от 08. 03.2015 N 38-ФЗ) была разработана и принята «Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» (протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.06.2013 № 4).

Целью создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) является сокращение людских потерь и уменьшение материального ущерба от ЧС природного и техногенного характера за счет своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне такой ситуации, сигналов оповещения и информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • - разработать предложения по совершенствованию нормативных, правовых и методических основ для создания новых и совершенствования действующих программно-технических комплексов систем оповещения интегрированных с системами мониторинга опасных природных и техногенных явлений на всех уровнях;
  • - осуществить модернизацию существующих систем оповещения на основе современных (перспективных) программно-технических комплексов, обеспечивающих сопряжение с системами мониторинга ЧС природных явлений и техногенных процессов для гарантированного оповещения населения в автоматическом режиме;
  • - осуществить внедрение современных информационных технологий, электронных средств массовой информации для оповещения и информирования населения об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения;
  • - обеспечить определение (уточнение) регламентов межведомственного взаимодействия при эксплуатации комплексной системы экстренного оповещения населения;
  • - обеспечить сопряжение стационарных и мобильных элементов систем оповещения;
  • - обеспечить сопряжение подсистем различных уровней и компонент системы оповещения для функционирования в автоматизированном режиме.

КСЭОН функционирует в составе действующих систем оповещения населения и представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

КСЭОН принципиально отличается от уже существующих систем оповещения населения:

  • системы оповещения населения сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме;
  • обеспечено комплексное использование в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;
  • система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.

При срабатывании КСЭОН органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организации обязаны, при необходимости, принять дополнительные меры по оповещению и доведению информации до населения через действующие системы оповещения населения, непосредственное задействование которых осуществляется органами повседневного управления РСЧС субъекта Российской Федерации по решению координационного органа (КЧС и ПБ) соответствующего уровня.

Общее время доведения сигналов и экстренной информации оповещения до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера по автоматизированным системам оповещения населения:

  • на региональном и муниципальном уровнях - не более 5 минут;
  • на объектовом уровне - не более 1 минуты.

В перспективе система КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.

В соответствии с решением рабочей группы Воронежской области от 19.07.2013г., по организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», все руководители потенциально опасных объектов Воронежской области провели работу по оснащению объектов системами мониторинга и сопряжению их с локальными системами оповещения с выводом информации на ЕДДС муниципальных районов.

На сегодняшний день на территории Воронежской области созданы:

  • 1 зона оповещения при аварии на Нововоронежской АЭС (НВАЭС);
  • 49 зон оповещения при аварии на ОАО «Трансаммиак» полностью готовы и сопряжены с региональной автоматизированной системой центрального оповещения (РАСЦО);
  • 8 зон оповещения при авариях на химически опасных объектах полностью готовы и сопряжены с РАСЦО;
  • 1 зона оповещения при авариях на потенциально опасных объектах городского округа города Воронеж;
  • 4 зоны оповещения при авариях на городской телефонной сети (ГТС);
  • 73 зоны оповещения при угрозе лесных пожаров.

СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

Информирование населения организуется и осуществляется в целях доведения до населения информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведения пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Информирование населения в отличие от оповещения населения не требует немедленного принятия мер по защите населения и, согласно законодательству Российской Федерации, является обязанностью всех федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций и осуществляется с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.

Непосредственное информирование населения осуществляется по средствам массовой информации и по иным каналам.

Для информирования населения через СМИ ежегодно проводится аккредитация средств массовой информации: телекомпаний; радиокомпаний; информагентств; печатных изданий. В рамках заключенных соглашений аккредитованные СМИ размещают информационные сообщения в телеэфире в новостных блоках и репортажах, по бегущей строке, в эфире радиостанций и на Интернет сайтах информагентств, в печатных изданиях.

Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения. Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования.

В настоящее время на территории РФ используются следующие информационные системы:

1. ОКСИОН: общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят:

  • информационные центры,
  • пункты уличного информирования и оповещения населения на основе светодиодных экранов,
  • пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, например плазменные панели и устройства типа "бегущая строка",
  • мобильные комплексы информирования и оповещения населения.

ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности, для доведения информации о правилах безопасного поведения в сложившихся ситуациях.

2. СЗИОНТ: система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

СЗИОНТ создается в целях обеспечения информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте с возможностью оперативной передачи информации из ЦУКС пассажирам, перевозимым транспортными компаниями по средствам радиосвязи водителям трамваев, троллейбусов, автобусов, для информирования населения через громкоговорящие системы на транспорте.

СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи.

3. Сети подвижной радиотелефонной связи (мобильной связи).

Наиболее динамично в последние годы в России развиваются сети подвижной радиотелефонной связи. Количество абонентских устройств, подключенных к сетям мобильной связи к началу 2013 года, достигло более чем 256 млн. штук, что значительно превышает количество стационарных абонентов телефонной сети общего пользования.

Основной действующей технологией в сетях мобильной связи является технология 2G - 124 тыс. базовых станций, а наиболее динамично развивается применение технологии 3G - 38 тыс. при росте за два года в 4 раза.

На долю наиболее крупных операторов ("Мегафон", "МТС" и "Билайн") приходится 82% базовых станций.

Такой значительный охват населения и территории делает сети подвижной радиосвязи привлекательными для использования в целях оповещения населения об угрозах, возникающих при ЧС природного и техногенного характера.

В настоящее время у операторов связи отсутствуют основания безвозмездно оказывать услуги по информированию населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации до момента официального объявления таковой. Оказание услуг связи для государственных и муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг связи.

4. Сети теле- и радиовещания.

Телевидение и радиовещание - наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население России, и поэтому являются одними из основных каналов информирования и оповещения населения, а перспективные системы оповещения населения должны использовать их потенциал в полном объеме.

Основу государственной системы телерадиовещания составляют Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК), Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), Федеральное государственное унитарное предприятие "Космическая связь", Федеральное государственное унитарное предприятие "Телевизионный технический центр "Останкино".

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрен переход государственного телерадиовещания на цифровой режим с построением новых и модернизацией существующих сетей государственного телерадиовещания с использованием новых технологий, в том числе для задач оперативного информирования и оповещения населения.

Это позволит обеспечить гарантированное и адресное оповещение, а также информирование населения на всей территории Российской Федерации. С этой целью необходимо развитие сети УКВ радиовещания в сельской местности, сохранение и поддержание в готовности действующих сетей проводного вещания для применения в системах оповещения населения, привлечение к решению задач оповещения и информирования населения частных (муниципальных) телерадиовещательных компаний, в том числе путем заключения с ними соответствующих соглашений о взаимодействии при угрозе и возникновении ЧС.

5. Сети фиксированной телефонной связи.

Несмотря на бурное развитие в последние годы сетей подвижной телефонной связи, сети фиксированной телефонной связи по-прежнему широко распространены на всей территории страны, но для задач информирования и оповещения используются ограниченно, в основном для оповещения с помощью автоинформаторов руководителей и сил реагирования. С внедрением на сетях новых программных коммутационных систем (типа soft-switch) потенциальные возможности эффективного оповещения значительно возрастают для данного вида связи. Необходимо проведение поисковых исследований для разработки технических решений для информирования и оповещения населения по сетям фиксированной телефонной связи и разработка соответствующих нормативов.

6. Интернет.

Учитывая тенденцию к расширению возможностей беспроводных технологий указанной сети и прогнозируемый дальнейший рост числа пользователей, Интернет представляет несомненный интерес для использования в качестве канала распространения сообщений оперативного информирования и оповещения населения, но на данный момент его потенциал задействуется крайне ограниченно.

Оповещение населения Санкт-Петербурга об угрозе возникновения или о

возникновении чрезвычайных ситуаций

Айол Алексей Андреевич, преподаватель

Государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным

ситуациям»

(г. Санкт-Петербург)

В статье рассматриваются вопросы организации и порядок оповещения населения Санкт-Петербурга об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: гражданская оборона, речевая информация, оповещение населения, сигнал оповещения, доведение информации, информирование населения.

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы спасти человека, обеспечить его безопасность в современном мире, прежде всего, нужно своевременно донести до него информацию о тех опасностях, которые ему угрожают. Если человек не знает об опасностях, в зоне воздействия которых он может оказаться или уже оказался, он будет полностью беззащитен перед стихией. Какие бы усилия не прилагались бы государством и его специальными сотрудниками, человек, не имеющий сведений об окружающих его опасностях, практически гарантированно окажется пораженным в чрезвычайной ситуации , или как минимум пострадавшим .

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях является необходимой мерой безопасности, которая позволяет защитить жителей любого населенного пункта от негативных последствий какой-либо аварии или же разрушительного воздействия, вызванного влиянием различных факторов.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите .

Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе. Для этого могут использоваться различные средства проводной, радио-, телевизионной и интернет связи.

Для своевременного решения этой проблемы в Российской Федерации на различных территориальных уровнях создаются системы оповещения населения. Система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения .

Отсутствие или неработоспособность систем может привести к самым негативным последствиям, вплоть до гибели людей. В ночь на 7 июля 2012 года сильнейший паводок затопил 7,2 тысячи жилых домов в трех городах (Геленджик, Крымск, Новороссийск) и ряде поселков Краснодарского края. Были нарушены системы энерго-, газо- и водоснабжения, автомобильное и железнодорожное движение. Сильный ливень начался в регионе 6 июля. За несколько часов выпала пятимесячная норма осадков. В Геленджике был введен режим чрезвычайной ситуации, в зоне подтопления оказались порядка тысячи придворовых территорий. Основной удар стихии произошел в 3 часа ночи, когда все спали. За десять минут уровень воды поднялся на нескольких метров, первые этажи домов были полностью затоплены. В результате катастрофы погибли 172 человека. Больше всего жертв было в Крымске и Крымском районе - 153 человека, в Геленджике погибли 12 человек, в Новороссийске - трое. За медицинской помощью, по данным МЧС, обратилось 1137 человек, было госпитализировано 194 человека, в том числе 26 детей. Полностью утратили имущество 29 тысяч человек, частично - более 5,5 тысячи. Ущерб от наводнения, по оценке властей Краснодарского края, составил не менее 20 миллиардов рублей. Около 1,7 тысячи домов были полностью разрушены. Более 6,7 тысячи жилых домов общей площадью почти 520 тысяч квадратных метров нуждались в капитальном ремонте. Пострадавшими от наводнения были признаны более 70 тысяч человек. Во время ливней произошел перелив отходов нефтепродуктов из двух открытых резервуаров ОАО «Черномортранснефть» в Цемесскую бухту Новороссийска. Ущерб от попадания нефтепродуктов в реку Адагун (Крымск) и Цемесскую бухту Новороссийска составил не менее 60 миллионов рублей .

Сегодня государство уделяет повышенное внимание вопросам оповещения населения об угрозах возникновения различного рода опасностей. Так, например, с июля 2018 года все органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны сообщать населению о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов .

Санкт-Петербург – важнейший научный, промышленный центр и транспортный узел Северо-Запада России, к которому подходят 12 железнодорожных и 5 автомобильных магистралей. Город занимает территорию 1439 кв. км. И делится на 19 административных районов, в которых 111 муниципальных образований.

На территории города расположено 38 химически опасных, более 100 взрыво- и пожароопасных объектов экономики, проложено 1282 км газопроводов среднего и высокого давления, которые имеют 88 точек пересечения с автомобильными и железнодорожными магистралями.

На расстоянии 50 км. От линии жилой застройки Санкт-Петербурга расположена Ленинградская атомная электростанция.

Для Санкт-Петербурга характерны такие стихийные бедствия, как наводнения, ураганы и снежные заносы .

В Санкт-Петербурге вопросам оповещения населения уделено повышенное внимание. Так в 2012 году Правительство Санкт-Петербурга приняло решение создать системы оповещения населения в Санкт-Петербурге:

На региональном уровне - региональную автоматизированную систему централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга (далее - РАСЦО) и комплексную систему экстренного оповещения населения Санкт-Петербурга об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН);

На объектовом уровне - локальные системы оповещения (далее - ЛСО) и КСЭОН объектового уровня в зонах экстренного оповещения населения на территории Санкт-Петербурга.

КСЭОН Санкт-Петербурга - это элемент систем оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в зонах экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Основная задача систем оповещения в Санкт-Петербурге – обеспечить своевременное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Санкт-Петербургская подсистема РСЧС) и населения Санкт-Петербурга об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

РАСЦО Санкт-Петербурга позволяет быстро и качественно передавать информацию руководящему составу гражданской обороны Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территории Санкт-Петербурга от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того информация сообщается оперативным дежурным дежурных служб Губернатора Санкт-Петербурга и администраций районов Санкт-Петербурга, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, ДДС специально подготовленных сил и средств Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС, ДДС объектов (организаций), подключенных к РАСЦО. Также необходимая информация доводится до всего населения Санкт-Петербурга.

Сегодня РАСЦО Санкт-Петербурга это организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил Санкт-Петербургской подсистемы РСЧС и населения Санкт-Петербурга. Комплекс технических средств РАСЦО (далее - КТС РАСЦО) состоит из следующих подсистем:

Подсистема управления и каналов связи;

Подсистема электросиренного оповещения;

Подсистема речевого оповещения на базе абонентской сети и сети уличных громкоговорителей проводного вещания Санкт-Петербурга;

Подсистема оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций в Санкт-Петербурге;

Подсистема задействования систем оповещения объектов, сопряженных с РАСЦО;

Автоматизированные подсистемы оповещения по телефонным линиям;

Подсистема задействования специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - СТСО);

Другие подсистемы задействования комплексов технических средств и информационных технологий, используемых для оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях.

Для обеспечения резервирования и устойчивого функционирования РАСЦО в подсистеме управления и каналов связи разрешается использовать инфраструктуру Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, каналы передачи данных сетей операторов подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи на территории Санкт-Петербурга.

Основной способ оповещения населения в Санкт-Петербурге - передача сигналов оповещения и речевой информации с использованием систем оповещения всех уровней.

Передача сигналов оповещения и речевой информации осуществляется по каналам операторов связи Санкт-Петербурга, сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через сеть уличных громкоговорителей проводного вещания, радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов телерадиовещания Санкт-Петербурга, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Для передачи сигналов и информации оповещения могут использоваться сети операторов подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».

Распоряжения на задействование систем оповещения о чрезвычайных ситуациях отдаются:

РАСЦО и КСЭОН регионального уровня - Губернатором Санкт-Петербурга;

ЛСО и КСЭОН объектового уровня - руководителем организации.

Организации, привлекаемые к оповещению населения Санкт-Петербурга:

Обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи, средств проводного и телерадиовещания, используемых при оповещении населения, находящихся у них на праве собственности (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления) или принятых на эксплуатационно-техническое обслуживание;

Обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

Разрабатывают, согласовывают с Комитетом по информатизации и связи и Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу, утверждают инструкции подведомственных им дежурных служб по обеспечению оповещения населения Санкт-Петербурга;

Определяют по заявкам Комитета по информатизации и связи перечень каналов, средств связи, проводного и телерадиовещания, предназначенных для оповещения, а также производят запись речевых сообщений для оповещения населения на соответствующие носители информации;

Участвуют в проведении технических проверок готовности систем оповещения.

Организации независимо от организационно-правовых форм, расположенные на территории Санкт-Петербурга:

Своевременно оповещают работников организации и населения, находящихся на подведомственной территории, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

Создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов в установленном порядке;

Предоставляют возможность установки на подведомственной территории оборудования линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО;

Обеспечивают физическую сохранность линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО, установленного на подведомственной территории;

Осуществляют взаимодействие и обеспечивают допуск представителей организации, проводящей эксплуатационно-техническое обслуживание линейно-кабельных сооружений проводного радиовещания и КТС РАСЦО;

Участвуют в проведении технических проверок готовности РАСЦО;

Устанавливают СТСО, обеспечивают проведение мероприятий и работ по их сопряжению с РАСЦО, поддержанию в готовности и эксплуатационно-техническому обслуживанию.

При возникновении необходимости оповещения населения Санкт-Петербурга старший оперативный дежурный федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу» (далее - дежурный Центра) докладывает об этом начальнику Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу) и сообщает ему проект текста необходимого речевого сообщения для оповещения населения Санкт-Петербурга. Типовые записи речевых сообщений хранятся в печатном виде и на магнитных носителях на объекте 48 и у дежурного Центра.

Информацию о возможном задействовании региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Санкт-Петербурга дежурный Центра незамедлительно передает в дежурную службу объекта 48.

Начальник Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу докладывает Губернатору Санкт-Петербурга о необходимости задействовать РАСЦО и действует по его указанию. При этом утверждается текст речевого сообщения для оповещения населения Санкт-Петербурга о складывающейся обстановке и необходимых действиях.

Дежурный Центра, получив указание на оповещение от начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, отдает команду на включение РАСЦО и сообщает утвержденный текст речевого сообщения дежурному по центральной станции оповещения объекта 48.

Дежурный центральной станции оповещения объекта 48 отдает указание о задействовании РАСЦО должностным лицам дежурных служб организаций, привлекаемых к оповещению населения Санкт-Петербурга. По указанию дежурного центральной станции оповещения объекта 48 в соответствии с утвержденными инструкциями должностными лицами дежурных служб осуществляются непосредственные действия по задействованию РАСЦО:

Подсистемы электросиренного оповещения;

Подсистемы речевого оповещения;

Подсистемы оперативного задействования каналов радиовещательных и телевизионных станций;

Подсистемы задействования систем оповещения объектов, сопряженных с РАСЦО.

Общую координацию по времени и контроль задействования подсистем РАСЦО осуществляет дежурный по центральной станции оповещения объекта 48.

В целях привлечения внимания населения Санкт-Петербурга перед передачей речевой информации осуществляется включение электромеханических сирен и других сигнальных средств для подачи предупредительного сигнала «Внимание всем!». По этому сигналу население и сотрудники организаций (объектов) обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации расположенные на территории Санкт-Петербурга системы оповещения всех уровней. Во всех случаях использования систем оповещения с включением электромеханических сирен до населения Санкт-Петербурга немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного и телерадиовещания.

Речевая информация оповещения длительностью не более пяти минут передается населению Санкт-Петербурга с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации оповещения.

Разработанный порядок оповещения населения на сегодняшний день позволяет максимально эффективно задействовать технические, экономические и человеческие резервы Санкт-Петербурга для обеспечения комплексной безопасности всех жителей региона, а также иных граждан, которые временно могут находиться на территории Санкт-Петербурга.

Список литературы:

    ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий;

    Федеральный закон от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

    ГОСТ Р 55201-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства;

    Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

    Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 августа 2012 года № 798 «Об организации оповещения населения Санкт-Петербурга о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени».

Пораженный в чрезвычайной ситуации; пораженный в ЧС: Человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации.

Пострадавший в чрезвычайной ситуации; пострадавший в ЧС: Человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

"Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций" (принята протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и...

7. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

7. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в настоящее время развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН).

Предполагается, что КСЭОН будет функционировать в составе действующих систем оповещения населения и представлять собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления РСЧС и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

КСЭОН принципиально будет отличаться от уже существующих систем оповещения населения тем, что:

Системы оповещения населения будут сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск будет осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС;

Будет обеспечено комплексное использование в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;

Система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.

Организация функционирования КСЭОН предполагается в составе территориальных подсистем РСЧС.

Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения данных об угрозе возникновения или возникновения ЧС природного или техногенного характера должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий по защите населения (инженерной, радиационной, химической и биологической защиты, проведение эвакуационных мероприятий и другие).

В соответствии с утвержденным планом реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522, создание КСЭОН в составе территориальной подсистемы РСЧС должно включать в себя 3 основных этапа, проводимых в течение 2013 года.

На первом этапе предполагается:

формирование и определение актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, исходя из известных и существующих угроз природного и техногенного характера;

разработка научно-технических и организационных решений по сопряжению существующих систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС в целях создания КСЭОН;

определение источников финансирования мероприятий по созданию и модернизации систем оповещения населения, их сопряжению с системами мониторинга и прогнозирования;

принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового документа о реализации на территории субъекта мероприятий по созданию КСЭОН;

включение в документы территориального планирования вопросов, связанных с определением (уточнением) территорий, где требуется создать КСЭОН.

Второй этап предполагает:

приведение локальных и местных систем оповещения населения в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы их создания;

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

В целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) создать до 1 января 2014 года комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и организацию ее функционирования в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по модернизации существующих систем оповещения населения и их подготовке к использованию в составе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный электронный
текст НТЦ "Система"